Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление процессом подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности

Работа №99675

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации
инновационной деятельности субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 19
1.2. Структура, содержание и этапы подготовки педагогов дошкольной
образовательной организации к инновационной
деятельности 32
1.3. Теоретическая модель эффективного управления подготовкой педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности 41
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 50
2.1. Мониторинг готовности педагогов дошкольной образовательной
организации к инновационной деятельности 50
2.2. Внедрение в систему функционирования дошкольной образовательной
организации модели подготовки педагогов к инновационной деятельности 64
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по подготовке педагогов
дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности 72
Выводы по второй главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 121


Актуальность исследования. Модернизация системы образования является важным фактором эффективного решения вопросов развития управления инновациями в России. Управление развитием кадрового потенциала связана с процессом совершенствования системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровне и находит отражение в ряде документов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО): закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 04.02. 2010 г. N Пр-271) и другие.
В статье 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», сказано: «Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования [110].
Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного,
правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику».
В статье 47, пункта 3 Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации, говориться следующее: «Педагогические работники имеют право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций» [110].
В документе, определяющем стратегическую политику в сфере образования, - национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам [70].
Таким образом, социально-педагогический аспект актуальности исследования обусловлен потребностью государства в инновационном развитии дошкольных организаций с целью достижения высокого качества образования и конкурентно-способного общества в мире.
Научно-теоретический аспект актуальности исследования связан с необходимостью научно-теоретического обоснования современного подхода к управлению подготовкой инновациями в дошкольных организациях.
Научно-методический аспект актуальности исследования обусловлен необходимостью разработки модели управления подготовкой инновациями в дошкольных организациях, направленного на эффективную деятельность коллективов дошкольных организаций.
Управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности - это взаимосвязанный, систематический и организованный процесс, направленный на улучшение качества работы ДОО. Этот процесс включает в себя такие механизмы, как: стабильность работы, надёжность, индивидуальный стиль деятельности, саморазвитие. У всех педагогов нужно выработать привычку саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля, поскольку это основные факторы профессионалов.
От уровня подготовленности педагогов ДОО к инновационной деятельности во многом зависит не только функционирование ДОО и качественная реализация образовательной программы дошкольного образования, но и успех страны и в экономической, и в политической, и в культурной областях. Именно поэтому в сфере образования нужны такие руководители и педагоги, которые легко смогут увидеть, найти, придумать что-то новое, проанализировать и воплотить в процесс образования инновационную деятельность, расширить границы образовательного пространства, отвечающее современным требованиям общества, личности и развития современных технологий.
Степень разработанности проблемы.
Развитие управленческого процесса подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.
Данная проблема разрабатывалась многими учеными.
Основоположником системы научного менеджмента по праву считается известный английский ученый Фредерик У. Тэйлор. Свои принципы научного управления он впервые опубликовал в 1911 году [126].
В трудах С.М Годника, Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, Е.А. Кондратенкова, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.М. Фридмана отражены общие и специальные особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности [21,97]. В работах К. Ангеловски, Н.В. Горбуновой, М.В. Кларина, С.Д. Полякова, М.М. Поташника, О.Г. Хамерики, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой представлены проблемы теоретико¬методического характера, относящиеся к инновационной и творческой педагогической деятельности (критерии оценки нового, традиции и инновации) [5,81,120,122].
Вопросы развития инновационных процессов в деятельности дошкольных образовательных учреждений рассматриваются в трудах И.Г. Андреевой, К.Ю. Белой, Е.А. Лобановой, С.Г. Молчанова, Л.В. Поздняк, Н.В. Фединой и др. [13]. Условия развития инноваций в содержании, технологии образовательного процесса детского сада явились предметом изучения в работах С.Ф. Багаутдиновой, Г.В. Яковлевой и др., подготовка в высших и средних профессиональных учреждениях педагогов и управленцев к инновационной деятельности изучались М.С. Третюхиной, О.Ф. Хорасан. Профессиональная компетентность руководителя ДОО исследовалась учеными Г.П. Новиковой, Л.Ю. Шемятихиной. Между тем материалы, раскрывающие возможности использования инноваций в деятельности заведующего детским садом, представлены лишь в отдельных работах (Е.В. Давыткина, Л.М. Денякина, Г.П. Новикова, С.В. Савинова и др.). В то же время особенности использования инноваций в управлении дошкольным учреждением недостаточно отражены в теории управления. Несмотря на острую потребность практики в совершенствовании управления детским садом, вне поля зрения исследователей остался процесс внедрения нововведений [18].
