Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ

Работа №99993

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯНЕГАТИВНЫХ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ
1-1- Особенности эмоциональной сферы у детей 12-14л
1.2. Характеристика негативных эмоциональных
состояний: тревожность, агрессия, депрессия, стресс 13
1.3. Методы коррекции негативных эмоциональных
состояний у детей 25
1.4. Вывод по первой главе
45
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОГНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ 12- 14 ЛЕТ
2.1. Описание выборки и этапы исследования 47
2.2. Описание методик 49
2.3. Результаты исследования негативных
эмоциональных состояний у детей. 58
2.4. Рекомендации по коррекции негативных
эмоциональных состояний у детей 71
2.5 Вывод по второй главе 75
Заключение 77
Список литературы
Приложения


Актуальность исследования обусловлена изменениями
происходящими в нашем обществе- веке инновационных технологий. Все меняется очень быстро и социальность становится важнейшим фактором, определяющим успешность человеческой жизни. Теперь функции интеллекта отвечать за поиск и владение ситуацией недостаточно, психологи уже четверть века говорят о эмоциональной части интеллекта, так называемый, эмоциональный интеллект, который несет на себе функцию приспособления к действительности.
Эмоции, воля и когниции или познание, - три кита психической организации, на которой в классической, многими авторами поддерживаемой триаде держатся все психические процессы эмоции занимают одно из ведущих мест. Эмоции- важные проявления эмоционально- волевой деятельности ребенка 12-14 лет.
В представленной работе мы бы хотели сделать упор на негативные эмоции, препятствующие нормальному личностному развитию,
эффективной социализации ребенка в среднем школьном возрасте.
При этом, наблюдается недостаточная изученность эмоций по сравнению с познанием и интеллектом, хотя их изучение в последнее время занимает очень большое место в отечественной и зарубежной науке.
Таким образом, исследования, направленные на выявление негативных эмоциональных состояний выступают как необходимый этап в сборе эмпирических данных, касающихся эмоций детей среднего школьного возраста. Выявленные отклонения от нормы позволят составить программу психокоррекции.
Важность нашего исследования в дальнейшем поможет изучению негативных эмоций.
Цель исследования- разработать программу коррекции негативных эмоциональных состояний у детей среднего школьного возраста.
Для реализации поставленной задачи мы выделили необходимые задачи:
1. Уточнить особенности эмоциональной сферы детей среднего школьного возраста;
2. Провести теоретический анализ негативных эмоциональных состояний;
3. Подобрать психодиагностический инструментарий, отвечающий требованиям исследования, собрать выборку;
4. Провести психодиагностическое обследование, выявить негативные эмоциональные состояния у детей школьного возраста;
5.Осуществить количественный и качественный анализ данных психодиагностического обследования;
6. Выработать научно обоснованные рекомендации для психокоррекции негативных эмоциональных состояний у детей школьного возраста.
Объект исследования - негативные эмоциональные переживания учащихся.
Предмет исследования - программа коррекции негативных эмоциональных переживаний у детей 12-14 лет.
Гипотеза исследования - программа коррекции негативных эмоциональных состояний у детей должна быть направлена на коррекцию негативных эмоциональных состояний: тревожность,
депрессия и агрессия.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, эмпирические методы, а также методы обработки данных и интерпретационные методы:
• Теоретические методы (анализ, сравнение, синтез и обобщение);
• Эмпирические методы (методика Филлипса « Диагностика уровня школьной тревожности», тест «Несуществующее животное», а также метод цветовых выборов «Модификация восьмицветового теста Люшера»);
• Методы обработки результатов (количественный анализ, описательный анализ, факторный анализ, графические методы представления полученных данных);
• Методы математической статистики (корреляционный анализ по Пирсону и СпирменуД
Использованное программное обеспечение: MS Office, R 3.4.0 (среда разработки: RStudio).
Теоретико-методологическая основа исследования представлена работами, посвященными исследованию эмоциональной сферы детей среднего школьного возраста (Реан А.А., Казанская В.Г., Иванова Е.С., Подольский А.И., Вачков И.В., Ильин Е.П., Гиппенрейтер Ю.Б.), проблем тревожности и агрессии (Астапов В.М., Прихожан А.М., Хорни К., Овчарова Р.В., Микляева Н.В., Бизюк А.П., Захаров А.И.), психокоррекции негативных эмоциональных состояний (Осипов А.А., Немов Р.С., Микляева Н.В, Грецов А.Г., Анн Л.Ф.)
