Межведомственное взаимодействие в процессе внедрения профессионального стандарта педагога
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы внедрения профессионального стандарта педагога 8
1.1 Школа как основа взаимодействия социальных институтов 8
1.2 Анализ профессионального стандарта педагога 18
1.3 Внедрение профессионального стандарта педагога в деятельность
образовательной организации 38
1.4 Межведомственное взаимодействие: понятия, формы 45
Глава 2. Опытно - поисковая работа по внедрению профессионального стандарта педагога Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Богдановича 52
2.1 Анализ работы МОУ СОШ № 3 по внедрению профессионального
стандарта педагога 52
2.2 Разработка проекта по подготовке к межведомственному взаимодействию педагогического коллектива школы к внедрению
профессионального стандарта педагога 66
Заключение 78
Список использованной литературы 82
Приложение 90
Глава 1. Теоретические основы внедрения профессионального стандарта педагога 8
1.1 Школа как основа взаимодействия социальных институтов 8
1.2 Анализ профессионального стандарта педагога 18
1.3 Внедрение профессионального стандарта педагога в деятельность
образовательной организации 38
1.4 Межведомственное взаимодействие: понятия, формы 45
Глава 2. Опытно - поисковая работа по внедрению профессионального стандарта педагога Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Богдановича 52
2.1 Анализ работы МОУ СОШ № 3 по внедрению профессионального
стандарта педагога 52
2.2 Разработка проекта по подготовке к межведомственному взаимодействию педагогического коллектива школы к внедрению
профессионального стандарта педагога 66
Заключение 78
Список использованной литературы 82
Приложение 90
Актуальность исследования. Профессиональный стандарт педагога вот уже несколько лет становится центром внимания всей педагогической сферы российского общества. Актуальность появления профессионального стандарта педагога очевидна, поскольку продолжающаяся модернизация общего образования требует от современной образовательной организации высокого качества образования. Для реализации этой задачи школа должна обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров. Эта задача становится исключительно актуальной.
Современная общеобразовательная школа непрерывно меняется. Обновление школы предполагает решение ряда первоочередных задач, в числе которых на первом месте стоит задача достижения нового качества образования, в соответствии с требованием современной обстановки. В общегосударственном плане - новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития государства. Отношение к качеству образования, как важнейшему фактору повышения уровня жизни, экономической и социальной безопасности, как к национальной идее, как к одной из фундаментальных категорий, определяющей успешное развитие человека и общества, требует поиска новых целевых установок в образовательном процессе. Возникла необходимость кардинального пересмотра традиционных взглядов и представлений о качестве образования и путях его обеспечения.
Меняется мир, меняются дети, изменяются их потребности, в том числе и к уровню обучения, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его не учили, следовательно, введение нового стандарта должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Скоординированное взаимодействие образовательных организаций на принципах школьно-
университетского партнерства позволяет выйти на новый уровень практической подготовки студентов педагогического вуза.
На основании изучения опыта работы школ, анализа научной литературы определены противоречия между: возросшими требованиями к специалистам в области образования и нерешенностью проблемы взаимодействия межведомственном подходе для внедрения профессионального стандарта.
Проблема исследования: как осуществлять межведомственное взаимодействие между школой и социальными партнерами в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Тема: межведомственное взаимодействие в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Объект исследования: внедрение профессионального стандарта педагога.
Предмет исследования: процесс внедрения профессионального стандарта педагога на основе межведомственного взаимодействия.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать, обосновать проект по подготовке педагогического коллектива школы к внедрению профессионального стандарта педагога на основе межведомственного взаимодействия.
Гипотеза исследования: процесс внедрения профессионального стандарта педагога будет вероятно успешным, если мы разработаем проект по внедрению профессионального стандарта педагога через межведомственное взаимодействие.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы взаимодействия школы с социальными институтами.
2. Ознакомиться с содержанием и характеристиками профессионального стандарта педагога.
3. Рассмотреть деятельность образовательной организации в процессе внедрения профессиональных стандартов педагога.
4. Раскрыть понятие межведомственное взаимодействие, и формы.
5. Исследовать внедрение профессионального стандарта педагога в МОУ СОШ № 3.
6. Проанализировать с готовностью педагогов школы к межведомственному взаимодействию при внедрении профессионального стандарта педагога.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические: анализ документов, анкетирование, математическая и графическая обработка данных.
Этапы исследования. Исследование длилось с 2014 по 2017 год.
Первый этап исследования (с 2014 по 2015 год) - теоретический анализ проблемы межведомственного взаимодействия в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Второй этап (с 2015 по 2016 год) - обработка и интерпретация собранных в процессе исследования данных, подведение итогов исследования.