В контексте профессиональной деятельности получили исследования проблемы деятельности педагога: специфика педагогических задач,
составляющих содержание деятельности педагога (А.Ф. Балакирев, А.Д. Бунин, Л.Ф. Спирин, O.K. Тихомиров, М.Л. Фрумкин); соотношение традиционного и инновационного в деятельности педагога (Б.Ц. Бадмаев, С.Л. Братченко, М.С. Бургин, В.Я. Ляудис), содержание и сущность понятий «новшество», «новация», «инновация» (К. Ангеловски, М.В. Грачева, П. Лелон), взаимосвязь педагогического стиля деятельности с характеристиками процесса и результата деятельности (А.В. Глазков, О.А. Лапина, Л.М. Митина, А.К. Маркова, О.Н. Чепкова) [26,27].
Проблема управления инновационными процессами в образовательных учреждениях разных типов представлена в научной литературе (К.Ю. Белая, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, С.Д. Поляков, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.Р. Юсуфбекова и др.). Результаты теоретического анализа свидетельствуют, что разработаны теоретико¬методологические основы управления инновационной деятельностью. Отмечая высокую значимость проведенных исследований, следует признать, что в педагогической теории недостаточно изучены те аспекты управления инновационной деятельностью, которые определяют обоснованный выбор образовательным учреждением стратегии введения в образовательную практику комплексных (модульных) нововведений, обеспечивающих развитие организации наряду с системными нововведениями (B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, A.B. Хуторской и др.) [52,67,115].
Такие работы как: «Стилевые особенности подготовки педагога к инновационной деятельности» О.Л. Маркова [65], «Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной
деятельности» С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк, «Психологические факторы влияния установки педагогов на инновационную деятельность» Э.Ф. Зеер, Е.Т. Конюхова посвящены подготовке педагогов к инновационной деятельности [107].
Вместе с тем исследования в области инновационной педагогики показывают, что в настоящее время существует ряд проблем, касающихся внедрения инновационных процессов в ДОО. Прежде всего, нужно акцентировать внимание, что педагогический коллектив традиционных дошкольных образовательных учреждений находится на достаточно низком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная готовность к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные. Исходя из вышесказанного, налицо противоречие между существующим заказом на творческую (инновационную) деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и имеющимися трудностями в практическом выполнении этого, с другой стороны.
Таким образом, изучение процесса подготовки к инновационной деятельности является одной из исследуемых педагогических проблем.
Но в тоже время, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного общества и потребностям личности, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее исследования.
Сопоставительный анализ теории в аспекте управления процессом подготовки педагогов ДОУ к инновационной деятельности с практическим состоянием решения этой проблемы в ДОУ, позволил выделить ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что общество заинтересовано в таком образовательном процессе, который бы вели компетентные, креативные, инициативные педагоги, способные к реализации педагогических инноваций, но с другой стороны как показывает практика, большинство образовательных организаций и особенно дошкольные учреждения не могут укомплектовать коллектив педагогов достаточным количеством личностей, способных к инновационной деятельности, и не могут организовать необходимую для этого подготовку педагогов.
Противоречие на научно-теоретическом уровне характеризуется тем, что с одной стороны в ДОО необходимо организовывать процесс подготовки коллектива к инновационной деятельности, но с другой стороны в педагогической теории недостаточно исследованы теоретические аспекты управления процессом подготовки педагогов ДОО к инновационной деятельности.
На научно-методическом уровне противоречие проявляется в том, что в ДОО необходимо реализовать управление подготовкой педагогов к инновационной деятельности, но с другой стороны не получили необходимого научно-методического обоснования механизмы и алгоритмы его реализации.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какими должны быть структура и содержание управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности чтобы обеспечить ее результативность развития образовательной среды ДОО, повышения качества образовательного процесса и его обновления?
