Глава 1. Теоретические основы управления инновационными процессами в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Инновационный процесс и его основные характеристики 7
1.2. Дошкольная образовательная организация: понятие, задачи,
направления деятельности, нормативно-правовая база 19
1.3. Формы, методы, направления в управлении инновационным
процессом «Робототехника» в дошкольной образовательной организации 30
Глава 2. Опытно-поисковая работа по управлению инновационным процессом «Робототехника» на примере МБДОУ «Детский сад им. Кирова» п. Октябрьский, Пермского края 38
2.1. Анализ деятельности детского сада по управлению
инновационным процессом «Робототехника» 38
2.2. Программно-методическое обеспечение по управлению
инновационным процессом «Робототехника» в дошкольной
образовательной организации 50
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 68
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. На сегодня перед обществом и государством стоит цель: повысить качество образования. Причем сделать это необходимо на всех уровнях, начиная от дошкольного и заканчивая высшим образованием.
Реализуя задумку по модернизации образовательных процессов в действие, был введен Федеральный государственный образовательный стандарт. Для дошкольных образовательных организаций Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, это руководство для введения инновационных процессов в программно - методическое обеспечение образования нового поколения, а также управления ими, возможностей детей при переходе на этап школьного образования
Также стоит отметить тот факт, что процесс введения в педагогическую практику инновационной деятельности, нацеленной на планирование и проектирование стратегий управления дошкольных образовательных организаций. Также имеет смысл ведение инновационной методической работы с педагогическим персоналом.
Немаловажно, что проблемы управления инновационной деятельностью в дошкольных образовательных организациях не подлежат сомнению. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования. Они всецело относятся к изменениям в работе образовательной организации, которые носят основной характер. Данные преобразования целиком и полностью нацелены на, изменения в образе действия педагогов и стиле их мышления.
На современном этапе в образовательной среде выделяют огромное число инноваций. Они имеют разный характер, направленность и значимость. Кроме того, Правительство Российской Федерации проводит как большие, так и малые государственные реформы. Происходит постоянное и систематическое внедрение новшеств в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. Управление инновационными процессами в дошкольных образовательных организациях, как и в образовании в целом на современном этапе развития имеет ряд трудностей. К ним смело можно отнести: многофункциональное утяжеление трудовых функций педагогов, значительное расширение должностных инструкций руководителя и педагогов, нестабильное методическое обеспечение ресурсными материалами инновационной направленности и слабое материально-техническое и финансовое обеспечение.
Инновационные процессы в корне меняют классическую управленческую модель. Главным на современном этапе принято считать именно воспитателя, с его профессиональными запросами, воспитанников и их потребности. Основным мотивом инновационных процессов становится творческий потенциал педагога, его профессиональный рост и потенциал, а не административные приказы и бюрократическая волокита.
Успешное управление инновационными процессами зависит от педагогического состава образовательной организации. От осознания руководителем и его подчиненными в сфере образования всего спектра инновационных идей. От того, как в условиях режима Федерального государственного образовательного стандарта идёт активный процесс. Стоит учесть, что данные процессы не могут протекать самостоятельно или же автономно. Необходима их постоянная проработка, усовершенствование, то есть стабильное, непрерывное и прагматическое управление ими.
Противоречие: между необходимостью в управлении инновационными процессами в дошкольной образовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций для специалистов дошкольной образовательной организации по данному вопросу.
Проблема исследования: что входит в содержание управления инновационными процессами в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации».
Ограничение: мы в своей работе будем рассматривать управление инновационным процессом «Робототехника» в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс управления инновационными процессами в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание управления инновационным процессом «Робототехника» в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программно-методическое обеспечение по управлению инновационным процессом «Робототехника».
Гипотеза исследования: вероятно, управление инновационным
процессом «Робототехника» в дошкольной образовательной организации будет успешным, если будут:
• определены формы (административно-хозяйственная, программно-целевая, инициативная), методы (традиционной, параллельный, интегральный), по управлению инновационным процессом «Робототехника»;
• представлено программно-методическое обеспечение по управлению инновационным процессом «Робототехника».
Задачи исследования:
1) ознакомиться с понятием «инновационный процесс», определить его основные характеристики;
2) проанализировать понятие «дошкольная образовательная организация», определить задачи, направления деятельности, нормативно-правовую базу;
3) изучить формы, методы, в управлении инновационным процессом «Робототехника» в дошкольной образовательной организации;
4) провести анализ деятельности детского сада по управлению инновационным процессом «Робототехника» в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
• Теоретические - анализ, классификация, систематизация.
