Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическое воспитание младших школьников в общеобразовательной организации

Работа №99529

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации... 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 7
1.2. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в
общеобразовательной организации: понятие и характеристика 16
1.3. Методы и формы экологического воспитания детей младшего
школьного возраста в общеобразовательной организации 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста в Муниципальном автономном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе
№ 125 г. Екатеринбурга 37
2.1. Анализ деятельности педагогов школы по экологическому
воспитанию детей младшего школьного возраста 37
2.2. Разработка программы экологического воспитания детей
младшего школьного возраста в общеобразовательной организации... 49
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 68


Актуальность исследования. На сегодняшний день существует проблема разработки содержания экологического воспитания, которое, во- первых, должно быть направлено на приобщение школьников к культурному опыту человечества, отражающему взаимоотношения человека, общества и природы; во-вторых, позволяло бы на комплексной основе формировать систему универсальных учебных действий.
Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Пришло время, когда обществу нужно изменить свое отношение к природе и сформировать подобающее воспитание и образование нового поколения. В сегодняшнем сложном, разнообразном, энергичном, полном расхождений мире экологические вопросы приобрели глобальный масштаб. Основанием становления человечества должно стать единение человека и природы. В ФГОС начального и основного общего образования неоднократно акцентируется внимание на острой необходимости экологического воспитания для формирования экологической культуры, осознания обучающимися ценности экологически-целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся и, «формирование у них готовности к социальному взаимодействию в отношении улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития экологического благополучия территории страны как в общем аспекте так и региона в частности» [55].
В настоящее время предельно остро встает проблема всеобщего экологического образования и воспитания. С методологической точки зрения экологическое воспитание, наиболее соответствующее целям и человеческим ценностям, должно занимать лидирующее положение среди других образовательных областей. Именно экологическое воспитание является на настоящий момент наиболее современным. Так, Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года, в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, 2017 год объявлен Годом экологии в России.
В документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждено Президентом Российской Федерации 30.04.2012), определяющем политику страны в сфере экологии как проблемы общенационального и общемирового значения, подчеркивается важность непрерывного экологического образования и воспитания, указывается на необходимость формирования экологической культуры детей и молодежи. Этим документом предусматривается разработка программ реализации экологического образования и воспитания в государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Для детей младшего школьного возраста свойственно особенное единство знаний и переживаний, которые дают возможность говорить о формировании у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны соучаствовать в формировании экологической ответственности детей.
По мере понимания социумом того факта, что проблемы экологии являются не только общественными, но и педагогическими, появился ряд работ, предметом которых стали вопросы экологического воспитания, имеющие общетеоретическое и методологическое значение (Захлебный А. К, Зверев И. Д., Суравегина И. Т., Сидельковский А. И., Иоганзен Б. Г., Рыков Е. А.). И. Д. Зверевым был разработан новый аспект школьного образования - экологический; А. Е. Захлебный изучил цели, задачи и принципы экологического воспитания; И. Т. Суравегина - экологическое воспитание как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе; К. Г. Иоганзеном и К. А. Рыковым анализировалась мотивация бережного отношения к природе; А. П. Сидельковский изучил условия формирования отношения младших школьников к природе. Сложности воспитания любви к природе и бережного отношения к ней школьников исследовали Г. В. Буковская, И. Т. Гайсин, М. В. Емельянова, С. Е. Крылова, В. М. Минаева, JI. В. Моисеева, С. Н. Новикова, Г. В Суйлеманова, Н. Э. Якубова и др.
Актуальность исследования объясняется необходимостью преодоления противоречия: между теоретически разработанными методами и формами экологического воспитания, и недостаточным их применением в практике общеобразовательной организации.
Данное противоречие объясняет актуальность проблемы исследования: каковы методы и формы экологического воспитания младших школьников?
Объект исследования - процесс экологического воспитания младших школьников.
Предмет исследования - содержание экологического воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать программу по экологическому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что содержание экологического воспитания младших школьников в общеобразовательной организации фиксируется в программе и включает
- 2 блока: информационно-просветительский и эколого-практический;
- методы: беседа, наблюдение, дискуссия; формы: урок-игра, экскурсия, конкурсы.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования.
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младших
школьников.
2. Изучить понятие «экологическое воспитание».
3. Выявить методы и формы экологического воспитания младших школьников.
4. Проанализировать деятельность в МАОУ СОШ №125 г.
Екатеринбург по экологическому воспитанию младших школьников.
5. Частично реализовать программу по экологическому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации.
Методы исследования:
теоретические - обобщение, сравнение, анализ;
эмпирические - наблюдение, тестирование.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школе №125 г. Екатеринбург.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог исследования, изучив теоретическую литературу и проведя эмпирическое исследование можно сделать следующие выводы:
1. Младший школьный возраст - это период жизни ребёнка от 7 до 11 лет, он является наиболее ответственным этапом школьного детства. В младшем школьном возрасте происходят основные психологические новообразования, которые свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, завершающему детство - это непринужденность и осмысление всех психических процессов, их интеллектуализация и внутреннее опосредование, которое происходит благодаря овладению системой научных понятий, а также понимание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Именно в этом возрасте формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Для того чтобы сформировать экологическое знание и экологическую воспитанность у младших школьников, необходимо заниматься экологическим воспитанием. Оно позволит ребенку выработать экологически правильное поведение.
2. Изучив таких авторов как Безрукова В. С., Засобина Г. А., Новиков А. М., Сластенин В. А., за основу было взято определение экологического воспитания Новикова А. М.: развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание с его нацеленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является основой и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Содержание экологического воспитания включает в себя три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный, деятельностный. Они применяются при отборе экологических знаний и умений в начальной школе с соответствующей их направленностью на младший школьный возраст. Каждый компонент включает соответствующие формы и методы работы для решения задач экологического воспитания.
3. Урок как традиционная и основная форма учебно-воспитательного процесса, невзирая на строго регламентированную структуру, дает большие возможности для формирования экологических знаний и воспитанности учащихся. Чем содержательнее и увлекательнее материал, тем результативнее будет происходить усвоение экологических знаний учащимися.
Ведущие методы преподавания - наблюдение, эксперимент, моделирование. Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета.
Существуют различные формы проведения уроков в начальной школе: уроки в форме соревнований и игр (КВН, викторины, дидактические игры), уроки в форме мероприятий (экскурсии, прогулки), уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-беседы.
Соответственно, для повышения уровня экологической воспитанности педагогом должны быть учтены рассмотренные методы и формы и применены в соответствии с поставленными целями урока.
Результатом экологического воспитания является, экологическая воспитанность личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) и нравственно-эстетическое восприятие природной среды.
4. Анализ деятельности МАОУ СОШ №125 по экологическому воспитанию младших школьников показал, что с учащимися ведется недостаточная практическая работа.
Опираясь на результаты исследования, можно сказать, что основной проблемой экологического воспитания является низкий уровень деятельностного и когнитивного компонентов.
Причиной таких результатов может являться недостаточное разнообразие применяемых методов и форм в общеобразовательной организации.
5. Разработанная программа экологического воспитания младших школьников, позволяет организовать познавательную, практическую и исследовательскую деятельность учащихся, в совокупности с инновационными, традиционными формами, активными методами и приемами работы, с учетом непрерывности и последовательности в изложении материала. Контрольный срез подтвердил успешность предложенной программы.
Проблема экологического воспитания достаточно изложена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Тем не менее систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется.
Вследствие этого целью исследования стала разработка программы, повышающей уровень экологической воспитанности младших школьников.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу (С.Н.Глазачев, М.В.Емельянова, И.Д.Зверев, Л.В.Моисеева, Н.Н.Новожилова, Л.П.Салеева, И.Т.Суравина, И.В.Цветкова, Е.В.Яковлева) рассмотрена основа понятия «экологическое воспитание» как образовательно-воспитательной системы, обеспечивающей овладение и присвоение учащимся объединение специальных знаний, умений, навыков, чувств и переживаний, формирующих экологическое сознание и мышление, развивающих эмоциональную сферу, а также нравственно-эстетическое и правовое отношение к окружающей среде, упрочняющее природосообразное поведение и деятельность.
Методы и формы экологического воспитания могут быть успешно применены как в учебной, так и во внеучебной работе с младшими школьниками.
Грамотное экологическое воспитание даст возможность в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте дети получают основы знаний; именно в этот период формируются и развиваются особенности его характера, воли, духовного облика.
Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные компоненты, методы и формы экологического воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
Экологическое воспитание формируется в процессе становления осознанного и правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её разнообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также восприятие себя частью природы, осознание ценности жизни и здоровья и их прямой зависимости от состояния природной среды.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза подтвердилась.



1. Барковская О. М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа, 1994. №2. 53 с.
2. Бахарева А. С. Формы экологического воспитания детей. М.: 1996. 109 с.
3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 329 с.
4. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа, 2003. № 5. 175 с.
5. Веселова Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа, 2013. №2. 123 с.
6. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 94 с.
7. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших
школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа, 1997. №4. 64 с.
8. Волжина О. Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста. М., 2004. 207 с.
9. Голубев И. Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1995. 192 с.
10. Голубева Л. Н. Подходы к формированию экологической культуры личности // Этическое воспитание. 2013. № 6. 121 с.
11. Губарева С. В. Экологическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС // Методист. 2013. № 5. 63 с.
12. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. №4. 257 с.
13. Данилов М. А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. 2004. №12. 120 с.
14. Данилов М. А., Компов Б. П. Дидактика / Под общей ред. Б. П. Компова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. 518 с.
15. Дежникова Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. 2012. №10. 86 с.
16. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. 480 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