Актуальность, выделенные противоречия, сформулированная проблема исследования и результаты предварительной опытно-поисковой работы обусловили выбор темы исследования: «Управление процессом подготовки педагогов ДОО к инновационной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать структуру, содержание и механизмы управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности, разработать модель управления и проверить в опытно-поисковой работе для определения результативности.
Объект исследования - процесс организации инновационной деятельности в ДОУ.
Предмет исследования - управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности, как компонент организации инновационной деятельности в ДОО.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности необходимо организовать как компонент целостной системы управления инновационными процессами ДОО, что предполагает:
- разработку и реализацию теоретической модели управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности, включающей в себя целевой, методологический, содержательный и рефлексивный компоненты, а также: задачи, принципы и условия;
- постановку целей и выбор содержания подготовки педагогов к инновационной деятельности на основе анализа требований общества и потребностей субъектов образовательного процесса к развитию его содержания, методов и форм;
- соответствие структуры, содержания и механизмов управления подготовкой педагогов к инновационной деятельности структуре и механизмам взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в ДОО;
- организацию проектной деятельности педагогов на основе критического анализа программы инновационного развития ДОО, а также их профессионального самосовершенствования по выбранным индивидуальным маршрутам.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Провести анализ научно-педагогической литературы, посвященной проблеме процесса организации инновационной деятельности в ДОО.
2. Выявить особенности управления процессом подготовки педагогов ДОО к инновационной деятельности.
3. Разработать модель управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности.
4. Теоретически обосновать и адаптировать мониторинг готовности педагогов ДОУ к инновационной деятельности.
5. Проверить в ходе опытно-поисковой работы результативность предложенной модели и определить ее влияние на готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции, теории и подходы к управлению: системный (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.С. Лазарев и др.), функциональный (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.), компетентностный (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина и др.); теории управления социальными, педагогическими
системами (К.Ю. Белая, Г.Л. Ильин, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, А.А. Орлов, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, А.Н. Троян и др.); положения психологии управления (Т.С. Кабаченко, Л.Д. Столяренко и др.) и инновационного менеджмента (К. Ангеловски, Н.В. Горбунова,
А.В. Лоренсов, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и
методической литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта; эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов деятельности педагогов, в том числе с использованием статистических методов исследования, формирующий эксперимент. Результаты опытно-поисковой работы обрабатывались с использованием непараметрических методов математической статистики.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 449. Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 9 педагогов.
Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в четыре этапа, с декабря 2014 г. по май 2017 г.
Первый этап (декабрь 2014 - декабрь 2015). На этом этапе изучались особенности процесса готовности педагогов к инновационной деятельности (методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование), теоретические основы управления, проводился анализ психолого-педагогической литературы, методов и приемов подготовки педагогов к инновационной деятельности, определялись теоретические подходы и методология исследования проблемы, уточнялся научный аппарат исследования.
Второй этап (январь 2016 - август 2016). На данном этапе велась разработка теоретической модели управления процессом подготовки педагогов ДОУ к инновационной деятельности, обосновывалась возможность ее использования на практике.
Третий этап (сентябрь 2016 - декабрь 2016). На этом этапе разрабатывалось научно-методическое обеспечение управления процессом подготовки педагогов ДОО к инновационной деятельности; осуществлялась проверка эффективности разработанной модели подготовки педагогов к инновационной деятельности, методических средств и форм организации (методы: метод экспертных оценок, педагогическое наблюдение и др.), апробация промежуточных результатов исследования.
Четвертый этап (январь 2017 - май 2017). На данном этапе проводился формирующий эксперимент по проверке эффективности разработанной модели управления процессом подготовки педагогов ДОО к инновационной деятельности (методы: наблюдение, анализ и др.):
осуществлялась обработка, анализ, апробация и интерпретация результатов исследования; оформлялись материалы диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Обоснована необходимость включения управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности в качестве неотъемлемого компонента целостной системы управления инновационными процессами ДОО.
