Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальной активности старших подростков в образовательной организации

Работа №99346

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
243
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы формирования социальной активности старших подростков в образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового
возраста 7
1.2. Анализ понятия «социальная активность»: структура, характеристика
компонентов, факторы развития социальной активности 14
1.3. Внеучебная деятельность в общеобразовательной организации как
средство формирования социальной активности старших подростков 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию социальной
активности старших подростков в Муниципальном казенном
общеобразовательном учреждении Ачитского городского округа «Ключевская основная общеобразовательная школа» 29
2.1. Анализ деятельности образовательной организации по
формированию социальной активности старших подростков 29
2.2. Диагностика сформированности социальной активности старших
подростков 38
2.3. Программа по формированию социальной активности старших
подростков во внеучебное время деятельности 52
Заключение 60
Список использованной литературы 66
Приложения 72


Главным противоречием старшего подросткового возраста, по мнению Л. С. Выготского, является «естественное стремление к самопознанию и самореализации при отсутствии какого-либо опыта и внутренней готовности для осуществления данных позиций» [10, с. 345]. Действительно, в этих условиях подросток сталкивается с критической ситуацией смены и выбора жизненных смыслов. От подростка требуется проявление инициативности, гибкости, оригинальности, оперативности при выборе поведенческих реакций в ситуации общения, позитивный эмоциональный настрой и уверенность в себе.
Наиболее важной областью социального поведения подростков принято считать среду сверстников. В ней наиболее ярко проявляются дружественные связи, потребность в причастности, принадлежности к определенной группе. В этих условиях с целью позитивного влияния на подростков необходимо повышать значимость внеучебной деятельности современной образовательной организации, которая является неотъемлемой частью системы образования, главным воспитательным институтом общества.
Анализ педагогического опыта позволил установить, что в образовательных организациях больше внимания уделяют учебной деятельности. Однако сама по себе учебная деятельность не обеспечивает соответствующий воспитательный эффект, необходимый для формирования социальной активности.
По словам В. Ф. Бехтерева, воспитательный потенциал проявляется именно во внеучебное время, когда под влиянием внешних и внутренних факторов подростки проводят свое время на «добровольной основе, опираются на собственный выбор, продиктованный их личными потребностями и интересами» [5, с. 35]. Однако при всей важности внеучебной деятельности активизация социальных качеств подростков часто сводится лишь к участию подростков в процессе самоуправления школой. Федеральные документы, такие как, Закон об образовании [26], Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования РФ (далее - ФГОС) [27], выдвигают при этом в требованиях «приобщение обучающихся к проектной деятельности и развитие у обучающихся социальной активности».
Данное расхождение сформировалось из объективной необходимости формирования социальной активности каждого подростка и недостаточной разработанности педагогических условий формирования в образовательной организации социальной активности в комплексе. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик подростка, активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества. Личностные результаты освоения программы основного общего образования по ФГОС должны отражать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве во внеучебное время. Но в реальной ситуации, которую мы можем наблюдать в образовательных организациях, эти требования не соблюдаются в должной степени.
Необходимость разрешения данного противоречия, а также актуальность и недостаточная разработанность способов формирования социальной активности старшего подростка во внеурочной деятельности обусловили выбор темы настоящего исследования. Другими словами, вопрос формирования социальной активности подростков во внеурочной деятельности остается однообразным и недостаточно изученным и поэтому является актуальным.
Проблемы формирования социальной активности как формы реализации потребности в социальном участии являются предметом исследования социологии, политологии и педагогики не только в силу необходимости привлечения подростков к участию в жизни общества, но и важности управления процессом социальной активности учащихся старшего подросткового возраста. В различные исторические периоды этой проблемой занимались Г .М. Андреева, В. Ф, Бехтерев, Л. С. Выготский, А. В. Мудрик, В .С . Мухина, Н. А. Рождественская, М. С. Каган, Д. Б. Эльконин и другие.
Противоречие исследования: формирование у обучающихся социальной активности является требованием законодательства РФ в области образования, при этом возникает противоречие между потребностью общества в социально активной личности и недостаточной вовлеченностью подростков в социально значимые виды деятельности.
Проблема исследования, каковы средства формирования социальной активности подростков в образовательной организации?
Объект исследования: формирование социальной активности старших подростков.
Предмет исследования: внеучебная деятельность как средство формирова ния социальной активности старших подростков в образовательной организации.
