Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагогов ДОУ по развитию социальной активности старших дошкольников

Работа №96308

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы170
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО 12
1.1. Подходы к проблеме развития социальной активности детей
дошкольного возраста 12
1.2. Предпосылки развития социальной активности в старшем дошкольном
возрасте 27
1.3. Педагогические условия развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения. 38
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ 52
2.1. Анализ педагогических условий развития социальной активности
старших дошкольников в пространстве детского сада 52
2.2. Задачи и содержание формирующего эксперимента 62
2.3. Поэтапный процесс развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве дошкольного
учреждения 90
2.4. Оценка результативности исследования. Контрольный эксперимент ... 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 147
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 149
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, требуют активного включения человека в процессы связанные с социально-экономическим, политическим, культурным будущим страны. Закон об образовании РФ, признавая ведущую роль воспитания в деле «формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» [71,с. 17] подчеркивает роль социально ценной активности личности. Начальные этапы решения данной проблемы лежат уже в дошкольном детстве (Е.Е. Кравцова, Л.Ф. Обухова, Д.И. Фельдштейн, С.А. Козлова и др.).
Государственная политика в области дошкольного образования, введение новых федеральных государственных стандартах, ориентированных на организацию и нахождение эффективных форм построения педагогического процесса ДОУ, направленного на развитие в дошкольниках самостоятельности, инициативности, творчества, воспитание патриотизма и гражданственности, позволяет рассматривать задачу становления основ социальной активности у детей как инвестицию в благополучное будущее нашей страны.
Дошкольное детство представляет феномен культурного развития ребенка в период его первичной социализации и проявления начал общественно направленной активности (Т.И. Бабаева, Е.В. Бондаревская, С.А.Козлова, М.В. Крулехт, Г.С. Коротаева, В.А. Кускова).
Особое значение для развития основ социальной активности имеет старший дошкольный возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных новообразований (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, ЛЛ. Коломинский, Е.Е. Кравцова, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Е.А. Панько, Е.В. Субботский и др.), обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей.
Вопросы становления и развития социальной активности дошкольников получили определенное отражение в работах отечественных исследователей. В разное время изучались особенности социальной активности старших дошкольников в процессе познания социальной действительности (С.А. Козлова), в условиях трудовой деятельности (Е.А. Шанц). Были рассмотрены отдельные психологические факторы (В.Г. Маралов) и нормативная модель социальной активности дошкольников (Р.Г. Казакова), возможности развития социальной активности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования (Л.А. Герасимова, Е.А. Архипова), динамика взаимосвязи родительского отношения и становления социальной активности детей 6-7лет (А.В. Усова). Развитие социальной активности дошкольников характеризовалось с точки зрения формирования отдельных социально ценных качеств личности (самостоятельность, целеустремленность) (А.К. Бондаренко).
Вместе с тем до настоящего времени проблема становления начальных форм социальной активности у дошкольников старшего возраста остается не достаточно изученной с учетом современных общественных потребностей и перспектив развития образовательной теории и практики.
Среди возможных факторов развития социальной активности дошкольников особого внимания заслуживает рассмотрение дошкольного учреждения, как единого образовательного пространства, обеспечивающего ребенку процесс социализации-индивидуализации.
Организация образовательного пространства дошкольного учреждения, в основе которого будет лежать активная социально ценная деятельность всех субъектов образования, основанная на сотрудничестве и взаимопомощи, позволит ребенку накопить необходимый опыт проявления социальной активности в различных социальных ролях и отношениях и освоить позицию субъекта доступной социально направленной деятельности. Однако до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития социальной активности старших дошкольников с учетом потенциальных возможностей образовательного пространства дошкольного учреждения.
Проведенный анализ позволил выявить противоречие между потребностью общества в воспитании социально активной, неравнодушной, самостоятельной личности и недостаточной разработкой содержательно - методических основ становления социальной активности на разных возрастных этапах развития, включая ступень дошкольного детства; между потенциальными возможностями образовательного пространства как средства развития социальной активности старших дошкольников и функционирующей системой его организации в реальной практике дошкольного образовательного учреждения.
