Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности организации воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях гарнизона

Работа №7125

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы220стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
800
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей военнослужащих в условиях военного гарнизона 10
§ 1. Воспитание как общественная и педагогическая система 10
§ 2. Содержание и структура системы взаимодействия семьи и школы
в воспитании детей военнослужащих 40
§ 3. Модель системы "семья - школа" воспитания детей военнослужащих в условиях военного 71
гарнизона
Глава 2. Организация и методика эксперимента по воспитательной 84
работе школы с детьми из семей военнослужащих
§1. Анализ социально-педагогических проблем воспитания детей из 84
семей военнослужащих
§ 2. Экспериментальная программа воспитательной работы школы с 113
детьми из семей военнослужащих
§ 3. Сравнительный анализ эффективности результатов внедрения 132
экспериментальной программы воспитательной работы школы 150
Заключение 154
Библиография 171
Приложения



Актуальность исследования. В первые годы XXI века произошли кардинальные изменения в тенденциях воспитания в России, связанные с наметившимися позитивными изменениями в социально-экономическом, политическом, социокультурном развитии российского общества.
Главной характеристикой воспитательной ситуации в России начала XXI века можно считать ее стабилизацию. Восстанавливается утраченный в 90-е годы XX века традиционный для российской культуры высокий смысл и общественный статус воспитания. Наметилась тенденция подготовки подрастающих поколений к жизненному самоопределению, формирование позитивных личностных ориентаций. Проблемы, порожденные в кризисный период 90-х годов прошлого века в этой области, вызвали глубинные процессы, которые оказывают сильное противодействие новым позитивным изменениям. Обновление моделей воспитательных систем является необходимым условием становления современной системы образования.
Школа и семья - это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Между тем, взаимодействие семьи и школы, учителей и родителей не всегда является плодотворным в воспитании детей. С явной очевидностью просматриваются три основных типа отношений, а значит, и три основные тактики взаимодействия школы и родителей, когда родители полностью, всецело понимают и принимают школу, в другом случае родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей, и даже наличие ситуации неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы.
В любой из данных ситуаций школа обязана помочь родителям, выступив для них психолого-педагогическим и социально-культурным центром.
Процесс взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей раскрыт в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, а на современном этапе исследуются Л.В. Байбородовой, В.С. Васильевым, Г.К. Веденеевой, В. А.

4
Караковским, И.С. Клемантович, Н.С. Лейтес, Е.Н. Степановым, Г.Ф. Суворовой, Л.М. Фридманом и др.
Психологические аспекты проблемы взаимодействия семейного и школьного социумов нашли своё отражение в работах как отечественных (С.К.Вершловский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.Л. Махлин, Л.А. Петровская,
А.С. Спиваковская, Д.И. Фельдштейн), так и зарубежных (А. Маслоу, Е. Мелибруда) психологов.
Сущности и специфике взаимодействия школы и семьи, посвящены фундаментальные труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Л.К. Гребенкиной, И.В.Гребенникова, В.Н. Гурова, Н.В. Жокиной, Л.И. Маленковой, В.А. Сластенина.
Исследованием военного социума занимались А.Н. Харитонов, К.В. Баразенко, В.Н. Соловьев и другие.
Однако следует отметить, что проблема воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона, пока не имеет достаточного количества исследований, в которых была бы раскрыта теория, обоснованы пути и средства позитивного решения этой проблемы.
С учетом актуальности и недостаточной разработанности этой проблемы нами была выбрана тема исследования "Особенности организации воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона".
Объект исследования: воспитательная система школы.
Предмет исследования: воспитательная работа школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели системы «семья - школа» воспитания детей из семей военнослужащих.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинуты следующие задачи:

5
1. Выявить особенности воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Раскрыть сущность понятия «воспитательная система».
3. Изучить основные социальные, психолого-педагогические характеристики военного социума как условий воспитания детей.
4. Разработать модель и программу функционирования системы «семья - школа» в воспитании детей военнослужащих.
5. Исследовать педагогический потенциал школы и семьи в процессе их взаимодействия, направленного на формирование личности школьника из семьи военнослужащих.
Гипотеза исследования: воспитательная работа школы с детьми из семей военнослужащих в условиях военного гарнизона будет эффективной, если:
- будет разработана модель системы воспитания «семья - школа», учитывающая особенности социума военного гарнизона, включающая содержание и структуру взаимодействия школы и семьи;
- определены особенности воспитания в семьях военнослужащих;
- выявлены особенности педагогической работы школ с семьями военнослужащих.
Методологическую основу исследования составляют гуманистический, культурологический и аксиологический подходы в образовании, в рамках которых человек рассматривается как высшая ценность и цель общественного развития; идеи о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и ее многофакторном развитии; принцип системности; принципы взаимосвязи теории и практики; активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности; непрерывности и преемственности, системности, структурности образования; личностно-деятельностного, диалогического, творческого подходов к воспитанию и преобразованию педагогической действительности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Актуальность и настоятельная потребность практики в совершенствовании воспитательной работы с детьми из семей военнослужащих обусловили выбор темы исследования, проблема которого состоит в поиске

