РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ МУНИЦИПАЛЬНО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ПАРКА
ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 8
1.1. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА
РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 8
1.2. МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ... 16
1.3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СПОРТЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ
ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ 27
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЧАСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 37
2.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БЕРЕЗОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА 37
2.2.SWOT- АНАЛИЗ И АНАЛИЗ РИСКОВ
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 56
2.3. УСЛОВИЯ КЕЙСА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 67
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ЭКСТРИМ ПАРК «ГОРИЗОНТ» 81
3.1.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 81
3.2.ОСНОВНЫН КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 87
3.3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А - СХЕМА ЭКСТРИМ ПАРКА «ГОРИЗОНТ» 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - ЭКСТРИМ ПАРК «ГОРИЗОНТ» 111
ПРИЛОЖЕНИЕ В - ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ .. 112
В современных условиях достижение эффективного функционирования муниципального образования является труднодостижимой задачей без организации взаимодействия органов местного самоуправления и представителей бизнеса, действующих на его территории. Открываются новые возможности освоения рынков в связи с инвестиционной привлекательностью территории муниципальных образований. Среди динамично развивающихся рынков следует выделить рынок девелопмента недвижимости, в том числе строительство спортивных объектов и сооружений.
Одним из эффективных механизмов решения данной задачи является муниципально-частное партнерство (далее - МЧП).Эта форма взаимодействия органов местного самоуправления и частного бизнеса в последнее время становится одним из актуальных и современных направлений взаимовыгодного сотрудничества.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в сложившейся ситуации для многих муниципальных образований России актуальной проблемой является привлечение дополнительного финансирования в экономику территорий, особенно при решении муниципальных полномочий в развитии территории, инфраструктуры городского округа, социальной сфере.
Исходя из актуальности исследования, представляется возможным определить цель и соответствующие задачи исследования, а также объект и предмет исследования.
Целью исследования является обоснование методических положений и практических рекомендаций по формированию развития территории на основе механизма муниципально-частного партнерства для привлечения частных инвестиций на муниципальном уровне.
Задачи исследования:
1) раскрыть предпосылки перехода государственного (муниципального) и частного секторов к развитию городских территорий, а также общие экономические предпосылки данного процесса;
2) провести анализ федерального и регионального законодательства в сфере государственно-частного (муниципально-частного) партнерства и форм реализации проектов МЧП;
3) проанализировать зарубежный опыт развития территорий на основе МЧП и выявить механизм построения отношений и согласования интересов партнеров в системе МЧП при реализации проектов развития городской территории в сфере физической культуры и спорта;
4) рассмотреть инвестиционный климат Березовского городского округа Свердловской области и привести соответствующие статистические показатели;
5) дать практические рекомендации по повышению эффективности применения механизма МЧП как инструмента привлечения частных инвестиций на муниципальном уровне на примере рассмотренного опыта Березовского городского округа Свердловской области при строительстве парка экстремальных видов спорта.
Объект исследования - привлечение внебюджетных инвестиций посредством механизма муниципально-частного партнерства в Березовском городском округе Свердловской области в сфере физической культуры и спорта.
Предмет исследования - развитие территории через механизмы муниципально-частного партнерства на примере строительства в Березовском городском округе Свердловской области парка экстремальных видов спорта путем реализации концессионного соглашения.
Само исследования предполагается провести в несколько этапов.
Первый этап - рассмотрение закрепленных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях форм реализации проектов публичночастного партнерства для того, чтобы дать комплексную оценку степени институализации механизма МЧП в России.
Второй этап - это анализ практики реализации МЧП проектов в сфере физической культуры и спорта в Березовском городском округе с целью показать эффективность механизма муниципально-частного партнерства как инструмента привлечения инвестиций.
Третий этап - это заключительный этап, который включает в себя выводы исходя из поставленных целей и задач исследования и формирования соответствующих рекомендаций.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что проведено комплексное исследование сущности, функционирования, проблем МЧП, в том числе в сфере физической культуры и спорта.
В теоретическом плане - это проблема организации и функционирования муниципально-частного партнерства в муниципальных образованиях.
В практическом - предложены шаги использования инструментов МЧП как механизма развития территории на примере строительства парка экстремальных видов спорта в Березовском городском округе Свердловской области путем реализации концессионного соглашения.
Теоретической основой магистерской диссертации послужили законодательные и нормативные акты государственных органов Российской Федерации, и органов местного самоуправления, исследования и разработки отечественных и зарубежных авторов.
Методологической основой исследования в диссертации послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по широкому кругу проблем развития городского хозяйства, применения программно-целевых методов управления. Среди них можно отметить работы Коуз Р. С. С. Алексеев, Р. И. Капелюшников, и ряда других...
Основной целью развития инфраструктуры территорий является улучшение качества жизни населения.
Основным и общим аргументом в пользу актуальности темы исследования является тот факт, что развитие новых и комплексное преобразование существующих городских территорий является важнейшим направлением развития муниципальных образований.