• Эмпирические - наблюдение, опрос, анкетирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Детский сад им. Кирова» п. Октябрьский, Пермского края.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Нововведение, как процесс, не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на одной из этих стадий. В свою очередь жизненный цикл новшества может быть принят в структуре этапов и форм. Но может прекратиться на стадии потребления, если не сомкнется с нововведением.
Инновационный процесс - это методически выстроенная цепь определенных событий, в результате которых инновация проходит путь от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется на практике и общественной деятельности.
Дошкольная образовательная организация представляет собой образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяется порядок закрепления за дошкольной организацией объектов, источники финансирования, а также порядок комплектования групп дошкольной образовательной организации различной направленности.
Важным в системе управления дошкольной образовательной организации является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Как можно заметить, управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.
Робототехника - это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства.
Образовательная робототехника, как новая область в образовании, является на сегодняшний день лучшим способом обучения актуальным практическим навыкам учащихся, позволяет на практике применить знания, полученные на занятиях естественно-математического и технологического циклов, органично вписывается в требования новых ФГОС и активно продвигается в системе образования России.
Для внедрения робототехники в образовательное пространство дошкольной образовательной организации необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, имеющийся в образовательной организации. Для этого необходимо опираться на существующие формы и методы направления в управлении инновационными процессами по направлению «Робототехника».
Проанализировав деятельность дошкольного образовательного учреждения по управлению инновационным процессом по направлению «Робототехника» можно сказать, что существующие подходы к организации методической работы не в полной мере сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть, система методической работы на сегодняшний день является несоответствующей тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги дошкольной образовательной организации.
В практику деятельности детского сада введены и реализуются следующие инновационные технологии: информационно-коммуникативные технологии - ИКТ; технология детского экспериментирования; познавательно- исследовательская деятельность; метод проектов; зровьесберегающие технологии.
В детском саду реализуется инновационный процесс «Робототехника», который имеет определенную и конкретную цель: управление внедрением инновационных процессов в инфраструктуру дошкольной образовательной организации, функционирование в дошкольной образовательной организации муниципального базового Центра развития начального технического творчества воспитанников в условиях инновационного перехода на ФГОС дошкольного образования.
Формы управления инновационным процессом по направлению «Робототехника» в МБДОУ «Детский сад им. Кирова»: административно-хозяйственная, и программно-целевая.
Методы управления инновационным процессом: познавательный, метод проектов, систематизирующий, контрольный, также предусмотрена групповая работа.
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).
Итоговый контроль по управлению данным процессом в виде состязаний роботов, проектных заданий, творческого конструирования, защиты презентаций.
Нами разработано программно-методическое обеспечение по управлению инновационным процессом «Робототехники» для данного детского сада, которое направлено на развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.
Программно-методическое обеспечение предусматривает методическую литературу по занятия с детьми 5-7 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься робототехникой.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: науч.- метод. пособие для магистрантов вузов. СПб.: Книжный дом, 2008. 300 с.
2. Баскаев Р. Инновационный подход к управлению муниципальной системой образования // Учитель. 2005. №1. С.51-54.
3. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом:
Руководителям детских садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования. М.: ACT. 1997. 393 с.
4. Беркалиев Т.Н. Инновации и качество школьного образования: науч. метод. пособие для пед. инновационных шк. СПб.: Каро, 2007. 144 с.
5. Вайсеро З.В. Инновации в образовании: инновационные педагогические технологии в образовании // Журнал. Открытый урок. 2007. С.102-107.
6. Вержбицкая, В.В. Образовательные потребности крупнейших стран СНГ // Стандарты и мониторинг. 2005. С.10-15.
7. Виноградова, Е.Б. Аксиоматический аппарат и законы теории модернизации образования // Инновации в образовании. 2007. С. 16-24.
8. Государственный образовательный стандарт общего образования: проект / под ред. Н.Д. Никандрова, А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. http://www.consultant.ru/document/cons doc 1423 (дата обращения 12.07.17)
9. Громовая Н.Н. Некоторые подходы к созданию программы // Образование в современной школе. 2007. С. 9-12.
10. Дашибалбаров Б.Ж.Д. Инновационные процессы в национальном образовании: метод. рекомендации для студентов к курсу "Управление дошкольным образованием". Магнитогорск: МаГУ. 2001. 21 с.
11. Журнал «Самоделки». М.: Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO; Издательство ООО «Лего».
12. Ильин Г.Л. Философия образования. М.: Вузовская книга, 2007. № 1. С. 16¬24.
13. Инновации в образовании. Выступление Участников VII-Й Всероссийской
дистанционной августовской научно-Практической конференции //
Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 10 сентября.
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26. htm (дата обращения 11.05.2017)
14. Казакова В.Н. Управление инновационными процессами в дошкольных образовательных учреждениях: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. С. 16-24.
15. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь. 2003. 144 с.
...