КОНФЛИКТЫ В КОМАНДЕ НА СТАДИЯХ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ: ТЕХНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Технология командообразования 6
1.1. Команда и группа. Сущность и различия 6
1.2. Цикл командообразования: основные стадии 12
1.3. Причины конфликтов в командообразовании 17
Глава 2. Методология преодоления конфликтов в команде 40
2.1. Типология конфликтов на разных этапах формирования команды 40
2.2. Инструменты преодоления конфликтов в команде 45
Заключение 63
Библиографический список 65
Глава 1. Технология командообразования 6
1.1. Команда и группа. Сущность и различия 6
1.2. Цикл командообразования: основные стадии 12
1.3. Причины конфликтов в командообразовании 17
Глава 2. Методология преодоления конфликтов в команде 40
2.1. Типология конфликтов на разных этапах формирования команды 40
2.2. Инструменты преодоления конфликтов в команде 45
Заключение 63
Библиографический список 65
Вопрос о конфликтах в цикле командообразования очень важен для современного общества. В наше время люди все чаще обращаются к процессу создания команды. Множество исследователей, ученых и психологов рассматривали идею того, что в команде достижение поставленного результата осуществляется быстрее и эффективнее, также очень много работ посвященных рассмотрению сущности команды и цикла командообразования, но общество столкнулось с другой проблемой, это конфликты. Естественно, что при процессе командообразования будут возникать конфликты, потому что в команде взаимодействуют люди. В реальной жизни, когда команда сталкивается с проблемами, чаще всего это приводит к возникновению конфликта, это приводит к тому, что члены команды не могут сфокусироваться на решении поставленной проблемы, в ход идут эмоции, а также происходит столкновение различных мнений на способы решения возникшей проблемы, в итоге неразрешенные проблемы и конфликты могут повлечь за собой напряженность в команде, разрушение межличностных отношений, понижение эффективности, а также возможен распад команды.
Логично предположить, что конфликты являются барьером для успешного осуществления цикла командообразования и достижения результата. Одновременно многие философы и психологи рассматривали, что конфликт и процесс его разрешения может позитивно влиять на цикл командообразования и укреплять отношения между людьми. Но лишь конструктивные конфликты способны на это. В конструктивных конфликтах люди принимают во внимание позицию и мнение другого человека, отказываются от эмоций и руководствуются только фактами, а также сами активно принимают участие в разрешение конфликта, тем самым в процессе его разрешения происходит активная коммуникация с членами команды, что ведет к сплочению коллектива. Для того, чтобы сделать определенные выводы по данным аспектам, необходимо рассмотреть сущность команды, цикл комадообразования и роль конфликтов в данном процессе, и процесс преодоления конфликтов в команде с помощью различных методов. Актуальность данной работы состоит в том, что люди в команде имеют большой уровень конфликтогенности, так как члены команды часто взаимодействуют и зависят друг от друга, при этом сталкиваются различные мнения, что приводит к конфликтам, поэтому возникает важность исследования конфликтов в команде, методов их преодоления.
Степень разработанности темы:
Определение команды и группы можно найти в работах, следующих авторов: Т.В. Эксакусто, А.В. Сидоренков, А.М. Карякин, Е. Ю. Безрукова. Для определения командных ролей обратимся к работе Мередит Белбин, доктору психологических наук, почетному профессору университетов в Бристоле.
Цикл командообразования рассматривают такие исследователи как Б. В. Такмен, Дж. Каттенбах, Д. Смит, Т. Ю. Базаров, И. В. Рыбкин и Т. С. Пыркова. А также доктор психологии из Санкт-Петербурга Зинкевич-Евстигнеева Татьяна предлагала свои стадии цикла командообразования, но уже со стороны организации и финансового стимулирования, как мотивации.
Вопрос о причинах конфликта в команде рассматривал Патрика Ленсиони в своей работе «Пять пороков команды». В ней максимально подробно разобраны преграды, которые многие недооценивают, либо рассматривают по отдельности, при создании команды.