На современном этапе развития российского государства органы местного самоуправления используют механизмы муниципально-частного партнёрства, для решения проблем развития инфраструктуры территорий.
В рамках анализа опыта построения взаимоотношений государственного и частного секторов на примере проектов развития территорий, реализуемых в различных городах Европы, США и Канады и главным образом при анализе и оценке эффективности реализации многих проектов развития территорий на основе существующего законодательства, был сделан вывод о необходимости более глубокого участия государства в проектах развития городских территорий для повышения эффективности реализации последних. На основе анализа был сделан вывод о необходимости и целесообразности возложения функций инициатора и координатора проектов развития территорий на специализированные органы государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Управление развитием городских территорий должно осуществляться посредствам планирования и координации эффективного развития территорий и взаимодействия органа власти, осуществляющего управление развитием городских территорий с частными инвесторами, девелоперскими и инжиниринговыми компаниями, органами исполнительной власти, принимающими участие в развитии городских территорий.
В администрации Березовского городского округа сформирован понятный инвесторам алгоритм взаимодействия с инвестором в, обеспечивающий справедливые условия взаимодействия, включая сбалансированность распределения рисков по реализации проектов муниципально-частного партнерства, прозрачность конкурсных процедур и формирование рабочих групп по рассмотрению частных концессионных инициатив.
Наличие профильного органа местного самоуправления Березовского городского округа, который занимается вопросами взаимодействия с инвесторами в рамках муниципально-частного партнерства определяет приоритетные для территории инвестиционные направления и разрабатывает соответствующую стратегию, контролирует реализацию проектов МЧП.
Сочетание проектного подхода к решению социально-экономических задач с инновационными организационно-правовыми схемами муниципальночастного партнерства на основе концессионных соглашений может в дальнейшем стать основой для решения широкого круга вопросов экономической политики территории Березовского городского округа Свердловской области.
Экстремальная спортивная деятельность является сложным координационным видом, характеризующимся высокой опасностью для жизни и здоровья, наличием акробатических элементов, и подразумевает под собой серьезную кропотливую многогранную работу специалистов в организации физкультурно-спортивных занятий и мероприятий.
Процесс принятия решения о строительстве объектов экстремальных видов спорта является неоднозначным и требует всестороннего анализа и сложной подготовки.
В контексте данного исследования речь идет о реализации инвестиционных проектов, которые формально закрепляются концессионным соглашением между администрацией Березовского городского округа инвестором. В нем прописываются сроки и обязательства публичного партнера по прохождению соответствующих разрешительных процедур, что ведет к снижению административных барьеров.
Предлагаемое исследование оказывает влияние на развитие теории муниципального управления в сфере муниципально-частного-партнерства, расширение возможностей использования предлагаемых автором управленческих подходов, методов и средств муниципально-частного партнерства при реализации социальных проектов в сфере спорта.
Таким образом, предлагаемая к рассмотрению тема исследования муниципально-частного как инструмента реализации социальных инвестиционных проектов на примере Березовского городского округа Свердловской области имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Реализация Концессионного соглашения Экстрим парк Горизонт позволит повысить инвестиционную привлекательность Березовского городского округа, развитие физической культуры и спорта, обеспечит привлечение внебюджетных инвестиций и эффективного использования муниципального имущества.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.
5. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗред 03.07.2016 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Собрание законодательства РФ», 01.03.1999, N 9, ст. 1096, «Российская газета», N 41-42, 04.03.1999.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ ред. 03.04.2017 № 64-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822, «Парламентская газета», N 186, 08.10.2003, «Российская газета», N 202,
08.10.2003.
7. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных
соглашениях» ред.03.07.2016 № 275-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3126, «Российская газета», N 161, 26.07.2005, «Парламентская газета», N 136-137, 05.08.2005.
8. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно
частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) «Российская газета», N 156, 17.07.2015, «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4350.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от04.03.2017 №259 «Об утверждении правил проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2017, «Собрание законодательства РФ», 13.03.2017, N 11, ст. 1576.
10. Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Т.А. Батрова, И.О. Антропцева, Н.И. Воробьев, Е.А. Шапкина, А.В. Пушкин, Е.В. Артемьев, И.В. Рузанов, Г.Г. Канделаки, Н.В. Богатырева, С.А. Котухов Система КонсультантПлюс.
11. Региональный парковый стандарт: Проект/ГУП МО «НИИПРОЕКТ». - Красногорск,2013. -41с.
12. Аришков А.А. Факторы успеха реализации проектов государственно частного партнерства в субъектах Российской Федерации//Управление экономическими системами.2015-№ 10.
13. Белицкая А. Перспективы развития законодательства о государственно-частном партнерстве // Хозяйство и право.- 2014. - № 6.- С. 110.
14. Государство и бизнес: институциональные аспекты. - М. : ИМЭМО РАН, 2014. С. 36-37.
15. Город XXI века: управление развитием: [монография] / науч. ред. Т.Ю. Быстрова - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2014. - 241 с...
РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ МУНИЦИПАЛЬНО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ПАРКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