Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности переживания счастья студентами

Работа №99858

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЧАСТЬЯ СТУДЕНТАМИ 7
1.1. Феномен счастья в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Психологические особенности современного студента 17
1.3. Психологические предикторы переживания счастья у
студентов 31
Выводы по главе 40
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СЧАСТЬЯ
СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ
КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ 42
2.1. Организация, методы и методики исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 48
Выводы по главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77


В современном обществе человек ежедневно сталкивается с различными трудностями и проблемами, которые влияют на его жизнь в целом, а в частности на эмоциональную сферу. Эмоции, получаемые человеком, не всегда имеют положительный окрас, чаще всего они бывают негативными. От переизбытка негативных эмоций человек пытается убежать, не решая проблему, тем самым он становится более уязвимым. В этот момент вопрос счастья становится для человека главным, а его достижение желаемым результатом. Вопросы, связанные с поиском счастья, выявлением его признаков, качественных показателей и самого определения этого феномена уже давно исследуются в работах авторов, однако это понятие до сих пор не имеет строго научного описания. Понятие счастья имеет множество определений, для его изучения использовались различные эмпирические подходы, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке.
Работы современных исследователей, касающиеся представлений о счастье, показывают нам неоднородность данного понятия, что порождает и многообразие взглядов на выделение факторов, влияющих на уровень счастья. Представления о детерминантах счастья исследуются двумя путями:
1. путем изучения влияния на счастье отдельных факторов - работы, учебы, семейных отношений;
2. путем исследования влияния на уровень выраженности счастья личностных характеристик [44, с. 18]. Многообразие детерминант и факторов в определении феномена счастья позволяет ученым выделить два аспекта: его «субъективность» и «объективность». В основе научных работ и исследований феномена счастья, на которые опираются современные ученые, лежат работы зарубежных авторов, а именно: Н. Бредберна, Э. Динера, Х. Кентрила, А. Кэмпбелла, К. Роджерса, М. Аргайл и другие.
В отечественной психологии, исследования феномена счастья ведутся такими учеными, как И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьевым, В.А. Петровским и другие.
Как феномен, понятие счастье рассматривается учеными современности достаточно на обширных, разновозрастных выборках. Проблема переживания счастья является актуальной для многих поколений людей, независимо от пола и возраста. Особое значение данная тема имеет в юношеском возрасте. По мнению, Б.Г. Ананьева, период жизни от 17 до 25 лет имеет важное значение, как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации [1]. В период ранней юности (16-18 лет) у студентов наиболее остро стоит вопрос самоопределения, поиска жизненных ценностей. Актуальными являются вопросы построения личных отношений, на второй план отходят взаимоотношения в родительской семье. На данном возрастном этапе человек чаще сталкивается с конфликтными ситуациями, что порой приводит к суицидальным мыслям и намерениям. В период ранней зрелости (21-25 лет) возникают вопросы о реализации жизненных стратегий, жизненных планов. На данном этапе человек сталкивается с рядом основных задач: начало профессиональной деятельности (компетентности), принятие гражданской ответственности, подготовка к супружеской жизни, создание семьи. Успешность данного этапа, безусловно, влияет на уровень счастья человека.
Рассмотрев все представленные факты, следует отметить актуальность исследования психологических особенностей переживания счастья студентами, в работах современных авторов. Важным для изучения феномена счастья у студентов, является воздействие на него психологических и возрастных особенностей. Некоторые авторы предполагают, что в сравнении с остальными людьми, студенты являются более счастливыми [46]. В других же, рассмотренных нами работах, отмечается, что в совокупности исследуемых факторов, большинство молодых людей считают себя умеренно счастливыми, или же абсолютно не счастливыми [37]. Данное противоречие и составляет проблему нашего исследования. Мы полагаем, что снять ее возможно, ответив на вопрос, какие психологические особенности студентов влияют на переживание полноты счастья?
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении предикторов счастья у студентов и их связь с психологическими особенностями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данного исследования могут быть полезны специалистам, работающим в сфере психологического консультирования, преподавателям высших учебных заведений и колледжей, оказывающим помощь людям молодого возраста с низкими показателями уровня счастья, удовлетворенности жизнью, способами преодоления сложных жизненных ситуаций в молодом возрасте. Результаты исследования могут лечь в основу дальнейшего изучения психологических предикторов удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста.
Цель: выявить психологические особенности переживания счастья студентами.
Объект - студенты (молодежь в возрасте от 16 до 29 лет).
Предмет - психологические особенности переживания счастья студентами.
