Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика понятия «бережное
отношение» к природе 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Уровень сформированности бережного отношения к природе у
дошкольников на начальном этапе исследования 38
2.2. Внедрение педагогических условий формирования бережного
отношения к природе у детей дошкольного возраста 52
2.3. Анализ сформированности бережного отношения к природе у
детей дошкольного возраста на заключительном этапе опытно- поисковой работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика понятия «бережное
отношение» к природе 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Уровень сформированности бережного отношения к природе у
дошкольников на начальном этапе исследования 38
2.2. Внедрение педагогических условий формирования бережного
отношения к природе у детей дошкольного возраста 52
2.3. Анализ сформированности бережного отношения к природе у
детей дошкольного возраста на заключительном этапе опытно- поисковой работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность проблемы исследования отношения человека к окружающей его природе обусловлена обострившимися в последе время экологическими проблемами. В научной среде в понятийную сферу экологии даже стали рассматривать такие категории, как экологизация человеческой деятельности, имея ввиду как физическую, так и духовную деятельность. Угроза экологической катастрофы приобрела масштаб мировой проблемы, от решения которой зависит условие существования всего живого на планете.
По словам знаменитого эколога Н.Ф. Реймерса, в вопросе обоснования научной базы для экологического образования необходимо отталкиваться от понимания экологии в качестве биологической науки о взаимодействии биологических существо между собой и окружающей средой, несмотря на то, что в науке существует, по крайней мере, не менее пяти определений экологии [59]. Непосредственно сам термин «экология» ввел в обиход немецкий исследователь Э. Геккель, которым он обозначил науку, изучающую взаимодействие организмов и среды.
Несмотря на множественность подходов к толкованию экологии, все определения сходятся именно в первоначальном видении Э. Геккелем экологии - как науки, объектом исследования которой являются взаимодействие всех живых существ на планете и природы (т.е. окружающей их среды).
В дошкольной педагогике такое направление, как экологическое образования появилось сравнительно недавно - в конце ХХ века. Реализацией экологического образования на практике является программная отрасль под названием «Ознакомление детей с природой».
Основной целью этого раздела является ознакомление дошкольников с доступными для непосредственного наблюдения природными явлениями, позволяющие наглядно показать отличительные признаки животных, растений, а также формировать навыки установления простейших причинно-следственных отношений, проявляющиеся в природе. В последнее время экологическое образование в дошкольных учреждениях акцентировалось на воспитании бережного отношения к окружающей природе.
В дошкольном экологическом образовании находят свое выражение основополагающие понятия экологии:
- жизнедеятельность организма в среде своего обитания;
- функционирование взаимодействующих между собой организмов в рамках одного пространства (т.е. экосистемы).
Конкретные примеры, характеризующие основополагающие понятия экологии, позволят дошкольнику сформировать основу взаимодействия с окружающей средой.
Таким образом, экологическое дошкольное образование базируется на доступных пониманию дошкольника аспектах взаимоотношений организма и окружающей его среды, целого сообщества организмов в рамках определенной среды и отдельно человека и природы в ее материальном и духовном проявлении. Материальная сторона природы и окружающей среды проявляется в производственной деятельности человека, а духовный потенциал природы выражается через творческий посыл человеку, реализующейся в творческой деятельности и предметах искусства.
Именно экологическое образование позволяет системно и последовательно учить подрастающее поколение жить в гармонии с окружающим миром, ценить жизнь во всех ее проявлениях, беречь и сохранять природные богатства и своеобразие для будущих поколений. Наибольшую проблему вызывает не вопрос о необходимости экологического образования, а о качестве его преподавания на доступном для дошкольника уровне, способную дать подрастающему поколению общие черты современной научной картины мира и места человека в ней.
Несмотря на актуализацию в последнее время экологического образования, этот аспект всегда волновал педагогов. Так, например, Я.А.Коменский оценивал воспитательный потенциал природы как средство развития интеллектуальной и чувственной сферы ребенка [60]. А К.Д.Ушинский отмечал ознакомление детей с природой как средство нравственного и интеллектуального развития [71].
