Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №32585

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
536
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 История формирования социальной активности в зарубежной и
отечественной педагогике 8
1.2 Понятие «социальная активность» и его содержание 12
1.3 Особенности старшего школьного возраста 15
Выводы по главе 18
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 19
2.1 Краткая характеристика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 3 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан 19
2.2 Анализ воспитательной работы по формированию социальной
активности старшеклассников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Мамадыш» Республики Татарстан 21
2.3 Нетрадиционные приемы работы по формированию социальной активности старшеклассников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» города Мамадыш Республики Татарстан 26
Выводы по главе 30
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА МАМАДЫШ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 32
3.1 Изучение уровня социальной активности старшеклассников в МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Мамадыш» Республики Татарстан 32
3.2 Опытно-экспериментальное исследование по формированию социальной активности старшеклассников через волонтерскую деятельность 36
Выводы по главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ

На личность человека воздействует большое количество факторов: внутренних, внешних, объективных, субъективных, природных, социальных и т.д. В результате этого человек выступает в качестве субъекта своего формирования и развития. При этом значительным является воздействие общества на становление личности человека. Мобильность и неустойчивость общества требуют активного взаимодействия и изменения личности.
Школа, несомненно, имеет большое значение при воспитании и социализации человека. Главная задача школы на сегодняшний день - это формирование социально инициативной личности, которая приспосабливается к современному ритму жизни, способна независимо принимать важные решения, развивается в разных направлениях, стоит на защите своих прав.
Современные условия диктуют новые требования к воспитательному процессу. Проблема заключается не только в качестве и эффективности воспитания в школе. Сегодня нужно по-иному подходить к реализации воспитания. Обучение и воспитание как единый процесс должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников. Данный вопрос представляется нам значимым и обусловливающим актуальность настоящей работы.
Более того, перспективность исследования обусловлена и недостаточностью изученности данной темы. В течение последних десятилетий формирование социальной активности стало предметом пристального внимания многих ученых - методистов - С.А. Демидовой, Е.Н. Сухоленцевой, О.В. Шалабаевой, С.В. Абрамовой, И.Р. Сорокиной, В.А. Заболоцкого, Е.С. Соколовой, Г. В. Новиковой и др. Но обозначенный вопрос, несмотря на достаточно длительную историю его изучения, и сегодня остается открытым и представляет широкое поле для исследования.
В методике обучения недостаточно изучена проблема формирования социальной активности старшеклассников, не определены конкретные средства, формы, методы воспитания в данном направлении.
Мы изучили теоретический материал по теме работы, рассмотрели труды таких ученых, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.Н. Ломов, Э. Ф. Шакирова, Е. С. Соколова, А. Н. Лутошкин, И. В. Гудовский, А. В. Мудрик и др., которые составили теоретико-методологическую базу данной работы.
Объект исследования - процесс формирования социальной активности старшеклассников.
Предметом исследования явилась методическая система
формирования и развития социальной активности старшеклассников в общеобразовательной школе
Цель настоящей работы - раскрыть методику воспитания и обучения в рамках формирования социальной активности старшеклассников, выявить наиболее эффективные методы и приемы воспитания социально активной личности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по исследуемой теме;
2) обосновать психолого-педагогические условия формирования
социальной активности в старшем школьном возрасте;
3) выявить уровень сформированности социальной активности
старшеклассников в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Мамадыш»;
4) выявить эффективные приемы и методы воспитания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Мамадыш».
В решении названных цели и задач в работе применялись следующие методы исследования:
- теоретический (изучение истории формирования и развития социальной активности личности);
- описательный (наблюдение, обобщения, интерпретации при обработке фактического материала);
- социолого-педагогический (анализ содержания приемов и методов воспитания);
- статистический (количественный и качественный анализ уровня социальной активности старшеклассников).
Гипотеза исследования: в данном исследовании мы предположим, что формирование и развитие социальной активности считается возможным и эффективным при вовлечении личности в различные виды деятельности.
