ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИ-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА КОМПЕТЕНОСТНОГО ПОДХОДА В 13 СИСТЕМЕ СК-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Компетентностный подход в образовании: сущность, 13 понятие, основные трактовки
1.2 СК-деятельность как технология продвижения
политики компетентностного подхода в образовании 24
1.3 Нормативно-правовое обеспечение как СК-технология
реализации компетентностного подхода в образовании 39
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ФОРМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ СТЕЙКХОЛДЕРОВ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С
ПРИМЕНЕНИЕМ СК-ТЕХНОЛОГИЙ 48
2.1 Предпроектный анализ новых форм взаимодействия бизнеса и органов власти в системе высшего образования 48
2.2 Формулировка концепции проекта «Организация и
проведение форсайт-сессии основных стейкхолдеров системы высшего образования по теме «Реформирование системы образования: проблемы и перспективы
компетентностного подхода» 72
2.3 Разработка программы форсайт-сессии основных
стейкхолдеров системы высшего образования
«Реформирование системы образования: проблемы и перспективы компетентностного подхода» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
ОК-менеджмент и ОК - технологии в последнее время - одни из самых актуальных и широко обсуждаемых явлений российской действительности. Процесс взаимодействия бизнеса и власти имеет тенденцию к институционализации, в связи с чем, формируется потребность в появлении новых профессий (ОК-специалистов, лоббистов), которые призваны взаимодействовать с государственным сектором.
В российской образовательной системе постепенно укореняется и получает в образовании все больший статус термин «компетентностный подход» (обучение на основе компетенций), продвижение которого возможно посредством применения новых ОК-технологий.
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена рядом обстоятельств:
1) В связи с появлением новых механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти в контексте продолжающихся преобразований в современной России (особенно в высшей школе), возникновением новых форм коммуникаций бизнеса и власти (ОК), (что подразумевает все виды контактов, складывающихся между институтами гражданского общества, бизнеса и государства и продвижение их интересов в политическую сферу). Ключевым при описании участия бизнеса в политических процессах стала концепция функционирования заинтересованных групп, групп давления, а также связанная с ними проблематика лоббирования (в т.ч. лоббизм в образовании);
2) на современном этапе общественного развития,
характеризующегося динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на место и роль современного выпускника вуза: происходит смена образовательной парадигмы, переосмысление и разработка новых ценностей, целей, форм и методов обучения, осуществляется внедрение компетентностного подхода в образовании.
Цель работы - выделить основные методологические основания ОЯ- деятельности, методологические основания реализации компетентностного подхода в образовании, а также рассмотреть возможность эффективного применения ОЯ-технологий в реализации компетентностного подхода в образовании.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить источники и научную литературу, касающуюся современного состояния ОЯ в России и оснований методологии ОЯ- деятельности;
2. изучить источники и научную литературу, касающуюся вопросов сущности и основных трактовок понятий «компетенция» и «компетентность», а также особенностей реализации компетентностного подхода в современном российском образовании через ОЯ-технологии;
3. рассмотреть нормативно-правовые документы, касающиеся оптимизации процесса внедрения компетентностного подхода в систему российского образования через ОЯ- технологии;
4. разработать проект по разработке и внедрению новых форм взаимодействия основных стейкхолдеров системы образования с органами власти по продвижению компетентностного подхода.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются технологии ОЯ-
деятельности.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ - продвижение
компетентностного подхода в образовании посредством ОЯ-технологий.
Проблема. Внедрение компетентностного подхода воспринимается достаточно критически (как и все реформы, производимые в образовании в течение последних двух десятилетий) как со стороны научного сообщества, так и со стороны потребителей образовательных услуг, что затрудняет исследование, разработку и применение ОЯ-технологий в продвижении такого важного элемента системы образования как компетентностный подход.
Теоретико-методологическую базу исследования составили положения теории политической коммуникации (Ж.-М. Коттрэ, О.Яррен, П.Донгенс, К Дойч, Д.Истон и др.),1 теории менеджмента, в т.ч. риск- менеджмента (Марцинковский Д.А., Асташкина Т.А. и др.)2, теории стейкхолдеров (Акофф Р., Фримен Р.3 и др.). Для решения отдельных задач использовались идеи системного (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, М.А. Данилов, Н.В. Кузьмина и др.),4 компетентностного (Зимняя И.А., Татур Ю.Г., Хуторской А.В. и др.)5 подходов, а также научные работы, посвященные изучению вопросов сущности понятий компетентности и компетенции - Э.Ф. Зеера, А.С. Белкина, А.В. Хуторского, И.А. Зимней и др. Для решения поставленных задач использован комплекс методов:
• теоретические методы: анализ педагогической литературы, нормативно-правовых документов, экспертных интервью педагогических и управленческих работников вузов, вузовской документации и ФГОС ВО по некоторым направлениям подготовки. Для решения задач исследования были применены также методы системного анализа, анализа документальных источников и контент-анализ;
• при разработке программы форсайт-сессии для основных стейкхолдеров системы образования применялся метод проектов;
• эмпирическая база исследования основывается на конкретно социологическом методе контент-анализа материалов научной периодики, а изучении результатов социологических исследований статистических отчетов...