Эмпирическая база исследования представляет собой 60 человек: 28 мальчиков и 32 девочки. Возраст - от 12 до 14 лет. На момент исследования испытуемые находились в процессе обучения в средней школе, являлись учениками 6-8 классов школ г.Екатеринбурга.
Научная значимость результатов: полученные результаты
диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок по данной и смежным темам.
Практическая значимость исследования заключается в том, что знание особенностей негативных эмоциональных состояний подростков и методов их коррекции поможет учителям и родителям решать проблемы переходного возраст детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Становление эмоциональной сферы ребенка в период 12-14 лет проходит один из ключевых этапов, нуждающаяся в пристальном внимании, своевременной коррекции.
В общение со сверстниками, что является ведущей потребностью в этом возрасте, устанавливаются новые нормы поведения и новые интересы.
Особенностями эмоциональной являются повышенная потребность в эмоциональном насыщении, впечатлениях при повышенной тревожности , низкой стрессоустойчивости. Детей этого возрастного периода отличает отрицательный эмоциональный фон, предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.
Негативные эмоциональные состояния, такие как страх, тревожность, стресс, депрессия и агрессивность препятствуют нормальному личностному развитию, эффективной социализации ребенка.
Работа показала, что тревожность и страх имеющие общий компонент в виде чувства беспокойства, как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности, являются выражением неудовлетворения значимых потребностей ребенка: кратковременных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих при тревожности как черте характера.
Возникновение и закрепление этих негативных состояний как устойчивых образований связаны с неудовлетворением возрастных ведущих потребностей. Устойчивым личностным образованием тревожность и страх становится в возрасте 12-14 лет.
Причины вызывающие негативные состояния тревоги, страха, а также депрессии, стресса и агрессия зарождаются, прежде всего, в круге семейных нарушений. Затем происходит их усиление и закрепление по механизму «замкнутого психологического круга», который ведет к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта.
Негативные эмоциональные состояния оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей среднего школьного возраста.
Семья и семейные отношения играют значительную роль в формировании и развитии детей среднего школьного возраста.
Существует ряд методов практической психокоррекции- система мероприятий, ориентированье на клинически здоровую личность человека, имеющего в своей повседневной жизни определенные психологические трудности.. Эффективность приносит комплексное воздействие компетентно подобранных методов, используемых в групповой или индивидуальной формах работы с клиентами.
Проведённое нами эмпирическое исследование ставило целью разработать программу коррекции негативных эмоциональных состояний у детей среднего школьного возраста.
Полученные данные исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что программа коррекции негативных эмоциональных состояний у детей должна быть направлена на коррекцию негативных эмоциональных состояний: тревожность, депрессия и агрессия.
Проведенное исследование позволило решить следующие задачи:
1. Уточнить особенности эмоциональной сферы детей среднего школьного возраста;
2. Провести теоретический анализ негативных эмоциональных состояний;
3. Подобрать психодиагностический инструментарий, отвечающий требованиям исследования, собрать выборку;
4. Провести психодиагностическое обследование, выявить негативные эмоциональные состояния у детей школьного возраста;
5.Осуществить количественный и качественный анализ данных психодиагностического обследования;
6. Выработать научно обоснованные рекомендации для психокоррекции негативных эмоциональных состояний у детей школьного возраста.



1. Авдеев, Д. Как сохранить душевное здоровье ребенка и
подростка[Текст]. / Д. Авдеев.- М.: Изд-во института психотерапии, 2010,- 176.
2. Анн, Л.Ф.Психологический тренинг с подростками: творчество, общение, самопознание [Текст]. / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2004. - 271.
3. Астапов Тревожность у детей [Текст]. / В.М. Астапов.-М.: - ПЕР СЭ, 2008.- 235.
4. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия[Текст]. / В.М. Астапов.-М.: - ПЕР СЭ, 2008.- 304.
5. Айхингер, А. Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе [Текст]. Айхингер А., Холл В. .¬СПб.: Генезис, 2003.= 301.
6. Бодалева, А.А. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом[Текст]. / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 640.
7. Богомолов, В. Тестирование детей [Текст]. / В. Богомолов . - Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. - 352.
8. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников [Текст]: серия «Школьный психолог рекомендует» /И.В. Вачков, М.Р. Битянова. - СПб.: Питер Пресс, 2009. - 192 .
9. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология[Текст]. / сост. И. В. Дубровина. М.: Академия, 1999.- 314 .
10. Гершгорина, О.В Расстройство поведения у детей и подростков. Коррекционно-педагогический процесс: Методические рекомендации врача-психиатра и психолога педагогам[Текст]. /О.В. Гершгорина, Т.Д. Владимирова. - Хабаровск.: ХГПУ, 2004. - 27 .
