ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР МЕТОДОВ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 7
1.1 Обзор финансовой отчетности предприятия в Китае 7
1.2 Обзор финансовой отчетности российских предприятий 10
1.3 Методы анализа финансовой отчетности 13
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В КИТАЕ 18
2.1 Анализ деятельности предприятия электронной коммерции в Китае 18
2.2 Анализ деятельности предприятия электронной коммерции в России 25
2.3 Сравнение деятельности предприятий электронной коммерции в
Китае и в России 30
3 СРАВНЕНИЕ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В КИТАЕ И РОССИИ 44
3.1 Сравнение развития электронной коммерции России и Китая 44
3.2 Перспективы развития предприятий электронной коммерции
Китая и России 47
3.3 Обзор методов формирования финансовой отчетности по
предприятиям Китая и России 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
В связи с быстрой популяризацией и развитием информационных технологий в Интернете во всем мире электронная коммерция также стала каналом быстрого развития. Модель двусторонней торговли между Китаем и Россией также изменилась с традиционных сотовых транзакций на транзакции электронной торговли, и доля транзакций электронной торговли увеличивается с каждым годом. По сравнению с Китаем развитие электронной коммерции в России происходит относительно поздно. Но в последние годы она привлекла внимание руководства российского правительства. Помимо характеристик российской экономической структуры, основанной на энергетике и тяжелой промышленности, ежедневные потребители товары в основном зависят от импорта, который представляет собой трансграничную электронную торговлю.
В целях содействия сотрудничеству и развитию электронной коммерции Китай и Россия последовательно ввели соответствующую политику, направленную на продвижение торговли между Китаем и Россией. Данное взаимодействие началось от недорогих товаров, таких как текстиль, минералы и химические вещества, до современной индустрии услуг, новых источников энергии, производство оборудования, трансформация высокотехнологичных отраслей, таких как новые материалы и экологически чистые продукты питания. В будущем, с быстрым развитием глобальной электронной коммерции, китайско-российское приграничное сотрудничество в области электронной коммерции будет более обширным и углубленным.
Актуальность темы исследования можно объяснить распространением и применением финансового анализа в отрасли электронной коммерции. В последние годы, вопросы, связанные с его значимостью, постоянно возникали в процессе финансового анализа электронной коммерции. Это, в свою очередь, является одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность финансового анализа. Он позволяет обобщать финансовые отчеты, отражающие финансовое состояние электронной коммерции, результаты ее деятельности и тенденции развития.
В диссертации анализируется финансовая отчетность китайско-российской электронной коммерции. Базой анализа является бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств компании. В его рамках используются определенные методы для анализа основных данных китайских и российских компаний, формирования финансовой отчетности и разъяснения актуальной информации. Анализ финансовой отчетности играет важную роль в процессе принятия решений пользователями бухгалтерской информации.
Целью данного исследования является проведение анализа предприятий электронной коммерции Китая и России, а также сравнение финансовой отчетности предприятий двух стран.
Объектом исследования являются предприятия электронной коммерции Китая и России.
Предметом исследования магистерской диссертации являются учетно-аналитические методы формирования показателей предприятий России и Китая.
Для достижения этой цели определены и выполнены следующие задачи:
1. Охарактеризовать методы анализа финансовой отчетности;
2. Осуществить анализ финансовой отчетности предприятий электронной коммерции в Китае и России;
3. Сравнить деятельность предприятий электронной коммерции в Китае и России для выявления перспектив развития отрасли.
Теоретической основой этой работы является работы российских и китайских экспертов в соответствующих организациях и областях. Теоретической и методологической основой исследования являются исследования экономистов: Экслер Алекс, Цянь Сяоли, Гу Цзуань, Гао Хунье, Чжоу Фуюань и др.
Практическое значение данного исследования заключается в возможности повышения эффективности деятельности компаний электронной коммерции. При написании ВКР использована информация из правовой базы бухгалтерского надзора, а также экономическая литература и информация с веб-сайтов. Для анализа использовались различные методы финансового анализа. Посредством анализа финансовых отчетов предприятий китайской и российской электронной коммерции проводится оценка рисков предприятия, приводятся возможные методы, усиливается внутреннее управление предприятием, а элементы бухгалтерского учета анализируются отдельно. Метод SWOT-анализа используется для сравнения китайских и российских компаний электронной коммерции. Эта методика позволит более детально оценить деятельность организации. На основе всестороннего анализа организации будут сделаны соответствующие выводы.