Третий этап (с 2016 по 2017 год) - разработаны и частично реализованы мероприятия проекта по подготовке педагогического коллектива школы к межведомственному взаимодействию в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Теоретическая значимость и элементы новизны. Проведен теоретический анализ специфики взаимодействия школы с социальными институтами, изучены характеристики процесса внедрения профессионального стандарта педагога в деятельность образовательной организации, рассмотрены особенности межведомственного взаимодействия школы с социальными партнерами в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Практическая значимость диссертационного исследования.
Полученные нами результаты достаточно важны для понимания процесса внедрения профессионального стандарта педагога. Разработанный нами проект по межведомственному взаимодействию при подготовке педагогического коллектива школы к внедрению профессионального стандарта педагога, может быть использован администрацией школы, педагогами для углубления их профессиональной компетентности.
Апробация и достоверность результатов. Обоснованность и достоверность результатов, а также сделанных по ним выводов обеспечивалась следующим: методологической аргументированностью исходных теоретических данных; использованием психолого-педагогического инструментария, который соответствовал структурной организации практического исследования, его задаче и цели.
Положения, выносимые на защиту:
- Понятие «межведомственное взаимодействие» - это взаимодействие ведомств и одна из главных задач школы- установление партнерских отношений с ведомствами, способными содействовать образовательному процессу школы.
- Понятие «профессиональный стандарт педагога» - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт педагога позволяет уточнить понятие «квалификационные характеристики» - краткое изложение основных задач, навыков, умений, прав, обязанностей;
- Разработан проект по межведомственному взаимодействию при подготовке
педагогического коллектива школы к внедрению профессионального стандарта педагога. Межведомственное взаимодействие при реализации проекта имеет цель привлечь внимание администрации школы, педагогический коллектив для углубления их профессиональной компетентности и для внедрения профессионального стандарта педагога в образовательное учреждение.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Богданович.
Структура работы соответствует логике проведённого исследования. Данная работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Современная общеобразовательная школа непрерывно меняется. Обновление школы предполагает решение ряда первоочередных задач, в числе которых на первом месте стоит задача достижения нового качества образования, в соответствии с требованием современной обстановки. В общегосударственном плане - новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития государства. Отношение к качеству образования, как важнейшему фактору повышения уровня жизни, экономической и социальной безопасности, как к национальной идее, как к одной из фундаментальных категорий, определяющей успешное развитие человека и общества, требует поиска новых целевых установок в образовательном процессе. Возникла необходимость кардинального пересмотра традиционных взглядов и представлений о качестве образования и путях его обеспечения.
Меняется мир, меняются дети, изменяются их потребности, в том числе и к уровню обучения, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его не учили, следовательно, введение нового стандарта должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Скоординированное взаимодействие образовательных организаций на принципах школьно-
университетского партнерства позволяет выйти на новый уровень практической подготовки студентов педагогического вуза.
На основании изучения опыта работы школ, анализа научной литературы определены противоречия между: возросшими требованиями к специалистам в области образования и нерешенностью проблемы взаимодействия межведомственном подходе для внедрения профессионального стандарта.
Проблема исследования: как осуществлять межведомственное взаимодействие между школой и социальными партнерами в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Тема: межведомственное взаимодействие в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Объект исследования: внедрение профессионального стандарта педагога.
Предмет исследования: процесс внедрения профессионального стандарта педагога на основе межведомственного взаимодействия.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать, обосновать проект по подготовке педагогического коллектива школы к внедрению профессионального стандарта педагога на основе межведомственного взаимодействия.
Гипотеза исследования: процесс внедрения профессионального стандарта педагога будет вероятно успешным, если мы разработаем проект по внедрению профессионального стандарта педагога через межведомственное взаимодействие.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы взаимодействия школы с социальными институтами.
2. Ознакомиться с содержанием и характеристиками профессионального стандарта педагога.
3. Рассмотреть деятельность образовательной организации в процессе внедрения профессиональных стандартов педагога.
4. Раскрыть понятие межведомственное взаимодействие, и формы.
5. Исследовать внедрение профессионального стандарта педагога в МОУ СОШ № 3.
6. Проанализировать с готовностью педагогов школы к межведомственному взаимодействию при внедрении профессионального стандарта педагога.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические: анализ документов, анкетирование, математическая и графическая обработка данных.
Этапы исследования. Исследование длилось с 2014 по 2017 год.
Первый этап исследования (с 2014 по 2015 год) - теоретический анализ проблемы межведомственного взаимодействия в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Второй этап (с 2015 по 2016 год) - обработка и интерпретация собранных в процессе исследования данных, подведение итогов исследования.