Недостаточная разработанность проблемы развития социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Объект исследования - образовательное пространство дошкольного учреждения, ориентированное на развитие социальной активности старших дошкольников.
Предмет исследования - процесс развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что развитие социальной активности старших дошкольников становится возможным при следующих педагогических условиях:
- создание в дошкольном учреждении единого образовательного пространства, выступающего ценностно-смысловым, коммуникативным, деятельностным единством всех субъектов педагогического процесса, направленным на развитие социальной активности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность процесса развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.
2. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
3. Определить эффективность разработанных педагогических условий развития социальной активности старших дошкольников в пространстве дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);
- социологические, психологические, педагогические исследования сущности социальной активности личности (А.Г. Асмолов, Г.М. Андреева, Е.А. Ануфриев, В.Г. Мордкович, Т.С. Лапина, Т.Н. Мальковская и др.);
- концепции социализации личности ребенка (Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, А.В. Мудрик, С.А. Козлова и др.);
- концепция гуманного, личностно-ориентированного педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова, Л.М Кларина);
- концепции построения образовательного пространства (Г.А. Ферапонтов, И.Д. Фрумин, И.Г. Шендрик, Р.И. Туктарова и др.);
- концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности (А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева и др);
- концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (С.Л. Новоселова, Л.М. Кларина, В.А. Петровский).
Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение, анализ и обобщение философской, социологической, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; разработку и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; количественный и качественный анализ полученных данных.
Основные этапы исследования:
Первый этап - поисково-аналитический. Изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей развития социальной активности старших дошкольников в пространстве дошкольного образовательного учреждения, проектирование и апробация поэтапной педагогической технологии развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Третий этап - обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление материалов диссертационного исследования.
База проведения исследования: эксперимент проводился в дошкольном образовательном учреждении г. Реж: МБДОУ № 32, В исследовании приняли участие 58 детей старшего дошкольного возраста, 12 воспитателей и 41 родителей старших дошкольников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается единством теоретико-методологических позиций, логикой и системностью концептуальных положений; взаимодополняемостью используемых методов исследования; адекватностью методов научного поиска объекту, предмету, целям и задачам исследования; количественным и качественным анализом фактов, на основе которых сделаны обобщающие выводы, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социальная активность старших дошкольников может быть рассмотрена как реализуемое стремление детей участвовать в пространстве дошкольного образовательного учреждения в доступной общественно значимой деятельности, направленной на решение интересных и близких для них общественных задач при активном взаимодействии с другими людьми: взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста. Социальная активность является многокомпонентной структурой и включает в себя: когнитивный, мотивационно-ценностный, операциональный и волевой компоненты.
2. Развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:
- созданием единого образовательного пространства дошкольного учреждения, основанного на межгрупповом и межвозрастном взаимодействии детей и взрослых в процессе совместной социально значимой деятельности, создающей возможности для накопления старшими дошкольниками субъектного опыта проявления социальной активности в различных социальных ролях (помощник, наставник малышей, исполнитель, организатор, советчик) и отношениях;
- гибким изменением позиции педагога (от обучающе-направляющей к проблемно-инициирующей и поощряющей), поддерживающей стремление дошкольников занять новое более значимое положение «старших» в детском саду и социально-ценностную направленность детской деятельности;
- детско-взрослым взаимодействием, стимулирующим проявление социальной активности старших дошкольников и создающим широкую социальную поддержку результатов детской социально значимой деятельности.
3. Педагогическая технология развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения разворачивается поэтапно и включает: информационно-познавательный этап, обеспечивающий развитие эмоционально-познавательного отношения к детскому саду как к месту проявления социальной активности, создание установок на самореализацию детей в новой позиции «старших» в детском саду, обогащение их представлений о возможных формах проявления социальной активности, а также расширение опыта взаимодействия с людьми разного возраста (младшими детьми, взрослыми сотрудниками ДОУ); мотивационно-деятельностный,
направленный на накопление старшими дошкольниками субъектного опыта проявления социальной активности в условиях разрешения проблемных ситуаций в пространстве дошкольного образовательного учреждения в различны социальных ролях и объединениях (индивидуально, в паре, в подгруппе); инициативно-творческий, направленный на создание условий для самостоятельной реализации старшими дошкольниками накопленного ранее опыта проявления социальной активности в процессе творческого детско- взрослого взаимодействия.