Истоки концепции экологического образования были развиты в трудах Э.И. Залкинда, А.А. Быстрова, Е.И. Волкова, О. Иогансона и др. В своей деятельности педагоги дошкольного образования довольно-таки длительное время использовали методическую литературу М.М. Марковской, З.Д. Сизенко и М.В. Лучич и учебную литературу С.А. Веретенниковой.
С целью определения вектора методической и педагогической мысли в дошкольных учреждениях использовался передовой педагогический опыт дошкольного образования А.Ф. Мазуриной, А.М. Низовой, З.Д. Сизенко и др.
Современное состояние дошкольного экологического образования характеризуется разночтением в трактовке термина, отражающего суть взаимодействия человека и природы. Так, данное понятие в отечественной дошкольной педагогике трактуется как непосредственно «экологическое образование», тогда как в зарубежной науке используется термин «образование в области окружающей среды».
Следует отметить, что понимание отечественной наукой сути экологического образования является более полными всеобъемлющим в силу того, что охватывает не только аспекты взаимодействия человека и природы, но и изучение природных особенностей с целью дальнейшего сохранения и охраны.
Таким образом, отечественная педагогика подходит к экологическому образованию дошкольников как к стратегической задаче - не только формирования комплекса знаний о природе, но и привития навыков экологической культуры.
Несмотря на то, что концепция дошкольного образования всегда основывалась на принципах гуманизма, учета психолого-возрастных особенностей дошкольного возраста, в науке до сих пор является актуальным вопрос о поиске наиболее эффективных приемов, методов, условий в процессе дошкольного экологического образования. Вследствие чего дипломное исследование будет нацелено на проблему формирования у дошкольников бережного отношения к окружающей среде.
Проблема: комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию бережного отношения дошкольников в природе в процессе экологического образования?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирование бережного отношения к природе у дошкольников и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования бережного отношения дошкольников к природе.
Гипотеза: формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников будет эффективным если:
- систематическое использование разнообразных игр;
- проведение циклических наблюдений за объектами природы;
- регулярное использование природоведческих экскурсий.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать теоретическую и методологическую литературу по формированию бережного отношения природы у детей дошкольного возраста.
2. Определить понятия: «экологическое образование» и «бережное отношение к природе».
3. Выявить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий по формированию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность выявленных педагогических условий.
Методы исследования:
- теоретические методы: синтез, анализ научной литературы, обобщение, формулирование гипотезы;
- эмпирические методы: педагогический эксперимент, состоящий из отбора диагностического инструментария (методики), проведения диагностики, анализа полученных результатов; а также формирующий эксперимент, повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов, выводы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 76 источника и приложения № 1, № 2.
По словам знаменитого эколога Н.Ф. Реймерса, в вопросе обоснования научной базы для экологического образования необходимо отталкиваться от понимания экологии в качестве биологической науки о взаимодействии биологических существо между собой и окружающей средой, несмотря на то, что в науке существует, по крайней мере, не менее пяти определений экологии [59]. Непосредственно сам термин «экология» ввел в обиход немецкий исследователь Э. Геккель, которым он обозначил науку, изучающую взаимодействие организмов и среды.
Несмотря на множественность подходов к толкованию экологии, все определения сходятся именно в первоначальном видении Э. Геккелем экологии - как науки, объектом исследования которой являются взаимодействие всех живых существ на планете и природы (т.е. окружающей их среды).
В дошкольной педагогике такое направление, как экологическое образования появилось сравнительно недавно - в конце ХХ века. Реализацией экологического образования на практике является программная отрасль под названием «Ознакомление детей с природой».
Основной целью этого раздела является ознакомление дошкольников с доступными для непосредственного наблюдения природными явлениями, позволяющие наглядно показать отличительные признаки животных, растений, а также формировать навыки установления простейших причинно-следственных отношений, проявляющиеся в природе. В последнее время экологическое образование в дошкольных учреждениях акцентировалось на воспитании бережного отношения к окружающей природе.
В дошкольном экологическом образовании находят свое выражение основополагающие понятия экологии:
- жизнедеятельность организма в среде своего обитания;
- функционирование взаимодействующих между собой организмов в рамках одного пространства (т.е. экосистемы).
Конкретные примеры, характеризующие основополагающие понятия экологии, позволят дошкольнику сформировать основу взаимодействия с окружающей средой.