155
путей взаимодействия системы «семья - школа» в вопросах воспитания детей из семей военнослужащих.
2. Ретроспективный анализ становления сущностной характеристики понятия «система» позволил уточнить сущность понятий: «воспитательная система» - комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы; «воспитательная система гарнизонной школы» несет в себе общие черты (присущие всем типам воспитательных систем) и особенные (небольшая численность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений между участниками педагогического процесса ("семейственность"), специфику формирования коллектива школы (по принципу разновозрастных объединений), большую по сравнению с городской школой возможность сплочения коллектива, нестабильность педагогического коллектива, ограниченность сферы социальных связей, удаленность школы от культурных центров, низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса, особенности организации педагогического процесса, автономность и т.п.), которые оказывают непосредственное влияние на процесс ее создания и развития.
3. Анализ опыта воспитательной работы школы с детьми военнослужащих показал, что воспитательная система военного гарнизона предполагает взаимодействие семьи и школы, с целью решения ряда проблем, таких, как невозможность организации разнообразного досуга военнослужащих и их семей; низкий воспитательный потенциал семей, педагогическая неграмотность родителей; перенос стилей общения в воинских частях на межличностные отношения; повышенная тревожность вследствие специфических условий службы и другие.
Это позволило разработать программу взаимодействия семьи и школы в воспитании детей, основными задачами которой являются: формирование у

156
родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы; формирование психолого-педагогической культуры родителей; развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми; формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества гимназии с семьей; организация медико-психолого-педагогической помощи семьям военнослужащих; организация культурного досуга в микрорайоне «Северный».
4. Реорганизация воспитательной системы гимназии показала, что сложившаяся модель системы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей из семей военнослужащих позволила:
- повысить уровень воспитанности на 0,35 балла, рост уровня воспитанности произошел во всех экспериментальных классах;
- повысить уровень нравственного развития учащихся гимназии. Количество детей с адекватными эмоциональными реакциями, сложившимися нравственными ориентирами возросло на 20 %. Увеличилось количество учащихся, которых в совместной деятельности привлекает возможность помочь товарищам, передать свои знания, участвовать в делах своего коллектива, сделать доброе дело для других. Сократилось количество учащихся, находящихся на учете в КНД и ОППН.
- выпускникам пройти успешную социальную адаптацию после окончания гимназии. В течение 3 лет 100% учащихся продолжали свое дальнейшее обучение в высших, средне-специальных и начальных профессиональных образовательных учреждениях. Причем приоритет отдается обучению в высших учебных заведениях.
- улучшить взаимоотношения родителей с педагогами, родителей с детьми;
- повысить посещаемость родительских собраний;
- улучшить эмоциональное состояние всех участников УВП.
Результаты экспериментального исследования свидетельствуют, что
разработанная модель взаимодействия семьи и школы в воспитании детей

157
военнослужащих устойчива и работоспособна, так как является открытой педагогической системой, в становлении, функционировании и развитии которой большую роль играет среда (военный социум), и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы.
5. В соответствии с гипотезой и задачами исследования были изучены особенности и педагогический потенциал семейного, школьного и гарнизонного социумов; разработана система преемственности школы и семьи в условиях военного гарнизона. А также раскрыта сущность понятия «воспитательная система», выявлены особенности воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих на основе анализа психолого¬педагогической литературы, изучены основные социально-экономические, демографические, психолого-педагогические характеристики военного социума.
6. В ходе экспериментальной работы были определены проблемы воспитания детей военнослужащих, что способствовало более глубокому и качественному анализу экспериментального материала.
7. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель и программа функционирования системы «семья - школа» в воспитании детей военнослужащих. Методологической основой явились принципы гуманизации, системности и преемственности семьи и школы в вопросах воспитания детей из семей военнослужащих.
8. Качественный и количественный анализ результатов эксперимента выявил положительную динамику воспитания данной категории детей и эффективности воспитательной работы гимназии, что явилось подтверждением правильности выдвинутой гипотезы.
9. Однако проблема моделирования воспитательных систем гарнизонных школ остается актуальной в связи с тем, что тенденция стабилизации воспитательной ситуации в Российской Федерации только наметилась.