Изучению сущности конфликта посвящены работы зарубежных философов: Р. Дарендорф, Л. Козер, Э. Фромм, Г. Зиммель и другие. А еще были рассмотрены работы и отечественных специалистов: А. А. Иванихин, Ф. Ф. Вяккерев, К. С. Пигров и В.П. Шейнов. Также для определения стратегии поведения в конфликте рассмотрели работу К. Томас, Р. Килманн.
Объектом исследования являются конфликты в команде и цикле командообразования. Предметом исследования являются техники преодоления конфликтов.
Цель исследования:
- рассмотреть конфликты команде в цикле командообразования и техники их преодоления
Для достижения цели следует выполнять определенные задачи:
Во-первых, рассмотреть сущность команды и группы, проанализировать их противоречия.
Во-вторых, ознакомиться с циклом командообразования, рассмотреть основные стадии.
В-третьих, исследовать причины конфликтов в командообразовании.
В-четверых, выявить типы конфликтов на разных этапах формирования команды.
В-пятых, предложить инструменты преодоления конфликтов в команде.
Для решения вышеперечисленных задач, будут использованы следующие методы: анализ литературы по данной тематике, сравнение различных методов и подходов, обобщение информации, также был использован метод герменевтики.
Структура магистерской диссертации:
Работа состоит из двух введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введение рассматривается актуальность темы работы, степень разработанности, объект и предмет исследования, ставиться цель и задачи, формируются методы и структура. Первая глава состоит из трех параграфов. В данной главе рассматриваются теоретические аспекты: основные термины, сущность группы и команды их различия, также исследуются циклы командообразования, основные стадии и основные причины конфликтов. Вторая глава работы состоит из двух параграфов. В ней рассматривается типология конфликтов на разных этапах формирования команды, а также предлагаются и разрабатываются инструменты преодоления конфликтов в команде. В данной главе были предложены следующие методы для 5
разрешения конфликтов: наблюдение, тренинг, метод ведения переговоров, анкета по работе с агрессией, анализ конфликта. В заключении указаны основные выводы по результатам проведенной работы.
Новизна:
Новизна в данной работе заключается во внедрение конфликтологии и позитивного понятия конфликта в процесс командообразования. В работе рассмотрены и предложены различные инструменты преодоления конфликтов, которые в процессе командообразования выявляют и раскрывают разногласия и проблемные ситуации среди членов команды, далее происходит управление и создание конструктивных конфликтов, что приводит к их разрешению, для того чтобы в конечном итоге конфликты имели позитивное влияние на дальнейшую согласованность коллектива в работе, методом укрепления взаимоотношений членов команды и повышением эффективности команды в целом. Методы, предложенные для разрешения конфликтов: наблюдение, анализ конфликта, тренинг, метод ведения переговоров, анкета по работе с агрессией. В данной работе предусматривается, что нейтральное, то есть третье лицо помогает работать команде с конфликтами. Все вышеперечисленные методы должны осуществляться под руководством квалифицированного специалиста, так как самим членам команды и даже руководителю будет сложно объективно оценивать, анализировать и решать возникающие в процессе работы конфликты, так как они являются заинтересованными лицами и не обладают специализированными знаниями о конфликтах.
В ходе исследования рассмотрены типологии конфликтов на разных стадиях командообразования, также предложены инструменты по работе с конфликтами.
Логично предположить, что конфликты являются барьером для успешного осуществления цикла командообразования и достижения результата. Одновременно многие философы и психологи рассматривали, что конфликт и процесс его разрешения может позитивно влиять на цикл командообразования и укреплять отношения между людьми. Но лишь конструктивные конфликты способны на это. В конструктивных конфликтах люди принимают во внимание позицию и мнение другого человека, отказываются от эмоций и руководствуются только фактами, а также сами активно принимают участие в разрешение конфликта, тем самым в процессе его разрешения происходит активная коммуникация с членами команды, что ведет к сплочению коллектива. Для того, чтобы сделать определенные выводы по данным аспектам, необходимо рассмотреть сущность команды, цикл комадообразования и роль конфликтов в данном процессе, и процесс преодоления конфликтов в команде с помощью различных методов. Актуальность данной работы состоит в том, что люди в команде имеют большой уровень конфликтогенности, так как члены команды часто взаимодействуют и зависят друг от друга, при этом сталкиваются различные мнения, что приводит к конфликтам, поэтому возникает важность исследования конфликтов в команде, методов их преодоления.
