Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности применения технологии медиации в работе с несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими наказание в воспитательной колонии

Работа №18748

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
783
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Несовершеннолетние, совершившие преступление и отбывающие
наказание в воспитательной колонии, как особая социальная группа
1.1 Особенности личности несовершеннолетнего, совершившего
преступление и отбывающего наказание в воспитательной колонии 6
1.2 Факторы формирования преступного поведения несовершеннолетних.13
2 Особенности работы с несовершеннолетними, совершившими преступление, отбывающими наказание в воспитательной колонии
2.1 Правовое регулирование воспитательного воздействия на несовершеннолетних, осуществляемого в воспитательных колониях...20
2.2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними,
совершившими преступление, реализуемые в воспитательных колониях 30
2.3 Опыт воспитательной работы с несовершеннолетними
правонарушителями Канской ВК ГУФСИН РФ по Красноярскому краю 39
3 Восстановительный подход в работе с несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими наказание в воспитательной колонии
3.1 Опыт применения технологии медиации в работе с
несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими наказание в воспитательных колониях ФСИН РФ 52
3.2 Рекомендации по повышению эффективности применения технологии
медиации в работе с несовершеннолетними осужденными Канской ВК ГУФСИН РФ по Красноярскому краю 63
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложения А-Г 80


Одной из особенностей современного этапа развития Российской Федерации является проведение правовых реформ, которые затрагивают различные сферы правовой действительности, в том числе и отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Проводимые реформы нацелены не только на решение устоявшихся проблем, но и на решение вновь открывшихся, а также на предотвращение появления новых проблем. К числу подобных реформ можно причислить Концепцию развития уголовно¬исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Правительством РФ от 17 октября 2010 г. №1772-р. Для достижения поставленных целей Концепции, необходимо комплексное выполнение ее задач, одной из которых является внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний. Примером подобных технологий является технология медиации. В данной магистерской диссертации будут описаны особенности применения технологии медиации в рамках воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательной колонии.
Проблема преступности несовершеннолетних всегда особо актуальна для государства и общества, поскольку подростковый возраст - это тот возраст, когда формируется личность несовершеннолетнего, его взгляды на общественные проблемы и явления, формируются моральные устои и модели поведения. Подростковая преступность страшна не только тем, что ребенок не думает о последствиях, к которым могут привести его противоправные действия, но и тем, что процесс его социализации проходит в сочетании с различными криминальными факторами. Как отмечают психологи и педагоги, современные подростки чаще стали демонстрировать девиантное и даже делинквентное поведение, основанное на неумении разрешения возникающих конфликтов, в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции [1]. Таким образом, актуальность проблемы указывает на
необходимость усовершенствования существующих и поиска новых, более эффективных технологий работы с несовершеннолетними. Такой технологией может стать медиация, которая позволяет предупреждать и разрешать конфликты, возникающие у несовершеннолетних, в том числе и уже оказавшихся в конфликте с законом.
За последние десять лет на территории Красноярского края наблюдается тенденция снижения уровня подростковой преступности. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2015 году на территории Красноярского края зарегистрировано 2437 преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, что на 52.3% меньше, чем в 2005 году (5105) и на 8.2% меньше, чем в 2010 году (2670) [2]. Необходимо отметить, что достижение подобных результатов является следствием воздействия ряда факторов, одним из которых является внедрение восстановительного подхода в деятельность УИС. Необходимо отметить, что на общероссийском уровне подобные результаты имеют следующие регионы: Челябинская область, Пермский край, Орловская область, Иркутская область. Особого внимания заслуживает тот факт, что уголовно-исполнительные системы указанных регионов базируются на восстановительном подходе, а технология медиация получила широкое распространение в социальной сфере, в том числе и в деятельности воспитательных колоний, о чем свидетельствуют работы О.Е. Рыскаль, Н.Н. Акатьевой, А.И. Маршавина, М.В. Мезениной, Е.Е. Омелиной, Л.А. Сидельниковой, Р.Р. Максудова, Е.В. Максимовой, А.Л. Хавкиной, М.Н. Садовниковой, Л.И. Альперн.
На данный момент на территории Красноярского края функционирует одна воспитательная колония для содержания несовершеннолетних осужденных, расположенная в г. Канске, в которой предпринимаются попытки внедрения технологии медиации. На мой взгляд, комплексное внедрение данной технологии в деятельность Канской воспитательной колонии повысит качество и эффективность проводимой воспитательной работы, с целью исправления несовершеннолетних осужденных.