Гипотезы исследования:
1. Существует значимая положительная связь между показателями
счастья и составляющими психологического благополучия у студентов, а в частности: с показателем позитивного отношения, автономии,
самопринятием.
2. Существует значимая положительная связь между показателями счастья и предпочитаемыми копинг-стратегиями, а в частности: конструктивными копингами.
3. Существует значимая связь счастья с субъективным представлением о своем благополучии в различных жизненных сферах, а в частности: представлением о семье, взаимоотношениями с друзьями, поведением в конфликтах, представлением о собственной успешности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен счастья в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Выделить психологические особенности студентов, которые могут стать психологическими предикторами переживания счастья .
3. Выделить и обосновать характерные психологические особенности студентов с разным уровнем переживания счастья.
Для проверки эмпирических данных на соответствие параметрам нормального распределения был использован Критерий Колмогорова- Смирнова. Полученные данные были обработаны при помощи описательной статистики, корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена), U - критерия Манна - Уитни.
Методики исследования:
1. Авторская анкета для самооценки студентов.
2. «Шкала психологического благополучия К. Рифф».
3. «Обновленный Оксфордский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory)».
4. «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (С. Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер, адаптированный вариант Т.А.Крюковой).
Исследование было проведено в 2022 году. В выборку вошли 86 студентов ВУЗов и колледжей (21 девушка и 65 юношей). Возраст испытуемых от 16 до 29 лет включительно.
Структура работы: Работа включает в себя: введение, одну главу теоретической части, в которой рассмотрены основные подходы к пониманию и изучению психологических особенностей личности студентов и их взаимосвязь с уровнем счастья, практическую часть, посвященную проверке выдвинутых гипотез, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время одной из актуальных проблем психологии является проблема переживания счастья. Понятие «счастье» имеет множество определений, для его изучения использовались различные эмпирические и теоретические подходы. Большой интерес к изучению счастья возник у ученых именно на студенческой выборке, так как студенческий возраст захватывает целое поколение людей. Принято считать, что студенты (молодежь в возрасте от 16 до 29 лет) являются наиболее счастливыми людьми, но так ли это на самом деле? Действительно ли студенты являются наиболее счастливыми людьми? Какие психологические особенности студентов влияют на переживание полноты счастья?
На поставленные вопросы мы постарались ответить в первой главе работы. Для этого был проведен теоретический анализ психологической литературы и эмпирических исследований на тему «счастье», его научного синонима «субъективное благополучие», а также «психологического благополучия» человека, а в частности студентов.
Нами были изучены различные концепции субъективного благополучия как среди зарубежных, так и среди отечественных исследователей (М. Аргайл, И.А. Джидарьян, Л.В. Карапетян, К. Рифф, С.Л. Рубинштейн, М. Селигман, М. Чиксентмихайи, Р.М. Шамионов, и др.). Мнения авторов могут отличаться в зависимости от их взгляда на поставленную проблему. В основном, авторы выделяют и опираются в своих работах на такие аспекты счастья, как материальное благополучие, семейное положение, карьера, увлечения (хобби), личностные характеристики и прочие внутренние факторы счастья. Также исследователями выделяются внешние факторы, которые в определенной степени оказывают влияние на переживание счастья человека, к ним относятся: политическая обстановка в стране, социально-экономические условия жизни, экологическое состояние окружающей среды.
Для проверки мнения о том, что студенты являются наиболее счастливыми людьми, нами были изучены психологические особенности современного студента. Исследования психологических особенностей студента основываются на работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, Д. Сьюпера, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и других. В своих исследованиях авторы отмечают, что период студенчества, стоит на стыке поздней юности и ранней взрослости, это специфическая общность людей, объединенных учебной деятельностью. В студенческие годы у человека стремительно формируется система ценностных ориентаций , а также специальные способности в связи с профессиональной ориентацией. Этот период характеризуется становлением характера и интеллекта. Следует отметить, что негативное влияние на этот процесс имеют личностные проблемы.
Для определения психологических предикторов переживания счастья у студентов нами был проведен анализ психологической литературы отечественных и зарубежных авторов (А.Ш. Гусейнова, С.Ю. Ждановой, К.А. Мисюнас, А.В. Печеркиной, П.П. Фесенко и других). В исследованиях феномен счастья и смежное с ним психологическое благополучие определяется как устойчивое психологическое свойство, состоящее в преобладании положительных эмоций, наличии тесных связей и устойчивых взаимоотношений, включенности в жизнедеятельность, осмысленности жизни и позитивной самомотивации.
Во второй главе нашей работы представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей переживания счастья студентами. Исследование проводилось среди студентов высших учебных заведений и колледжа. В выборку вошли студенты в возрасте от 16 до 29 лет.
