Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования

Работа №99360

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы119
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика понятия «бережное
отношение» к природе 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Уровень сформированности бережного отношения к природе у
дошкольников на начальном этапе исследования 38
2.2. Внедрение педагогических условий формирования бережного
отношения к природе у детей дошкольного возраста 52
2.3. Анализ сформированности бережного отношения к природе у
детей дошкольного возраста на заключительном этапе опытно- поисковой работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Актуальность проблемы исследования отношения человека к окружающей его природе обусловлена обострившимися в последе время экологическими проблемами. В научной среде в понятийную сферу экологии даже стали рассматривать такие категории, как экологизация человеческой деятельности, имея ввиду как физическую, так и духовную деятельность. Угроза экологической катастрофы приобрела масштаб мировой проблемы, от решения которой зависит условие существования всего живого на планете.
По словам знаменитого эколога Н.Ф. Реймерса, в вопросе обоснования научной базы для экологического образования необходимо отталкиваться от понимания экологии в качестве биологической науки о взаимодействии биологических существо между собой и окружающей средой, несмотря на то, что в науке существует, по крайней мере, не менее пяти определений экологии [59]. Непосредственно сам термин «экология» ввел в обиход немецкий исследователь Э. Геккель, которым он обозначил науку, изучающую взаимодействие организмов и среды.
Несмотря на множественность подходов к толкованию экологии, все определения сходятся именно в первоначальном видении Э. Геккелем экологии - как науки, объектом исследования которой являются взаимодействие всех живых существ на планете и природы (т.е. окружающей их среды).
В дошкольной педагогике такое направление, как экологическое образования появилось сравнительно недавно - в конце ХХ века. Реализацией экологического образования на практике является программная отрасль под названием «Ознакомление детей с природой».
Основной целью этого раздела является ознакомление дошкольников с доступными для непосредственного наблюдения природными явлениями, позволяющие наглядно показать отличительные признаки животных, растений, а также формировать навыки установления простейших причинно-следственных отношений, проявляющиеся в природе. В последнее время экологическое образование в дошкольных учреждениях акцентировалось на воспитании бережного отношения к окружающей природе.
В дошкольном экологическом образовании находят свое выражение основополагающие понятия экологии:
- жизнедеятельность организма в среде своего обитания;
- функционирование взаимодействующих между собой организмов в рамках одного пространства (т.е. экосистемы).
Конкретные примеры, характеризующие основополагающие понятия экологии, позволят дошкольнику сформировать основу взаимодействия с окружающей средой.
Таким образом, экологическое дошкольное образование базируется на доступных пониманию дошкольника аспектах взаимоотношений организма и окружающей его среды, целого сообщества организмов в рамках определенной среды и отдельно человека и природы в ее материальном и духовном проявлении. Материальная сторона природы и окружающей среды проявляется в производственной деятельности человека, а духовный потенциал природы выражается через творческий посыл человеку, реализующейся в творческой деятельности и предметах искусства.
Именно экологическое образование позволяет системно и последовательно учить подрастающее поколение жить в гармонии с окружающим миром, ценить жизнь во всех ее проявлениях, беречь и сохранять природные богатства и своеобразие для будущих поколений. Наибольшую проблему вызывает не вопрос о необходимости экологического образования, а о качестве его преподавания на доступном для дошкольника уровне, способную дать подрастающему поколению общие черты современной научной картины мира и места человека в ней.
Несмотря на актуализацию в последнее время экологического образования, этот аспект всегда волновал педагогов. Так, например, Я.А.Коменский оценивал воспитательный потенциал природы как средство развития интеллектуальной и чувственной сферы ребенка [60]. А К.Д.Ушинский отмечал ознакомление детей с природой как средство нравственного и интеллектуального развития [71].
Истоки концепции экологического образования были развиты в трудах Э.И. Залкинда, А.А. Быстрова, Е.И. Волкова, О. Иогансона и др. В своей деятельности педагоги дошкольного образования довольно-таки длительное время использовали методическую литературу М.М. Марковской, З.Д. Сизенко и М.В. Лучич и учебную литературу С.А. Веретенниковой.
С целью определения вектора методической и педагогической мысли в дошкольных учреждениях использовался передовой педагогический опыт дошкольного образования А.Ф. Мазуриной, А.М. Низовой, З.Д. Сизенко и др.
