Условия развития математических представлений у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и её значение в
развитии дошкольников 7
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста ... 14
1.3 Анализ программ дошкольного образования по проблеме
формирования математических представлений 19
1.4 Условия развития у детей математических представлений на основе
использования исследовательской деятельности 27
Выводы по I главе 37
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 39
2.1 Изучение начального уровня сформированности математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2 Комплекс упражнений по развитию математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста на основе использования исследовательской деятельности 47
Выводы по II главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и её значение в
развитии дошкольников 7
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста ... 14
1.3 Анализ программ дошкольного образования по проблеме
формирования математических представлений 19
1.4 Условия развития у детей математических представлений на основе
использования исследовательской деятельности 27
Выводы по I главе 37
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 39
2.1 Изучение начального уровня сформированности математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2 Комплекс упражнений по развитию математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста на основе использования исследовательской деятельности 47
Выводы по II главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальным направлением в современном образовании считается воспитание и развитие исследовательского поведения в различных видах деятельности. Это во многом зависит от таких качеств как креативность, инициативность, творчество. Первоосновы таких качеств закладываются еще в дошкольном возрасте. «Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития исследовательской активности и познавательных интересов детей (Н. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.)» [17; с. 83].
В дошкольном возрасте наиболее легко сформировать интерес к познавательной деятельности. Современная педагогика, опираясь на личностно-ориентированное обучение, огромное внимание уделяет созданию необходимых условий для интеллектуального, эмоционального и социального развития.
На наш взгляд, формирование элементарных математических представлений должно основываться на использовании в процессе обучения исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет ребенку задавать вопросы в процессе получения новых знаний, а также самостоятельно находить на них ответы. При такой системе получения новых знаний приобретается опыт использования приемов исследовательской деятельности. Дети изучают концепции окружающего мира и способы взаимодействия с ними.
Особая роль математики заключается в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Результатом обучения математике должны быть не только знания, но и определенный стиль мышления, который закладывается с самого раннего возраста.
На успешность обучения математике оказывает большое влияние, как содержание предлагаемого материала, так и форма его подачи. Форма подачи способна заинтересовать и вызвать познавательную активность детей.
Проблемой исследования является ответ на вопрос - какие педагогические условия необходимы для обеспечения высоких результатов в развитии математических представлений в дошкольном возрасте на основе использования исследовательской деятельности?
Такое понимание проблемы приводит к теоретическому обоснованию необходимости использования исследовательской деятельности ребенка в процессе развития математических представлений. А также к определению ряда педагогических условий, которые могут способствовать эффективному развития математических представлений в процессе исследовательской деятельности.
В исследовании введено ограничение: решая проблему использования исследовательской деятельности в развитии математических представлений ребенка, мы выбрали возрастную группу старших дошкольников.
Цель исследования - выявить условия исследовательской деятельности для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия формирования у детей старшего дошкольного возраста математических представлений в процессе организации исследовательской деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретико-методологические подходы к проблеме развития математических представлений.
2. Рассмотреть понятие «исследовательская деятельность» у детей дошкольного возраста.
3. Показать роль исследовательской деятельности в развитии математических представлений дошкольников.
4. Применить в воспитательно-образовательном процессе ДОО комплекс тех педагогических условий, которые обеспечат эффективное развитие математических представлений на основе использования исследовательской деятельности.
5. Разработать комплект заданий, предназначенных для развития
математических представлений на основе использования исследовательской деятельности.
6. Проводить мониторинг развития исследовательской деятельности детей для проведения коррекционной работы по развитию компонентов исследовательской деятельности.
Теоретическую основу исследования составили:
- развитие познавательной активности (Г.И. Щукина [44]);
- теории и методика проведения учебных исследований в детском саду, предложенные А.И. Савенковым [37], Л.В. Ворониной [11];
- исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (А.Н. Поддъяков [30]);
- теории и методика обучения математике (А.В. Белошистая [б], Т.И. Ерофеева [16], И.А. Помораева, В.А. Позина [31]).