Третий этап (с 2016 по 2017 год) - разработаны и частично реализованы мероприятия проекта по подготовке педагогического коллектива школы к межведомственному взаимодействию в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Теоретическая значимость и элементы новизны. Проведен теоретический анализ специфики взаимодействия школы с социальными институтами, изучены характеристики процесса внедрения профессионального стандарта педагога в деятельность образовательной организации, рассмотрены особенности межведомственного взаимодействия школы с социальными партнерами в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Практическая значимость диссертационного исследования.
Полученные нами результаты достаточно важны для понимания процесса внедрения профессионального стандарта педагога. Разработанный нами проект по межведомственному взаимодействию при подготовке педагогического коллектива школы к внедрению профессионального стандарта педагога, может быть использован администрацией школы, педагогами для углубления их профессиональной компетентности.
Апробация и достоверность результатов. Обоснованность и достоверность результатов, а также сделанных по ним выводов обеспечивалась следующим: методологической аргументированностью исходных теоретических данных; использованием психолого-педагогического инструментария, который соответствовал структурной организации практического исследования, его задаче и цели.
Положения, выносимые на защиту:
- Понятие «межведомственное взаимодействие» - это взаимодействие ведомств и одна из главных задач школы- установление партнерских отношений с ведомствами, способными содействовать образовательному процессу школы.
- Понятие «профессиональный стандарт педагога» - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт педагога позволяет уточнить понятие «квалификационные характеристики» - краткое изложение основных задач, навыков, умений, прав, обязанностей;
- Разработан проект по межведомственному взаимодействию при подготовке
педагогического коллектива школы к внедрению профессионального стандарта педагога. Межведомственное взаимодействие при реализации проекта имеет цель привлечь внимание администрации школы, педагогический коллектив для углубления их профессиональной компетентности и для внедрения профессионального стандарта педагога в образовательное учреждение.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Богданович.
Структура работы соответствует логике проведённого исследования. Данная работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Цель данного исследования заключалась в следующем: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать, обосновать проект по подготовке педагогического коллектива школы к внедрению профессионального стандарта педагога на основе межведомственного взаимодействия.
В ходе работы мы также предположили, что разработка проекта по подготовке педагогического коллектива школы к внедрению профессионального стандарта педагога на основе межведомственного взаимодействия будет способствовать формированию у педагогического коллектива, администрации школы готовности к внедрению профессионального стандарта педагога.
Для достижения поставленной цели мы изучили теоретические аспекты взаимодействия школы с социальными институтами, проанализировали сущность и характеристики профессионального стандарта педагога, изучили деятельность образовательной организации в процессе внедрения профессиональных стандартов педагога, раскрыли понятие межведомственного взаимодействия в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Профессиональный стандарт педагога - это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции. В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.). Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).
Также в рамках данной работы мы изучили процесс внедрения профессионального стандарта педагога в школе №3 и разработали проект по подготовке педагогического коллектива школы к внедрению профессионального стандарта педагога.
Проведенный нами анализ показал, что в образовательном учреждении имеется основная проблема: недостаток квалифицированных педагогических кадров для внедрения профессионального стандарта педагога. В образовательном учреждение работает 54 педагога, 15 имеют высшую квалификационную категорию, из них трое стали победителями Всероссийского конкурса «Лучший учитель России». Бес квалификационной категории работает 4 молодых специалиста, 35 учителей имеют первую квалификационную категорию и 4 учителя вторую. И не смотря на это педагогический коллектив не готов к требованиям профессионального стандарта. К строгим требованиям профессионального стандарта педагога нужно готовиться.
В школе обучается 832 ученика, из них ОВЗ 20учеников, инвалидов 18 учеников, опекаемых 18учеников, детей из многодетных семей 91. Педагогический коллектив образовательной организации, управленческий состав системы образования оказались не подготовлены к внедрению профессионального стандарта педагога. Многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности, они говорят, что сегодня это сделать проблематично из- за: отсутствия взаимодействий с ведомствами. Педагогический коллектив отметили, что в профессиональном стандарте педагога инклюзивное образование, работа с детьми особыми потребностями, работа с другими специалистами в рамках психолого- медико- педагогическом консилиуме, разрабатывать с другими специалистами и реализовывать совместно с родителями программы индивидуального развития ребенка.
Кроме этого, педагоги отмечали, что, учитель должен уметь оказывать адресную помощь учащимся: одарённым детям, социально уязвимым детям, детям, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети - мигранты, дети сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.) дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением, дети с зависимостью. При внедрении профстандарта не обойтись без помощи дополнительных специалистов, а значит межведомственное взаимодействие, которого нет в МОУ СОШ №3.
