Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Работа №120940

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы психоэмоциональных состояний личности и возможностей коррекции их негативных вариантов 9
1.1 Теоретический анализ проблемы психоэмоциональных
состояний в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Негативные психоэмоциональные состояния и их связь с
психическим и соматическим здоровьем личности 23
1.3 Современные подходы в психологической коррекции
негативных психоэмоциональных состояний личности 33
1.4 Методы и подходы с использованием движения и тела в
современной практической психологической помощи 42
Глава 2 Экспериментальное исследование возможностей двигательной активности в коррекции негативных психоэмоциональных 55
состояний
2.1 Организация и методы исследования 55
2.2 Эмпирическое изучение специфики психоэмоциональных
состояний личности 60
2.3 Разработка и апробация программы стимуляции двигательной
активности при коррекции негативных психоэмоциональных состояний 70
2.4 Анализ полученных результатов 78
Заключение 90
Список используемой литературы 95


Актуальность исследования. Проблема снижения здоровья нации все больше беспокоит специалистов различного профиля. Отмечается, что снижение здоровья трудоспособного населения связано с ухудшением экологических и экономических условий жизни, несоблюдением основных правил здорового образа жизни и увеличением стрессовых факторов окружающей среды.
Активизация оптимальных, положительных психических состояний, преодоление имеющихся негативных психических состояний делает возможным гармоничное развитие, самореализацию личности. Актуализация, доминирование негативных психоэмоциональных состояний и их комплексов деструктивно сказывается на многих видах деятельности, в частности, на профессиональной деятельности, формировании личностных новообразований, протекании психических процессов, способности справляться с умственными и эмоциональными нагрузками, взаимодействии с окружающими и тому подобное.
Проблемы коррекции отдельных негативных психоэмоциональных состояний рассматриваются в научных трудах Г.Ш. Габдреевой, Е.С. Жарикова, Е.П. Ильина, А.А. Реана, С.Л. Рубинштейн, А.Д. Сафина, С.М. Миронца, Т.Л. Шабановой и многих других исследователей. Вопрос психокоррекции негативных психоэмоциональных состояний посредством двигательной активности остается недостаточно разработанным. Но проблемой психологической помощи с использованием терапии движением, работой с телом в психотерапии занимались уже давно. На сегодняшний день наработаны эффективные комплексы и подходы не только в реабилитации проблем здоровья в восстановительной медицине (Э. Гриндлер, Г. Якоби, Ш. Селвер, М. Фельденкрайз), но и в психотерапии и психологической коррекции, применяемых для компенсации последствий устойчивых негативных психоэмоциональных состояний [18].
Двигательная активность как условие оздоровления также активно присутствует в современной науке и практике. Особое значение придается этой проблеме в психологии здоровья в аспекте не только достижения максимально возможного уровня здоровья современного человека, но и в плане повышения качества жизни личности и уровня общей удовлетворённости им собственной жизнью. Особенное внимание к этой проблеме привлекает сформулированная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) необходимость внедрения концепций здорового образа жизни в связи с резким снижением показателей здоровья в мировом масштабе, угрозами психическому и соматическому здоровью современного человека и внедрение их в повседневную жизнедеятельность личности.
Проблема исследования состоит в апробации возможностей повышения эффективности психокоррекционных программ, направленных на компенсацию, минимизацию или устранение психологических и психосоматических последствий негативных психоэмоциональных состояний, посредством осознанной двигательной активности личности.
Противоречия:
- не смотря на достаточную изученность и сформулированность проблемы роли двигательной активности человека в его соматическом, функциональном, психическом и психологическом здоровье, все еще недостаточно уделяется внимание внедрению опыта таких смежных наук как психотерапия и психокоррекция, использующих работу с телом в компенсации и профилактике негативных психоэмоциональных состояний человека;
- не смотря на хорошо зарекомендовавшие себя существующие концептуальные подходы в психотерапевтической и психокоррекционной помощи все еще недостаточно изучен вопрос конструктивной интеграции их методов и приемов в практику повседневной двигательной активности современного человека.