Объект - работа с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колонии.
Предмет - использование технологии медиации в работе с несовершеннолетними, совершившими преступление, отбывающими наказание в воспитательной колонии.
Цель - разработка рекомендаций по повышению эффективности использования технологии медиации в работе несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими наказание в Канской ВК ГУФСИН РФ по Красноярскому краю.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности личности несовершеннолетнего осужденного.
2. Определить факторы формирования преступного поведения несовершеннолетних.
3. Проанализировать основные нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие воспитательное воздействие в отношении несовершеннолетних осужденных.
4. Описать основные технологии социальной работы с несовершеннолетними осужденными.
5. Изучить опыт воспитательной работы Канской ВК ГУФСИН РФ.
6. Проанализировать опыт применения технологии медиации в ряде воспитательных колоний РФ.
Метод: метод системного анализа, сравнение, обобщение, анализ документов, наблюдение, интервьюирование, вторичный анализ результатов социологических исследований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотренная в рамках данной диссертации тема очень важна, поскольку от того каким выйдет несовершеннолетний из мест лишения свободы, как он будет подготовлен к жизни в обществе, уровня готовности общества встретить его и помочь ему адаптироваться, зависит будущее этого подростка, уровень рецидивной преступности в целом.
В ходе изучения статистических данных мы увидели тенденцию ежегодного роста числа корыстных преступлений, а также преступлений против личности. Как отмечают сотрудники пенитенциарных учреждений, с каждым годом с осужденными, поступающими в воспитательные колонии, становится все труднее работать в педагогическом плане, что в свою очередь связано с деформацией личности несовершеннолетних правонарушителей, повышенным уровнем конфликтности, неспособности к ведению конструктивного общения. Важно отметить, что воспитывающим личностно¬формирующим образом влияет на осужденных все то, что происходит в колонии, в том числе и способ реагирования на конфликты, которые происходят в среде подростков достаточно часто. Поэтому среди различных форм работы с несовершеннолетними осужденными все большее значение придается восстановительным технологиям, обучающим коммуникативным навыкам, подавляющим агрессию, вырабатывающим умения разрешения и предотвращения конфликтов.
Внедрение восстановительного подхода, включающего в себя восстановительные технологии, в деятельность учреждений ФСИН РФ позволит повысить эффективность проводимой работы по исправлению лиц, находящихся в конфликте с законом, поскольку данный подход направлен, прежде всего, не на наказание виновного, а на его изменение, на восстановление материального, эмоционально-психологического и иного ущерба, нанесенного жертве и обществу в целом. Технология медиации позволяет несовершеннолетнему правонарушителю осознать противоправность своего поведения и загладить вину перед пострадавшей стороной. Медиация оказывает содействие в реабилитации и ресоциализации правонарушителя, предотвращает совершение правонарушений вновь.
Как известно, из мест лишения свободы выходят люди с низким уровнем социальной адаптации (они привыкли жить на всем готовом: жилье, питание, обучение, получение профессии, медицинская помощь, документирование). При использовании медиации человек получает возможность выбора, поиска выхода из той или иной ситуации, самостоятельно договариваться, принимать решения, находить взаимопонимание, решать возникающие проблемы. В результате данной работы уровень самостоятельности у осужденного повышается.
Обучение несовершеннолетних осужденных технологии медиации, безусловно, способствует их ресоциализации:
- во-первых, создаются условия для изменения, развития личности;
- во-вторых, разрешаются внутренние и внешние конфликты, препятствующие нахождению несовершеннолетнего в нормальной среде;
- в-третьих, налаживаются взаимоотношения с окружающими его людьми, благодаря выработанным коммуникативным навыкам.
В настоящее время технология медиации активно внедряется в деятельность воспитательных колоний. Изучение практического опыта реализации данной технологии позволило выделить положительные особенности ее использования в деятельности воспитательных колоний: овладение воспитанниками навыками бесконфликтного общения, обучение поиску мирного выхода из конфликтных ситуаций, конструктивное взаимодействие с окружающими, развитие коммуникативных навыков несовершеннолетних. Проведенная работа показала возможность широкого использования технологии медиации в деятельности воспитательных колоний, с целью повышения эффективности проводимой воспитательной работы и достижения ее конечных целей. Это позволяет нам говорить о том, что восстановительные технологии, как технологии реагирования на конфликтное поведение в подростковой среде, являются одними из эффективных форм воспитательной работы, реализуемыми пенитенциарными учреждениями для несовершеннолетних осужденных.