158
Предпринятая нами попытка моделирования воспитательной системы военного гарнизона - один из возможных, но не единственный путь решения означенной проблемы.




1. Абубакирова, С.Х. Сотрудничество школы и семьи / С.Х. Абубакирова, Р.Б. Хусаинова, 3.К.Сафина // Воспитание школьников. 2000. № 6. С. 24-31
2. Адамский, А.И. Теория попечительства / А.И. Адамский // Перемены. 2001. № 4. С. 12-18
3. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров - М.: Просвещение, 1985. 448 с.
4. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1985. 386с.
5. Азбука воспитания // Воспитание школьников. 2001. №7,8.
6. Алексютина, А.Т. Семья и воспитание - близнецы-братья / А.Т. Алексютина // Учительская газета. 2001. № 3.
7. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. 254с.
8. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. 371с.
9. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. дом. Ш. Амонашвили, 1995. 496с.
10. Аналитические материалы для использования при разработке программ педагогического сопровождения семейного воспитания // Вестник образования России. 2003. №23
11. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев.
- М.: Наука, 1977. 380с.
12. Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания: избр. псих. труды. В 2 т. Т. 2 / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, И.В.Кузьмина. - М.: Педагогика, 1980. 324с.
13. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева.
- М.: Просвещение, 1989. 235с.
14. Антонов, А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии / А.И. Антонов. - М., 1994. 454с.

160
15. Ахиезер, А.С. Социокультурный словарь / А.С. Ахиезер. - М., 1991.
16. Ашкинази, Л. А. Есть такие учителя, которые лезут тебе в душу и грызут при всём классе // Школьное обозрение. 2000. №1 (6). С. 15-19.
17. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. 192с.
18. Байбородова, Л. В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей / Л. В. Байбородова. - Ярославль, 1992. 124с.
19. Байбородова, Л.В. Взаимодействие школы и семьи / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития «Холдинг», 2003. 224с.
20. Байкова, Л. А. Методические рекомендации по организации воспитывающей деятельности. Функции организаторов воспитательной работы. Виды и формы воспитывающей деятельности / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремкина // Классный руководитель. 1998. № 6. С. 23-29.
21. Байкова, Л.А. Система деятельности педагога-воспитателя / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина // Классный руководитель. 1998. № 4. С. 32-37.
22. Байкова, Л.А. Современные воспитательные системы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Классный руководитель. 1998. № 3. С. 9-15.
23. Балинский, И.М. Лекции по психиатрии / И.М. Балинский. - СПб.: Медгиз, 1958. 216с.
24. Баллер, Э.А. Преемственность // Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 4. / под ред. Ф.В. Константинова. - М., 1967. С. 360.
25. Беляева, А.П. Система многоуровневой профессиональной подготовки в профессиональных учебных заведениях // Сб. «Методологические и теоретические подготовки в новых типах профессиональных учебных заве¬дений». -СПб, 1995. С. 6-20.
26. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько.
- Воронеж, 1977. 189с.
27. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т. 2 / П.П. Блонский. - М., 1979. 399с.

161
28. Блонский, П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский. - М.: Работник просвещения, 1930. 112с.
29. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин,
B. С.Бабина. - СПб.: Речь, 2003. 388с.
30. Большая Советская Энциклопедия / под ред. Прохорова А.М. - М., 1976, т.23.
31. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: /www.liverum.com.
32. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов. - М., 1986. 320с.
33. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001. 144с.
34. Веденеева, Г.К. Школа и семья: способы взаимодействия / Г.К.Веденеева, B.C. Васильев // Сельская школа. 2000. №2.
35. Вентцель, К.Н. Новые пути воспитания и образования детей / К.Н.Вентцель. - М.: Кушнеревъ и К, 1910. 167с.
36. Вентцель, К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / под ред. И.Н. Горбунова-Посадова. - М.: б.и., 1918.
37. Вершловский, С.К. Что важно знать педагогу о семье школьника /
C. К.Вершловский, М.Л. Махлин // Воспитание школьников. 1991. № 2.
38. Взаимоотношения детей и родителей // Воспитание школьников. 2001. №8. С.15-17.
39. Виды и формы воспитывающей деятельности // Классный руководитель. 1998. №6. С. 35-39.
40. Водовозова, Е.В. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: кн. для воспитателей / Е.В. Водовозова. - СПб.: б.и., 1913.
41. Вопросы воинского воспитания // Сб. статей. - М.: Воениздат, 1985.