База данных рабочей информации представляет собой готовые данные бухгалтерского баланса и финансовой отчетности компании за 2017-2019 годы. Научная новизна включает три пункта:
1. Проведена сравнительная характеристика методов анализа финансовой отчетности предприятий Китая и России;
2. Проведено сравнение деятельности предприятий электронной коммерции Китая и России на основе анализа их финансовой отчетности;
3. На основе анализа деятельности электронной коммерции в Китае и России выявлены перспективы развития этой отрасли.
Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении разъясняется значение выбора темы магистерской диссертации, определены цели, сформулированы задачи, представлена структура работы и перечислены основные источники информации.
В первой главе представлен обзор финансовой отчетности китайской и российской электронной коммерции, а также рассмотрены элементы финансовой отчетности и методы анализа.
Во второй главе анализируется деятельность китайских и российских компаний в форме балансов и финансовой отчетности и сравнивается их с SWOT-анализом.
В третьей главе сравнивается развитие электронной коммерции в Китае и России, план развития и краткое изложение методов составления финансовой отчетности.
В работа представлено содержание финансовой отчетности китайских и российских предприятий электронной коммерции. Проанализирована финансово-хозяйственная деятельность этих предприятий. На основе использования различных аналитических методов, проанализированы элементы бухгалтерского учета предприятий двух стран, проведено сравнение компаний и сделано выводы.
Первая глава знакомит с элементами финансовой отчетности. Элементы бухгалтерского учета являются важным компонентом финансовой отчетности. Он показывает, что в бухгалтерском учете используется валюта в качестве основной единицы измерения и применяются специальные методы и процедуры для проведения полного, непрерывного и систематического учета и надзора за экономической деятельностью предприятий, с целью предоставления экономической информации и отражения результатов деятельности.
Во второй главе анализируются финансовые отчеты китайско-российской электронной коммерции отдельно, проводится оценка рисков предприятий, приводятся возможные методы, анализируется внутреннее управление предприятиями. Метод SWOT-анализа используется для сравнения китайских и российских компаний электронной коммерции.
С помощью проведенного анализа выявлено, что Alibaba - это хорошо развитая компания. Эта компания находится на поздней стадии роста, быстро развивается, постепенно вступает в стадию зрелого развития. Масштабы ее общих активов продолжают расширяться, а ее прибыльность, платежеспособность, операционные возможности и возможности развития также высоки.
Ozon - один из лидеров рынка интернет-торговли в России, размер которого составил 2 трлн рублей в 2019 году. Опираясь на данные Infoline,
можно сделать вывод, что компания растёт быстрее рынка: за январь-сентябрь 2019-го интернет-торговля в России выросла на 41 %, а оборот Ozon - на 142 %. Весь рынок розничной торговли России - четвёртый по величине в Европе с объёмом 33,6 трлн рублей в 2019 году, посчитали в Infoline. По прогнозу, к 2025 году объём рынка достигнет 46,2 трлн рублей.
В третьей главе сравнивается состояние развития электронной коммерции в Китае и России и анализируются тенденции развития. В связи с быстрой популяризацией и развитием информационных технологий в Интернете во всем мире электронная коммерция также стала каналом быстрого развития. Модель двусторонней торговли между Китаем и Россией также изменилась с традиционных сотовых транзакций на транзакции электронной торговли, и доля транзакций электронной торговли увеличивается с каждым годом. По сравнению с Китаем, хотя развитие электронной коммерции в России происходит относительно поздно, в последние годы она привлекла внимание и руководство российского правительства. Помимо характеристик российской экономической структуры, основанной на энергетике и тяжелой промышленности, ежедневные потребители товары в основном зависят от импорта, который представляет собой трансграничную электронную торговлю.
В целях содействия сотрудничеству и развитию электронной коммерции Китай и Россия последовательно ввели соответствующую политику, направленную на продвижение торговли между Китаем и Россией от недорогих товаров, таких как текстиль, минералы и химические вещества, до современной индустрии услуг, новых источников энергии. производство оборудования, трансформация высокотехнологичных отраслей, таких как новые материалы и экологически чистые продукты питания. В будущем, с быстрым развитием глобальной электронной коммерции, китайско-российское приграничное сотрудничество в области электронной коммерции будет более обширным и углубленным.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2 и 3: электрон.
путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения:
18.11.2019) .
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
05.08.2000 № 117-ФЗ: электрон. путеводитель //КонсультантПлюс:
официальный сайт. URL:
http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_28165/#dst0(дата обращения:
10.10.2019) .
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. От 26.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/(дата обращения:
10.10.2019) .
4. МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» (в редакции с 01.01.2018) Приказ МФ от 28.12.2015 № 217н (ред. от 11.07.2016): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193673/ (дата обращения:
27.11.2019) .
5. МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты (в редакции с
01.01.2018). Приказ МФ от 27.06.2016 № 98н (ред. от 27.06.2016): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201982/ (дата обращения:
29.11.2019) .
6. Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011. № 107. (ред. от 26.08.2013): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. ПИЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111243/ (дата обращения:
29.11.2019) .
7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 № 32н (ред. от 06.04.2015): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. URL:_http://wwwconsuttant.ш/document/cons_doc_LAW_6208/1f46b0f67e50a180 30cbc85dd5e34849b2bf2449/ (дата обращения: 21.11.2019).
8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. URL:_http://wwwconsuttant.ш/document/cons_doc_LAW_12508/0463b359311 ddd b34a4b799a3a5c57ed0e8098ec/ (дата обращения: 21.11.2019).
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика
организации» ПБУ 1/2008, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 №106 н. (ред. от 28.04.2017): электрон. путеводитель //
КонсультантПлюс: официальный
сайт._URL:_http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/2С5270715а 4d5314b9e470a9bf59cb826ec848dd/ (дата обращения: 24.11.2019).
10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34н. (ред. от 11.04.2018): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. 1ЖЕ:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081/7f678d1321c139704a2a4d3П0ccd5a03ec5fb51/ (дата обращения: 24.11.2019).
11. Приказ Министерства финансов РФ от 13.06.1995 №49 «Об
утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и
финансовых обязательств» (ред. от 08.11.2010): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. 1Ж1.:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7152/ (дата обращения:
27.11.2019) .
12. Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. от 08.11.2010): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. 1Ж1.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/(дата обращения:
27.11.2019) .
13. Приказ «О формах бухгалтерской отчетности»: Приказ Министерства
финансов РФ от 02.07.2010 № 66н (ред. от 19.04.2019): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. ЕЖЕ:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/ (дата обращения:
25.12.2019) .
14. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99» Приказ Министерства финансов РФ от 06.7.1999 № 43н (ред. От 08.11.2010): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. ЕЖЕ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18609/(дата обращения: 29.11.2019).
15. Федеральный закон от 31.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской
деятельности»: электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/(дата обращения:
19.11.2019) .
16. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
(ред. от 23.05.2016): электрон. путеводитель // КонсультантПлюс: официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/(дата
обращения: 19.11.2019).
17. Аброскин А., Аброскина Н. Перспективы использования данных финансовой отчетности организаций при формировании показателей СНС //
Экономическое развитие России. 2017. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-dannyh-finansovoy-otchet nosti-organizatsiy-pri-formirovanii-pokazateley-sns (дата обращения: 01.06.2021).
18. Гао Хунье. Микроэкономика: учебное пособие / под ред. -Китай: «Западная экономика», 2019г. 2011. - 502 с.
19. Го Юань. Говоря о содержании и методах анализа финансовой отчетности. // Бухгалтерское исследование, 2017. № 11. С. 74.
20. Гу Цзуань. Обсуждение проблем и совершенствования финансового анализа предприятий. Accounting Study, 2018. № 19. С. 91-92.
21. Дружиловская Э.С. Принципы формирования финансовой
отчетности в России и в МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. №15 (399). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/printsipy-formirovaniya-finansovoy-otchetnosti-v-ros sii-i-v-msfo (дата обращения: 01.06.2021).
22. Еремеева Ю.А., Черноусова К.С. Основы построения акцизов на
отдельные виды товаров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1-2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osnovy-postroeniya-aktsizov-na-otdelnye-vidy-tovar ov (дата обращения: 01.06.2021).
23. Ли Юньси. О влиянии финансового управления и контроля на корпоративную прибыль. Налоговые платежи, 2020, 14. С. 103 - 105.
24. Ли Юньсинь, «Новый выбор режима финансового анализа - Гарвардская аналитическая основа». 2015. 18. С. 160.
25. Львова М. В., Зотиков Н. З., Арланова О. И. Акцизы, их роль в
доходах бюджетов // Вестник евразийской науки. 2019. №2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/aktsizy-ih-rol-v-dohodah-byudzhetov (дата
обращения: 01.06.2021).
26. Лю Ган, Цао Чжипэн. Новая перспектива современного финансового анализа - Гарвардская аналитическая основа. Транспортные финансы и бухгалтерский учет, 2015. 5. С. 55-58.
27. Лю Чэнъюань. Замкнутый цикл получения прибыли предприятиями. // Enterprise Management, 2018. 01. С. 38-40.