Современное состояние дошкольного экологического образования характеризуется разночтением в трактовке термина, отражающего суть взаимодействия человека и природы. Так, данное понятие в отечественной дошкольной педагогике трактуется как непосредственно «экологическое образование», тогда как в зарубежной науке используется термин «образование в области окружающей среды».
Следует отметить, что понимание отечественной наукой сути экологического образования является более полными всеобъемлющим в силу того, что охватывает не только аспекты взаимодействия человека и природы, но и изучение природных особенностей с целью дальнейшего сохранения и охраны.
Таким образом, отечественная педагогика подходит к экологическому образованию дошкольников как к стратегической задаче - не только формирования комплекса знаний о природе, но и привития навыков экологической культуры.
Несмотря на то, что концепция дошкольного образования всегда основывалась на принципах гуманизма, учета психолого-возрастных особенностей дошкольного возраста, в науке до сих пор является актуальным вопрос о поиске наиболее эффективных приемов, методов, условий в процессе дошкольного экологического образования. Вследствие чего дипломное исследование будет нацелено на проблему формирования у дошкольников бережного отношения к окружающей среде.
Проблема: комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию бережного отношения дошкольников в природе в процессе экологического образования?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирование бережного отношения к природе у дошкольников и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования бережного отношения дошкольников к природе.
Гипотеза: формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников будет эффективным если:
- систематическое использование разнообразных игр;
- проведение циклических наблюдений за объектами природы;
- регулярное использование природоведческих экскурсий.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать теоретическую и методологическую литературу по формированию бережного отношения природы у детей дошкольного возраста.
2. Определить понятия: «экологическое образование» и «бережное отношение к природе».
3. Выявить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий по формированию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность выявленных педагогических условий.
Методы исследования:
- теоретические методы: синтез, анализ научной литературы, обобщение, формулирование гипотезы;
- эмпирические методы: педагогический эксперимент, состоящий из отбора диагностического инструментария (методики), проведения диагностики, анализа полученных результатов; а также формирующий эксперимент, повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов, выводы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 76 источника и приложения № 1, № 2.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Состояние сферы экологии, рассматриваемое не только в России, но и в мировом масштабе, выявляет тенденцию все учащающихся экономических проблем, а специфика их проявления, индивидуальная для каждого региона, требует иного восприятия, иного мышления для их преодоления.
Полученные результаты от опытно-поисковой работы в дипломном исследовании подтверждают предложенную гипотезу о том, что систематическое использование игр, проведение циклических наблюдений за объектами природы и регулярное использование природоведческих экскурсий позволяет создать эффективные условия для формирования бережного отношения к природе в процессе экологического образования.
Также можно добавить, что акцентирование внимания на редкие и нуждающиеся в защите растения путем реализации мероприятий природоохранного характера посредством использования природного потенциала формирования положительного психолого -эмоционального фона позволит привлечь внимание подрастающего поколения к экологическим проблемам, источником которых является сам человек (т.е. антропогенного характера).
Обобщая итоги опытно-поисковой работы можно сделать выводы о том, что наук экология на фоне остальных наук является сравнительно молодой. Ее становление и развитие стало возможно благодаря сознательному отношению человека к последствиям своей жизнедеятельности и к осознанию необходимости решения экологических проблем природного и антропогенного характера.
Сфера экологической науки относительно молодая по сравнению с иными научными дисциплинами. Это объясняется тем, что толчком к образованию этой науки послужила потребность человека к сохранению окружающей среды для себя и своего потомства в силу участившихся экологических проблем и катастроф. Несмотря на свой относительно молодой возраст, экология охватывает не только пути сохранения природы, но и особенности взаимодействия человека в окружающей среде, а также особенности изучения взаимосвязи природных явлений и среды существования.
Специфика методической основы экологического дошкольного заключается в реализации единства развития, обучения и воспитания. В качестве определяющего критерия развитости берут нравственную заботу о подрастающем поколении. Именно методически грамотно организованная образовательная и воспитательная деятельность позволяет педагогу воспитать экологически грамотных и экологически культурных будущих членов общества.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что экология является относительно молодой научной дисциплиной, формирование которой произошло под воздействием необходимости сохранения человеком природы. Сфера охвата экологией охватывает большой спектр видов жизнедеятельности человека, специфику его взаимодействия с окружающей средой.



