Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Особенности экологического образования
дошкольников 6
1.2. Сущностная характеристика понятия «бережное отношение
к природе» 12
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования бережного отношения к природе у старших дошкольников 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Уровень сформированности бережного отношения к
природе на начальном этапе исследования 31
2.2. Реализация педагогических условий формирования
бережного отношения к природе у старших дошкольников 37
2.3. Анализ сформированности бережного отношения к природе
на заключительном этапе исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Особенности экологического образования
дошкольников 6
1.2. Сущностная характеристика понятия «бережное отношение
к природе» 12
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования бережного отношения к природе у старших дошкольников 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Уровень сформированности бережного отношения к
природе на начальном этапе исследования 31
2.2. Реализация педагогических условий формирования
бережного отношения к природе у старших дошкольников 37
2.3. Анализ сформированности бережного отношения к природе
на заключительном этапе исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
В современном мире перед всем человечеством остро стоит вопрос о решении важнейших проблем экологии и сохранения экосистемы Земли для будущих поколений. Мы оказались в положении слепого человека, прозревшего на самом краю пропасти. В полный голос зазвучало слово «экология», по всему миру активизировалось экологическое или зеленое движение, вставшее на защиту нашей планеты.
Экологические проблемы актуальны для каждого материка и всякого государства. Есть они и в России - в каждом регионе свои. Россияне на личном опыте знают об ухудшении здоровья взрослых и детей. Это происходит из-за загрязнения воздуха, почвы, воды. Как следствие - люди пьют плохую воду и потребляют некачественные продукты, дышат воздухом с примесями вредных веществ.
Чтобы решить все экологические проблемы, нужно чтобы каждый житель Земли бережно относился к природе, принимал живое участие в ее судьбе.
Экологические проблемы, а также необходимость их решения дали жизнь совершенно новому направлению в образовании - экологическому. Усугубление экологических проблем выдвинуло перед педагогической наукой задачу воспитания подрастающего поколения в стиле бережного, гуманного отношения к природе, умеющим справиться с проблемой рационального природопользования, защиты и возобновления природных ресурсов. Для того чтобы данные положения стали нормой поведения каждого человека, нужно с детства планомерно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей нас среды.
В системе непрерывного экологического образования период дошкольного детства занимает основополагающее место в силу его уникальности, с точки зрения развития личности [30]. Дошкольный возраст - очень важный период в развитии экологической культуры личности. Это период, когда происходят качественные изменения, которые в большой степени определяют процесс развития экологической культуры личности. У ребёнка это выражается в формировании бережного отношения к окружающему миру, он начинает выделять себя из остального мира.
Детский сад должен уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще своё видение мира - как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания является главной целью экологического образования. Мы должны сформировать у детей чувство ответственности, любви и сопереживания природе. Если этого не сделать, то очень скоро Земля из «голубой планеты» превратится в безжизненную пустыню.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Это слова русского писателя М. М. Пришвина. Величие и красота родной природы рождает патриотизм, привязанность к Родине. Великие художники, писатели, поэты под влиянием родной природы создавали свои произведения. Из неё они черпали вдохновение и творческую энергию. Конечно, сложно научить выражать свою любовь к природе также. Но в наших силах научить детей сопереживать этой любви, открыв для них прекрасный мир природы [48].
Степень разработанности проблемы. Бережное, заботливое отношение дошкольников к природе рассматривают М. К. Ибраимова, С. Н. Николаева, З. П. Плохий, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, П. Г. Саморукова и другие.
Вопросы бережного отношения к природе рассматривали социологи, философы, педиатры, биологи, психологи (А. М. Гиляров, Д. Н. Кавтарадзе, О. Семенова, В. Тугаринов и др.).
Проблема: комплекс каких педагогических условий будет способствовать формирования бережного отношения к природе у старших дошкольников в процессе экологического образования.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и апробировать их в ходе опытно-поисковой работы.
Объект исследования: процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: бережное отношение к природе у старших дошкольников будет формироваться успешнее при соблюдении следующих условий:
1. если регулярно применять метод проекта
2. если регулярно использовать игры экологического содержания в познавательной деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования старших дошкольников.
- дать сущностную характеристику понятию «бережное отношение к природе».
- выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
- в ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность выявленных педагогических условий.