2. Разработана и прошла проверку в ходе опытно-поисковой работы модель управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности.
3. Определены условия успешной практической реализации теоретической модели управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
• Обобщены сведения по проблеме организация инновационной
деятельности и управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности.
• Сформулированы авторские понятия «организация
инновационной деятельности в ДОО» и «управление подготовкой педагогов ДОУ к инновационной деятельности»;
• Подготовлены, адаптированы и апробированы диагностические методики для определения готовности педагога ДОО к инновационной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты служат теоретической и практической основой для организации психолого-педагогической и методической подготовки педагогов к инновационной педагогической деятельности в ДОО. При этом возможно использование модели подготовки педагогов к инновационной деятельности в реальном времени для успешного функционирования ДОО.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Совершенствование дошкольного образования требует внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОО, для успешного осуществления которых необходимы объективные и субъективные условия. Объективными условиями являются: наличие нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности; содействие органов управления развитию инновационных процессов в дошкольном образовании. Субъективными условиями - профессиональная подготовленность заведующего в области инновационного менеджмента; использование модели инновационной управленческой деятельности; реализация комплекса новшеств одновременно в нескольких управленческих функциях.
2. Управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности является необходимым компонентом целостной системы управления инновационными процессами ДОО, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на объединение усилий трудового коллектива, упорядочивание и совершенствование взаимодействия всех компонентов деятельности руководителей, педагогического коллектива и сотрудников ДОО с целью разработки, и внедрения инноваций в целостный процесс функционирования и развития ДОО.
3. Эффективность управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности обеспечивается разработкой и реализацией научно обоснованной модели этого управления, включающей в себя целевой, методологический, содержательный и рефлексивный компоненты, а также условия, принципы и мониторинг, при этом содержательное наполнение этих компонентов определяется научно обоснованным пониманием управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности как совокупности действий руководителя ДОО по планированию, проектированию, созданию педагогических условий, мотивации, координации и контролю структуры, содержания и реализации подготовки педагогов ДОУ к инновационной деятельности.
4. Условиями успешной практической реализации теоретической модели управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности являются:
- соответствие структуры, содержания и механизмов управления подготовкой педагогов к инновационной деятельности структуре и механизмам взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в ДОО;
- организация образовательной и проектной деятельности педагогов в
процессе анализа программы инновационного развития ДОО, а также совместное определение перспектив их профессионального самосовершенствования с проектированием соответствующих индивидуальных маршрутов профессионального развития в прогнозируемых ситуациях;
- организация непрерывного мониторинга степени готовности
педагогов ДОО к инновационной деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обусловлены использованием современной методологии системных исследований с привлечением педагогических, методических источников; разнообразных методов теоретико-экспериментального исследования проблемы; апробацией и эффективностью результатов, полученных на практике дошкольного образовательного учреждения; личным участием автора в управлении инновационными процессами в качестве заведующего дошкольного учреждения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях и были представлены на научно-практических конференциях:
• Карпей, О. Н. Профессиональные стандарты - основа управления
развитием кадрового потенциала образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО [Электронный ресурс] // XX городские открытые Педагогические чтения. Екатеринбург. 2014.
ййр://екатеринбург.рф/жителям/образование/публикации/педчтения
• Карпей О. Н. Управление качеством инновационного образования в системе реализации дополнительной программы ДОУ. Потенциал дополнительного образования детей: инновации, качества, ресурсы [Текст] : Материалы I межрегиональной заочной научно-практической конференции. / сост. И. И. Тарасова, А. В. Аношко. - Екатеринбург : ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2015. С. 112-114.
• Карпей О. Н. Воспитание ДОУ и семье, как адаптация к
современному обществу [Электронный ресурс] // Современное образование: новые требования, новые возможности: XXI городские открытые Педагогические чтения. Екатеринбург: официальный портал
Екатеринбург.рф. ййрУ/екатеринбург.рф/жителям/образование/публикации/пе дчтения/2015год/с12/14598
• Карпей, О. Н. Инновации и управление [Текст] / О. Н. Карпей // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Материалы II Международного круглого стола, Екатеринбург, 23 апреля 2016 г./ УрГПУ, сост. Т. С. Дорохова. -Екатеринбург : ООО «Издательский дом «Ажур», 2016. - С. 243-248.