Цель исследования: на основе изучения и анализа теоретических и практических аспектов разработать программу «Лидерство - путь к успеху» по формированию социальной активности старших подростков во внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования социальной активности у подростков как социально значимого качества будет результативным при внедрении в практику внеучебной деятельности разработанной структурно-содержательной программы, которая:
- опирается на принципы системного, деятельностного и личностного подходов;
- определяется возрастными особенностями развития подростка как субъекта социализации;
- содержит в своей основе создание ситуации успеха в социально значимой деятельности;
- учитывает необходимость согласованности действий педагогов, родителей и детей, когда в процессе взаимодействия школы и семьи будут созданы условия для развития и самореализации подростков, обеспечена их психологическая комфортность.
В соответствии с гипотезой и поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста;
2. Провести анализ понятия «социальная активность», структуры; дать характеристику компонентов, факторов развития социальной активности;
3. Выявить возможности внеучебной деятельности как средства формирования социальной активности подростков в образовательной организации;
4. Проанализировать деятельность Мунипального казенного
общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Ключевская основная общеобразовательная школа» формированию социальной активности старших подростков;
5. Провести диагностику сформированности социальной активности старших подростков;
6. Разработать Программу по формированию социальной активности старших подростков во внеучебное время деятельности.
Методы исследования:
Теоретические (анализ, сравнение, обобщение) и эмпирические (анкетиро вание, наблюдение, тестирование).
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Ключевская основная общеобразовательная школа», учащиеся 9 классов.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашего исследования заключалась в разработке программы, направленной на формирование социальной активности старших подростков. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучена и обобщена научно-методическая литература в аспекте проблемы формирования социальной активности, проанализированы психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста; проанализированы возможности внеучебной деятельности как средства формирования
социальной активности подростков в образовательной организации; подобран диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности социальной активности у детей старшего подросткового возраста; и как итог, на основе проведенного исследования разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование социальной активности у детей старшего подросткового возраста.
Теоретический анализ дал возможность сделать определенные выводы:
- социальная активность - это сознательная, самостоятельная деятельность личности, направленная на удовлетворение собственных потребностей и решение общественно значимых задач.
- на социальную активность влияют внутренние и внешние факторы, субъективные и объективные факторы;
- социальная активность бывает нескольких видов в зависимости от сферы деятельности (трудовая, общественно-политическая, познавательно-творческая и т.д.);
- структура социальной активности это динамическая система мотивационных компонентов и факторов, побуждающих человека к совершению определенных действий и поступков, определяющая степень его активности и направленность поведения для достижения конкретных социально-значимых целей.
Внеурочная деятельность - это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
Внеучебная деятельность имеет широчайшие возможности для проведения мероприятий, которые позволяют подростку само реализоваться, самоутвердиться, сформировать социальную активность. В современном обществе такая деятельность может создать условия для более успешной адаптации подростка при вхождении его во взрослую жизнь. Поэтому так важно сегодня обозначить новые подходы к организации внеучебной деятельности на основе тех научных данных, которые уже имеются в педагогической науке; с учетом современных представлений о возрастных особенностях современного подростка.
Для дальнейшего исследования были определены критерии сформированности социальной активности подростков и их качественные характеристики, а именно: мотивационный, когнитивный, организационно-деятельностный. Выделение компонентов социальной инициативности, ее критериев и показателей позволили обосновать целесообразность соответствующего диагностического инструментария.
Первичная диагностика сформированности социальной активности старших подростков выявила недостаточный уровень сформированности ее критериев. В процессе наблюдения и проведенного опроса было выявлено:
- в сознании подростков наиболее важными терминальными ценностями являются ценности группы конкретных ценностей (материально обеспеченная жизнь, развлечение, наличие друзей) и личной жизни (наличие хороших и верных друзей, свобода, развлечение);
- термальные ценности профессиональной самореализации в большей степени отвергаются (активная деятельная жизнь, общественное признание, продуктивная жизнь);
- наиболее важными инструментальными ценностями являются
ценности дела (аккуратность, образованность, рационализм), этнические ценности (высокие запросы, независимость), индивидуалистические ценности (независимость, непримиримость к недостаткам,
рационализм), ценности самоутверждения.