Для решения поставленных задач использовались организационные, эмпирические, аналитические методы исследования. Для получения эмпирических данных использовался способ наблюдения. В соответствии с задачами исследования, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, использовался активный метод - эксперимент.
Опытно-поисковая работа состояла из трёх частей.
1. Теоретическое исследование. Задача данного этапа - исследование и анализ психолого-педагогических отечественных и зарубежных источников. В процессе анализа проводился обзор, сопоставление точек зрения, критический анализ литературы. Были определены: проблема, цель, объект, предмет исследования. Также на этом этапе были освещены методики определения уровня развития математических представлений на основе использования исследовательской деятельности и разработана программа констатирующего эксперимента.
2. Эмпирическое исследование. На этом этапе был проведен констатирующий эксперимент. Он определил исходные данные формирующего этапа эксперимента. Был проведен эксперимент по внедрению комплекса педагогических условий, направленных на использование исследовательской деятельности при развитии математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Итоговый анализ. Данный этап были изложены теоретические обоснования результатов экспериментальной работы, а так же подведены и обобщены результаты исследования.
База экспериментального исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида г. Первоуральска свердловской области. В эксперименте участвовали 10 детей контрольной группы, 10 детей экспериментальной группы.
Практическая значимость исследования: заключается в раскрытии понятия «исследовательская деятельность» и разработке структуры исследовательской деятельности; в определении комплекса педагогических условий успешного протекания процесса развития математических представлений на основе использования исследовательской деятельности.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
В дошкольном возрасте наиболее легко сформировать интерес к познавательной деятельности. Современная педагогика, опираясь на личностно-ориентированное обучение, огромное внимание уделяет созданию необходимых условий для интеллектуального, эмоционального и социального развития.
На наш взгляд, формирование элементарных математических представлений должно основываться на использовании в процессе обучения исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет ребенку задавать вопросы в процессе получения новых знаний, а также самостоятельно находить на них ответы. При такой системе получения новых знаний приобретается опыт использования приемов исследовательской деятельности. Дети изучают концепции окружающего мира и способы взаимодействия с ними.
Особая роль математики заключается в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Результатом обучения математике должны быть не только знания, но и определенный стиль мышления, который закладывается с самого раннего возраста.
На успешность обучения математике оказывает большое влияние, как содержание предлагаемого материала, так и форма его подачи. Форма подачи способна заинтересовать и вызвать познавательную активность детей.
Проблемой исследования является ответ на вопрос - какие педагогические условия необходимы для обеспечения высоких результатов в развитии математических представлений в дошкольном возрасте на основе использования исследовательской деятельности?
Такое понимание проблемы приводит к теоретическому обоснованию необходимости использования исследовательской деятельности ребенка в процессе развития математических представлений. А также к определению ряда педагогических условий, которые могут способствовать эффективному развития математических представлений в процессе исследовательской деятельности.
В исследовании введено ограничение: решая проблему использования исследовательской деятельности в развитии математических представлений ребенка, мы выбрали возрастную группу старших дошкольников.
Цель исследования - выявить условия исследовательской деятельности для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия формирования у детей старшего дошкольного возраста математических представлений в процессе организации исследовательской деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретико-методологические подходы к проблеме развития математических представлений.
2. Рассмотреть понятие «исследовательская деятельность» у детей дошкольного возраста.
3. Показать роль исследовательской деятельности в развитии математических представлений дошкольников.
4. Применить в воспитательно-образовательном процессе ДОО комплекс тех педагогических условий, которые обеспечат эффективное развитие математических представлений на основе использования исследовательской деятельности.
5. Разработать комплект заданий, предназначенных для развития
математических представлений на основе использования исследовательской деятельности.
6. Проводить мониторинг развития исследовательской деятельности детей для проведения коррекционной работы по развитию компонентов исследовательской деятельности.