4. Критерием эффективности реализованных педагогических условий является наличие позитивной динамики в развитии социальной активности старших дошкольников, что характеризуется наличием адекватных представлений о проявлении социальной активности; желанием участвовать в доступной социально направленной деятельности;
проявлением самостоятельности, инициативности, ответственности при выполнении дел, имеющих общественное значение; стремлением к сотрудничеству и взаимопомощи.
Научная новизна исследования состоит в том, что: для организации деятельности педагогов нужно создание единого образовательного пространства в дошкольном учреждении, обеспечивающего межвозрастное и межгрупповое взаимодействие, направленное на развитие социальной активности детей.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- определены сущностные и структурно-содержательные
характеристики социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения;
- сформулированы принципы и педагогические условия организации процесса развития социальной активности старших дошкольников в пространстве дошкольного образовательного учреждения;
- обоснована роль межгруппового и межвозрастного детско-взрослого взаимодействия в накоплении старшими дошкольниками опыта активного участия в доступной и интересной деятельности общественно ценной направленности в дошкольном учреждении;
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации:
- педагогической диагностики развития социальной активности старших дошкольников в пространстве современного дошкольного образовательного учреждения;
- поэтапной педагогической технологии процесса развития социальной активности в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
- конкретизации содержания опыта и форм детской социально направленной деятельности и детско-взрослого взаимодействия, обеспечивающего обогащение опыта проявления социальной активности старших дошкольников в пространстве детского сада;
- методов и приемов педагогического сопровождения старшего дошкольника в процессе становления начальных форм социальной активности;
- методического обеспечения процесса развития социальной активности старших дошкольников в дошкольном учреждении.
Рекомендации по использованию результатов исследования.
Материалы исследования могут быть использованы: при конструировании педагогического процесса развития социальной активности детей в разных типах дошкольных образовательных учреждений.
Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений на городском методическом объединении.
Структура и объем работы: диссертация основным объемом 140 страниц. Состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 84 наименований и приложения. Текст иллюстрирован таблицами, схемой, диаграммами, гистограммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование доказало правомерность выдвинутой гипотезы, что позволило сформулировать следующие выводы.
Социальная активность старшего дошкольника может быть рассмотрена как реализуемое стремление детей участвовать в пространстве дошкольного образовательного учреждения в доступной общественно значимой деятельности, направленной на решение интересных и близких для них общественных задач при активном взаимодействии с другими людьми: взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста.
Анализ показал, что социальная активность старших дошкольников выступает как сложное интегральное образование, включающее в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Когнитивный компонент, связанный с представлениями дошкольников о возможных проявлениях социальной активности в различных жизненных ситуациях и осознание важности такого участия в пространстве детского сада. Мотивационно-ценностный компонент, выражающий желание детей участвовать в деятельности на общее благо, получая от этого радость и удовлетворение. Операциональный компонент, связанный с непосредственным участием старших дошкольников в социально значимой деятельности, с проявлением инициативы, самостоятельности и умением сотрудничать с людьми разного возраста. Волевой компонент, проявляющийся в ответственности и настойчивости дошкольников в достижении результата.
Констатирующий эксперимент позволил выделить уровни развития социальной активности в старшем дошкольном возрасте на основе общего анализа отношения дошкольников к детскому саду, их представлений о возможном проявлении своей социальной активности в пространстве
дошкольного учреждения и реального поведения в специально созданных экспериментальных ситуациях.
