Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в детском доме 6
1.1. Социально-психологическая характеристика
воспитанников детского дома 6
1.2. Воспитательная работа: понятие, принципы, содержание... 16
1.3. Способы действий субъектов организации воспитательной
работы в детском доме 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации воспитательной работы на примере Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области
«Верхнетагильский детский дом-школа» 37
2.1. Анализ организации воспитательной работы в
Верхнетагильском детском доме-школе 37
2.2. Оценка уровня воспитанности детей ГКОУ СО
«Верхнетагильского детского дома-школы» 49
2.3. Программа «Школа выпускника» для воспитанников
ГКОУ СО «Верхнетагильский детский дом-школа» на 61
2017-2020 годы
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения 83
Актуальность темы исследования. Содержание работы в детском доме значительно отличается от работы в других образовательных учреждениях в силу своих специфических особенностей, определяемых контингентом воспитанников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучению общих социальных проблем детей, воспитывающихся вне системы детско-родительских связей, анализу социально-педагогической специфики интернатных учреждений, организации образовательно-воспитательного процесса в детских домах и школах-интернатах посвящены работы И. А. Алемаскина [2], И. П. Башкатова [10], Л. В. Кузнецова [25], А. А. Лиханова [28], Е. М. Рыбинского [50], Е. В. Худенко [36], и др.
Целевой компонент воспитательной работы в условиях детского дома включает множество целей и задач: от сверхцели цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Основная цель организации воспитательной работы в детском доме - воспитание и развитие воспитанников в организованной целенаправленной деятельности, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу [36].
Общие закономерности психического и личностного развития детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отражены в работах Н.М. Аксариной [1], С.А. Беличевой [8], Л.И. Божович [9], В.С. Мухиной [30], А.М. Прихожан [43], Е.О. Смирновой [57] и др.
Основной контингент детских домов - это дети группы риска: дети с проблемами в развитии; дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально - психологической помощи и поддержке [21].
У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома - помощь в социальной адаптации воспитанников.
К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям, а для детских домов таковых нет. При этом детский дом призван выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ «Об образовании», ст.9)
Организация воспитательной работы в детском доме определяет выбор направлений воспитательной работы, создание условий для успешной социализации воспитанников, т.е. разностороннее их развитие, способствующее самоопределению, самообразованию и самосовершенствованию и рассматривается как важнейшее средство формирования личности воспитанника [36].
Следовательно, существует необходимость разработки Программы воспитательной работы по направлениям организации воспитательной работы.
Противоречие исследования: между необходимостью организации воспитательной работы в детском доме и недостаточной разработанностью воспитательных программ по направлениям организации воспитательной работы с воспитанниками.
Проблема исследования: какой должна быть организация
воспитательной работы в детском доме?
Объект исследования: процесс организации воспитательной работы в детском доме.
Предмет исследования: содержание организации воспитательной
работы в детском доме.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных
эмпирических данных разработать программу по организации воспитательной работы в детском доме.
Гипотеза исследования: организация воспитательной работы в детском доме должна учитывать характеристику субъектов в лице воспитанников и осуществляться в соответствии с научно разработанной программой, содержание которой будет учитывать требования, прописанные в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 и Распоряжении правительства РФ «Об утверждении стратегии развития и воспитания в РФ в период до 2025 года», а так же, дополняться направлениями работы по включению воспитанников в социум.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Дать социально-психологическую характеристику воспитанников детского дома.
2. Проанализировать понятие воспитательной работы, выявив принципы ее осуществления и содержание.
3. Охарактеризовать способы действия субъектов организации воспитательной работы в детском доме.
4. Проанализировать организацию воспитательной работы ГКОУ СО «Верхнетагильский детский дом - школа».
5. Выявить уровень воспитанности детей ГКОУ СО «Верхнетагильский детский дом - школа»
База исследования: Государственное казенное образовательное
учреждение Свердловской области «Верхнетагильский детский дом-школа».
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: интервью, педагогическое наблюдение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Все воспитанники детского дома имеют разный социальный опыт. При рассмотрении социально-психологической характеристики многим из воспитанников присущи характерные специфические особенности: неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстранённость от них; низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им; слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие в судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним; потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу; неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны; несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей; низкая социальная активность; склонность к саморазрушающему поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами.
Воспитательная работа - это целенаправленная целостная динамическая система специально организованная педагогами, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и воспитанника. Цели воспитания должны быть реальными, поставленными с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, с учетом направлений воспитательной работы проводимой с воспитанниками.
Воспитательная работа основана на принципах гуманизма, социальной адекватности, единой воспитывающей среды, продуктивности педагогического общения, активности и самодеятельности воспитанников, личностной направленности, создания благоприятных социально-психологических условий, создания предметно-пространственной среды.
Содержание воспитания - это набор целей, видов деятельности, методов, направлений и прочих параметров, которые характеризуют целенаправленное воздействие на личность ребенка
Организация воспитательной работы - это процесс управления деятельностью, в основе которого целенаправленные, взаимодействующие управленческие функции, осуществляющиеся одновременно или в некоторой логической последовательности, ограниченные пространственными и временными рамками и направленные на обеспечение эффективного развития управляемой системы.
Управляет субъектами организации воспитательной работы в детском доме - директор, координатором является - заместитель директора по воспитательной работе, непосредственные участники воспитательной работы (исполнители, организаторы) - воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, а также педагоги дополнительного образования.
Каждый субъект организации воспитательной работы, имеет свои полномочия, все субъекты работают в тесном контакте для того, чтобы охватить воспитательный процесс в детском доме в полной мере и всесторонне.
Способы действий субъектов организации воспитательной работы в детском доме, охватывают весь воспитательный процесс, так как воспитанники, находящиеся в детском доме, нуждается в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи.
По результатам проведенной опытно-поисковой работы по изучению организации воспитательной работы в ГКОУ СО «Верхнетагильский детский дом-школа» можно сказать следующее. Диагностика уровня воспитанности детей показала низкий уровень воспитанности старших воспитанников по направлению «социализирующая и профориентационная деятельность».
Опрос педагогов указал на отсутствие программы воспитательной работы по социализации и профориентации старших воспитанников.
На основании этого возникла необходимость разработки программы «Школа выпускника» для решения проблем воспитанников связанных с социализацией и профориентацией.
Результатом эффективности реализации программы «Школа выпускника» будет социально - психологическая реабилитация детей, изменение их самооценки, выявление личностного потенциала, сформированность профессиональной ориентации, навыков самообслуживания, коммуникативных навыков, функциональных умений и волевых качеств.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация воспитательной работы в детском доме, дополненная направлениями работы по социализации и профориентации, несомненно, даст свои результаты.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1969. 256 с.
2. Алекмасин М. А. Воспитательная работа с подростками. М.: «Знание», 1979. 47 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика., 1997. 103 с.
4. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика
воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Сластенина В. А. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 144 с.
5. Байкова Л. А., Евсеева А. М., Орлова Е. А. Гуманизация школы: теория и опыт. Рязань: РГПИ им. С. А. Есенина, 1999. 163 с.
6. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.: МПСИ, 2002. 416 с.
7. Бегидова С. Н., Морозова И. В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. Вып. 1(157). С. 17-23.
8. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное
здоровье России, 1994. 220 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
10. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение,1979. 289 с.
11. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебн. для вузов. СПб., 2000. 304 с.
12. Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт. Уфа, 2012. 149 с.
13. Гербарт И. Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учебное пособие / сост.
А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. 352 с.
14. Гребенкина Л. К., Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.
15. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
...