162
42. Воронов, В.Д. Разнообразие форм воспитательной работы / В.Д. Воронов // Воспитание школьников. 2001. № 7. С. 41-43.
43. Воронцова, Н.И. Как программируется крах семьи / Н.И. Воронцова // Воспитание школьников. 2001. № 7. С. 11-13.
44. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Просвещение, 2001. 235с.
45. Воспитательная система Монгохтинской средней школы [Электронный ресурс] . Режим доступа: http: // www.mongokhto.narod.ru.
46. Воспитательная система школы: аспект моделирования / под ред. Е.Н. Степанова, Л.В. Байбородовой, С.Л. Паладьева - Псков: ПОИПКРО, 1994.
- 65с.
47. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.
1998. № 3. С. 35-37.
48. Вульфов, Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся воспитанию / Б.З. Вульфов. - М.: Педагогическое общество России, 2001. 192с.
49. Вульфов, Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие / Б.З. Вульфов,
B. Д. Семёнов. - М., 1981. 95с.
50. Выготский, А.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.3 / А.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. 367с.
51. Гайдук, Т. И. Концепция программы воспитания школьников «Сотрудничество в параллели» / Т.И. Гайдук, С.И. Кравченко // Классный руководитель. 2001. №3.
52. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я.Гальперин. - М.: МГУ, 1985. 348с.
53. Глассер, У. Школы без неудачников / У. Глассер. - М.: Прогресс, 1991. 211с.
54. Глебова, Л.Н. Формирование политики социального партнёрства / Л.Н.Глебова // Перемены. 2002. №1. С. 11-16.
55. Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы /
C. М.Годник. - Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1981. 208с.

163
56. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. 648 с.
57. Гордин, Л.Ю. Методика педагогического воздействия / Л.Ю. Гордин, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1967. 360с.
58. Гордин, Л.Ю. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современная школа / Л.Ю. Гордин . - Кишинев: Штиинца, 1987. 250с.
59. Гордин, Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей / Л.Ю. Гордин. - М.: Педагогика, 1971. 134с.
60. Горислова, Н.Ю. Дороховская средняя школа - центр эстетического воспитания школьников / Н.Ю. Горислова // Классный руководитель. 1997. №
2. С.34 - 37.
61. Гранкин, А.Ю. Родительская педагогика В. А. Сухомлинского /
А.Ю.Гранкин. - Пятигорск: ПЛГУ, 2002. 152 с.
62. Гребенкина, Л.К. Основы социальной педагогики / Л.К. Гребенкина, Н.В.Жокина // Классный руководитель. 1998. № 6. С.12-16.
63. Гребенников, И.В. Школа и семья: пособие для учителя / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1985. 176с.
64. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности / О.С. Гребенюк. - Калининград, 1995. 250с.
65. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. 370с.
66. Гуров, В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: автореф. дис... докт. педаг. наук: 13.00.01 / Гуров В.Н. - М., 1997. 50с.
67. Гуров, В.Н. Социальные службы и семья: из опыта работы СШ № 7 г.Буденновска / Гуров В.Н., Зейбель О.В., Кудрук В.И., Селюкова Л.Я. - Ставрополь, 1995. 80с.
68. Гуров, В.Н. Лицей выбирает здоровье / Гуров В.Н., Озеров В.П., Щербаков Г.Г. и др. - Ставрополь: СКИПКРО, 2000. 85с.
69. Гусева, Н.А. Подготовка студентов к воспитательной работе в школе / Гусева Н.А. // Начальная школа. 2000. № 10. С.10-15.

164
70. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / Давыдов В.В. - М.: ИНТОР, 1996. 340с.
71. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / Давыдов
В.В., Кудрявцев В.Т. // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 3-18.
72. Дармодехин, С.В. Семья и государство / Дармодехин С.В. // Педагогика.
1999. № 1. С. 5-11.
73. Дашковская, Л.П. Преемственность в трудовом воспитании между детским садом и школой / Дашковская Л.П. - М., 1987. 230с.
74. Дементьева, И.Ф. Российская семья - проблемы воспитания: руководство для педагогов / Дементьева И.Ф. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 130с.
75. Дереклеева, Н.М. Нетрадиционные формы проведения собраний / Дереклеева Н.М. // Воспитание школьников. 2001. № 10. С.34-40.
76. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали // Воспитание школьников. 2001. № 8.
77. Директору школы о сотрудничестве с родителями / под ред. А.С. Роботова, Н.А.Хоменко. П Г Шапошникова. // Библиотека журнала «Директор школы». 2001. № 3.
78. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей / Добрович А.Б. - М.: Просвещение, 1987. 250с.
79. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / Добрович А.Б. - М.: Знание, 1980. 340с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