Цель исследования: изучение возможности осознанной двигательной активности личности в повышении эффективности психологической коррекции негативных эмоциональных состояний.
Объект исследования - негативные психоэмоциональные состояния личности.
Предмет исследования - роль двигательной активности личности в повышении эффективности коррекции негативных эмоциональных состояний.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что двигательная активность личности, реализуемая человеком в рамках оздоровительных физических упражнений и фитнес- программ, сопровождающаяся комплексом психологических методов и приемов, способствующих диагностике связи состояния тела и его физических и функциональных возможностей, а также осознания этой связи может стать условием эффективной коррекции негативных психоэмоциональных состояний, а также повышения общих показателей соматического и психологического здоровья.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему психических и психоэмоциональных состояний личности в современной отечественной и зарубежной психологии .
2. Изучить современные психотерапевтические и психокоррекционные подходы при работе с негативными психоэмоциональными состояниями .
3. Эмпирически изучить психоэмоциональные состояния испытуемых и выявить их специфику и особенности.
4. Разработать и апробировать программу, направленную на
повышение осознанности и качества двигательной активности личности в ходе занятий оздоровительным фитнессом, способствующую
психологической коррекции негативных психоэмоциональных состояний человека.
5. Провести анализ полученных результатов исследования.
Методы и методики исследования.
1. Теоретический анализ научных работ по проблеме исследования.
2. Метод наблюдения.
4. Методы психодиагностики:
- опросник «Самочувствие, активность, настроение», В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников [82];
- «Шкала тревоги Спилбергера», автор Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина [82];
- «Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора», автор Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова [82].
5. Количественный и качественный анализ данных.
Методологическая основа исследования представлена трудами таких исследователей, как Ю.А. Александровский, И.В. Бабичева, В.А. Бодров, Г.В. Бурменская, В.А. Ганзен, С.Н. Ениколопов, Е.П. Ильин, Т.Ю. Круцевич,
А.Н. Леонтьев, В.А. Максимович, Е.Н. Минина, А.А. Осипова, М.В. Попова, А.О. Прохоров, А.Л. Пушкарев, С.Л. Рубинштейн, Е.Г. Сайкина,
О.Н. Степанова, А.Г. Чирушкина и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщена информация по теме исследования, расширено представление о возможностях двигательной активности в процессе коррекции психоэмоциональных состояний, в частности, тревожности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результат, полученный в ходе изучения, анализа проблемы исследования, а также в ходе разработки и апробации комплекса методов и приемов, стимулирующих осознанность двигательной активности личности, может внедряться в центры здоровья, фитнес-центры и пр., работающие в целях повышения общей оздоровительной двигательной активности современного человека, обеспечивая условия повышения эффективности как базовых программ, так и коррекционных программ по минимизации проявлений и последствий негативных психоэмоциональных состояний.
Научность и достоверность результатов обеспечена организацией
экспериментального исследования в соответствии с требованиями научной экспериментальной психологии и опорой на методологию науки и современные психологические концепции личности, а также имеющиеся научные представления о проблеме негативных психоэмоциональных состояний, присущих человеку. Научность также определялась
использованием валидных, надежных и достоверных методов и методик психологического исследования, отобранных и примененных в соответствии с целью и задачами исследования
Апробация результатов исследования, выполненного в соответствии с целью и задачами магистерской диссертации, проводилась в ходе работы автора в рамках научно-практических конференций, написания и публикации научных статей в сборниках и материалах научных и научно-практических конференций.
Экспериментальная база исследования.
Экспериментальной базой исследования выступил филиал Г осударственного автономного учреждения здравоохранения «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» - «Бугурусланский наркологический диспансер», центр физической активности, г. Бугуруслан.
