Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление проявлений негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе игровой деятельности

Работа №97327

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6
1.1. Общая характеристика особенностей эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста 6
1.2. Психолого- педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями речи 13
1.3. Особенности проявлений негативных эмоциональных состояний у
детей дошкольного возраста с нарушениями речи 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 23
2.1. Методы диагностики эмоциональных состояний детей
дошкольного возраста 23
2.2. Организация констатирующего эксперимента 29
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
3.1. Игровая деятельность как метод коррекции негативных
эмоциональных состояний у дошкольников 41
3.2. Формирующий эксперимент 47
3.3. Контрольный эксперимент 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблема развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста сегодня весьма актуальна, так как именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и строится человеческая личность. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, память, ощущение, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций, их роль в возникновении мотивов, как регуляторов деятельности и поведения ребенка, является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
Исследования которые посвящены изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, К.Э. Изард, Я. З. Неверович, П. В. Симонов и др.). Отечественные исследователи (Н. М. Амосов, П. К. Анохин, И. А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М. И. Кольцова, А. Д. Кошелева, Н. А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально - волевой сфере ребёнка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.
«Эмоции играют важнейшую роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и, в конечном итоге, определяют жизнь человека и его место в социуме» [32].
Нарушение развития эмоций приводит к нарушению нормального процесса личностного развития в целом, поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития и обучения ребенка. Все вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования - процесс преодоления негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза - спланированная игровая деятельность будет способствовать преодолению негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цель исследования - выявление, описание и процесс коррекции проявлений негативных эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством игровой деятельности.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы по проблемам, связанным с темой исследования.
2. Подобрать методики для выявления негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста.
3. Исследовать наблюдаемые проявления негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
4. Проанализировать методики коррекции проявлений негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
5. Разработать и апробировать план коррекционной работы по преодолению проявлений негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе игровой деятельности.
Методы исследования - наблюдение за эмоциональным состоянием детей в процессе разнообразной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе прочитанной литературы по данной теме, мы делаем заключение, что изучение эмоциональных состояний детей дошкольного возраста является важным аспектом в изучении психического развития ребенка. Ведь эмоциональное состояние является одной важнейших составляющих в развитии дошкольника.
Эмоции играют важнейшую роль в жизни ребенка, так как положительные эмоции влияют на более успешное овладение жизненным опытом, а негативные эмоциональные состояния могут затормозить развитие.
Рождаясь, ребенок не владеет тем спектром эмоциональных состояний, которое уже можно наблюдать у ребенка старшего дошкольного возраста, а тем более, теми эмоциональными состояниями, которые есть у взрослого человека. Это указывает на то, что существуют определенные закономерности в развитии и становлении эмоций, проявление эмоциональных состояний.
Дети с различными нарушениями в развитии, как правило, имеют отклонения в эмоциональных состояниях. Зная особенности психического развития детей с нарушениями в развитии можно вовремя скорректировать различные негативные проявления поведения детей. Так как у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, то мы решили использовать эту деятельность для коррекции негативных проявлений в поведении у детей с ОНР.
Гипотезой нашей работы было предположение, что спланированная игровая деятельность будет способствовать преодолению негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В ходе нашего исследования гипотеза подтвердилась. Были получены следующие результаты.
Влияние игр на эмоциональное состояние детей среднего дошкольного возраста оказывается очень действенным. Планомерная работа по проведению различных игр, игровых моментов оказывает, несомненно, положительное влияние на состояние детей. Под воздействием игры дети становятся раскрепощеннее, они могут свободно проявлять свои эмоциональные реакции, учатся через правила взаимодействию с окружающими.
Роль взрослого в данном процессе велика, так как специально подобранные игры направлены на коррекцию определенных негативных проявлений эмоциональных состояний, что обуславливает более успешную коррекционную деятельность.