Степень разработанности темы:
Определение команды и группы можно найти в работах, следующих авторов: Т.В. Эксакусто, А.В. Сидоренков, А.М. Карякин, Е. Ю. Безрукова. Для определения командных ролей обратимся к работе Мередит Белбин, доктору психологических наук, почетному профессору университетов в Бристоле.
Цикл командообразования рассматривают такие исследователи как Б. В. Такмен, Дж. Каттенбах, Д. Смит, Т. Ю. Базаров, И. В. Рыбкин и Т. С. Пыркова. А также доктор психологии из Санкт-Петербурга Зинкевич-Евстигнеева Татьяна предлагала свои стадии цикла командообразования, но уже со стороны организации и финансового стимулирования, как мотивации.
Вопрос о причинах конфликта в команде рассматривал Патрика Ленсиони в своей работе «Пять пороков команды». В ней максимально подробно разобраны преграды, которые многие недооценивают, либо рассматривают по отдельности, при создании команды.
Изучению сущности конфликта посвящены работы зарубежных философов: Р. Дарендорф, Л. Козер, Э. Фромм, Г. Зиммель и другие. А еще были рассмотрены работы и отечественных специалистов: А. А. Иванихин, Ф. Ф. Вяккерев, К. С. Пигров и В.П. Шейнов. Также для определения стратегии поведения в конфликте рассмотрели работу К. Томас, Р. Килманн.
Объектом исследования являются конфликты в команде и цикле командообразования. Предметом исследования являются техники преодоления конфликтов.
Цель исследования:
- рассмотреть конфликты команде в цикле командообразования и техники их преодоления
Для достижения цели следует выполнять определенные задачи:
Во-первых, рассмотреть сущность команды и группы, проанализировать их противоречия.
Во-вторых, ознакомиться с циклом командообразования, рассмотреть основные стадии.
В-третьих, исследовать причины конфликтов в командообразовании.
В-четверых, выявить типы конфликтов на разных этапах формирования команды.
В-пятых, предложить инструменты преодоления конфликтов в команде.
Для решения вышеперечисленных задач, будут использованы следующие методы: анализ литературы по данной тематике, сравнение различных методов и подходов, обобщение информации, также был использован метод герменевтики.
Структура магистерской диссертации:
Работа состоит из двух введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введение рассматривается актуальность темы работы, степень разработанности, объект и предмет исследования, ставиться цель и задачи, формируются методы и структура. Первая глава состоит из трех параграфов. В данной главе рассматриваются теоретические аспекты: основные термины, сущность группы и команды их различия, также исследуются циклы командообразования, основные стадии и основные причины конфликтов. Вторая глава работы состоит из двух параграфов. В ней рассматривается типология конфликтов на разных этапах формирования команды, а также предлагаются и разрабатываются инструменты преодоления конфликтов в команде. В данной главе были предложены следующие методы для 5
разрешения конфликтов: наблюдение, тренинг, метод ведения переговоров, анкета по работе с агрессией, анализ конфликта. В заключении указаны основные выводы по результатам проведенной работы.
Новизна:
Новизна в данной работе заключается во внедрение конфликтологии и позитивного понятия конфликта в процесс командообразования. В работе рассмотрены и предложены различные инструменты преодоления конфликтов, которые в процессе командообразования выявляют и раскрывают разногласия и проблемные ситуации среди членов команды, далее происходит управление и создание конструктивных конфликтов, что приводит к их разрешению, для того чтобы в конечном итоге конфликты имели позитивное влияние на дальнейшую согласованность коллектива в работе, методом укрепления взаимоотношений членов команды и повышением эффективности команды в целом. Методы, предложенные для разрешения конфликтов: наблюдение, анализ конфликта, тренинг, метод ведения переговоров, анкета по работе с агрессией. В данной работе предусматривается, что нейтральное, то есть третье лицо помогает работать команде с конфликтами. Все вышеперечисленные методы должны осуществляться под руководством квалифицированного специалиста, так как самим членам команды и даже руководителю будет сложно объективно оценивать, анализировать и решать возникающие в процессе работы конфликты, так как они являются заинтересованными лицами и не обладают специализированными знаниями о конфликтах.