• Карпей, О. Н. Новые задачи руководителя образовательной организации [Текст] / О. Н. Карпей // Человек в мире культуры: электронный научный журнал. Екатеринбург : УрГПУ, 2016. - С. 9-11.
• Карпей, О. Н. Профессиональные стандарты как основа подготовки
педагогов дошкольного образования [Текст] / О. Н. Карпей // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования: Материалы VIII
Всероссийской научно-практической конференции 17-19 марта 2016 г.,
Екатеринбург : УрГПУ, 2016. - С.17-20.
• Карпей О.Н. Качество образования в МАДОУ - детском саду № 449
[Электронный ресурс] // Современное общеобразовательное пространство - условие достижения стратегических ориентиров национальной политики в сфере образования: XXII городские открытые Педагогические чтения. Екатеринбург: официальный портал Екатеринбург.рф. 2016.
ййр://екатеринбург.рф/жителям/образование/публикации/педчтения/2016год/ с11/13578
• Карпей, О. Н. Управление инновациями [Текст] / О. Н. Карпей // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время» (ISSN 2541-822x) рубрика «Дошкольное образование». В рамках VII Международного конкурса «Лучшая научная и методическая статья-2017», февраль-апрель 2017. - № 2. - С..127-129
• Участница III Международного круглого стола «Традиции и инновации в педагогическом образовании», Екатеринбург, УрГПУ, 08 апреля 2017 г.
Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс МАДОУ - детского сада № 449 города Екатеринбурга.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 122 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (127 источника) и 8 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В представленном диссертационном исследовании определены теоретические и практические основы управления процессом подготовки педагогов ДОУ к инновационной деятельности.
Обобщение результатов анализа психолого-педагогической литературы поисковая деятельность по созданию модели управления подготовкой педагогов ДОУ к инновационной деятельности натолкнули нас на формулировку понятия о том, что «организация инновационной деятельности в ДОУ» - это комплекс мероприятий, направленных на объединение усилий трудового коллектива, упорядочивание и совершенствование взаимодействия всех компонентов деятельности руководителя, педагогического коллектива и сотрудников ДОУ с целью разработки, и внедрения инноваций в целостный процесс функционирования и развития ДОУ.
Этот комплекс мероприятий включает в себя: формирование инновационной стратегии; выявление дополнительных ресурсов и резервов развития ДОО; разработку нормативной документации, определяющей правовые основы инновационной деятельности в ДОО; стимулирование творческой активности трудового коллектива; создание проектных творческих групп; подготовку руководителей, педагогов и сотрудников ДОО к инновационной деятельности и управление всеми перечисленными мероприятиями.
Так же в диссертационном исследовании было уточнено определение термина «управление подготовкой педагогов ДОУ к инновационной деятельности». Оно понимается как совокупность действий руководителя ДОУ по планированию, проектированию, созданию педагогических условий, мотивации, координации и контролю структуры, содержания и реализации подготовки педагогов ДОУ к инновационной деятельности.
В ходе диссертационного исследования была разработана и научно обоснована одна из моделей управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности, включающая в себя множество взаимосвязанных компонентов, таких как: компонент целеполагания и задач, методологический компонент, содержательный и рефлексивный компоненты, а также принципы, условия и мониторинг.
Созданная модель управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по внедрению инноваций, позволила выйти на следующие результаты:
• В дошкольном образовательном учреждении расширяется и пополняется соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для инновационной деятельности.
• Качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность.
• Обновлено содержание образования воспитанников, с использованием современных технологий - педагогами учреждения разработано и внедрено в образовательную практику более 9 проектов на разные темы, проводится экспериментальная работа.
• Педагоги активно транслируют опыт инновационной деятельности на районном, муниципальном уровнях, пишут статьи в журналах, участвуют в конкурсах.