Констатирующий эксперимент показал, что социальная активность в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности и выражается в неравномерности освоения детьми основных компонентов социальной активности, проявившейся в разрыве между представлениями старших дошкольников о социальной активности и ее реальном проявлении в поведении; между желанием детей участвовать в социально значимой деятельности и способностью довести начатое дело до получения результата. В восприятии взрослого человека как самодостаточного субъекта, которому не требуется помощь или участие со стороны ребенка. В угасании стремления старших дошкольников участвовать в социально значимой деятельности, если выполнение ее отсрочено во времени. В ограниченности представлений о возможном проявлении своей социальной активности в ситуациях, требующих предостережения или запрета негативных действий других детей. В тендерных различиях, характеризующихся стремлением мальчиков к активным действиям, предполагающим проявление силы, мужества, смелости и большей нацеленностью девочек на выполнение «роли матери».
Преобладающими являлись низкий уровень и уровень ниже среднего, что свидетельствовало о недостаточном субъектном опыте детей старшего дошкольного возраста в делах, предполагающих различные социальные отношения и имеющих социальную значимость для дошкольного учреждения. Вместе с тем, ряд важных предпосылок (положительное отношение детей к детскому саду, наличие интереса к жизни дошкольного учреждения, желание выйти за пределы своей возрастной группы, отношение к себе, как к активному участнику и преобразователю окружающего пространства), а также наличие небольших подгрупп дошкольников отнесенных к высокому и среднему уровню развития социальной активности, свидетельствовали о потенциальных возможностях ее развития у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ педагогических условий, созданных в образовательном учреждении для развития социальной активности старших дошкольников, показал недостаточную компетентность педагогов в вопросах развития социальной активности дошкольников; непонимание и неиспользование уникальных возможностей пространства детского сада как средства развития социальной активности; недостаточную опору на активность ребенка; отсутствие эффективного взаимодействия педагогов с родителями и наличие социально-психологических проблем в коллективе, препятствующих созданию единого ценностно-смыслового, коммуникативного,
деятельностного пространства в дошкольном учреждении.
Таким образом, полученные в констатирующем эксперименте данные показали обусловленность сниженного уровня проявления социальной активности старших дошкольников действием факторов внешнего и внутреннего порядка.
Проведенное исследование доказало, что развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада происходит успешно при этапном построении этого процесса, обеспечивающего развитие основных компонентов социальной активности и предполагающее постепенное вовлечение дошкольников в социально направленную деятельность с возможностью проявить самостоятельность, инициативу и творчество.
В исследовании раскрывается педагогическая технология реализации трех этапов процесса развития социальной активности старших дошкольников.
Первый этап. Информационно-познавательный - заключался в развитии эмоционально-познавательного отношения старших дошкольников к детскому саду, обогащении их представлений о различных сферах жизни дошкольного учреждения и роли взрослых, работающих в нем; расширении социального опыта детей за счет использования проблемных ситуаций взаимодействия с различными субъектами образовательного пространства (представители взрослых профессий в детском саду, дети младшего возраста); в воспитании интереса и внимательного отношения к проблемам, желаниям, чувствам других людей.
Для этого использовались, выстроенные с учетом принципа проблемности «ситуации знакомства», вводящие дошкольников в мир взрослых профессий и жизнь детей младших групп. Педагог активно привлекал внимание к разным сторонам жизни дошкольного учреждения, готовил путешествия по детскому саду, организовывал предварительные и итоговые беседы, отмечал важные особенности взрослых профессий, работающих для благополучия детей, возрастные особенности малышей, подводил старших дошкольников к необходимости оказания помощи многим людям в дошкольном учреждении.
Уже на информационно - познавательном этапе возникала необходимость сотрудничества воспитателей разных групп, педагогов - специалистов. Выстраивалось начальное взаимодействие с родителями, которые находились в позиции наблюдателей: положительно оценивали и проявляли интерес к деятельности своих детей и работе всего дошкольного учреждения.
В целом, к концу информационно-познавательного этапа были выявлены общие положительные изменения, проявившиеся в появлении устойчивого эмоционально-познавательного отношения старших дошкольников к деятельности дошкольного учреждения, в желании принять участие в организации интересных и нужных для всего детского сада дел, в появлении активного интереса к детям младшего возраста, выдвижение реальных предложений помощи исходя из возрастных и профессиональных особенностей окружающих их людей.