Научная новизна заключается в том, что в исследовании мы изучили систему и методику формирования и развития социальной активности старшеклассников. Рассмотрели новые эффективные методы и приемы формирования социальной активности учащихся старших классов на примере общеобразовательных организаций Мамадышского района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и углублении теоретических аспектов, связанных с формированием социальной активности, приемах и методах реализации учебно-воспитательного процесса по формированию социальной активности старшеклассников.
Практическая значимость работы:
1) применение в вузовском преподавании дисциплин «Педагогика» и «Психология»;
2) материал работы может стать предметом изучения на спецкурсах и спецсеминарах;
3) результаты и методика исследования могут послужить базой для дальнейшего изучения содержания образовательно-воспитательного процесса в рамках формирования социальной активности школьников.
Последовательность решения поставленной проблемы обусловила структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования социальной активности старшеклассников, во второй главе проанализировали воспитательную работу в школе по формированию социальной активности старшеклассников и рассмотрели новые приемы работы по формированию социальной активности старшеклассников на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Мамадыш». В третьей главе рассмотрели выводы практической экспериментальной работы. В заключении вывели основные выводы по проделанной работе.
Апробация работы. Основные положения данного исследования были изложены в статье «Социальная активность старшеклассников: понятие и содержание» научного журнала «NovaUm.RU» № 17, 2019 (РИНЦ).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении отметим, что настоящая работа велась в соответствии с поставленными целью и задачами. Цель нашей исследовательской работы достигнута - мы рассмотрели методику воспитательного процесса формирования социальной активности старшеклассников. В рамках данного исследования изучили научно-методическую литературу, обосновали психолого-педагогические условия формирования социальной активности в старшем школьном возрасте. Выявили и проанализировали уровень сформированности социальной активности старшеклассников в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Мамадыш». Рассмотрели эффективные приемы и методы воспитания для развития социальной активности школьников.
На основе специального анализа и наблюдения над фактическим материалом мы можем вывести ряд положений в качестве основных выводов:
1. Социальная активность - интегрированное качество личности, развивающееся посредством социального и организованного педагогического воздействия, а также волевых усилий и стремлений самой личности, проявляющееся в самостоятельной, осознанной, целенаправленной деятельности на благо общества, результатом которой является творческое преобразование окружающей действительности.
2. Существуют различные определения понятия «социальная активность», но все авторы подчеркивают в ней осознанное, целенаправленное взаимодействие личности и общества.
3. Мотивом сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личности.
4. Развитие социальной активности личности в образовательном процессе связано с выполнением воспитательных, организационных работ на высоком качественном уровне.
5. В процессе формирования социальной активности школьников следует учитывать возрастные особенности школьников. Социальная активность в старшем школьном возрасте реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельностей по удовлетворению возникших потребностей.
6. С целью формирования социальной активности учащихся учителя используют традиционные виды деятельности - школьное самоуправление, экскурсии, спортивные секции, клубы по интересам и т.д.
7. Опытно-исследовательская работа проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Мамадыш». Она включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
8. В процессе данного исследования особое внимание уделялось практической реализации воспитательного процесса по формированию социальной активности старшеклассников. Нами был изучен методический материал по формированию социальной активности старшеклассников на примере общеобразовательных учреждений города Мамадыша и Мамадышского района. Проекты «Уроки Жизни», «Олимпиада - 100», «Российское движение школьников», «Волонтеры Победы», «Самостоятельные дети» направлены на вовлечение старшеклассников в различные виды деятельности, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
Сегодня перед образованием стоит задача - воспитать всесторонне развитую личность, гражданина, способного реализовывать новые социальные проекты, решать задачи, принимать важные решения.
Воспитательная работа по формированию социальной активности школьников требует пересмотра сложившейся методики организации, апробирования и включения в структуру учебно-воспитательной деятельности новых приемов и форм работы с учениками.