Теоретическую основу исследования составили:
- развитие познавательной активности (Г.И. Щукина [44]);
- теории и методика проведения учебных исследований в детском саду, предложенные А.И. Савенковым [37], Л.В. Ворониной [11];
- исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (А.Н. Поддъяков [30]);
- теории и методика обучения математике (А.В. Белошистая [б], Т.И. Ерофеева [16], И.А. Помораева, В.А. Позина [31]).
Для решения поставленных задач использовались организационные, эмпирические, аналитические методы исследования. Для получения эмпирических данных использовался способ наблюдения. В соответствии с задачами исследования, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, использовался активный метод - эксперимент.
Опытно-поисковая работа состояла из трёх частей.
1. Теоретическое исследование. Задача данного этапа - исследование и анализ психолого-педагогических отечественных и зарубежных источников. В процессе анализа проводился обзор, сопоставление точек зрения, критический анализ литературы. Были определены: проблема, цель, объект, предмет исследования. Также на этом этапе были освещены методики определения уровня развития математических представлений на основе использования исследовательской деятельности и разработана программа констатирующего эксперимента.
2. Эмпирическое исследование. На этом этапе был проведен констатирующий эксперимент. Он определил исходные данные формирующего этапа эксперимента. Был проведен эксперимент по внедрению комплекса педагогических условий, направленных на использование исследовательской деятельности при развитии математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Итоговый анализ. Данный этап были изложены теоретические обоснования результатов экспериментальной работы, а так же подведены и обобщены результаты исследования.
База экспериментального исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида г. Первоуральска свердловской области. В эксперименте участвовали 10 детей контрольной группы, 10 детей экспериментальной группы.
Практическая значимость исследования: заключается в раскрытии понятия «исследовательская деятельность» и разработке структуры исследовательской деятельности; в определении комплекса педагогических условий успешного протекания процесса развития математических представлений на основе использования исследовательской деятельности.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития креативной, инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности. Первоосновы такой личности закладываются в дошкольном возрасте. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития исследовательской активности и познавательных интересов детей (Н. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.).
Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как основное выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности (Дж. Берлайн).
Анализ литературы показал, что исследовательская активность определяется освоением различных групп исследовательских умений, которые помогают детям вести индивидуальный и коллективный поиск в экспериментировании (О. В. Дыбина, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, Л. С. Киселева и др.). Нами были выделены и конкретизированы следующие группы исследовательских умений, обеспечивающих исследовательскую активность дошкольников в экспериментировании: видеть проблемы; выдвигать гипотезы; ставить вопросы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; экспериментировать; высказывать суждения; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять; доказывать и защищать свои идеи.
Выявление и реализация потенциала детского экспериментирования для развития исследовательской активности старших дошкольников представляет актуальную проблему современного дошкольного образования.
Исследовательская активность старшего дошкольника состоит из мотивационного компонента, связанного с желанием ребенка вести исследовательский поиск; содержательного компонента, связанного с представлениями о возможных способах и средствах исследовательского поиска; операционального компонента, т.е. опыта практического использования дошкольником исследовательских умений.
В целях выявления возможности использования исследовательской деятельности в развитии математических представлений старших дошкольников в ДОУ нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего эксперимента показали наличие разных уровней исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста. К высокому и среднему уровням было отнесено до 70% детей, 30% дошкольников находились на низком уровне развития математических представлений на основе использования исследовательской деятельности. Для них было характерно: отсутствие выраженного интереса к экспериментированию, ожидание подсказок воспитателя, отсутствие интереса к причинно-следственным связям, невозможность сконцентрировать свое внимание на конкретной задаче, отсутствие результата или получение частичного результата, слабое проявление настойчивости в достижении цели. Как показали наблюдения, в практической деятельности их больше привлекали задачи со знакомым содержанием, с отработанной последовательностью действий. Многие дети проявляли большую зависимость от помощи воспитателя, боялись допустить ошибки и получить отрицательную оценку педагога.