В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы РФ мы предлагаем осуществить комплексное и повсеместное внедрение восстановительных технологий в деятельность всех субъектов уголовно¬исполнительной системы. Это позволит снизить уровень существующей преступности (в том числе и преступности несовершеннолетних) до минимальных показателей, предотвратить криминальную инерцию личности правонарушителя, обеспечить его дальнейшее полноценное развитие и благополучное взаимодействие в общественной среде.



1 Мурашева, С.В. Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов у несовершеннолетних / С.В. Мурашева // Научно¬методический журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 246-250.
2 Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии (Красноярский край) [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/
3 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) [Электронный ресурс]: Организация Объединенных наций. -
Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon. shtml
4 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных
Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29.11.1985)
[Электронный ресурс]: Организация Объединенных наций. - Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beij ing_rules.shtml
5 Семейный кодекс Российской Федерации: федер.закон Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=214560&dst=42949672 95&req=doc&rnd=256859.1129822641#0
6 Филиппов, П.М. Права детей и их охрана: Монография / П.М. Филиппов, Г.С. Джумагазиева. - Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. - 92 с.
7 Ажиев, В.В. Особенности личности несовершеннолетних
правонарушителей / В.В. Ажиев // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 5. - С. 292-299.
8 Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / Е.В. Змановская. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 352 с.
9 Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних [Электронный ресурс]: Федеральная служба исполнения наказания. - Режим доступа:
http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/
10 Дмитриева, Т.Б. Агрессия и психическое здоровье / Т.Б. Дмитриева. - Санкт-Петербург: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. - 464 с.
11 Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2016 года [Электронный ресурс]: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. - Режим доступа:
http: //www.cdep.ru/index.php?Id=79&item=3578
12 Катионова, А.О. Криминология: курс лекций [Электронный ресурс]: Научная библиотека Новосибирского государственного педагогического университета. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/umk/ae008f64e0ae34f9.
13 Состояние преступности январь-сентябрь 2016 года [Электронный
ресурс]: Министерство внутренних дел Российской Федерации. - Режим
доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/8736912/
14 Минина, С.П. Преступность несовершеннолетних / С.П. Минина.- Санкт-Петербург: КЮИ МВД России, 1998. - 44 с.
15 Дебольский, М.Г. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями / М.Г. Дебольский. - Москва: НИИ ФСИН России, 2006. - 214 с.
16 Кузнецова, Н.Ф. Криминология / Н.Ф. Кузнецова. - Москва: Волтере Клувер, 2004. - 640 с.
17 Буданов, С.А. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений специальными субъектами профилактики / С.А. Буданов // Борьба с преступностью: правовая наука и практика: сборник статей. - Воронеж: ВИ МВД России, 2002.- 316 с.
18 Перепелкин, А.Б. Основные факторы формирования преступного поведения несовершеннолетних / А.Б. Перепелкин // Актуальные вопросы ювенального права и ювенальной юстиции: сборник материалов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2016» (Красноярск, Сибирский федеральный университет, 15-25 апреля 2016 г.). - Красноярск, 2016. - С. 41-43.
19 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер.закон Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultantru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=182701
20 Тепляшин, П.В. Перспективы развития исправительно¬воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России / П.В. Тепляшин // Неомакаренковская педагогика в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и становления ювенальной юстиции: международный и российский опыт: материалы IV Международных Макаренковских чтений. - Красноярск-Канск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. - С. 42-48.
21 Перцова, Л.В. Исполнение наказания в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы / Л.В. Перцова // Преступление и наказание. - 2000. - № 5. - С 33-51.
22 Зубков, А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / А.И. Зубков. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2008. - 193 с.
23 Кимачев, А.Н. К вопросу об оставлении в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия / А.Н. Кимачев // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2016. - № 3. - С. 40-46.
24 Об утверждении инструкции об организации воспитательной работы с
осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Министерства Юстиции РФ от 21 июня 2005 г. № 91
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70323978
25 Калинин, Ю.И. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе / Ю.И. Калинин. - Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2006. - 355 с.
26 Яковлева, Н.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: опыт Канской воспитательной колонии / Н.Ф. Яковлева. - Москва: ФЛИНТА, 2014. - 212с.
27 Сухов, А.Н. Социальная работа пенитенциарных учреждениях / А.Н Сухов. - М.: Дом, 2006. - 355 с.