1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] : учебно-методическое пособие / В. И. Андреев. - Казань: Издательство КГУ, 1988. - 238 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] : учебное пособие / Б. Г. Ананьев Б. Г. В 2 т. М., 1980. Т. 1. 232 с.; Т. 2. 288 с.
3. Ашиков, В. И. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Ашиков В. И, С. Г. Ашикова. - М.: Просвещение, 1997. - 130 с.
4. Ашиков, В. И. Природа, Творчество и Красота [Текст] / В. И. Ашиков, // Дошкольное воспитание. - 2005. № 7. - С. 2-5; № 11. - С. 51-54.
5. Базарнов, В. Ф. Экскурсия как форма экологического образования [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / В. Ф Базарнов. - М.: Томск, 1997. - 400 с.
6. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей [Текст] / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - С. 80¬82.
7. Белоусов, Л. С. Редкие растения мира [Текст] / Л. С. Белоусов, Л. В. Денисова. - М.: Лесная промышленность, 1983. - 344 с.
8. Божович, Л. И. Познавательный интерес [Текст] : пособие для воспитателей / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1994. - 308 с.
9. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе [Текст] / М. Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание. - 2000.- № 7. - С. 12-20.
10. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-8 лет [Текст] : практическое пособие для учителей начальных классов / Т. М. Бондаренко - Воронеж: Учитель, 2002. - 184 с.
11. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой [Текст] / А. П. Букин. - М.: Просвещение, 2004. - 114 с.
12. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] /Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
13. Бровкина, К. С. Ознакомление с окружающим миром [Текст] : конспект лекций / К. С. Бровкина, Н. В. Коренева // Природоведение. - М.: 2001. - 272 с.
14. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] : пособия для руководителей и практических работников ДОУ / С. А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 1980. - 42 с.
15. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] : методика для ДОУ / Н. Ф. Виноградова 2¬ое изд. - М.: 1982. - 342 с.
16. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! [Текст] : учеб. пособие / О. А. Воронкевич. - СПб. : 2003. - 336 с.
17. Водовозова, Е. Н. Воспитание ума [Текст] : лекция по дошкольной педагогики / Е. Н. Водовозова. Хрестоматия. М.: 1987. - С. 264-272.
18. Виноградова, Н. Ф, Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. Ф. Виноградова 2-ое изд. - М.: 1982. - 279 с.
19. Виноградовой, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] : книга для воспитателя дет.сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 96с.
20. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский Собр. соч.: В 6 т. М.: 1982. Т. 2. 504 с.; Т. 3. 368 с.
21. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана [Текст] : метод. пособие / И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.
22. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2008.-240 с.
23. Жестова, Н. С. Проведение экскурсии в лес [Текст] /Н. С. Жестова //Начальная школа. - 1991, №7, С.30-34.
24. Жукова, О. С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника [Текст] / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. - СПб.: Нева, 2005. - 352 с.
25. Запартович, Б. Б. С любовью к природе [Текст] / Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворученко, Л. М. Соловьева. - М.: Педагогика, 1993. - 232 с.
26. Захлебный, А. Н. На экологической тропе [Текст] : учебно¬методическое пособие / А. Н. Захлебный. - М.: Знание, 1986. - 356 с.
27. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] : книга для воспитателей ДОУ/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С. 45-49.
28. Зенина, Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] : метод. пособие / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - С. 31-34.
29. Зенина, Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными [Текст] / Т. Н. Зенина. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 64 с.
30. Зверев, И. Д. Экологическое образование: концепция [Текст] / И. Д. Зверев. - М.: б.и., 1994, - 154 с.
31. Зверев, И. Д. Концепция общего среднего экологического образования [Текст] / Н. Т. Суравегина, И. Д. Зверев. - М.: ИОШРАО, 1994. - 17 с.
32. Загвязинского, В. И. Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 344 с.
33. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / Я. З. Неверович. - М.: 1986. - 176 с.
34. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
35. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 10-12.
36. Каменева, Л. А, Мир природы и ребенок [Текст] / Н. Н.
Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М.
