Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Работа №13460

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности развития математических представлений у
старших дошкольников 7
1.2. Влияние познавательно-исследовательской деятельности на
развитие математических представлений у старших дошкольников 16
1.3. Свойства развития математических представлений у старших
дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Исследование уровня развития математических представлений
у старших дошкольников 29
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию
математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52


Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких умений и способностей, которые позволяют легко адаптироваться в социуме, усваивать новое. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию внимания, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А.Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, Е.В. Соловьева, А. А. Столяр, Т.В . Тарунтаева, Е. И. Щербакова и др.). Средствами развития математических представлений являются дидактические игры и упражнения, блоки Дьенеше (А.М. Леушина,
З.А.Михайлова, Т.Д.Рихтерман, Е.И. Щербакова и др.), палочки Кюизенера (З. А. Михайлова), моделирование (А. В. Белошистая, Е.И. Щербакова и др.). В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие математических представлений происходит в процессе интеграции различных видов деятельности (игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, двигательной и др.).
Под познавательно-исследовательской деятельностью мы будем понимать «активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации» (2, 6).
Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л. А. Венгер, А. В.Запорожец, Г. В. Пантюхина, Н. Н. Поддьяков, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и др. ).
В научной литературе недостаточно разработан вопрос, связанный с развитием математических представлений у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности. В связи с этим мы выбрали следующую тему
Проблема исследования: каковы средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Предмет исследования: средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития математических представлений у старших дошкольников.
2. Рассмотреть сущность познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников и ее влияние на развитие математических представлений.
3. Определить и теоретически обосновать средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно¬исследовательской деятельности.
4. Разработать методические рекомендации педагогам по использованию разнообразных средств развития математических представлений у старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: развитие математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности будет успешна, если:
1. выявлены проблемы в структуре развития предметно-пространственной среды с позиции ее направленности на развитие математических представлений,
2. выбраны средства с учетом реального уровня развития математических представлений у ребенка и существующих проблем.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап), анкетирование;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад» общеразвивающего вида №2 «Родничок» п. Прохоровка, Белгородской области, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа над выпускной квалифицированной работой на тему «Развитие математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности» позволила сделать следующие выводы.
Теоретический анализ позволил раскрыть сущность и особенности понятий «математическое развитие», «математические представления», их развитие у старших дошкольников.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций (А. А. Столяр, А. В. Белошистая, З.А.Михайлова и др.).
В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие», предложенное З.А.Михайловой, которое является тождественным. Компоненты логико-математического развития: свойства (форма, цвет, количество, размер, расположение в пространстве), отношения (подобия, порядка, части и целого), логические и математические зависимости и закономерности (следования, чередование, включение, сохранение количества).
Математические представления являются средством логико-математического развития дошкольников. Под математическими представлениями мы понимаем образование памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями (количества, пространства и др.). Математические представления (о числе, счете, форме предметов и геометрических фигурах, величинах и их измерении, простейших вычислениях), постигаемые ребенком на эмпирическом, чувственном уровне, называют элементарными.
На сегодняшний день основной формой организации обучения в ДОО в том числе и элементарной математике является непосредственно образовательная деятельность. Организационная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды деятельности: игровую, познавательно¬исследовательскую, двигательную и художественно-творческую деятельность. З. А. Михайлова, в свою очередь, предлагает в работе с детьми использовать проблемно-игровую технологию.
Рассмотрев сущность познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников и ее влияние на развитие математических представлений, мы выяснили, что познавательно-исследовательская деятельность - это «активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации». Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А.Н.Леонтьев): любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность.
Основные функции познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); освоение ребенком причинно-следственных, пространственных и временных отношений; освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта; развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу. Познавательно-практическая деятельность помогает совершенствовать, углублять и расширять представления детей о числах, соотношениях размеров, разнообразии геометрических форм, различной длительности временных отрезков, пространственных отношениях.
Определили и теоретически обосновали средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно¬исследовательской деятельности для детей, педагогов и родителей.
В соответствии с проблемой выпускной квалифицированной работы, его целью и задачами была организованна экспериментальная работа. В рамках констатирующего этапа эксперимента была проведена диагностическая методика для определения уровня развития математических представлений у старших дошкольников и составлена анкета для педагогов о развития математических представлений.
По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы у шести детей (30 %) выявлен высокий уровень развития математических представлений. Средний уровень выявлен у девяти дошкольников, что составляет 45% от общего количества воспитанников, у пяти детей (25%) выявлен низкий уровень развития математических представлений.
На основе научной литературы нами были выделены основные средства развития математических представлений у старших дошкольников: комплект наглядного дидактического материала для занятий, оборудование для самостоятельных игр и занятий детей, методические пособия для воспитателя, дидактические игры и упражнения, учебно-познавательные книги, математическая сказка, создания развивающей предметно-пространственной среды, чтение художественной литературы.
Так же нами были предложены методические рекомендации педагогам по развитию математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Все это может помочь достичь желаемого результата и правильно построить образовательный процесс с воспитанниками, направленный на
Таким образом, успешное развитие математических представлений у старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности зависит от умения педагога видеть проблемы в структуре развития предметно-пространственной среды с позиции ее направленности на развитие математических представлений, от выбранных средств с учетом реального уровня их развития у ребенка и существующих проблем.
Следовательно, цель и задачи, поставленные нами в начале работы, полностью достигнуты и решены. Работа в данном направлении может быть продолжена.