Низкие результаты детей при выполнении заданий, требующих пространственного воображения, применения логических операций анализа и синтеза говорят о сниженном уровне развития исследовательской деятельности старших дошкольников. Причиной тому может служить недостаточно правильный подход воспитателей в вопросах организации детской исследовательской деятельности, когда дошкольникам не предоставляется или предоставляется ограниченная возможность для самостоятельного поиска решений и знаний, когда даются готовые знания; отсутствии условий для самостоятельных действий и проявления исследовательской активности; малом использование в образовательном процессе проблемных ситуаций.
Отсутствие дифференцированного подхода воспитателей к детям в экспериментировании, неумение педагога учитывать индивидуальный исследовательский опыт ребенка приводит к снижению более высоких возможностей отдельных дошкольников в самостоятельном, творческом решении новых проблемных задач.
Неумение воспитателей вовлечь старших дошкольников в исследовательский поиск, в проблемное планирование, выдвижение гипотез, обсуждение полученных результатов экспериментирования приводит к постоянному обращению детей за помощью к взрослому. Исследовательская деятельность, свободная и самостоятельная по своей сущности, строится воспитателем как четко регламентированная последовательность действий детей по определенному алгоритму. Это не дает возможности дошкольнику почувствовать свободу выбора способов и средств решения проблемной ситуации, тормозит его исследовательскую активность.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что отдельные попытки использования исследовательской деятельности для развития математических представлений не выстраиваются педагогом в систему, а выступают лишь в эпизодической роли.
Разработанный комплекс упражнений по использованию исследовательской деятельности при развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста базируется на следующих условиях:
1. Создание в группе дошкольной образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет детям экспериментировать с доступными для них материалами.
2. Использование в образовательном процессе детского сада различных форм обучения детей.
3. Использование в образовательном процессе проблемных ситуаций.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа была проведена в три этапа.
Работа была направлена на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Для этого использовались проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд детей на вещи. Использовались занятия-экскурсии, которые были направлены на развитие важных для реализации исследовательской активности дошкольников умений наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Исследовательский поиск детей разворачивался в рамках следующих тем: работа с природным материалом, таким как песок, крупа, фасоль, вода и др. Каждая тема строилась с опорой на исследовательскую деятельность, в основе которого была заложена идея самостоятельного открытия ребенком необычного в предметах и явлениях в позиции «первооткрывателя нового».
Процесс детского исследования сопровождался совместным обсуждением детских открытий, обменом мнений, выдвижением новых перспектив дальнейшего исследовательского поиска.
Контрольный этап эксперимента свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию математических представлений старших дошкольников посредством использования исследовательской деятельности.
Сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследований показал рост высокого (30%) и среднего (60%) уровней исследовательской активности. Дошкольники стали проявлять устойчивый интерес к самостоятельному экспериментированию, свободно пользоваться исследовательскими умениями, добиваться адекватного результата.
Полученные данные подтвердили эффективность разработанного и реализованного на практике процесса развития математических представлений на основе использования исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как основное выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности (Дж. Берлайн).
Анализ литературы показал, что исследовательская активность определяется освоением различных групп исследовательских умений, которые помогают детям вести индивидуальный и коллективный поиск в экспериментировании (О. В. Дыбина, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, Л. С. Киселева и др.). Нами были выделены и конкретизированы следующие группы исследовательских умений, обеспечивающих исследовательскую активность дошкольников в экспериментировании: видеть проблемы; выдвигать гипотезы; ставить вопросы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; экспериментировать; высказывать суждения; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять; доказывать и защищать свои идеи.
Выявление и реализация потенциала детского экспериментирования для развития исследовательской активности старших дошкольников представляет актуальную проблему современного дошкольного образования.
Исследовательская активность старшего дошкольника состоит из мотивационного компонента, связанного с желанием ребенка вести исследовательский поиск; содержательного компонента, связанного с представлениями о возможных способах и средствах исследовательского поиска; операционального компонента, т.е. опыта практического использования дошкольником исследовательских умений.