Исследование по методике «Оксфордский опросник счастья» показало, что большинство современных студентов отличаются высоким уровнем счастья. При этом пониженный уровень счастья наблюдается у 34%.
Результаты исследования психологического благополучия по шкале К. Рифф показало, что у большинства студентов преобладает средний уровень. Это отражается как в целом по методике, так и по отдельным шкалам.
Исследование копинг-поведения по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» показало, что в наибольшей степени у студентов выражена копинг-стратегия «избегание», а в наименьшей - «эмоции». Результаты по шкале «пробелено-ориентированный копинг» указывают нам на наличие значимой положительной связи между конструктивными копингами и счастьем.
В результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза о наличии положительной связи между показателями счастья и составляющими психологического благополучия у студентов подтвердилась.
Гипотеза о наличии значимой положительной связи между показателем счастья и предпочитаемыми копинг-стратегиями, а в частности: конструктивными копингами также была подтверждена, чему свидетельствуют результаты, представленные в исследовании.
В ходе проведения исследования нами была проверена и подтверждена гипотеза о связи счастья с субъективным представлением о своем благополучии в различных жизненных сферах, а в частности: представление о семье, взаимоотношения с друзьями, поведение в конфликтах, представление о собственной успешности.
Таким образом, в ходе проведенного исследования цель достигнута, а задачи решены.
Результаты проведенного нами исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога-консультанта, преподавателям высших учебных заведений и колледжей, оказывающим помощь людям молодого возраста. Описание детерминант субъективного и
психологического благополучия позволяет обратить внимание психолога на компоненты, обеспечивающие формирование благополучия человека.
Результаты данного исследования могут лечь в основу дальнейшего изучения психологических предикторов удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста. В исследованиях в рамках данной тематики представляется возможным изучение психологических особенностей переживания счастья у других категорий людей.


1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста //Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Вып.
2. - С. 82-89.
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Прогресс, 1996. - С. 82.
3. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990 - С. 82-89.
4. Бочарова Е. Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. №1. НЕЕ: йЛрз://суЬег1епшка.ги/агйс1е/п/з1тик1игпауа-огдаш7а1з1уа-затогеди1уа1зп-у- 7ау131тозй-о1-игоупуа-зиЬекйУподо-Ь1адоро1исй1уа-11сйпозй (дата обращения: 28.03.2022).
5. Бояркин М. Ю. и др. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих. - В.: Волгоградская академия государственной службы, 2007. - 216 с.
6. Булкина Н. А. О феномене счастья: обзор зарубежных и отечественных исследований //Мир науки. Педагогика и психология. - Педагогика и психология, 2020. - Т. 8. - № 5, ййрз://тн- паик1.сот/РПЕ/26Р8МЫ520.рб1‘ (дата обращения: 25.02.2022).
7. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - Издательский дом «Питер», 2013 - 336 с.
8. Водяха С. А. Современные концепции психологического
благополучия личности // Дискуссия. 2012. №2. НЕЕ:
йЛрз://суЬег1епшка.ги/агйс1е/п/зоугетеппуе-коп1ъер1зп-рз1ко1од1скезкодо- Ь1адоро1иск1уа-11сйпозй (дата обращения: 28.01.2022).
9. Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия
человека: обзор концепций и опыт структурно -уровневого анализа
//Сибирский психологический журнал. - 2005. - №. 21. - С. 142-147.
10. Всероссийская научно-практическая конференция /отв. за вып. А.М. Павлова. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2011. - 268с. - С. 50-55
11. Выготский Л. С. и др. Педагогическая психология. - М.:
Педагогика, 1991. - С. 480.
12. Галажинский Э. В. Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи //Science for Education Today. - 2019. - Т. 9. - №. 6. - С. 19-38.
13. Деменев А. Г. Субъективистские и объективистские теории в современных исследованиях счастья // Logos et Praxis. 2016. №4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivistskie-i-obektivistskie-teorii-v- sovremennyh-issledovaniyah-schastya (дата обращения: 15.04.2022).
14. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2013. 268 с.
15. Ефтимова, О. В. Саморегуляция как ресурс субъективного благополучия младших школьников // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы II Международной научно-практической конференции. - Калуга: АКФ "Политоп", 2017. - С. 69-75.
16. Жданова С. Ю., Печеркина А. В., Строканов А. А. Структура
репрезентации состояния счастья у представителей российской и американской культур // Образование и наука. 2017. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-reprezentatsii-sostoyaniya-schastya-u- predstaviteley-rossiyskoy-i-amerikanskoy-kultur (дата обращения: 14.03.2022).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