• Положительная динамика вовлеченности семей воспитанников в
образовательную деятельность, в мероприятиях дошкольного учреждения. Большинство семей участвуют в конкурсах разного уровня, начиная от внутренних и заканчивая региональными. Родители участвуют в конкурсах, выставках, ремонтах, помогают проводить экскурсии, ходят в театры, цирк, помогают в организации утренников. После проведённого анкетирования родителей, мы получили результаты удовлетворенности родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг — 92 %. Выпускники нашего детского сада в большинстве случаев поступаю в гимназии и лицеи. Многие родители хвалят наших педагогов и своим знакомым советуют дошкольное обучение получить именно детском саду № 449.
Материалы диссертационной работы подтверждают выдвинутую гипотезу, которая заключалась в том, что управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности необходимо организовать как компонент целостной системы управления, который включает в себя комплекс мероприятий, направленных на объединение и совершенствование взаимодействия всех сотрудников ДОО с целью разработки, и внедрения инноваций в целостный процесс функционирования и развития ДОО.
В современном мире совершенствование дошкольного образования требует внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОО, для успешного осуществления которых необходимы объективные и субъективные условия. Объективными условиями являются: наличие нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности; содействие органов управления развитию инновационных процессов в дошкольном образовании. Субъективными условиями - профессиональная подготовленность заведующего в области инновационного менеджмента; использование модели инновационной управленческой деятельности.
Подготовить коллектив к инновационной деятельности — это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей. Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают руководителю правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.
Важно и то, какие условия создает руководитель для организации и проведения инновационной деятельности в педагогическом коллективе. Главные условия подготовки к эффективной инновационной деятельности:
1) проведение открытых дискуссий по проблеме формирования отношений к инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально;
2) организация тренингов на сплочение коллектива;
3) обеспечение мотивации, создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость;
4) организация семинаров с элементами тренингов, постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;
5) анкетирование, при котором снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, конструктивная проработка.
Значимость исследования определяется тем, что полученные результаты служат теоретической и практической основой для организации психолого-педагогической и методической подготовки педагогов к инновационной педагогической деятельности в ДОО.
Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.



1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М. : МПСИ, 2000. - 224 с.
2. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В. А. Аверин. - СПб. : Питер, 2003. - 516 с.
3. Аверина, М. Н. Структура общепрофессиональных умений педагога: рефлексивный компонент [Текст] / М. Н. Аверина, А. В. Воронин // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 113-119.
4. Акишина, А.В. Научно-методические подходы к формированию профессионального стандарта по профессии «Менеджер по инновациям» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. В. Акишина; Москва, 2015. - 168 с.
5. Ангеловски, К. Учителя и инновации: Книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. - М. : Просвещение, 1991. - 159 с.
6. Асмолов, А. Г. Психология личности: Учебник [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
7. Асеев, В. Г. Проблема мотивации и личность. Теоретические проблемы психологии личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Просвещение, 1974. - 193 с.
8. Багаутдинова, С. Ф. Экспертиза как метод контроля в управлении инновационной деятельностью в дошкольном учреждении [Текст] / С. Ф. Багаутдинова // Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с представительством стран СНГ / гл. ред. Н. В. Лучников. - Магнитогорск, 2010. - № 2. - С. 89-103.
9. Бакурадзе, А. Б. Мотивация труда педагога [Текст] / А. Б. Бакурадзе. - М. : Просвещение, 2005. - 156 с.
10. Баранчеев, В. П. Управление инновациями: учебник для бакалавров [Текст] / В. П. Баранчеев. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 711 с.
11. Бекетова, О. А. Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога [Текст] / О. А. Бекетова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань, 2014. — С.144-146.
12. Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам [Текст] : уч.-метод. пособие / К. Ю. Белая. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 53 с.
13. Белая, К. Ю. О нетрадиционных формах работы [Текст] / К. Ю. Белая // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12. - С.23-29.
14. Белкин, А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса Вып. 3. [Текст] / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, С. Н. Силина. - Шадринск : ШГПИ, 1998. - 47 с.
15. Блейк, Р. Научные методы управления [Текст] : Пер. с англ. / Р. Блейк, Д. Моутон. - М. : ЮНИТИ, 1997. - 219 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