В целях выявления возможности использования исследовательской деятельности в развитии математических представлений старших дошкольников в ДОУ нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего эксперимента показали наличие разных уровней исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста. К высокому и среднему уровням было отнесено до 70% детей, 30% дошкольников находились на низком уровне развития математических представлений на основе использования исследовательской деятельности. Для них было характерно: отсутствие выраженного интереса к экспериментированию, ожидание подсказок воспитателя, отсутствие интереса к причинно-следственным связям, невозможность сконцентрировать свое внимание на конкретной задаче, отсутствие результата или получение частичного результата, слабое проявление настойчивости в достижении цели. Как показали наблюдения, в практической деятельности их больше привлекали задачи со знакомым содержанием, с отработанной последовательностью действий. Многие дети проявляли большую зависимость от помощи воспитателя, боялись допустить ошибки и получить отрицательную оценку педагога.
Низкие результаты детей при выполнении заданий, требующих пространственного воображения, применения логических операций анализа и синтеза говорят о сниженном уровне развития исследовательской деятельности старших дошкольников. Причиной тому может служить недостаточно правильный подход воспитателей в вопросах организации детской исследовательской деятельности, когда дошкольникам не предоставляется или предоставляется ограниченная возможность для самостоятельного поиска решений и знаний, когда даются готовые знания; отсутствии условий для самостоятельных действий и проявления исследовательской активности; малом использование в образовательном процессе проблемных ситуаций.
Отсутствие дифференцированного подхода воспитателей к детям в экспериментировании, неумение педагога учитывать индивидуальный исследовательский опыт ребенка приводит к снижению более высоких возможностей отдельных дошкольников в самостоятельном, творческом решении новых проблемных задач.
Неумение воспитателей вовлечь старших дошкольников в исследовательский поиск, в проблемное планирование, выдвижение гипотез, обсуждение полученных результатов экспериментирования приводит к постоянному обращению детей за помощью к взрослому. Исследовательская деятельность, свободная и самостоятельная по своей сущности, строится воспитателем как четко регламентированная последовательность действий детей по определенному алгоритму. Это не дает возможности дошкольнику почувствовать свободу выбора способов и средств решения проблемной ситуации, тормозит его исследовательскую активность.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что отдельные попытки использования исследовательской деятельности для развития математических представлений не выстраиваются педагогом в систему, а выступают лишь в эпизодической роли.
Разработанный комплекс упражнений по использованию исследовательской деятельности при развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста базируется на следующих условиях:
1. Создание в группе дошкольной образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет детям экспериментировать с доступными для них материалами.
2. Использование в образовательном процессе детского сада различных форм обучения детей.
3. Использование в образовательном процессе проблемных ситуаций.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа была проведена в три этапа.
Работа была направлена на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Для этого использовались проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд детей на вещи. Использовались занятия-экскурсии, которые были направлены на развитие важных для реализации исследовательской активности дошкольников умений наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Исследовательский поиск детей разворачивался в рамках следующих тем: работа с природным материалом, таким как песок, крупа, фасоль, вода и др. Каждая тема строилась с опорой на исследовательскую деятельность, в основе которого была заложена идея самостоятельного открытия ребенком необычного в предметах и явлениях в позиции «первооткрывателя нового».
Процесс детского исследования сопровождался совместным обсуждением детских открытий, обменом мнений, выдвижением новых перспектив дальнейшего исследовательского поиска.
Контрольный этап эксперимента свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию математических представлений старших дошкольников посредством использования исследовательской деятельности.
Сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследований показал рост высокого (30%) и среднего (60%) уровней исследовательской активности. Дошкольники стали проявлять устойчивый интерес к самостоятельному экспериментированию, свободно пользоваться исследовательскими умениями, добиваться адекватного результата.
Полученные данные подтвердили эффективность разработанного и реализованного на практике процесса развития математических представлений на основе использования исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Управление процессом развития математических представлений в дошкольном возрасте на основе использования исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование счетных палочек Х.Кюизенера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019