В ходе исследования рассмотрены типологии конфликтов на разных стадиях командообразования, также предложены инструменты по работе с конфликтами.
В данной работе были рассмотрены конфликты команде в цикле командообразования и техники их преодоления. Анализ сущности и различий команды и группы показал, что группа может формироваться случайно, стихийно, участников связали в группу обстоятельства, а команду отличают три фактора - общая цель (не случайно совпадающие цели индивидов), в команде есть поддержка участниками друг друга, командный дух, и в команде всегда есть иерархия, структура, роли.
Сравнение различных вариантов циклов командообразования помогло выявить общее, что сначала происходит знакомство, то есть формирование группы, которая в будущем станет командой, далее происходит формирование общей цели, выбирается лидер, люди в группе сближаются с друг другом, далее происходит создание определенных норм, правил, а также санкций за неисполнение или нарушение правил. Далее идет функционирование, прямая деятельность команды, достижение общей цели и поставленного результата. После может быть расформирование, замены либо дальнейшее функционирование.
Исследование причин конфликтов в командообразовании с помощью пять пороков команды, показало, что пороки тесно связаны между собой и если в команде появляется один из пороков, то он повлечет за собой и другие, поэтому следует всегда производить анализ состояния команды, а также следить за межличностными отношениями членов команды. А также была выявлена сущность и свойства конфликта, и можно сказать, что конструктивный конфликт имеет позитивное влияние на команду, помогает укреплять отношения между членами команды, и еще способствует поднятия эффективности работы в целом.
После этого был проведен анализ типов конфликтов на разных этапах формирования команды. Было выявлено, что на этапах цикла командообразования встречаются такие типы конфликтов как: подлинный конфликт, случайный, смещенный, неверно приписанный, латентный и 64 ложный конфликт, данные типы конфликтов присутствуют на этапах знакомства, а также на этапах формирования и создания правил и санкций, на данных этапах члены команды активно взаимодействуют с друг другом. Помимо данных типов конфликтов, существуют такие конфликты, как межличностные, внутриличностные, межгрупповые и внутригрупповые, данные типы конфликтов могут возникать на всех стадиях формирования команды. Типы конфликтов нужно не только распознать и классифицировать, но еще и уметь регулировать и уметь работать с ними.
Таким образом, можно сделать вывод, что для выявления конфликтов, требуется анализ действий, поведения участников команды, а также их психологических особенностей. Соответственно для применения инструментов преодоления конфликтов следует провести сбор информации с помощью наблюдения, далее проанализировать информацию с помощью инструмента «Дерево конфликта». После этого появится четкое представление о имеющихся конфликтах в команде, следовательно, можно начинать внедрять инструменты преодоления конфликтов. Инструменты, предложенные для преодоления конфликтов: наблюдение, анализ конфликта, тренинг, метод ведения переговоров, анкета по работе с агрессией. Все данные инструменты связанны между собой, изначально на любом этапе формирования команды, мы проводим наблюдение, так как следует ознакомиться с ситуацией и атмосферной в команде, после этого проводим анализ выявленных конфликтов для полного понимания картины и образа конфликта. Далее уже можно начинать работать с конфликтом с помощью тренинга и предложенных упражнений, если появятся трудности с коммуникацией и с разрешением конфликта, а они скорее всего будут, то используем такие инструменты, как переговоры, чтобы убрать все лишние эмоции и члены команды могли работать только с фактами, если была заметно излишняя агрессия со стороны оппонентов конфликта, то используем инструмент «анкета по работе с агрессией», который был создан на основе работы К. Лоренца. Может случиться так, что после использования тренинга, члены команды не пойдут на конфликт, и будут максимально избегать его, тогда следует применить инструмент «стимулирование конфликта», но это очень опасно, так как следует после этого сразу же регулировать конфликт, так как он может перерасти в деструктивный и нанести урон по атмосфере в команде. Все предложенные инструменты помогут разрешить имеющиеся и выявленные проблемы команды, но еще будут способствовать повышению эффективности работы команды, так как в процессе разрешения конфликтов члены команды будут лучше узнавать друг друга.
