Глава 1. Теоретические аспекты воспитательной работы с подростками- правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков-
правонарушителей 7
1.2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав как
субъект воспитательной работы с подростками-правонарушителями 16
1.3. Содержание воспитательной работы с подростками-
правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 32
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитательной работе с подростками-правонарушителями в комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав города Артемовский Свердловской области 46
2.1. Анализ деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и
защиты их прав города Артемовский Свердловской области по воспитательной работе с подростками-правонарушителями 46
2.2. Разработка комплекса мероприятий по воспитательной работе с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав 63
Заключение 78
Список использованной литературы 82
Приложение 88
Актуальность исследования проблемы воспитательной работы с подростками-правонарушителями в условиях комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав обусловлена ростом негативных тенденций в детской и подростковой среде. Самой распространенной из таких тенденций являются правонарушения среди подростков. На подростка в современных условиях его жизнедеятельности и взросления оказывает влияние огромное количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода, который связан с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у ребенка.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста правонарушений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Тенденции и нестабильное состояние правонарушений, совершенных подростками являются одним из ключевых индикаторов нравственного состояния и положения подрастающего поколения в социуме. Ежегодно повышается количество правонарушений, которые были совершены несовершеннолетними.
В настоящее время в связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, демократизацией и гуманизацией общества, вопросы, связанные с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав приобрели особую значимость. Это связано с осознанием того факта, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав призвана обеспечить решение проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Интерес к данной проблеме актуален, в современном обществе выявлен и присутствует высокий уровень правонарушений, совершенных подростками. Потребность скорейшего решения данной проблемы обусловлена тем, что в нашей стране на каждом этапе развития все больше несовершеннолетних подростков втягивается в сферы организованной преступности, в криминальные группировки, которые созданы подростками, а также совершаются опасные преступления, и их количество постоянно растет.
В зависимости от того, как проблема предупреждения отклоняющегося и противоправного поведения несовершеннолетних будет решена в современном обществе, зависит нравственная чистота и стабильность общественных отношений в будущем.
Проблемные вопросы воспитательной работы с подростками- правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривались такими учеными, как: Г. А. Грибанова, Л. О. Красновский, Т. Н. Маклыгина.
Видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей посвящены работы: М. А. Алемаскина, Н. Е. Ковалёва, В. И. Слободчикова.
Общие аспекты девиантности несовершеннолетних, ее формы и виды рассматривают в своих работах П. Д. Павленок, М. Я. Руднева, Г. Г. Федорова, Е. Б. Бреева.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью проведения воспитательной работы с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с одной стороны, и недостаточной разработанностью форм и методов воспитательной работы с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с другой.
Следовательно, возникает проблема: каковы формы и методы воспитательной работы с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав?
Тема исследования «Воспитательная работа с подростками- правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Объект исследования: воспитательная работа в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Предмет исследования: формы и методы воспитательной работы с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Цель исследования: на основе изучения и анализа теоретических и практических аспектов, разработать комплекс мероприятий по воспитательной работе с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что воспитательная работа с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть реализована при использовании таких форм воспитательной работы, как: тренинг, круглый стол, викторина, педагогическая мастерская; таких методов, как: методы
формирования взглядов, убеждений, идеалов личности; методы организации деятельности, опыта общественного поведения; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.
Достижение поставленной цели исследования потребовало решения ряда задач:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику подростков- правонарушителей.
2. Рассмотреть комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект воспитательной работы с подростками-правонарушителями.
3. Определить содержание воспитательной работы с подростками- правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Проанализировать деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав города Артемовский Свердловской области по воспитательной работе с подростками-правонарушителями.
В работе применялись следующие методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
эмпирические - наблюдение, анкетирование, анализ документов, статистическая и графическая обработка данных.
Базой исследования работы является Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Артемовский Свердловской области.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (67), приложения (3).
На современном этапе развития общества проблема изучения работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав считается актуальной, так как от деятельности данной организации зависит жизнь несовершеннолетних правонарушителей, безнадзорных и беспризорных детей, а в дальнейшем и будущее страны в целом.
В рамках решения первой задачи исследования нами была изучена психолого-педагогическая характеристика подростков-правонарушителей.
Сущность понятия «несовершеннолетний» раскрывается в Федеральном законе от 24 июня 1999 года №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Категория несовершеннолетних правонарушителей выбрана нами неслучайно, так как правонарушения чаще всего начинают свое проявление именно в подростковом возрасте, так как он считается сложным, двойственным и переходным от детства к юности.
Общий характер личности несовершеннолетних правонарушителей заключается в том, что их стремления, потребности, интересы и идеалы зачастую определяют отрицательный ход поведения, следовательно, для несовершеннолетних правонарушителей, которые состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите имеют следующие характерные особенности: не имеют конкретных жизненных целей; могут отставать от сверстников в психологическом развитии; отличаются неуравновешенностью, импульсивностью и несдержанностью; могут иметь отклонения в нравственно-психическом развитии; имеют эпизодически отрицательный характер поведения; деятельность, осуществляемая ими, носит лёгкий непринужденный развлекательный характер; плохо учатся, свойственной является систематическая неуспеваемость; хорошо относятся к физическому труду, но к продуктам чужого труда относятся потребительски; зачастую не имеют общественных обязанностей; подростки-правонарушители имеют конфликтные взаимоотношения со сверстниками.