28. Налоговая аналитика [Электронный ресурс] / ФНС РФ. - Режим доступа: https: //analytic. nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
29. Оболенский В. П. Экспорт и импорт России в условиях кризисов //
Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 6. URL:
https://cyberleninka.ru/articleZn/eksport-i-import-rossii-v-usloviyah-krizisov(дата обращения: 01.06.2021).
30. Опарина Т.А. Пути увеличения прибыли и повышение
эффективности ее использования на предприятии // Инновации и инвестиции. 2019. № 9. URL:
https://cyberleninka.ruZarticle/n/puti-uvelicheniya-pribyli-i-povyshenie-effektivnosti- ee-ispolzovaniya-na-predpriyatii(дата обращения: 01.06.2021).
31. Пайтаева К.Т., Сулаева М.А. Порядок формирования финансовой отчетности организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12-2. URL: https://cyberleninka.ruZarticle/n/poryadok-formirovaniya-finansovoy-otchetnosti-organizatsii (дата обращения: 01.06.2021).
32. Петров А.М., Лымарь М.П. Сравнительный анализ формирования в
России и Китае отчета о финансовых результатах // Международный бухгалтерский учет. 2015. №11 (353). URL:
https://cyberleninka.ruZarticle/n/sravnitelnyy-analiz-formirovaniya-v-rossii-i-kitae-otcheta-o-finansovyh-rezultatah (дата обращения: 01.06.2021).
33. Понедельчук Т В., Шнайдер В. В. Основные подходы формирования
финансовой отчетности по РСБУ и мсфо: некоторые сходства и различия // Вестник НГИЭИ. 2016 №10 (65). URL:
https://cyberleninka.ruZarticle/n/osnovnye-podhody-formirovaniya-finansovoy-otchetnosti-po-rsbu-i-msfo-nekotorye-shodstva-i-razlichiya (дата обращения: 01.06.2021).
34. Статистика внешнего сектора / Центральный банк Российской
Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //cbr. ru/statistic s/?PrtId=svs
35. Статистика внешней торговли России / Обзоры и новости торговли
России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //russian-trade. com/countries/china/
36. Статистика международной торговли товарами / Организация Объединенных Наций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //unstats. un. org/unsd/trade/imts/imts_default.htm
37. Статистика по ключевым показателям России / Всемирный Банк. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://data.worldbank.org/country/RU
38. Таможенная статистика внешней торговли / Федеральная таможенная служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index. php?id=13858&Itemid=2095&option=com_content&view=article
39. Удилова Н.П. Формирование консолидированной финансовой отчетности организаций // Вестник молодежной науки. 2016. №2 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-konsolidirovannoy-finansovoy-otchetn osti-organizatsiy (дата обращения: 01.06.2021).
40. Цветкова, Н. В. Рынок ценных бумаг Китая и России: факторы влияния / Н. В. Цветкова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 580 - 584.
41. Цянь Сяоли. Анализ показателей оценки прибыльности предприятий [Дж.]. Экономист, 2017. - № 10. С. 288-289.
42. Чен Цзиньран. Эффективность государственного предприятия, чрезмерные инвестиции и рост прибыли [J]. Управление технологиями и инновациями, 2018. № 39. С. 596 - 605.
43. Чен Цзюань. Исследование общих финансовых показателей при анализе финансовой отчетности листинговых компаний. Налогообложение, 2019. №13 (36). С. 107 - 109.
44. Чен Яомэн. Анализ прибыльности предприятия - на примере «Huawei». // Statistics and Management, 2021. № 36 (04). С. 87-93.
45. Чжан Синьминь, Су Личжун. Анализ финансовой отчетности: теоретическая коннотация и предметное позиционирование. // Финансовые исследования, 2015. № 01. С. 25-33.
46. Чжоу Фуюань. Система корпоративного финансового анализа: конвергентные перспективы. // Бухгалтерский учет, 2012. № 5. С. 104-106.
47. Жэн Юэпин. Проблемы анализа бухгалтерской отчетности предприятия и контрмеры [J]. Реформа предприятия и управление, 2021. №04. С. 152-153.
48. Чэнь Цзябинь. Влияние роста прибыли финансовой индустрии на производство. Modern Economic Information, 2016. № 02. С. 292-293.
49. Шевелев А. Е., Кудряшова К. Д. Учет курсовых разниц при
формировании финансовой отчетности по МСФО и РСБУ // International scientific review. 2015. №7 (8). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/uchet-kursovyh-raznits-pri-formirovanii-finansovoy- otchetnosti-po-msfo-i-rsbu(дата обращения: 01.06.2021).
50. Юшаева Р.С. Актуальные проблемы налоговой системы России / Р.С. Юшаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т 13. - С. 3546 - 3550.