11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ [Текст]. / Д.Гоулманн - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.-334.
12. Готтман, Д. Эмоциональный интеллект ребенка [Текст]. / Д.Готтманн, Д. Дэклер. -М.: Манн, Иванов и Фербер.- 2015.- 252.
13. . Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей[Текст]. /А.Г. Грецов .- СПб.: Питер, 2006.- 338.
14. Грецов, А.Г.Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание [Текст]. / А.Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2011. - 416.
15.Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез[Текст]. / А.И. Захаров.- Л.: Медицина, 1988. - 244 .
16.Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст]. / А.И. Захаров.- М.: Медицина, 1982. - 216 .
17. Иванова, Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в
подростковом возрасте [Текст] ./ Е.С. Иванова././ Образование и наука. Изве- стия УрО РАО.- 2011.-№1. -С. 34- 41
18. Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст]. / К.Е. Изард. - М.: издательство МГУ, 1980.- 230.
19. Изард, К.Е. Психология эмоций [Текст]. / К.Е. Изард. - СПб.: Питер,
2000. -250.
20. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст]. / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — 640 .
21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст]. / Е.П. Ильин. - СПб: Питер,
2001. - 752 .
22. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения [Текст]. /Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752.
23. Казанская, В.Г.Подросток. Трудности взросления [Текст]. / В.Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2006. - 240.
24. Крайг, Г. Психология развития [Текст]. / Г. Крайг, Д. Бокум. -СПб.: Питер, 2005.-940.
25. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: учеб. пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений [Текст]. / В. П. Кащенко. - М. : Академия, 2008. - 304.
26. Клочинова, П. Профилактика асоциального поведения подростков [Текст]. / П. Клочинова.- М.: Социальная педагогика.- 2006.- №1.- С.61-70.
27. Копылова, Ю.С. Особенности переживания негативных эмоций подростками. Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. (16 апреля 2008 г.) [Текст]. / под ред. Е.В. Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.- Пермь, 2008. - Вып. 1. - 148 с.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет[Текст]. /И. Ю. Кулагина. -М.: Изд-во УРАО, 1995. -175.
29. . Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков. [Текст]. / П. Лафренье. - СПб, Питер.- 2004.
30.Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие [Текст]. / А.А. Осипова.- -- М.: Сфера, 2002 - 510.
31. Подольский, А.И. Подросток в современном мире: Заметки психолога [Текст] / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. - СПб: Каро, 2007. - 272 .
32. Прихожан, А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе [Текст]. / А.М. Прихожан.- СПб, Питер, 2009. — 280 .
33. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика[Текст]. /А.М. Прихожан.- Воронеж, Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
34. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст]. / А.М. Прихожан. — СПб.: Питер, 2007. — 192.
35. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан составление, -М.: «Издательство АСТ», 2015.-306.
36. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста. Кн. 1: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]. / Е.И. Рогов. - М: Владос, 1999. - 384.
37. Рогов, Е.И. Эмоции и воля[Текст]. / Е.И.Рогов.- Москва, Владос, 2001 г
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712.
39. Рудестам, К. Э.Групповая психотерапия [Текст]. / К.Э. Рудестам.- СПб.: Питер, 2006.-384..
40. Сизикова, И. Детские страхи [Текст]. / И. Сизикова.- М.:Институт общегуманитарных исследований, 2016.- 112.
41. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов [Текст]. /П.И. Сидоров, А.В. Парняков. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416.
42. Уаилд, Д. Терапия гнева, тревоги и депрессии у детей и
подростков[Текст]. /Д.Уаилд. - Воронеж, МОДЭК, 2013.-192.
43. Шевченко, М . Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых[Текст]. / М.Шевченко.-М.: АСТ, Кладезь, 2014.- 128.
44. Шевченко, М . Рисуночные тесты в психологии: диагностика, самопознание, релаксация[Текст]. / М.Шевченко.-М.: АСТ, 2017.- 141.
45. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка.
Учебное пособие.[Текст]. глав.редактор.Д.И.Фельдштеин. ред.- сост.к.психол.н.Г.В.Бурменская - М.: Московский психолого¬
социальный институт, 2005. - 656 .
46. Экман, П. Психология эмоций. Я знаю что ты чувствуешь[Текст]. / П. Экман.- СПб.:Питер, 2010 .- 305.
47. Желдак, И. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания[Текст]. /И. Желдак.- М.: Институт Общегуманитарныых исследований, 2001.- 240.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