Второй этап. Мотивационно-деятельностный - был направлен на накопление и стимулирование опыта проявления социальной активности старших дошкольников в пространстве дошкольного образовательного учреждения.
Задачи данного этапа состояли в дальнейшем развитии интереса детей к деятельности, имеющей общественно значимую направленность, накоплению и освоению личного опыта проявления социальной активности в пространстве детского сада, за счет обогащения представлений дошкольников о возможных способах проявления социальной активности в детском саду и широкой социальной поддержки детской деятельности со стороны педагогов, родителей, детей и воспитателей других возрастных групп.
Этому способствовала: введенная в дошкольном учреждении служба «оперативная помощь»; дежурство по детскому саду в процессе которого дошкольниками решались ситуации, требующие самостоятельного реагирования на замеченные проблемы, непорядок, трудности разных сотрудников и детей детского сада, а также первые коллективные дела, объединяющие разные возрастные группы, сотрудников и родителей детей старшего дошкольного возраста.
Позиция педагога менялась в зависимости от уровня проявления дошкольниками социальной активности (от поддерживающе- стимулирующей до направляющей и обучающей). Родители от стороннего наблюдения перешли к непосредственному участию в коллективных делах, оказывая помощь в воплощении детских идей.
Итогом второго этапа явился устойчивый интерес и большое желание старших дошкольников участвовать в социально значимой деятельности, проявляя ответственность, настойчивость и самостоятельность в выборе форм и средств проявления социальной активности, а также стремление соответствовать своему новому, более взрослому положению «старших» во взаимоотношениях, как с малышами, так и со взрослыми.
Третий этап. Инициативно-творческий - предполагал создание условий, позволяющих в наибольшей степени проявиться социальной активности старших дошкольников при активном взаимодействии с детьми разного возраста и взрослыми.
Третий этап был построен на творческом детско-взрослом союзе в рамках коллективного проекта «Встреча друзей», который позволил старшим дошкольникам в полной мере реализовать накопленный ими опыт социально значимой деятельности, выступив в роли субъектов этой деятельности.
Итогом последнего этапа формирующего эксперимента явилось:
- осознание дошкольниками своей новой позиции «старших в детском саду» как значимой для всего детского сада;
- желание активно участвовать в делах социальной направленности и получение радости от хорошо выполненного дела важного для всех;
- проявление ответственности, самостоятельности в выдвижении идей и умения реализовать собственные замыслы;
- умение сотрудничать с людьми разного возраста, выступая в позиции: помощника, генератора идей, исполнителя, наставника и т.п.
Исследование доказало, что развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения обеспечивается гибким изменением позиции педагога, учитывающим уровень проявления социальной активности ребенка; взаимодействием всех сотрудников детского сада, поддерживающим и поощряющим деятельность детей; открытой для сотрудничества позицией родителей, положительно оценивающих как деятельность детей так и работу всего детского сада.
Проведенное исследование подтвердило целесообразность конструирования обогащенной предметно-развивающей среды на основе принципов комфортности, доступности, эмоциогенности, динамичности и развивающего характера образовательной работы с детьми, стимулирующей
проявление социальной активности в образовательного учреждения.
В результате реализации комплекса разработанных педагогических условий произошло общее повышение уровня проявления социальной активности детей, нарастание их субъектной позиции в социально значимой деятельности. Это выражалось в появлении эмоционально-субъектных проявлений, таких как радость, удовлетворение, чувство гордости за достигнутые результаты. В деятельностно-субъектных, проявлениях, выразившихся в активности, самостоятельности и инициативности детей в предложениях различных форм участия в социально значимой деятельности, выборе средств реализации, в умении привлечь к сотрудничеству сверстников и взаимодействовать с людьми разного возраста (малышами, взрослыми). Все это явилось подтверждением эффективности осуществленных педагогических подходов.