Таким образом, экологическое дошкольное образование базируется на доступных пониманию дошкольника аспектах взаимоотношений организма и окружающей его среды, целого сообщества организмов в рамках определенной среды и отдельно человека и природы в ее материальном и духовном проявлении. Материальная сторона природы и окружающей среды проявляется в производственной деятельности человека, а духовный потенциал природы выражается через творческий посыл человеку, реализующейся в творческой деятельности и предметах искусства.
Именно экологическое образование позволяет системно и последовательно учить подрастающее поколение жить в гармонии с окружающим миром, ценить жизнь во всех ее проявлениях, беречь и сохранять природные богатства и своеобразие для будущих поколений. Наибольшую проблему вызывает не вопрос о необходимости экологического образования, а о качестве его преподавания на доступном для дошкольника уровне, способную дать подрастающему поколению общие черты современной научной картины мира и места человека в ней.
Несмотря на актуализацию в последнее время экологического образования, этот аспект всегда волновал педагогов. Так, например, Я.А.Коменский оценивал воспитательный потенциал природы как средство развития интеллектуальной и чувственной сферы ребенка [60]. А К.Д.Ушинский отмечал ознакомление детей с природой как средство нравственного и интеллектуального развития [71].
Истоки концепции экологического образования были развиты в трудах Э.И. Залкинда, А.А. Быстрова, Е.И. Волкова, О. Иогансона и др. В своей деятельности педагоги дошкольного образования довольно-таки длительное время использовали методическую литературу М.М. Марковской, З.Д. Сизенко и М.В. Лучич и учебную литературу С.А. Веретенниковой.
С целью определения вектора методической и педагогической мысли в дошкольных учреждениях использовался передовой педагогический опыт дошкольного образования А.Ф. Мазуриной, А.М. Низовой, З.Д. Сизенко и др.
Современное состояние дошкольного экологического образования характеризуется разночтением в трактовке термина, отражающего суть взаимодействия человека и природы. Так, данное понятие в отечественной дошкольной педагогике трактуется как непосредственно «экологическое образование», тогда как в зарубежной науке используется термин «образование в области окружающей среды».
Следует отметить, что понимание отечественной наукой сути экологического образования является более полными всеобъемлющим в силу того, что охватывает не только аспекты взаимодействия человека и природы, но и изучение природных особенностей с целью дальнейшего сохранения и охраны.
Таким образом, отечественная педагогика подходит к экологическому образованию дошкольников как к стратегической задаче - не только формирования комплекса знаний о природе, но и привития навыков экологической культуры.
Несмотря на то, что концепция дошкольного образования всегда основывалась на принципах гуманизма, учета психолого-возрастных особенностей дошкольного возраста, в науке до сих пор является актуальным вопрос о поиске наиболее эффективных приемов, методов, условий в процессе дошкольного экологического образования. Вследствие чего дипломное исследование будет нацелено на проблему формирования у дошкольников бережного отношения к окружающей среде.
Проблема: комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию бережного отношения дошкольников в природе в процессе экологического образования?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирование бережного отношения к природе у дошкольников и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования бережного отношения дошкольников к природе.
Гипотеза: формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников будет эффективным если:
- систематическое использование разнообразных игр;
- проведение циклических наблюдений за объектами природы;
- регулярное использование природоведческих экскурсий.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать теоретическую и методологическую литературу по формированию бережного отношения природы у детей дошкольного возраста.
2. Определить понятия: «экологическое образование» и «бережное отношение к природе».
3. Выявить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий по формированию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность выявленных педагогических условий.
Методы исследования:
- теоретические методы: синтез, анализ научной литературы, обобщение, формулирование гипотезы;
- эмпирические методы: педагогический эксперимент, состоящий из отбора диагностического инструментария (методики), проведения диагностики, анализа полученных результатов; а также формирующий эксперимент, повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов, выводы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 76 источника и приложения № 1, № 2.
Состояние сферы экологии, рассматриваемое не только в России, но и в мировом масштабе, выявляет тенденцию все учащающихся экономических проблем, а специфика их проявления, индивидуальная для каждого региона, требует иного восприятия, иного мышления для их преодоления.