1. Абричкина М. Е., Гашева О. Е. Развитие речи в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №7-2. - С.11-12.
2. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. - 2016. - №12-6. - С.1-6.
3. АрушановаА.Г. Речь и речевое общение детей/ А.Г. Арушанова - М. 2005 336с.
4 Бабаева Т.И. Дошкольники на пороге XXI века // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2000. - С.3-6.
5. Баранова Э.А. диагностика познавательного интереса у млалших школьников и дошкольников - СПб.: Речь,2007 132с.
6. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -С. 400 .
7. Будько Т. С. Предматематическая подготовка дошкольника в процессе конструирования: пособие / Т. С. Будько; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. - Брест: БрГУ, 2009. - С.52 .
8. Вахитова Г. Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности // Научно-педагогическое обозрение. - 2014. - № 4 (6). - С. 12-19.
9. Воронина Л. В. Знакомим дошкольников с математикой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - С.35-36.
10. Грачёва З.А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников// Дошкольное воспитание.2005 С.24-28.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - С. 321 .
12 Егошина С.Н. Логико-математическое развитие дошкольников средствами моделирования// Проблемы и перспективы развития образования: материалы шестого Междунар. науч. конф. (г. Пермь. апрель 2015)- Пермь:
2015. - С. 76-82 .
13.. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику / Т. И. Ерофеева - М.: Просвещение, 2005 - . С. 112.
14. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. -М.: Сфера2005.- С. 209.
15. Киреева Л. Г.Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009. - С.143 .
16. Киричек К. А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами // novainfo/ru.-
2016. - Т.З. № 41. - С.179-183.
17. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 2005. - С.215.
18. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 5 изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С.416.
19. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т. А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №3 - С.9-12.
20. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т. А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №1 - С.10-11.
21. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т. А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №4 - С.20-25.
22. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т. А. // Дошкольное воспитание - 2003. - №5 - С.36. .
23. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование/ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - М.: Пед. общество России,- 2005- С. 50.
24. Левшина Н. И., Абричкина М. Е. Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников// Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 4 - С.80.
25. Лемешко А. Н. Организация совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения элементарной математики // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №5-2. - С. 189-191.
26. Леонтьев А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1996. - С.47-49.
27. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2002. -С . 67.
28. Математика до школы / Авт- сост.: А. А.Смоленцева, О. В.Пустовойт,
З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. - С.105¬109.
29. Мельникова Н.Н. Мышление речь практикум по общей психологии Челябинск, Южно-Уральский ГУ, 2011.-С. 75.
30. Михайлова З. А. Активация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических игах. / Игра и дошкольик. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб.: ДЕТСТВО¬ПРЕСС, 2008. - С.97-99
31. Михайлова З. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Р. Л. Березина, Р. Л. Непомнящая и др.; под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. -С. 303 .
32. Михайлова З. А., Е. А. Носова «Логико — математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство — Пресс», 2013. - С.70 .
33. Никитин Б. П. Ступеньки к творчеству или Развивающие игры.- М.: Просвещение, 1990. - С.43 .
34. Нищеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищеева.- СПб: Детство-Пресс, 2010.-С.128 .
35. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - С.59 .
36. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие науч.ред. Михайлова В. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А., Гогоберидзе А. Г., ООО Издательство «Детство-Пресс»; М.:ТЦ «Сфера», 2013.-С.304.
37. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под ред. Прохоровой Л. Н. - М.: «Аркти», 2004. - С. 56 .
38. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2016. - С.105 .
39. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М.Бим-Бад-М. :Большая Российская Энциклопедия, 2002.- С. 528 .
40. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного развития. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 64 .
41. Репина Г. А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками. - СПб.: «Издательство «Детство-пресс»,2011. - С.87.
42. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста/ Т.Д. Рихтерман-М.2009.- С. 135.
43. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учереждений. М.: Линка-Пресс, 2004.- С. 192.
44. Смолкина Е. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве // Начальная школа.- 2007.- № 2.- С. 19-20.
45. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: Учебник. - М.: Просвещение, 2008. - С. 142 .
46. Тарунтаева Т. В. Развитие математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 1980. - С.95-104
47. ФГОС дошкольного образования от 29 декабря 2013.
48. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. И. А. Пономарева, В.А.Позина.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012. - С. 108 .
49. Чеплашкина И. Н., Зуева Л. Ю. Диагностика освоенности математических представлений. - М., 2006.
50. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 272.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