Введение 3
Глава 1. Управление воспитательной средой в школе: теоретические аспекты 6
1.1. Воспитательная среда школы: понятие, сущность,
структура 16
1.2. Управление воспитательной средой школы:
организационный аспект 17
1.3. Содержание организации воспитательной среды в
школе 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации воспитательной среды в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 77 41
2.1. Анализ работы коллектива школы по организации
воспитательной среды 41
2.2. Первичная диагностика организации воспитательной
среды в школе № 77 г. Нижний Тагил 48
2.3. Комплекс мероприятий по организации воспитательной
среды и его реализация в школе 59
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Приложения 76
В условиях современной действительности инициирующую роль в привлечении общественных сил и социальных институтов к разрешению множества проблем воспитания играет государство. В последнее время подготовлены и приняты нормативные документы, закладывающие правовые и культурные основы выстраивания образовательной политики институтов общества и государства в отношении воспитания. ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» [54], «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (до 2025 г.) [30], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [51], «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. подчеркивают значение воспитания в обеспечении готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, к реализации творческого потенциала, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению учащихся. Современное социокультурное, экономическое развитие страны, процессы глобализации, информатизации общества не умаляют, а наоборот, углубляют значимость воспитания человека. Однако современная система школьного образования, направленная, в основном, на достижение результатов в соответствии с образовательными стандартами, не позволяет уделять достаточного внимания актуальным проблемам воспитания. Воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества России. В связи с этим возрастает роль воспитательной среды, образовательного учреждения, в которой ребенок мог бы обращаться к высоким нравственным и эстетическим образцам в активном взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. В этой связи особо важным становится вопрос об организации воспитательной среды общеобразовательной организации как пространства возможностей для самореализации личности каждого участника образовательных отношений.
В последние годы заметно возрос интерес исследователей к феномену воспитательной среды. Этим вопросом занимались и продолжают заниматься такие ученые как Б. Н. Алмазов [2], В. Т. Бочарова [7], З. А. Галагузова [11], Н. Е. Щуркова [60], А. В. Мудрик [27], М. В. Панасенко [39] и др. Проблема организации воспитательной среды в школе нашла отражение в работах Ю. С. Мануйлова [24], Л. И. Новикова [33], В. С. Безруковой [6], С. С. Моложавый [26], И. А. Шаповаловой [57]. Таким образом, вопросы организации воспитательной среды в школах остаются малоисследованными.
Противоречие исследования в высокой педагогической значимости воспитательной среды образовательного учреждения и недостаточной разработанности содержания организации воспитательной среды в школе.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: как организовать воспитательную среду в школе?
Объект исследования - воспитательная среда в школе.
Предмет исследования - процесс организации воспитательной среды: в школе.
В исследовании введено ограничение: процесс организации воспитательной среды в школе рассмотрен для учащихся подросткового возраста.
Цель исследования - на основе анализа теории и практики разработать комплекс мероприятий по организации воспитательной среды в школе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие «воспитательная среда школы», ее сущность и структуру;
2) представить теоретическое обоснование содержания организации воспитательной среды в школе;
3) изучить работу по организации воспитательной среды в школе №77 города Нижний Тагил;
4) выявить уровень организации воспитательной среды в школе №77 города Нижний Тагил.
Для решения поставленных задач и достижения сформулированной в работе цели применены методы исследования
теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические - наблюдение, тестирование, анкетирование;
математическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №77, г. Нижний Тагил.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы из 61 источника, 5 приложений.
В современных условиях российское педагогическое сообщество начинает приходить к пониманию того, что воспитание является фактором управления процессом социализации и осуществляется через организацию воспитания, образования и жизнедеятельности детей и молодежи.
Современное социокультурное, экономическое развитие страны, процессы глобализации, информатизации общества не умаляют, а наоборот, углубляют значимость воспитания человека. Однако современная система школьного образования, направленная, в основном, на достижение результатов в соответствии с образовательными стандартами, не позволяет уделять достаточного внимания актуальным проблемам воспитательной среды школы.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было конкретизировано определение, воспитательная среда, выделены ее компоненты, критерии и показатели сформированности.
Воспитательная среда - это совокупность обстоятельств, многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несущие в себе воспитательные функции, целенаправленно, организованно и систематически влияющие на личностное развитие воспитанников и способствующие их вхождению в современное общество и культуру. Структуру воспитательной среды общеобразовательной организации следует понимать, как совокупность предметно- пространственного, поведенческого, событийного и информационно- культурного окружения в школе.
В исследовании определено понятие «управление воспитательной средой». Под управлением воспитательной средой подразумевается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование субъектов среды различного уровня в целях обеспечения воспитательной деятельности.
Организация воспитательной среды - это функция управления, представляющая собой совокупность действий по целенаправленному и планомерному осуществлению воспитательного взаимодействия и созданию для него оптимальных условий.