Таким образом, крайне необходимо следующее:
а) формировать социальную активность школьников;
б) развивать активную деятельность учащихся;
в) учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого учащегося;
г) реализовать на практике новые методы работы по формированию и развитию социальной активности школьников.



1. Абрамова С. В. Педагогические условия формирования социальной активности личности // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 1 (68). - C. 10-14.
2. Акмалова А. А., Капицын В. М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 220 с.
3. Бережная И.Ф., Зыкова А.О. Содержание категории «социальная
активность» в психологии и педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/soderzhanie-kategorii-sotsialnava-
aktivnost-v-psihologii-i-pedagogike (дата обращения 5.01.2018)
4. Бушуев В. В. Формирование социальной активности школьников на примере среднего общеобразовательного учреждения // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы II междунар. науч.- практ. конф.. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 184 - 186
5. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. / Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия, 2011. - 624 с.
6. Демидова С.А., Сорокина И.Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 194-196.
7. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений. - М., 2013. - 329 с.
8. Иванова Г.П. Идеи формирования социальной активности молодежи в теории педагогики // «Социальные отношения». - 2013. - № 2 (7). - С. 1830
9. Коменский Я.А. Великая дидактика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://j origami.ru/PP_comer/Qassics/Komensky/Komensky_Y an_Am os_Velikaya_didakt_izbr.htm (дата обращения 10.12.2017).
10. Королькова С.Ю. Социальная активность молодежи // Молодой ученый. - 2015. - №12.2. - С. 39-40.
11. Литвак Р. А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков: монография.
- Челябинск, 2005. - 336 с.
12. Мазыр З.А. Социальная активность подростков: современное содержание и практика формирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://orenik.odtdm.ru/index.php?option=com content&view=article&id=368:2
13- 11-10-23-23-04&catid=45:2011 -02-16-13-15-19&Itemid=65 (дата
обращения 22.12.2017)
13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 295 с.
14. Национальная педагогическая энциклопедия. - Режим доступа: http://didacts.ru/termin/kraevedenie.html (дата обращения: 16.09.2016).
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Сов. энцикл., 2014.- 944 с.
16. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
17. Соколова Е. С. «Социальная активность современной российской молодежи». - 2011. - URL: http:// zpujournal.ru/zpu/contents/201 1/1/Sokolova.../31_2011_1.pdf (дата обращения: 12.01.2019).
18. Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредствам работы детского объединения в общеобразовательной школе // Научно-методический 
электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 5 (май). - С. 176-180. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15164.htm (дата обращения: 15.12.2017).
19. Сухоленцева Е.Н. Роль общественных объединений в воспитании детей группы риска: социально-контекстный подход // Образование и общество. - 2013. - №2. - С. 30-35
20. Шакирова Э. Ф., Иванова Г.П. Педагогические условия формирования социально активной личности студента // Акмеология. - 2012. - №3 (43). - С. 51-56.
21. http://magarif-uku.ru/teachers-room/olimpiada-100-mamadyshskiii- variant-o/ (дата обращения 17.10.2018).
22. https://vk.com/club130598532 (дата обращения 17.10.2018).
23. https://xn--d1axz.xn--p1ai/ (дата обращения 18.10.2018).
24. http://rtwiki.iteach.ru/index.php (дата обращения 3.11.2018).
25. https://xn--90abhd2amfbbikx2if6f.xn--p 1 ai/ (дата обращения
5.11.2018) .
26. https://edu.tatar.ru/mamadysh/page519454.htm/page3022636.htm (дата обращения 12.11.2018).
27. https://cvberleninka.ru/article/n/razrabotka-problemv-stanovleniva- sotsialnov-aktivnosti-lichnosti-buduscheqo-uchitelva-v-sovetskov-pedaqoqike-60-80-e- qq-hh-v (дата обращения 12.01.2019).
http://novaum.ru/public/p 1203 (дата обращения 04.02.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