Экологические проблемы актуальны для каждого материка и всякого государства. Есть они и в России - в каждом регионе свои. Россияне на личном опыте знают об ухудшении здоровья взрослых и детей. Это происходит из-за загрязнения воздуха, почвы, воды. Как следствие - люди пьют плохую воду и потребляют некачественные продукты, дышат воздухом с примесями вредных веществ.
Чтобы решить все экологические проблемы, нужно чтобы каждый житель Земли бережно относился к природе, принимал живое участие в ее судьбе.
Экологические проблемы, а также необходимость их решения дали жизнь совершенно новому направлению в образовании - экологическому. Усугубление экологических проблем выдвинуло перед педагогической наукой задачу воспитания подрастающего поколения в стиле бережного, гуманного отношения к природе, умеющим справиться с проблемой рационального природопользования, защиты и возобновления природных ресурсов. Для того чтобы данные положения стали нормой поведения каждого человека, нужно с детства планомерно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей нас среды.
В системе непрерывного экологического образования период дошкольного детства занимает основополагающее место в силу его уникальности, с точки зрения развития личности [30]. Дошкольный возраст - очень важный период в развитии экологической культуры личности. Это период, когда происходят качественные изменения, которые в большой степени определяют процесс развития экологической культуры личности. У ребёнка это выражается в формировании бережного отношения к окружающему миру, он начинает выделять себя из остального мира.
Детский сад должен уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще своё видение мира - как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания является главной целью экологического образования. Мы должны сформировать у детей чувство ответственности, любви и сопереживания природе. Если этого не сделать, то очень скоро Земля из «голубой планеты» превратится в безжизненную пустыню.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Это слова русского писателя М. М. Пришвина. Величие и красота родной природы рождает патриотизм, привязанность к Родине. Великие художники, писатели, поэты под влиянием родной природы создавали свои произведения. Из неё они черпали вдохновение и творческую энергию. Конечно, сложно научить выражать свою любовь к природе также. Но в наших силах научить детей сопереживать этой любви, открыв для них прекрасный мир природы [48].
Степень разработанности проблемы. Бережное, заботливое отношение дошкольников к природе рассматривают М. К. Ибраимова, С. Н. Николаева, З. П. Плохий, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, П. Г. Саморукова и другие.
Вопросы бережного отношения к природе рассматривали социологи, философы, педиатры, биологи, психологи (А. М. Гиляров, Д. Н. Кавтарадзе, О. Семенова, В. Тугаринов и др.).
Проблема: комплекс каких педагогических условий будет способствовать формирования бережного отношения к природе у старших дошкольников в процессе экологического образования.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и апробировать их в ходе опытно-поисковой работы.
Объект исследования: процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: бережное отношение к природе у старших дошкольников будет формироваться успешнее при соблюдении следующих условий:
1. если регулярно применять метод проекта
2. если регулярно использовать игры экологического содержания в познавательной деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования старших дошкольников.
- дать сущностную характеристику понятию «бережное отношение к природе».
- выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
- в ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность выявленных педагогических условий.
В 21 веке проблемы окружающей среды приобрели глобальное значение. Перед всем мировым сообществом остро встал вопрос о сохранении растительного и животного многообразия, разумного и гуманного природопользования, а также решение вопроса о загрязнении окружающей среды. В сложившихся условиях очень актуально стало экологическое образование населения. Именно образование, формирование экологической культуры населения поможет решить эту глобальную проблему. Во главу угла при этом ставится экологическое образование подрастающего поколения.
Бережное отношение к природе - одно из составных личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении в решении задач охраны природы. Формирование экологической культуры происходит в процессе экологического образования. Экологическая образованность согласуется с такими гражданскими и нравственными качествами как: умение следовать принципам бережливости и экономии природных запасов и богатств, соблюдение моральных и правовых норм по отношению к природе.
При написании дипломной работы была поставлена цель - выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования бережного отношения к природе у старших дошкольников и апробировать их в ходе опытно-поисковой работы. В связи с этим в первой главе работы раскрывается педагогическая сущность понятия «бережное отношение к природе». Даётся определение педагогическим условиям. В качестве педагогических условий успешного формирования бережного отношения к природе, выдвинуты следующие:
1. использование метода проектов
2. использование игр экологического содержания в познавательной деятельности дошкольников.
Раскрывается сущность метода проектов и игры в экологическом образовании.
Для детей подготовительной группы было разработано и реализовано 3 экологических проекта, а также с детьми систематически проводились игры-занятия.