Содержание организации воспитательной среды в школе - совокупность действий, ведущих к созданию и совершенствованию предметно-пространственного, поведенческого, событийного и информационно- культурного окружения, а так же, взаимосвязей между субъектами воспитательной среды, совместно реализующих воспитательные цели, целенаправленно влияющие на личностное развитие воспитанников способствующие их вхождению в современное общество и культуру.
Был проведен анализ работы педагогов школы по организации воспитательной среды в учреждении. Анализ работы коллектива школы по организации воспитательной среды показал, что в школе созданы необходимые предметно-пространственное, событийное и информационно-культурное окружения для развития воспитательной среды.
Также было выявлено, что в школе функционирует только пять детских объединений и только 22% учащихся посещают их. Поэтому необходимо совершенствование воспитательной среды школы через развитие системы детских объединений. Выявлена еще одна проблема, которая прослеживается в работе классных руководителей. Воспитание, существуя только в форме имитирующих уроки классных часов, бесед, в начальных классах это игровые программы, совместные творческие встречи с родителями. Было определено, что необходим пересмотр и совершенствование планов воспитательной работы в школе, регулярное проведение совещаний, семинаров, конференций и пр. с целью более качественного уровня организации воспитательной среды в образовательном учреждении.
Первый этап диагностики предполагал проведение тестирования учащихся, целью которого было выявление исходного уровня воспитанности учащихся школы. Первичная диагностика показала, что уровень воспитанности учащихся находится на допустимом уровне. Большинство респондентов имеют ситуативно-позитивное отношение к основным человеческим ценностям, таким как Отечество, Земля, мир, культура, знания, люди.
Диагностика окружения в школе показала, что в учреждении благоприятные поведенческое, предметно-пространственное, событийное и информационно-культурное окружения. Но, тем не менее, есть проблемы в организации малых педагогических советов, в школе нет программы мероприятий по организации воспитательной среды школы, а следовательно, не выработана целенаправленная деятельность педагогического состава по созданию организованной воспитательной среды в образовательной организации, а так же не проводятся мероприятия с целью проведения анализа организации воспитательной среды.
Анализ штатного состава образовательного учреждения на предмет наличия необходимых и достаточных для осуществления процесса воспитания педагогических кадров показал, что в школе нет организатора внеклассной работы, старшего вожатого, педагогов дополнительного образования, социального педагога, что негативно сказывается на организации воспитательной среды в школе.
На основе результатов первичной диагностики, был создан комплекс мероприятий по организации воспитательной среды в школе.
Комплекс мероприятий направлен на рентабельность организации воспитательной среды в школе. Для этого работа всего педагогического состава и администрации направлена на систематическую работу, по организации и совершенствованию воспитательной среды.
Результаты повторной диагностики показали, что уровень воспитанности учащихся стал выше. Характер отношений детей к ценностям в большинстве стал носить устойчиво-позитивное отношение.
Путем проведения экспертного опроса педагогов, выяснилось, что в школе благоприятные поведенческое, предметно-пространственное, событийное и информационно-культурное окружения, а так же устранены недостатки в работе по организации воспитательной среды школы.
На базе образовательного учреждения функционирует одиннадцать детских творческих объединений и две спортивные секции. Таким образом, в детские объединения задействованы 42% учащихся школы, т.е. 153 человека.
Диагностика качественного состава штатных педагогических работников образовательного учреждения показала, что в штатный состав привлечен педагог- совместитель для проведения занятий в секции самбо.
Можно утверждать, что комплекс мероприятий по организации воспитательной среды в школе показал свою действенность.
1. Акатова В.В. Воспитательная роль социально-образовательного пространства // Специалист. 2001. №8. С. 24-39.
2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних / под. ред. Б.Н. Алмазов. Свердловск: УрГУ, 1986. 150 с.
3. Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / под. ред. А.В.Куликова. С-Пб.: Питер, 2000. 501 с.
4. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков, 1998. 162 с.
5. Барий М.И., Ортинский В.Л. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. М.: Центр учебной литературы, 2007. 286 с.
6. Безрукова B.C. Педагогика: Проективная педагогика: учеб. пособие. Екатеринбург, 1996. 334 с.
7. Бочарова В.Г. Воспитательная микросреда как фактор формирования личности: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика и история педагогики» / под. ред. В.Г.Бочарова. М., 1991. 379 с.
8. Воспитательное пространство как объект педагогического
исследования / под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга: Институт
усовершенствования учителей, 2000. 248 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005. 671с.
10. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 512 с.
11. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост
ребенка как показатель эффективности воспитания: методика
диагностирования. Москва-Тула, 2002. С. 154-171.
12. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». / под. ред. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
13. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование и компетентность участников образования и школьные технологии. // Завуч. 2007. № 6. С. 64-72.
14. Зверев В.И. Как оценить успешность в управления. // Завуч. 2007. №5. С.15-21.
15. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями / под. ред. Р.М. Капраловой. М.: Просвещение, 1980. 92 с.
...