В результате исследования материалов 1 главы «Теоретикометодологические основания анализа компетентностного подхода в системе GR-деятельности» были рассмотрены различные подходы к трактовке понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход», проанализированы различные подходы к трактовке понятия GR и основные GR-технологии, позволяющие установить взаимодействие между бизнесом и государством, практическое применение которых напрямую определяет GR- деятельность.
Мы пришли к следующим выводам:
• компетентностный подход связан с изменениями в характере и содержании рынка труда и образования в целом. Его развитие направлено на создание условий для интеграции образования и обучения в их соответствии с потребностями рынка труда;
• на сегодняшний день в РФ отсутствует эффективное взаимодействие между основными стейкхолдерами в образовательной среде, что обусловлено расплывчатостью требований к компетенциям работников и отсутствием разработанных форм и методов ведения интерактивного диалога между сторонами;
• внедрение компетентногостного подхода будет более эффективным при использовании GR-технологий: медиарилейшнз, экспертное сообщество, форсайт-технология и лоббизм.
В практической главе магистерской диссертации представлен разработанный проект по организации и проведении на базе Уральского федерального университета форсайт-сессии для основных стейкхолдеров системы образования «Реформирование системы образования: проблемы и перспективы компетентностного подхода».
Специфичность связей с органами власти, а, следовательно, необходимость выделения и применения отдельных технологий GR обусловлено следующими факторами: 1) неизбежностью взаимодействия с органами власти; 2) тем, что органы власти зачастую являются экономическими агентами организаций; 3) современным этапом исторического развития России.
Сегодня позиционирование и развитие университетов невозможно без определения лиц, заинтересованных в процессе постоянного взаимодействия с ними. Гармонизация интересов стейкхолдеров с целью их взаимодействия является важнейшим условием эффективного развития науки, экономики и гражданского общества страны. В качестве одного из механизмов, способствующих гармонизации интересов стейкхолдеров, а также поддержанию эффективного диалога между ними и государством, серьезное развитие получили СК-технологии, под которыми понимается системное взаимодействие основных стейкхолдеров с субъектами принятия политических решений. Взаимодействие основных стейкхолдеров должно начинаться с определения набора компетенций, которые будут сформированы у будущих специалистов.
По сути дела, в современных условиях должно создаваться совершенно новое партнерство вуза с различными организациями, предприятиями и структурами власти, - внутренними и внешними стейкхолдерами, имеющими прямое или опосредованное влияние. Использование проектной технологии позволяет определить конкретные направления деятельности по организации и проведению конференции на тему развития социального партнерства в профессиональном образовании; спланировать ресурсы, необходимые для реализации данной деятельности; определить ответственных за исполнение конкретных задач, просчитать возможные риски, то есть найти оптимальные варианты решения проблемы на заданном уровне качества.
Таким образом, возможность эффективного применения СК- технологий в реформировании системы высшего образования предполагает систематическое использование вузами в ходе взаимодействия с органами власти следующих СК-технологий: форсайт, экспертное сообщество, медиа- рилейшнз и лоббизм.
1. GR - связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие / Под ред. Л.В.Сморгунова и Л.Н.Тимофеевой. М.: РОССПЭН, 2012.
2. GR и лоббизм: теория и технологии / под ред. В.А. Ачкасовой, И.Е. Мантусова, О.Г. Филатовой. М.: Юрайт, 2015 315 с.
3. GR-коалиции в современной России // Политические институты и процессы в XXI веке. М., 2008
4. GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского сообщества с государством / под ред. Смаргунова Л., Тимофеевой Л. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012 С. 12.
5. Wolpe B.C. and Levine B.J. Lobbing congress: How the systems Works, second edition. Washington: Congressional Quarterly Inc. 1996, 206 с.
6. Автономов А. Экспертиза проекта Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». М. 1995.
7. Агранович М.Л. Чего ждут стейкхолдеры от довузовского профессионального образования? // Журнал руководителя управления образованием, 2013 №2. С.10-18.
8. Асташкина Т.А., Целуйко А.В. Актуальность риск-менеджмента на современных российских предприятиях.
9. Ачкасова В.А. Связи с правительством как фактор устойчивости //
Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации
взаимодействия / под ред. Ильичевой. М., ИНЭК, 2010. С.53-62
10. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государ
ственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем
качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
11. Барсукова С., Звягинцев В. 2006. Механизм «политического инвестирования» или Как и зачем бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь? // Полис. 2006. №2
12. Барсукова С.Ю. Теневая экономика и теневая политика: механизмы сращивания. М. 2006.
13. Бердникова Е.В Конституционно-правовые основы регулирования гражданского лоббизма // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2007. Т. 7. № 2.
14. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика,
культура. М., 2008. 384 с.
15. Богдановская И.Ю. Лоббизм и право: опыт США // Современное право, 2007. № 2...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИ-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