Результаты исследования, которое проводилось на базе МБДОУ №455 г. Екатеринбурга, в подготовительной группе, показали, что данные мероприятия оказались эффективными. На начальном этапе исследования высокий уровень отсутствовал. Низкий уровень был у 36% детей. Средний - у 64% детей.
По сравнению с начальным этапом, на заключительном этапе сократилось количество детей с низким уровнем - 8%, и появились дети с высоким уровнем - 64% детей. На среднем уровне осталось 28 % воспитанников.
В процессе работы дети:
- заметно расширили свои представления о мире природы, взаимосвязях в ней;
- возрос интерес к объектам и явлениям природного мира, а также возросла эмоциональная реакция на неправильное к ним отношение или использование;
- стали чаще высказывать оценочные суждения о поведении и отношении к природе;
- в поведении детей стали преобладать гуманизм и отзывчивость к окружающей их природе;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в природе, которые направлены на сохранение природного мира.
Кроме этого, в ходе реализации проектов дети стали более самостоятельными и инициативными, не боятся высказывать своё мнение. А также качественный рост произошёл в отношениях родителей и детей. Они стали больше времени проводить вместе, родители с воодушевлением включались во все проекты и с радостью помогали детям.
Подводя общий итог проведенному исследованию, на основании наблюдений видно, что дети научились элементарным правилам ухода за растениями, стали более наблюдательны и отзывчивы к растениям и животным, к проблемам охраны окружающей среды. Стали подмечать неправильное отношение к природе у своих сверстников и взрослых, и даже делать замечания и разъяснения им по этому поводу.
Бережное отношение к природе - одно из составных личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении в решении задач охраны природы. Формирование экологической культуры происходит в процессе экологического образования. Экологическая образованность согласуется с такими гражданскими и нравственными качествами как: умение следовать принципам бережливости и экономии природных запасов и богатств, соблюдение моральных и правовых норм по отношению к природе.
При написании дипломной работы была поставлена цель - выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования бережного отношения к природе у старших дошкольников и апробировать их в ходе опытно-поисковой работы. В связи с этим в первой главе работы раскрывается педагогическая сущность понятия «бережное отношение к природе». Даётся определение педагогическим условиям. В качестве педагогических условий успешного формирования бережного отношения к природе, выдвинуты следующие:
1. использование метода проектов
2. использование игр экологического содержания в познавательной деятельности дошкольников.
Раскрывается сущность метода проектов и игры в экологическом образовании.
Для детей подготовительной группы было разработано и реализовано 3 экологических проекта, а также с детьми систематически проводились игры-занятия.
Результаты исследования, которое проводилось на базе МБДОУ №455 г. Екатеринбурга, в подготовительной группе, показали, что данные мероприятия оказались эффективными. На начальном этапе исследования высокий уровень отсутствовал. Низкий уровень был у 36% детей. Средний - у 64% детей.
По сравнению с начальным этапом, на заключительном этапе сократилось количество детей с низким уровнем - 8%, и появились дети с высоким уровнем - 64% детей. На среднем уровне осталось 28 % воспитанников.
В процессе работы дети:
- заметно расширили свои представления о мире природы, взаимосвязях в ней;
- возрос интерес к объектам и явлениям природного мира, а также возросла эмоциональная реакция на неправильное к ним отношение или использование;
- стали чаще высказывать оценочные суждения о поведении и отношении к природе;
- в поведении детей стали преобладать гуманизм и отзывчивость к окружающей их природе;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в природе, которые направлены на сохранение природного мира.
Кроме этого, в ходе реализации проектов дети стали более самостоятельными и инициативными, не боятся высказывать своё мнение. А также качественный рост произошёл в отношениях родителей и детей. Они стали больше времени проводить вместе, родители с воодушевлением включались во все проекты и с радостью помогали детям.
Подводя общий итог проведенному исследованию, на основании наблюдений видно, что дети научились элементарным правилам ухода за растениями, стали более наблюдательны и отзывчивы к растениям и животным, к проблемам охраны окружающей среды. Стали подмечать неправильное отношение к природе у своих сверстников и взрослых, и даже делать замечания и разъяснения им по этому поводу.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Природоведческие экскурсии как условие формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирование бережного отношения к природе в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Субъективное отношение ребенка дошкольного возраста к природе как основа его эксцентрического мировоззрения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Экологическая тропа в дошкольном учреждении как условие формирования бережного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