Специфика организации: оказание медицинской помощи лицам, страдающим от алкогольной и наркотической зависимости, профилактика социально-значимых заболеваний и содействие формированию здорового общества. Выборку испытуемых составили супруги лиц, страдающих от алкогольной зависимости.
Личный вклад автора в научную разработку проблемы состоит в изучении и систематизации научных данных в рамках объекта и предмета исследования, выделении имеющихся на современном этапе противоречий, а также в формулировании нового понимания возможностей повышения эффективности коррекции негативных психоэмоциональных состояний посредством осознанной и целенаправленной двигательной активности человека, как условия психокоррекционной работы.
Положения, выносимые на защиту:
- двигательная активность человека по данным современных исследований проблемы здорового образа жизни и факторов сохранения здоровья является важным условием обеспечения максимально возможного уровня функциональности и поддержания оптимального качества жизни и удовлетворенности ею;
- негативные психоэмоциональные состояния, устойчивые и некомпенсированные, оказывают разрушительное влияние как на соматическое, так и на психологическое здоровье современного человека, снижая его функциональные возможности и ограничивая возможности адаптации и самореализации личности;
- внедрение в программы двигательной активности человека методов и приемов работы с телом, разработанных в практике телесно-ориентированных подходов в психотерапии и психокоррекции способствует более глубокому пониманию личностью своих эмоциональных состояний и их связи с физическими и функциональными состояниями тела, что не только повышает эффективность фитнес-программ, но и способствует более полной компенсации и профилактике негативных эмоциональных состояний личности в целом.
Структура и объём магистерской диссертации обусловлена необходимостью последовательно, точно, логично представить результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (133 источника). В работе представлено 8 таблиц, 8 рисунков. Общий объем работы - 106 с.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема проведенного нами исследования состоит в поиске возможностей повышения эффективности психокоррекционных программ, направленных на компенсацию, минимизацию или устранение психологических и психосоматических последствий негативных психоэмоциональных состояний, посредством осознанной двигательной активности личности.
Двигательная активность как условие соматического и личностного оздоровления усиленно изучается в современной науке и практике. Особое значение придается этой проблеме в психологии здоровья в аспекте не только достижения максимально возможного уровня здоровья современного человека, но и в плане повышения качества жизни личности и уровня общей удовлетворённости собственной жизнью. Особенное внимание к этой проблеме привлекает сформулированная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) необходимость внедрения концепций здорового образа жизни в связи с резким снижением показателей здоровья в мировом масштабе, угрозами психическому и соматическому здоровью современного человека и внедрение их в повседневную жизнедеятельность личности.
Исследование преследовало следующую цель - изучение возможности осознанной двигательной активности личности в повышении эффективности психологической коррекции негативных эмоциональных состояний.
Мы предполагали, что двигательная активность личности, реализуемая человеком в рамках оздоровительных физических упражнений и фитнесс - программ, сопровождающаяся комплексом психологических методов и приемов, способствующих диагностике связи состояния тела и его физических и функциональных возможностей, а также осознания этой связи может стать условием эффективной коррекции негативных психоэмоциональных состояний, а также повышению общих показателей соматического и психологического здоровья.
В ходе исследования нами были проанализированы труды отечественных и зарубежных психологов по проблеме психоэмоциональных состояний личности, где было установлено, что они представляют собой комплекс показателей эмоциональной сферы человека, являются фоном, на котором разворачивается вся психическая деятельность личности, а также отражают конкретную направленность психической активности личности в конкретный момент его жизнедеятельности.
Также нами была изучена проблема двигательной активности человека, которая является одним из необходимых условий жизни и ее качества. Двигательная активность в нужном объеме повышает работоспособность, улучшает здоровье, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие, качественное функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, гормональной и других систем организма, активизирует нервно-мышечный аппарат и механизмы передачи рефлексов с мышц на внутренние органы.