Полученные результаты от опытно-поисковой работы в дипломном исследовании подтверждают предложенную гипотезу о том, что систематическое использование игр, проведение циклических наблюдений за объектами природы и регулярное использование природоведческих экскурсий позволяет создать эффективные условия для формирования бережного отношения к природе в процессе экологического образования.
Также можно добавить, что акцентирование внимания на редкие и нуждающиеся в защите растения путем реализации мероприятий природоохранного характера посредством использования природного потенциала формирования положительного психолого -эмоционального фона позволит привлечь внимание подрастающего поколения к экологическим проблемам, источником которых является сам человек (т.е. антропогенного характера).
Обобщая итоги опытно-поисковой работы можно сделать выводы о том, что наук экология на фоне остальных наук является сравнительно молодой. Ее становление и развитие стало возможно благодаря сознательному отношению человека к последствиям своей жизнедеятельности и к осознанию необходимости решения экологических проблем природного и антропогенного характера.
Сфера экологической науки относительно молодая по сравнению с иными научными дисциплинами. Это объясняется тем, что толчком к образованию этой науки послужила потребность человека к сохранению окружающей среды для себя и своего потомства в силу участившихся экологических проблем и катастроф. Несмотря на свой относительно молодой возраст, экология охватывает не только пути сохранения природы, но и особенности взаимодействия человека в окружающей среде, а также особенности изучения взаимосвязи природных явлений и среды существования.
Специфика методической основы экологического дошкольного заключается в реализации единства развития, обучения и воспитания. В качестве определяющего критерия развитости берут нравственную заботу о подрастающем поколении. Именно методически грамотно организованная образовательная и воспитательная деятельность позволяет педагогу воспитать экологически грамотных и экологически культурных будущих членов общества.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что экология является относительно молодой научной дисциплиной, формирование которой произошло под воздействием необходимости сохранения человеком природы. Сфера охвата экологией охватывает большой спектр видов жизнедеятельности человека, специфику его взаимодействия с окружающей средой.
Полученные результаты от опытно-поисковой работы в дипломном исследовании подтверждают предложенную гипотезу о том, что систематическое использование игр, проведение циклических наблюдений за объектами природы и регулярное использование природоведческих экскурсий позволяет создать эффективные условия для формирования бережного отношения к природе в процессе экологического образования.
Также можно добавить, что акцентирование внимания на редкие и нуждающиеся в защите растения путем реализации мероприятий природоохранного характера посредством использования природного потенциала формирования положительного психолого -эмоционального фона позволит привлечь внимание подрастающего поколения к экологическим проблемам, источником которых является сам человек (т.е. антропогенного характера).
Обобщая итоги опытно-поисковой работы можно сделать выводы о том, что наук экология на фоне остальных наук является сравнительно молодой. Ее становление и развитие стало возможно благодаря сознательному отношению человека к последствиям своей жизнедеятельности и к осознанию необходимости решения экологических проблем природного и антропогенного характера.
Сфера экологической науки относительно молодая по сравнению с иными научными дисциплинами. Это объясняется тем, что толчком к образованию этой науки послужила потребность человека к сохранению окружающей среды для себя и своего потомства в силу участившихся экологических проблем и катастроф. Несмотря на свой относительно молодой возраст, экология охватывает не только пути сохранения природы, но и особенности взаимодействия человека в окружающей среде, а также особенности изучения взаимосвязи природных явлений и среды существования.
Специфика методической основы экологического дошкольного заключается в реализации единства развития, обучения и воспитания. В качестве определяющего критерия развитости берут нравственную заботу о подрастающем поколении. Именно методически грамотно организованная образовательная и воспитательная деятельность позволяет педагогу воспитать экологически грамотных и экологически культурных будущих членов общества.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что экология является относительно молодой научной дисциплиной, формирование которой произошло под воздействием необходимости сохранения человеком природы. Сфера охвата экологией охватывает большой спектр видов жизнедеятельности человека, специфику его взаимодействия с окружающей средой.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Природоведческие экскурсии как условие формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирование бережного отношения к природе в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Субъективное отношение ребенка дошкольного возраста к природе как основа его эксцентрического мировоззрения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Экологическая тропа в дошкольном учреждении как условие формирования бережного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