- при этом наименее важными инструментальными ценностями подростки считают альтруистические, ценности общения и ценности принятия других (чуткость, терпимость, честность, широта взглядов);
- 42% учеников относятся к среднему уровню и 58% учеников относятся к низкому уровню сформированности коммуникативных и организаторских способностей;
- у подростков наблюдается отсутствие мотива достижения успеха, 75% подростков мотивированы на избегание неудачи, 17% испытуемых тяготеют к неудаче, и лишь 8% не имеют ярко выраженной мотивации ни к успеху, ник к неудаче.
Родители мало уделяют внимания вопросам воспитания своего ребенка. Беседа с педагогами показала достаточно эффективное владение методами и приёмами формирования социальной активности старших подростков. Однако им требуется помощь в организации работы с родителями по воспитанию детей старшего подросткового возраста, а также помощь в работе с подростками с девиантным поведением.
Для достижения намеченной цели была разработана программа внеучебной деятельности старших подростков по социальному направлению «Лидерство - путь к успеху», включающая комплекс мероприятий, направленных на формирование социальной активности подростков. Новизна и особенность программы состоит в структурировании работы по развитию интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей подростков через включение их в творческую деятельность как активных организаторов и участников всех игровых, интеллектуально-познавательных мероприятий путём совместной деятельности взрослых и детей. Форма работы: творческая мастерская, игровая.
Цель программы воспитание и развитие социальной активности подростка, которая выражается в его готовности и способности включиться в различные виды социально значимой деятельности.
Задачи программы:
- развивать мотивацию к познанию и творчеству через интеллектуальное, игровое творческое общение детей и подростков;
- формировать собственное, социальное и культурное самоопределение;
- формировать активную жизненную позицию и реализацию ее в общественно значимой деятельности;
- содействовать формированию у обучающихся опыта самостоятельной познавательной деятельности;
- формировать навыки сотрудничества, коллективного и коммуникативного взаимодействия;
- развивать такие качества личности, как настойчивость, самостоятельность, объективность, лидерские качества
- раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в подростке сформировать устойчивый интерес к творчеству.
Результатом успешной реализации программы должно стать формирование социально активного ученика: инициативного, умеющего сотрудничать, коммуникабельного, с развитыми многокультурными навыками человека.
Средства, способствующие успешной реализации программы:
- досуговые мероприятия, различной направленности (спортивной, патриотической, здоровье сберегающей, интеллектуально-познавательной, развлекательной);
- формы самообразования педагогов;
- содержание и организация работы с родителями по развитию социальной активности подростков;
- консультирование;
- диалоги со старшеклассниками и педагогами;
- тренинги и психологические игры (Приложение 6);
- мастерские
- создание портфолио (даёт возможность развить навыки анализа
собственной деятельности).
В организации внеучебной деятельности в рамках программы «Лидерство - путь к успеху» условно можно выделить три этапа:
1) проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей, а также повышение компетентности педагогов и проектирование на основе этих результатов системы организации внеучебной деятельности в образовательной организации и его структурных подразделениях;
2) организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеучебной деятельност и посредством ее ресурсного обеспечения;
3) аналитический, в ходе, которого осуществляется анализ функциониров ания созданной системы.
Реализация программы «Лидерство - путь к успеху» ведет к достижению результата:
- удовлетворение потребностей и интересов детей и подростков, развитие их социальной грамотности, социальной активности, самостоятельности;
- оздоровление детей через возмещение, уравновешивание сил, снятие напряжения, отдых;
- освоение учащимися социальных ролей.
В качестве перспективы автор планирует внедрение разработанной программы по формированию социальной активности у учащихся старшего подросткового возраста на базе МКОУ АГО «Ключевская ООШ», а также проведение повторной диагностика уровня сформированности социальной активности с целью подтверждения эффективности предложенных мероприятий.


1. Агабабян А.Р., Арутюнян Н.Д. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками // Ананьевские чтения: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. С. 598-599.
2. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности. М.: Изд-во Академии Педагогических наук, 2000. 45 с.
3. Бадмаев Б.Ц. Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 160 с.
4. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков - методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. - Самара, 1999. 198 с.
5. Бехтерев В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие. Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т, 1996. 140с.
6. Буканова А. А., Филюков С. М., Полников В. И. Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1181-1184.
7. Васильева И. В. Практикум по психодиагностике: учебное пособие. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2014. 376 с.
8. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М.: Издательский Центр «Академия», 2002. 416 с.
9. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, Екатеринбург, 2006. 39 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
12. Демидова С.А., Сорокина И.Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 194-196.
13. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФА * М, 2000. 624 с.
14. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2013. 329 с.
15. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974. 328 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