Также нами были изучены подходы коррекции психоэмоциональных состояний, разработанные в современной науке. Были рассмотрены современные концепции и методы психологической помощи, изучены возможности телесно-ориентированных подходов в коррекции негативных психоэмоциональных состояний, а также рассмотрена роль двигательной активности человека в сохранении своего здоровья и достижения более высокого уровня качества жизни. В ходе изучения проблемы нами была также установлена большая роль целенаправленной активности самого человека в компенсации негативных последствий стресса и нервно-психического перенапряжении личности. Были проанализированы подходы и выделена высокая роль саморегуляции в этом процессе снятия напряжения.
Для проверки гипотезы нашего исследования нами была разработана программа экспериментального исследования, целью которого было изучение возможностей интеграции программ физической активности женщин посредством фитнеса с программами психологической помощи и
психокоррекции, позволяющих компенсировать проявления негативных эмоциональных состояний.
В ходе экспериментального исследования была собрана информация по специфике эмоциональных состояний личности испытуемых, разработана и апробирована программа, направленная на решение задач исследования и проверки гипотезы и проведена оценка эффективности разработанной программы.
Изучение специфики состояний испытуемых показало наличие неблагополучия психоэмоциональной сферы, выраженную тревожность личности, которая негативным образом влияет на поведение, деятельность, общение, самочувствие человека и его отношение к себе. Было установлено, что испытуемым присуще выраженное нервно-психическое напряжение, психоэмоциональное неблагополучие. Полученные данные свидетельствуют о необходимости оказания испытуемым целенаправленной психологической помощи и коррекции их негативных эмоциональных состояний.
Также, в рамках экспериментального исследования, направленного на изучение возможностей специально организованной двигательной активности в коррекции негативных эмоциональных состояний, нами была разработана программа целенаправленной стимуляции осознанного движения, которая способствовала бы повышению эффективности коррекции психоэмоционального неблагополучия личности.
Программа строилась с учетом возможностей ее интеграции в занятия фитнесом. Данное условие нами было поставлено в связи с необходимостью максимально адаптировать психологическую помощь к различным сферам активности личности испытуемых. Целью программы было создание условий для повышения успешности коррекции психоэмоциональных состояний. В ходе реализации программы нами анализировалась активность испытуемых, где было установлено наличие динамики вовлеченности испытуемых в работу по повышению осознанности, нарастание понимания и самопонимания, облегчение переноса теории в практику жизни. Эти выводы нами были сделаны на основании обратной связи, а также тем бесед и дискуссий, инициированных участниками программы.
По завершению апробации программы нами повторно были изучены состояния испытуемых и выявлены признаки положительной динамики и изменения в проявленности негативных эмоциональных состояний.
Результаты сопоставительного анализа данных первого и третьего этапа исследования показали наличие положительной динамики уровней тревожности и ее проявлений у испытуемых. Особенно нужно отметить отсутствие на контрольном этапе исследования показателей,
соответствующих очень высокому (невротическому) уровню тревожности, а также снижение почти в три раза испытуемых с высоким уровнем тревоги. Хотя эти люди все еще имеет склонность испытывать тревогу, их показатели уже соответствуют среднему уровню, что может говорить о гармонизации их психоэмоционального состояния.
Данные результаты могут свидетельствовать о положительном влиянии разработанной программы на гармонизацию состояний и возрастание психоэмоционального благополучия испытуемых, что в свою очередь говорит о ее эффективности.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что в результате занятий фитнесом, целью которых является увеличение физических параметров и количественных показателей двигательной активности (мышечная масса, тонус, объем движений, количество движений и пр.) и участия в разработанной нами программе, направленной на улучшение психоэмоционального благополучия, и минимизацию, и коррекцию негативных эмоциональных состояний, у испытуемых произошли заметные положительные изменения. Это может свидетельствовать о необходимости интеграции методов телесно-ориентированной психотерапии и элементов психокоррекции в программы повышения двигательной активности и физической подготовки посредством занятий фитнесом.