Таким образом, в исследовании подтвердилась правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
В заключении следует отметить, что проведенная экспериментальная работа позволяет наметить пути дальнейшего исследования проблемы в направлении нахождения новых педагогических основ взаимодействия семьи и детского сада в воспитании социальной активности детей; изучения преемственности в развитии социальной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в контексте идеи всеобщего непрерывного образования.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства / В.В.Абраменкова. - М.: Феникс, 2008. - 432с.
2. Абульханова-.Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335с.
3. Аверьянов А.И. Социальное взаимодействие: зарубежный опыт исследования проблемы. - М.: МГУКИ, 2000 - 36с.
4. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония /
Ш.А.Амонашвили. — М.: МЦР, 2002.-672с.
5. Арефьева Г.С. Социальная активность: проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании / Г.С.Арефьева. - М.: Политиздат, 1974. -230с.
6. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду / Т.И.Бабаева // Методические рекомендации к программе «Детство». - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - С. 47-63.
7. Бабаева Т.И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками / Т.И.Бабаева // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. - СПб, 2008.-Ч.2.-С 96-126.
8. Батуева C.B. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской театральной студии / С.В.Батуева. - Екатеринбург., 2007. - 134с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400с.
10. Бодалев A.A. Познание человека человеком: возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты / А.А.Бодалев, Н.В.Васина. - СПб.: Речь, 2005.-322с.
11. Борытко И.М. Пространство воспитания: образ бытия / И.М.Борытко. - Волгоград.: Изд. «Перемена», 2000. - 223с.
12. Брушлинский A.B. Психология индивидуального и группового субъекта /под ред. А.В.Брушлинского. - М., 2002. - 365с.
13. Брушлинский A.B. Психология субъекта / А.В.Брушлинский. - СПб, Изд- во «Алетейя», 2003. - 268с.
14. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, воображение, учение /
A. В.Брушлинский; избр. псих, труды. Серия «Психологи Отечества». - М., Воронеж., 2003. - 407с.
15. Волков В.Б. Тренинг социальной активности / В.Б.Волков. - СПб.: Речь, 2005.-182с.
16. Волочков A.A. Активность субъекта бытия. Интегративный подход / А.А.Волочков. - Пермь.: Изд-во «Пермский гос. пед. ун-т», 2007. - 275с.
17. Воспитание социальной активности подрастающего поколения: проблемы, поиски, решения / сб. науч. ст. по материалы науч.-практ. конф. - Владивосток., 2003. - С. 7-13.
18. Воробьев Ю.Л. Природа человеческой активности / Ю.Л. Воробьев. - Воронеж., 2000.-258с.
19. Гарифуллина И.В. Развитие субъектных проявлений
современного дошкольника в проектной деятельности / сб. науч. ст. по материалам международной науч.-практ. конф. - СПб., 2007. - С. 81 - 89.
20. Гогоберидзе А.Г. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека /А.Г.Гогоберидзе,
B. А.Деркунская // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 6-11.
21. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов / А.Г.Гогоберидзе [и др.]; под ред. д-р пед. наук, проф. А.Г.Гогоберидзе. - СПб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2008. - С. 22-36.
22. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф.Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 268с.
23. Голованова И.Ф. Дополнительное образование как условие формирования социальной активности учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Ф.Голованова; СПб А1111О. - СПб. - 2005 - с.
24. Данилина Т.П. Формирование активной жизненной позиции
педагога путем организации работы педагогических объединений (система Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова) / Т.П.Данилина. - М.: НОУ «Школа
«Бакалавр», 2001. - 25с.
25. Данилина Т.А. Социально-педагогическое партнерство как импульс и результат развития дошкольного образования / Т.А.Данилина. - Великий Новгород., 2006. - 169с.
26. Джери Д. Большой толковый социологический словарь /Д. Джери.
- М.: Изд-во Вече, ACT, 1999. - 528с.
27. Джидарьян И. Д. Категория активности и ее место в системе психологического знания / И.А.Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. -М.: Наука, 1988. - С. 56-88.
28. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация
самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации / О.В.Дыбина, О.В.Еник. М.: Центр
пед.образования, 2008. - 62с.