В ходе работы над проектом рабочая группа пришла к выводу, что введение Профессионального стандарта - это новый тип трудовых отношений, который должен строиться на оценке эффективности деятельности каждого работника. Профессиональный стандарт способствует повышению уровня квалификации педагогических работников и специалистов к результативной деятельности, сохранению кадрового потенциала учреждения, повышая качества образования.
В связи с выявленными проблемами нами разработан проект подготовки школы к внедрению профессионального стандарта педагога.
Основной целью проекта стало создание условий для обеспечения готовности педагогического коллектива к осуществлению своей профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога. При этом реализация данного проекта предполагает активное межведомственное взаимодействие школа-ВУЗ.
В целом проект позволит подготовить педагогический коллектив к внедрению профессионального стандарта педагога, позволит повысить качество образовательных услуг, повысить эффективность, профессионализм и качество педагогической деятельности.
В ходе работы мы также предположили, что разработка проекта по подготовке педагогического коллектива школы к внедрению профессионального стандарта педагога на основе межведомственного взаимодействия будет способствовать формированию у педагогического коллектива, администрации школы готовности к внедрению профессионального стандарта педагога.
Для достижения поставленной цели мы изучили теоретические аспекты взаимодействия школы с социальными институтами, проанализировали сущность и характеристики профессионального стандарта педагога, изучили деятельность образовательной организации в процессе внедрения профессиональных стандартов педагога, раскрыли понятие межведомственного взаимодействия в процессе внедрения профессионального стандарта педагога.
Профессиональный стандарт педагога - это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции. В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.). Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).
Также в рамках данной работы мы изучили процесс внедрения профессионального стандарта педагога в школе №3 и разработали проект по подготовке педагогического коллектива школы к внедрению профессионального стандарта педагога.
Проведенный нами анализ показал, что в образовательном учреждении имеется основная проблема: недостаток квалифицированных педагогических кадров для внедрения профессионального стандарта педагога. В образовательном учреждение работает 54 педагога, 15 имеют высшую квалификационную категорию, из них трое стали победителями Всероссийского конкурса «Лучший учитель России». Бес квалификационной категории работает 4 молодых специалиста, 35 учителей имеют первую квалификационную категорию и 4 учителя вторую. И не смотря на это педагогический коллектив не готов к требованиям профессионального стандарта. К строгим требованиям профессионального стандарта педагога нужно готовиться.
В школе обучается 832 ученика, из них ОВЗ 20учеников, инвалидов 18 учеников, опекаемых 18учеников, детей из многодетных семей 91. Педагогический коллектив образовательной организации, управленческий состав системы образования оказались не подготовлены к внедрению профессионального стандарта педагога. Многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности, они говорят, что сегодня это сделать проблематично из- за: отсутствия взаимодействий с ведомствами. Педагогический коллектив отметили, что в профессиональном стандарте педагога инклюзивное образование, работа с детьми особыми потребностями, работа с другими специалистами в рамках психолого- медико- педагогическом консилиуме, разрабатывать с другими специалистами и реализовывать совместно с родителями программы индивидуального развития ребенка.
Кроме этого, педагоги отмечали, что, учитель должен уметь оказывать адресную помощь учащимся: одарённым детям, социально уязвимым детям, детям, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети - мигранты, дети сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.) дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением, дети с зависимостью. При внедрении профстандарта не обойтись без помощи дополнительных специалистов, а значит межведомственное взаимодействие, которого нет в МОУ СОШ №3.
В ходе работы над проектом рабочая группа пришла к выводу, что введение Профессионального стандарта - это новый тип трудовых отношений, который должен строиться на оценке эффективности деятельности каждого работника. Профессиональный стандарт способствует повышению уровня квалификации педагогических работников и специалистов к результативной деятельности, сохранению кадрового потенциала учреждения, повышая качества образования.
В связи с выявленными проблемами нами разработан проект подготовки школы к внедрению профессионального стандарта педагога.
Основной целью проекта стало создание условий для обеспечения готовности педагогического коллектива к осуществлению своей профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога. При этом реализация данного проекта предполагает активное межведомственное взаимодействие школа-ВУЗ.
В целом проект позволит подготовить педагогический коллектив к внедрению профессионального стандарта педагога, позволит повысить качество образовательных услуг, повысить эффективность, профессионализм и качество педагогической деятельности.
Подобные работы
- Организация внедрения профессионального стандарта педагога в образовательном учреждении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Управление изменениями в образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом профессионального развития педагогов в образовательной организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Организация сетевого взаимодействия «Школа-Колледж» (на примере
Государственного автономного профессионального образовательного
учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕДРЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Дополнительное профессиональное образование как средство развития инновационного потенциала специалиста социальной сферы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - Антикоррупционные стандарты поведения в образовательных организациях
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019