В процессе игровой деятельности взаимодействие между детьми становится более осмысленным, проявления эмоциональных реакций у некоторых детей с безразличия переходят на проявленные эмоциональные состояния, от нежелания играть в какие-то игры, по мере их систематического проигрывания в подгруппах дети начинают более активно и с интересом играть в игры, которые им предлагает взрослый. Также дети учатся проговаривать игровые моменты (правила, считалки, психотехнические фразы) под руководством воспитателя.
Таким образом, результаты работы по преодолению негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с ОНР показали, что при условии систематического использования правильно подобранных игр и правильного руководства воспитателя детьми в процессе коррекционной приводит к положительным изменениям в эмоциональном настрое, состоянии детей.
Завершая описание результатов работы по преодолению негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что материал, безусловно, не исчерпывается списком использованных игр, что хорошо подбирать игры на полугодие, а по результатам, планировать следующие игры на следующее полугодие в планировании работы детского сада.
Материал, представленный в нашей работе, имеет важное практическое значение для воспитателей детских садов, для родителей, для педагогов и психологов.



1. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избранные труды [Текст] : монография / П. К. Анохин. - М. : Наука, 1979. - 456 с.
2. Барышева, Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности [Текст] : метод. рекомендации / Т. Д. Барышева ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 60 с.
3. Белопольская, Н. Л. Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием / Н. Л. Белопольская, О. В. Рубан // Социальная психология и общество. - 2012. - №4. - С. 130-140.
4. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 1990. - 140 с.
5. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон ; пер. с фр. Л. И. Анцыферовой. - СПб. : Питер, 2001. - 208 с.
6. Вайнер, М. Э. Игровые технологии. Коррекции поведения дошкольников [Текст] / Вайнер, М. Э. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 48 с.
7. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья [Текст] : рук. для психологов, педагогов, родителей по развитию личности ребенка дошк. и мл. шк. возраста / В. В. Ветрова. - М. : Пед. о-во России, 2000. - 192 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-77.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2006. - 509 с.
10. Галигузова, Л. Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет [Текст] : советы психолога / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : АРКТИ, 2004. - 158 с.
11. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2009. - 511 с.
12. Детская патопсихология. [Текст] : хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская. - изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2001. - 351 с.
13. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет [Текст] / авт.сост. Н. Д. Денисова. - Волгоград : Учитель, 2018. - 196 с.
14. Добровольская, О. Н. Развитие эмоционально-волевой сферы
дошкольника посредством активных видов деятельности [Электронный ресурс] : консультация / О. Н. Добровольская. - URL
:http://www.maam.ru/detskijsad/-konsultacija-razvitie-yemocionalno-volevoi- sfery-doshkolnika-cherez-aktivnye-vidy-dejatelnosti.html(дата обращения: 11.02.2017).
15. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Текст] / Б. И. Додонов. - М. : Политиздат, 1978. - 132 с.
16. Дюпон, Г. Развитие детской эмоциональности [Текст] / Г. Дюпон // Цукерман Г. А. Психология саморазвития : задача для подростков и их педагогов : пособие для учителей / Г. А. Цукерман. - М., 1994. - С. 47-49.
17. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] : материалы для психол.-пед. изучения детей в дошкол. учреждениях и нач. кл. шк. / С. Д. Забрамная. - М. : Новая шк., 1998. - 144 с.
18. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / А. В. Запорожец ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М. : Педагогика, 1986. - Т. 1. - 320 с.
19. Захарова, И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [Текст] /И. Ю. Захарова,Е. В. Моржина. - М. :Теревинф, 2018. - 80 с.
20. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян [и др.] ; под ред.
С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989 г. - 286 с.
21. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард ; пер. с англ. В. Мисник. - СПб. : Питер, 2008. - 464 с.
22. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М. : Академия, 2004. - 283 с.
23. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 783 с.
24. Киштанова, И. Особенности эмоционально-волевой сферы
дошкольников [Электронный ресурс] : консультация для педагогов / И. Киштанова. - URL :.http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja- pedagogov-osobenosti-yemocionalno-volevoi-sfery-doshkolnikov.html (дата
обращения: 18.01.2017).
25. Ковалец, И. В. Азбука эмоций [Текст] : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиол. развитии и эмоц. Сфере : метод. пособие для педагогов общ. и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 136 с.
26. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ [Текст] : программы развития личност., познават., эмоцион.-волевой сферы детей, диагностич. комплекс / авт.-сост. Л. В. Годовникова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2013. - 187 с.
27. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева ; под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М. : Академия, 2003. - 176 с.
28. Лебединский, В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Лебединский. - М. : Академия, 2006. - 144 с.
29. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина ; АПН СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
30. Лубовский, В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития [Текст] / В. И. Лубовский // Дефектология. - 1994. - № 1. - С. 3-5.
31. Маркарян, А. Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника [Электронный ресурс] / А. Маркарян. - URL : http://www.maam.ru/detskijsad/obschaja-harakteristika-razvitija-yemocionalno- volevoi-sfery-doshkolnika.htmlдата обращения: 24.02.2017).
32. Монакова, Н. И. Путешествия с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников [Текст] : программа для дошкол. образоват. учреждений / Н. И. Монакова. - СПб. : Речь, 2008. - 128 с.
33. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - Кн. 1 : Общие основы психологии. - 576 с.
34. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Акад. пед. наук ; под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1968. - 367 с.
35. Павлов И. П. Журнал высшей нервной деятельности им.
И. П. Павлова. [Текст] / Павлов И. П - 1986. - Т. 36, № 3. - С. 441-449.
36. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 304 с.
37. Психология [Текст] : словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
38. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - М. : Академия, 2008. - 320 с.
39. Рубан, О. В. Традиционные хороводные игры как метод коррекции коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра / О. В. Рубан, Н. Л. Белопольская // Дефектология. - 2013. - №4. - С. 37-43.
40. Рубан, О. В. Психологические аспекты в русской традиции пестования [Текст] / О. В. Рубан, Н. Л. Белопольская // Актуальные проблемы психологического знания. - 2012. - № 3 (24). - С. 55-62.
41. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.- М. : АРКТИ, 2000. - 208 с.
42. Семенович, А. В. Схема нейропсихологического обследования детей [Текст] / А. В. Семенович // Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учеб. пособие для студентов вузов - М. : Академия, 2002. - 232 с.
43. Смирнова, Е. О. Ребенок у экрана / Смирнова, Е. О. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - С. 90-93.
44. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2013. - 400 с.
45. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 256 с.
46. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Просвещение, 2005. - 164 с.
47. Уханова, А. В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников [Текст] / А. В. Уханова // Вестник практической психологии образования. - 2008. - № 3. - C. 114-120.
48. Филиппова, Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез [Текст] / Г. Г. Филиппова. - М. : Жизнь и мысль, 1999. - 192 с.
49. Холмогорова, А. Б. Культура, эмоции и психическое здоровье [Текст] / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии, - 1999. - № 2. - С. 61-74.
50. Чудинова, Е. В. Развитие крика младенца [Текст] / Е. В. Чудинова // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 1986. - № 3. - С. 441-449.
51. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 2002. - 156 с.
52. Шванцара, Й. Диагностика психического развития [Текст]
/ Й. Шванцара ; пер. с чеш. - Прага : Авицентум, 1978. -388 с.
53. Штерн, В. Дифференциальная психология ее методические основы [Текст] / В. Штерн.; пер. с нем. - М. : Наука, 1998. - 335 с.
54. Шульга, Т. И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе [Текст] / Т. И. Шульга // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 105-110.
55. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. - 304 с.
56. Эмоциональное здоровье вашего ребенка [Текст] / пер. с англ. П. К. Руснак ; гл. ред. Н. Д. Эриашвили. - М. : Авиценна : ЮНИТИ, 1996. - 400 с.
57. Эмоциональное развитие в онтогенезе [Электронный ресурс]. - URL : http://allrefs.net/c14/47sjb/p47/(дата обращения: 21.01.2017).
58. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / под ред. В. В. Лебединского. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 196 с.
59. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. - М. : Просвещение, 2003. - 144 с.
60. Яковлева, Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития [Текст] / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. - № 4.- С. 20-27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