29. Евдокимова Е.С. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - №3. - С. 6-13.
30. Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом / В.А.Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 128с.
31. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003.
- № 5. - С.34-42.
32. Знаков В.В. Психология человеческого бытия и самопознание
субъекта /В. В.Знаков // Личность и бытие: субъектный подход. -
Краснодар., 2005. -C. 22-44.
33. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства / М.А.Иваненко. - Екатеринбург., 2005.- 105с.
34. Иванова Н.В. Теория и практика построения социального пространства отношений в ДОУ: автореф. дис. ...док. пед. наук: 13.00.01 / Н.В.Иванова; Вятский гос. гум. ун-т . - Киров., 2004. - 33с.
35. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. - Ульяновск.: УИПК ПРО, 2004. - 228с.
36. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07 / Ольга Владимировна Киреева; С-Петербург. РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб., 2008. - 196с.
37. Кларина JI.M. Развитие субъектности детей дошкольного возраста / Л.М.Кларина // Новые ценности образования. - 2007. - № 3. - С.38¬47.
38. Кларина JI.M. Особенности организации образовательного процесса по теме «Мы в детском саду и дома» / Л.М.Кларина, З.А.Михайлова; Методические советы к программе «Детство». - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002.-С. 16-46.
39. Ковалева А.И. Личность и общество / А.И.Ковалева. - М.: «Социум», 2001.- 102с.
40. Козлова С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: автореф. дис...д-ра пед. наук: 13.00.01 / С.А.Козлова; М. гос.ун-т. - М., 1988.-36с.
41. Колидзей Э.Л. Становление субъектности дошкольника в игровой деятельности / Э.Л.Колидзей. - Балашов.: БГПУ, 1997. - 150с.
42. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С.Кон. -М.: ACADEMIA, 2003. - 334с.
43. Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение / Р.Л.Кричевский. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 158с.
44. Кудрявцева Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в коллективных взаимоотношениях. Монография / Е.А.Кудрявцева. - Москва., 2005. - 300с.
45. Кудрявцев В.Т. О самоценности детства и саморазвитии ребенка / В.Т.Кудрявцев // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 12-21.
46. Кудрявцева C.B. Взаимодействие субъектов образования и эффективность педагогической системы / С.В.Кудрявцева, Т.И.Руднева. - Самара., 2002.-213с.
47. Кузнецова И.М. Социальная активность личности. / И.М.Кузнецова. - Л.: Общество «Знание», 1982. - 15с.
48. Кульневич C.B. Воспитание ребенка в современной школе от коллективизма к взаимодействию / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Воронеж., 2006. - с.272.
49. Лапина Т.С. Активность личности как моральная проблема: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.13 / Т.С.Лапина; Ин-т философии АНСССР. - М.,1967. - 16с.
50. Левкина Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно- творческой деятельности / Т.И.Левкина. - Владимир., 2000 - 94с.
51. Литвак P.A. Социализация личности ребенка в детских общественных объединениях / Р. А. Литвак. - Челябинск.: ЧГПУ, ДПиШ им Н.К.Крупской, 2000. - 168с.
52. Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии / Материалы Всероссийского симпозиума. - Кострома., 2000 - 136с. 

консультирования в повседневной жизни / Е.К.Лютова-Робертс. - СПб.: Речь, 2010. - 175с.
54. Малашина Т.И. Образовательное пространство как система коммуникативных отношений: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.13 / Т.И.Малашина; Российская акад. гос. службы - М., 2006. - 27с.
55. Малиночка Э.Г. Образовательное пространство как условие функционирования образования / Э.Г.Малиночка, И.В.Маричев. - Краснодар, 2008. - 104с.
56. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации / сост. В.Г.Маралов,В.А.Ситаров. - М.: МГЛУ им В .И. Ленина, 1987 - 44с.
57. Меренков A.B. Человек, взаимосвязь природы и социокультуры / А.В.Меренков. -Екатернбург.: Изд. УГТУ, 2007. - 279с.
58. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители / Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс. - Спб.: Речь, 2007. - 224с.