Маневцовой, П. Г. Саморуковой // методика экологического воспитаниядошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
37. Клепина, З. А. Природоведение [Текст] / З. А. Клепина, Л. Ф. Мельчаков. - М.: Просвещение, 2006. - 438 с.
38. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] : сценарий занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
39. Корнилова, В. М. Экологическое окно в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей В. М. Корнилова. - М.:ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
40. Королева, А. Земля - наш дом [Текст] / А. Королева// Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10. - С. 34-36.
41. Куликова, Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста [Текст] : конспект лекций / Т. А. Куликова. - М., Просвещение, 1985. - 23 с.
42. Куликова, Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возрасти [Текст] : пособие для воспитателей / Т. А. Куликова. - М.: Просвещение, 2005. с - 55.
43. Крегер, Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... к.п.н. Барнаул, 2000.- 45 с.
44. Кондратьева, Н. Н. Мы [Текст] : Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева. СПб. : Детство-пресс, 2003. - 240 с.
45. Кокуева, Л. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. В. Кокуева. - М.: Просвещение, 2005. - 213 с.
46. Лазарева, О. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учебное пособие. / Н.А. Волкова, В.М. Ворошилова. - Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2994. -279 с.
47. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев В 2 т. - М., 1983. Т. I. 392 с.
48. Лучич, М. В. Детям о природе [Текст] / Л. В. Лучич. - М.: 1989. - 298 с.
49. Маневцовой, Л. М. Листок на ладони [Текст] / Л. М. Маневцева. - СПб.: Детство-Пресс, 2005г - 112 с.
50. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок [Текст] / П. Г. Саморукова. - СПб. : Изд-во АКЦИДЕНТ», 1998. - 315 с.
51. Маркова, Т. А. Как научить детей любить природу [Текст] / Т. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 7, - С. - 21.
52. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов средних педагогических заведений 2 -е издание, исправленное. - М.: издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.
53. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] :
пособие для воспитателя детского сада / М. М. Марковская. - М.:
Просвещение, 2004. - 160 с.
54. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] : книга для учителя / Л. В. Моисеева. - Урал. гос. пед. ун-т, Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. - 166 с.
55. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. -147 с.
56. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 101 с.
57. Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание № 5, 2004.
58. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - С. 52-64.
59. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.
60. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. // Рос. академия наук, Ин-т рус. языка имени В.В. Виноградова, 4-е изд., дополненное. - М.: НТИ Технологии, 2001. - 994 с.
61. Природопользование [Текст] : Словарь - справочник. - М.:1990. - 592 с.
62. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] : - М.: Минск. Современное слово, 2005. - 720 с.
63. Петрогова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст] : метод. пособие для воспитателей / Р. А. Петрогова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 66 с.
64. Руссо, Ж-Ж. Педагогические сочинения [Текст] : метод. пособие. в 2-х т. / Ж. Ж. Руссо. - М.: Педагогика, 1981. - Т.1.
65. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 455 с.
66. Рыжова, Н. Наш дом - природа. [Текст] : программа экологического воспитания дошкольников / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С. 26-34.
67. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] : дошкольное воспитание / О. Соломенникова - 2004. - № 2 - С. 21 - 27.
68. Ушинский, К. Д. Полное собрание сочинений [Текст] : конспект / К. Д. Ушинский. - М.: Изд. центр «Академия». 1999. - 189 с.
69. Ушинский, К. Д. Как воспитать настоящего человека [Текст] : этика коммунистического воспитания / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогическое наследие. 1989. - 223с.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Электронный ресурс], URL:
http ://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ № 1155 от
17.10.2013 г..pdf (дата обращения 13.10.2017).
71. Хафизова, Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения на природе [Текст] / Л.М. Хафизова // Начальная школа. - 2000. - №4 - С. 56 - 59.
72. Шишкина, В. А. Прогулки в природу [Текст] / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. - М.: 2003. - 56 с.
73. Экологический манифест Глаза Земли [Текст] : 1999. - 267 с.
74. Экологический энциклопедический словарь [Текст] : - М.:
Ноосфера, 2000. - 556 с.
75. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении [Текст] : - М.: Просвещение, 1998. - 189 с.
76. Якобсон, С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания [Текст] : сборник научных трудов / С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайлов. - Москва: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1976. - 188с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