В рамках решения второй задачи, автором была рассмотрена комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект воспитательной работы с подростками-правонарушителями.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект воспитательной работы с подростками-правонарушителями является значимой государственной структурой, так как она занимается координацией всей воспитательно-профилактической деятельности. Она имеет властные полномочия правоприменительного, правоохранительного и организационного характера. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав имеет возможность реализовывать функции управления, координации и контроля в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как на местном уровне, так и в масштабах региона и страны в целом. Также комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ведет свою деятельность в различных направлениях, призванных решать проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В ходе решения третьей задачи автором было определено содержание воспитательной работы с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Воспитательная работа представляет собой педагогическую деятельность, которая направлена на организацию воспитательной среды и управление разными видами деятельности воспитанников в целях разрешения задач гармоничного развития личности.
Воспитательная работа ведется по основным направлениям: нравственному, правовому, трудовому, эстетическому и физическому воспитанию.
Содержание воспитательной работы с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав включает в себя три направления: организация различных видов воспитывающей деятельности; работа с семьей; работа с личностью подростка.
Основными формами воспитательной работы с подростками- правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются индивидуальная, групповая и массовая.
Ключевыми методами воспитательной работы с подростками- правонарушителями считаются: методы формирования взглядов, убеждений, идеалов личности; методы организации деятельности, опыта общественного поведения; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.
В нашей работы мы выдвинули предположение, о том, что воспитательная работа с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть реализована при использовании таких форм воспитательной работы, как: тренинг, круглый стол, викторина, педагогическая мастерская; таких методов, как: методы формирования взглядов, убеждений, идеалов личности; методы организации деятельности, опыта общественного поведения; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.
В ходе исследования на практике в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Артемовский, автором был проанализирован опыт работы данной комиссии, мы присутствовали на заседаниях, ознакомились с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность комиссии, изучили статистику и причины совершения правонарушений подростками.
В ходе исследовательской работы за период февраль - март 2017 года, в комиссии по делам несовершеннолетних города Артемовский было выявлено, что специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в воспитательной работе с подростками-правонарушителями пользуются лишь ограниченным количеством методов и форм воспитательного воздействия на несовершеннолетних, это говорит о том, что существует необходимость разнообразить воспитательную работу с подростками-правонарушителями, так как применение однообразных форм и методов воспитательной работы в последствии будет являться неэффективным.
На основе полученных результатов исследования автором был разработан комплекс мероприятий по совершенствованию воспитательной работы с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Реализация разработанного комплекса мероприятий помогла разнообразить воспитательную работу с подростками-правонарушителями в комиссии по делам несовершеннолетних путем применения таких форм воспитательной работы, как: тренинг, круглый стол, викторина, педагогическая мастерская; таких методов, как: методы формирования взглядов, убеждений, идеалов личности; методы организации деятельности, опыта общественного поведения; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения и конструктивного взаимодействия по данной проблеме специалистов комиссии по делам несовершеннолетних, воспитанников и их родителей.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абадовский А. В. Комментарий к положению о комиссиях по делам несовершеннолетних. М.: ИОВ, 2012. 107 с.
2. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие / Под ред. А. С. Бланкова, И. А. Бурмистрова. М.: Спарк, 2012. 177 с.
3. Александрова Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики свободы. Саратов: Изд-во СГУ,
2013. 200 с.
4. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Феникс, 2012. 159 с.
5. Антокольская М. В. Лекции по семейному праву. М.: Спарк, 2012. 245 с.
6. Барсукова Т. М., Быкова Н. В. Функции и задачи
специализированного учреждения социальной защиты // Беспризорник. 2013. №3. С. 31-35.
7. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург: Деловая книга, 2013. 154 с.
8. Безрукова В. С. Педагогика: Учебное пособие. Рн/Д: Феникс, 2013. 381 с.
9. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 2014. 224 с.
10. Белозерцев Ю. П., Азаров Л. М., Байтенова Е. П. Методика воспитательной работы. М.: Просвещение, 2015. 336 c.
11. Борисова Н. Е. Конституционно-правовой статус ребенка - основа формирования ювенального права. // Закон и право. 2013. №6. С. 10.
12. Бреева Е. Б. Основы демографии: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. 352 с.
13. Васильева З. И. Методы воспитания - насущная проблема перестройки образования // Формула воспитания: личность, деятельность, коллектив / Под ред. Титовой Е. В. СПб.,2006. С. 330-343
14. Введение в педагогику: учебное пособие / Под ред. Н. Е. Ковалева, Б. Ф. Райского, Н. А. Сорокина. М.: Просвещение, 2015. 176 с.
15. Вельчев А. Д., Мошак Г. Г. Подросток и правонарушение. Москва, 2012. 83 с.
...