59. Мотков О.И. Природа личности: сущность, структура и развитие / О.И.Мотков. - М.: ГУП, 2007. - 247с.
60. Мудрик A.B. Социализация человека / А.В.Мудрик. - М.:
Академия, 2006. - 302с.
61. Новикова Ж.Л. Воспитание ребенка дошкольника разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного / Ж.Л.Новикова. - М.: Владос, 2005. - 115с.
62. Наркевич Н.Ю. Формирование социальной активности школьников в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. ...канд.пед.наук 13.00.01/ Н.Ю.Наркевич; Волжский гос. инженерно-пед. ун-т. - Нижний Новгород., 2007.-23с.
63. Никольская О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования / О.Д.Никольская. - Екатеринбург., 2007. - 153с.
64. Пак Л.Г. Игровая деятельность и социализация дошкольников / Л.Г.Пак. - Оренбург.: Изд.ОГПУ, 2005. - 195с.
65. Патронова И. Проектный метод. Его роль в повышении профессиональной компетентности руководителей ДОУ // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - С.81- 85.
66. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А.Петровский. -М., 1992.-258с.
67. Преемственность в формировании основ социальной активности личности на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста / В.А.Ситаров [и др.]. - М.: Изд. «Прометей», 1989. - 54с.
68. Самерханова Э.К. Единое образовательное пространство: идеи, реальность, перспективы. Монография / Э.К.Самерханова. - Нижний Новгород, 2008. - 125с.
69. Ситаров В.А, Педагогические условия формирования социальной активности младшего школьника: автореф. дис. ...док. пед. наук: 13.00.01 / В.А.Ситаров; МПГУ им. В.И.Ленина. - M., 1991. - 32с.
70. Слободчиков В.И. Самобытность детства: обоснование позиции / В.И.Слободчиков, Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов //Новые ценности образования. - 2007. - № 3. - С. 2-37.
71. Словарь социально-психологических понятий: коллектив,
личность, общение; под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л.: Лениздат, 1987. - 143c.-C.7-8.
72. Солодянкина O.B. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста / О.В.Солодянкина. - М.: Изд-во АРКТИ, 2006. - 88с.
73. Социальная компетентность: режиссура совместных действий / под ред. А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой. - М.: «Гратис», 2006. - 240с.
74. Спиркин А.Г. Философия / А.Г.Спиркин; изд.2-е.
ГАРДАРИКИ, 2006.-736с.
75. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф.Ильичева, С.М.Панова [и др.]. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840с.
76. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе / К.Фопель. - М.: Изд-во «ГЕНЕЗИС», 2008. - 158с.
77. Фромм Э. Иметь или быть? / Э.Фромм; пер с англ. / общ. ред. и поел. В.И.Добреньков. -М.: Прогресс, 1990. - 336с.
78. Хайрулина Е.В. Субъект в структуре социального взаимодействия: теория и практика социальной активности: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Е.В.Хайрулина; Дальневосточн. гос. пед. ун-т. - Хабаровск, 2009. - 20с.
79. Хвощев В.Е. Теория активности: от истоков к началам. Монография / В.Е.Хвощев. - Челябинск., 2008. - 167с.
80. Чехонина О. Тесты на выявление коммуникативных особенностей: для работы в подготовительной группе // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С.10- 16.
81. Шанц Е.А. Формирование социальной активности старших дошкольников в трудовой деятельности: автореф. дис. .. .канд.пед.наук: 13.00.01 / Е.А.Шанц. - Екатеринбург., 2006. - 22с.
82. Шанц Е.А. Формирование социальной активности личности в трудовой деятельности. Монография / Е.А.Шанц. - Екатеринбург., 2008. - 146с.
83. Щуркова Н.Е. Воспитательная среда / Н.Е.Щуркова // Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. - М., 1998. - С. 17-20.
84. Энгельс Ф. Диалектика природы / Ф.Энгельс // К.Маркс, Ф.Энгельс, соч. Т. 20. - М.: Политиздат, 1961. - С. 400 - 638.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