28 Загайнова, С.К. Библиотека медиатора [Электронный ресурс]: Федеральный институт медиации. - Режим доступа: http://fedim.ru/wp- content/uploads/2015/05/9785999800879_f.pdf
29 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федер.закон Российской Федерации от 27.07.2010 N 193-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.consultant.m/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=103038
30 Садовникова, М.Н. Восстановительный подход в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом: метод.пособие для практ. работников / М.Н. Садовникова, А.В. Лозовский, Э.Л. Раднаева. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. - 258 с.
31 Копытни, А.И. Арт-терапия - новые горизонты / А.И. Копытин.- Москва: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
32 Журавлев, В.Л. Основы, принципы и организация процесса воспитательно-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных / В.Л. Журавлев. - Москва: Права человека, 2000. - 66 с.
33 Социальная, воспитательная и психологическая работа [Электронный ресурс]: Федеральная Служба Исполнения Наказания. - Режим доступа: http://www.fsin.su/structure/social/socialnaya%20rabota/
34 Чернецкая, А.А. Технология социальной работы / А.А. Чернецкая. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 400 с.
35 Алфимова, О.А. Особенности исполнения и отбывания наказания несовершеннолетними в воспитательных колониях: закон и практика
применения: монография / О.А. Алфимова. - Новокузнецк: ООО «Типография «Изограф», 2012. - 100 с.
36 Бобылева, И.А. Опыт подготовки и реализации программ и проектов по основным на правлениям деятельности Фонда / И.А. Бобылева. - Москва: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. - 80 с.
37 Канская воспитательная колония [Электронный ресурс]: ГУФСИН России по Красноярскому краю. - Режим доступа:
http: //24 .fsin. su/structure/kvk.php
38 Устав Канской воспитательной колонии [Электронный ресурс]: ФКУ Канская воспитательная колония ГУФСИН России по Красноярскому краю. - Режим доступа: http://kvk.kansk24.ru/index.php/o-kolonii/informauiya
39 Отчет об итогах реализации проекта «Творчество - ключ в новую жизнь» [Электронный ресурс]: Юридический институт Сибирский федеральный университет. - Режим доступа: http://law.sfu-kras.ru/news/from-
the-directorate/velikaya-sila-iskusstva-i-kanskaya-detskaya-koloniya
40 Астахов, И.А. Нет снижению возраста уголовной ответственности несовершеннолетних / И.А. Астахов // Вестник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. - 2016. - № 9. - С. 20-24.
41 Концепция восстановительного правосудия [Электронный ресурс]:
Общественный центр «Судебно-правовая реформа». - Режим доступа:
http: //sprc.ru/?page_id= 168
42 Применение восстановительных технологий в работе с несовершеннолетними в Пермском крае: результаты и перспективы развития: материалы конф., март 2013 г. / Сост. А. В. Волков, Н.И. Кравченко, Л.Н. Шардакова. - Пермь, 2013 . - 144 с.
43 Романова, Г.Ф. Предотвращение повторных преступлений несовершеннолетними через организацию досуговой занятости по месту обучения и проживания / Г.Ф. Романова // Внедрение инновационных технологий работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции (Пермь, 27 - 28 марта 2014 г.). - Пермь, 2014. - С. 88-90.
44 Тренинги в Ангарской воспитательной колонии [Электронный ресурс]: Иркутский молодежный фонд правозащитников «Ювента». - Режим доступа: http://uventa38.ru/index.php/proekty/vse-proekty
45 Садовникова, М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних,находящихся в местах лишения свободы: понятие и принципы / М.Н. Садовникова // Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 2. - С. 18-22
46 Перепелкин, А.Б. Особенности использования технологии медиации в деятельности воспитательных колоний / А.Б. Перепелкин // Международный научно-практический журнал «Современное право». - 2017. - № 4. - С. 137-139.
47 Альперн, Л.И. Служба примирения. Опыт внедрения восстановительных программ (медиации) в пенитенциарные учреждения России / Л.И. Альперн. - СПб.: Алетейя, 2011. - 344 с.
48 Марксудов, Р.Р. Жертва встречается с преступником. Проведение программ восстановительного правосудия в тюрьмах / Р.Р. Марксудов. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. - 96 с.
49 В Канской воспитательной колонии прошли Макаренковские чтения [Электронный ресурс]: ГУФСИН России по Красноярскому краю. - Режим доступа: http: //www.24.fsin. su/news/detail .php?month=5&year=2014&ELEMENT_I D=1274
50 В Канской воспитательной колонии подвели итоги работы службы примирения [Электронный ресурс]: ГУФСИН России по Красноярскому краю. - Режим доступа: http://www.24.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=255558


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