Полученные результаты показывают необходимость внедрения комплексного подхода в психологическую помощь при коррекции негативных эмоциональных состояний, обеспечивая людей навыками самопомощи посредством активного использования методов
психологического просвещения.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной и апробированной нами программы, направленной на повышение качества двигательной активности личности в рамках оздоровительных физических упражнений, реализуемой в центре двигательной активности при учреждении «Бугурусланский наркологический диспансер» в г. Бугуруслан. Особенностью программы была интеграция методов и приемов телесно-ориентированной психокоррекции, а также методов психологического просвещения и самопомощи. Технологически программа обеспечивала испытуемых комплексом методов и приемов, способствующих диагностике связи состояния тела и его физических и функциональных возможностей, а также осознания этой связи, что стало, на наш взгляд, условием эффективной коррекции и минимизации проявлений негативных психоэмоциональных состояний. Также, программа в целом способствовала повышению общих показателей соматического и психологического здоровья у испытуемых, что было ими отмечено при более высоких оценках своего самочувствия, активности и настроения.
Проведенное нами исследование показало, что гипотеза, сформулированная в работе, нашла свое подтверждение в практике оказания психологической помощи по коррекции негативных эмоциональных состояний личности.
Разработанная программа, на наш взгляд, имеет высокую практическую значимость и может быть востребована не только практикующими психологами, но и может быть использована фитнес- тренерами в ходе работы над повышением двигательной активности личности.



1. Абрамова А. А., Ениколопов С. Н., Ефремов А. Г., Кузнецова С. О. Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ совладания с негативными эмоциями [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 21-40. doi: 10.17759/cpse.2018070202
2. Александровский Ю. А. Преболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М.: ЛитТерра, 2010. 272 с.
3. Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. 320 с.
4. Антилогова Л. Н., Черкевич Е. А. Саморегуляция психических состояний личности в подростковый период [Электронный ресурс] // ОмГУ. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoregulyatsiya-psihicheskih- sostoyaniy-lichnosti-v-podrostkovyy-period
5. Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: сущность, механизмы, проявления [Электронный ресурс] // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2006. № 1. С. 66-69. URL: https://gigabaza.ru/doc/96644.html
6. Аракелов Г. Г. Механизмы стресса и стрессоустойчивости // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. № 4. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. С. 45-54.
7. Аридт П., Клинген Н. Психосоматика и психотерапия. Справочник. М.: МедПресс-информ, 2020. 368 с.
8. Бабичева И. В. Особенности взаимосвязи данных физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния студенток // Молодой ученый. 2017. № 3 (137). С. 611-614.
9. Бальсевич В. К. Двигательная активность как феномен
кинезиологического потенциала человека [Электронный ресурс] // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. 2013. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/
n/dvigatelnaya-aktivnost-kak-fenomen-kineziologicheskogo-potentsiala-cheloveka
10. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. 272 с.
11. Бильданова В. Р. Психология стресса и его профилактики: учебно-методическое пособие. Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. 142 с.
12. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Астрель, 2016. 967 с.
13. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М.: АСТ Москва, 2009. 816 с.
14. Бройд Э. Т. Руководство по мудрости тела. Что нужно знать вашему телу. СПб.: Весь СПБ, 2019. 368 с.
15. Бутузова Ю. А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности [Электронный ресурс] // ОНВ. 2011. №5 (101). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskaya-suschnost-emotsionalnogo- sostoyaniya-lichnosti
16. Бэндлер Р., Гриндер Д. Большая энциклопедия НЛП. Структура магии. М.: АСТ, 2020. 608 с.
17. Варий М. И. Психология личности: учеб. пос. К.: Центр учебной литературы, 2008. 592 с.
18. Витакер К., Малоун Т. Истоки психотерапии. СПб.: Питер, 2019. 288 с.
... Всего источников – 133.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