Из всего вышеперечисленного следует, что цель работы достигнута, а задачи решены.
Сравнение различных вариантов циклов командообразования помогло выявить общее, что сначала происходит знакомство, то есть формирование группы, которая в будущем станет командой, далее происходит формирование общей цели, выбирается лидер, люди в группе сближаются с друг другом, далее происходит создание определенных норм, правил, а также санкций за неисполнение или нарушение правил. Далее идет функционирование, прямая деятельность команды, достижение общей цели и поставленного результата. После может быть расформирование, замены либо дальнейшее функционирование.
Исследование причин конфликтов в командообразовании с помощью пять пороков команды, показало, что пороки тесно связаны между собой и если в команде появляется один из пороков, то он повлечет за собой и другие, поэтому следует всегда производить анализ состояния команды, а также следить за межличностными отношениями членов команды. А также была выявлена сущность и свойства конфликта, и можно сказать, что конструктивный конфликт имеет позитивное влияние на команду, помогает укреплять отношения между членами команды, и еще способствует поднятия эффективности работы в целом.
После этого был проведен анализ типов конфликтов на разных этапах формирования команды. Было выявлено, что на этапах цикла командообразования встречаются такие типы конфликтов как: подлинный конфликт, случайный, смещенный, неверно приписанный, латентный и 64 ложный конфликт, данные типы конфликтов присутствуют на этапах знакомства, а также на этапах формирования и создания правил и санкций, на данных этапах члены команды активно взаимодействуют с друг другом. Помимо данных типов конфликтов, существуют такие конфликты, как межличностные, внутриличностные, межгрупповые и внутригрупповые, данные типы конфликтов могут возникать на всех стадиях формирования команды. Типы конфликтов нужно не только распознать и классифицировать, но еще и уметь регулировать и уметь работать с ними.
Таким образом, можно сделать вывод, что для выявления конфликтов, требуется анализ действий, поведения участников команды, а также их психологических особенностей. Соответственно для применения инструментов преодоления конфликтов следует провести сбор информации с помощью наблюдения, далее проанализировать информацию с помощью инструмента «Дерево конфликта». После этого появится четкое представление о имеющихся конфликтах в команде, следовательно, можно начинать внедрять инструменты преодоления конфликтов. Инструменты, предложенные для преодоления конфликтов: наблюдение, анализ конфликта, тренинг, метод ведения переговоров, анкета по работе с агрессией. Все данные инструменты связанны между собой, изначально на любом этапе формирования команды, мы проводим наблюдение, так как следует ознакомиться с ситуацией и атмосферной в команде, после этого проводим анализ выявленных конфликтов для полного понимания картины и образа конфликта. Далее уже можно начинать работать с конфликтом с помощью тренинга и предложенных упражнений, если появятся трудности с коммуникацией и с разрешением конфликта, а они скорее всего будут, то используем такие инструменты, как переговоры, чтобы убрать все лишние эмоции и члены команды могли работать только с фактами, если была заметно излишняя агрессия со стороны оппонентов конфликта, то используем инструмент «анкета по работе с агрессией», который был создан на основе работы К. Лоренца. Может случиться так, что после использования тренинга, члены команды не пойдут на конфликт, и будут максимально избегать его, тогда следует применить инструмент «стимулирование конфликта», но это очень опасно, так как следует после этого сразу же регулировать конфликт, так как он может перерасти в деструктивный и нанести урон по атмосфере в команде. Все предложенные инструменты помогут разрешить имеющиеся и выявленные проблемы команды, но еще будут способствовать повышению эффективности работы команды, так как в процессе разрешения конфликтов члены команды будут лучше узнавать друг друга.
Из всего вышеперечисленного следует, что цель работы достигнута, а задачи решены.
Подобные работы
- Управление процессом командообразования в цехе 590
АО «Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



