Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Содержание понятия «воспитание нравственных качеств» в
научной психолого-педагогической литературе 17
1.3. Формы и методы воспитания нравственных качеств старших
дошкольников в дошкольной образовательной организации 29
Глава 2. Из опыта работы педагогов Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 р. п. Верхняя Синячиха» по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников 44
2.1. Анализ деятельности педагогов Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детской сад № 22 р. п. Верхняя Синячиха» по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников 44
2.2. Диагностика нравственной воспитанности старших дошкольников в МДОУ «Детский сад № 22 р. п. Верхняя Синячиха» 55
2.3. Разработка программы по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 70
Заключение 85
Список использованной литературы 90
Приложения отдельная брошюра
Глобальные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества и сознании людей снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания нравственных качеств подрастающего поколения. Актуальность данной проблемы отражена в современных документах, посвящённых проблемам образования. Прежде всего это «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025», в которой говорится о том, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Среди ряда существенных факторов, влияющих на процесс воспитания нравственных качеств личности в современном российском обществе можно выделить следующие:
• обесценивание семьи, как важного института сохранения генетической связи поколений;
• негативное влияние СМИ на подрастающее поколение;
• резкая смена ценностных ориентиров, произошедшая в 90-е годы 20 века.
Результаты социологического исследования «Молодежь новой России: ценностные приоритеты», проведённого Институтом социологии Российской Академии наук, подтверждают значимость воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Отвечая на вопрос о том, «что является самым важным в воспитании ребенка, почти большинство опрошенных (53%) указали, что наиболее важным считают воспитание честности, доброты, отзывчивости. С некоторым отрывом следуют такие качества, как воспитание любви к семье, дому, близким (47%).Также немаловажным представляется дать хорошее образование (50%), сформировать целеустремленность, деловые способности, «хватку» (35%), привить организованность, самодисциплину, ответственность (28%)» [54].
Значимость воспитания нравственных качеств у старших дошкольников подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором одна из задач направлена на решение «...объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [61].
Вопросы воспитания нравственных качеств нашли своё отражение в трудах отечественных педагогов А. С. Макаренко, Б. Т. Лихачёва, Р. И. Жуковской, В. А. Сухомлинского, Н. Ф. Виноградовой. М. Д. Маханевой, А. С. Белкина, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, И. Ф. Харламова.
Противоречие: между необходимостью воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в современных условиях и недостаточной разработанностью содержания воспитания нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования - каково содержание воспитания нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации?
Тема выпускной квалификационной работы: «Воспитание нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс воспитания нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - содержание воспитания нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - на основе теоретических и эмпирических данных разработать и частично апробировать программу по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: предполагается, что воспитание нравственных качеств
старших дошкольников будет проходить успешно, если:
1) будут определены формы (этическая беседа, игра-путешествие) и методы (приучения, упражнения, убеждения, метод проектной деятельности) воспитания нравственных качеств старших дошкольников;
2) будет разработана и частично апробирована программа по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2. Проанализировать содержание понятия «воспитание нравственных качеств» в научной психолого-педагогической литературе;
3. Рассмотреть формы и методы воспитания нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации;
4. Проанализировать деятельность педагогов Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 22 р. п. Верхняя Синячиха» по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников;
5. Определить уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, синтез; эмпирические - анкетирование, наблюдение, беседа, тест.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 22 р. п. Верхняя Синячиха».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основная цель выпускной квалификационной работы заключалась в том, чтобы, на основе теоретических и полученных эмпирических данных, разработать и частично апробировать программу по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Последовательное решение задач исследования способствовало достижению поставленной цели. В результате исследовательской деятельности, нами изучена психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста; проанализировано понятие «воспитание нравственных качеств».
Нами определены основные методы и формы воспитания нравственных качеств старших дошкольников в образовательной организации; проведён анализ деятельности педагогов детского сада по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников; проведена первичная диагностика нравственной воспитанности старших дошкольников, на основании которой разработана программа «Ростки ДоБРа». Результаты повторной диагностики, после частичной апробации программы, показали возможность её реализации в дошкольной образовательной организации.
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Старшие дошкольники - это дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Старший дошкольный возраст - это самый важный период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Основные новообразования возраста - произвольность, соподчиненность мотивов, самостоятельность, креативность, изменения в самосознании и адекватная самооценка.
По мнению учёных, педагогов и психологов период старшего дошкольного возраста (5-7 лет) является сензитивным. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, что очень важно в воспитании нравственных качеств старших дошкольников.
Воспитание нравственных качеств старших дошкольников- это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс воспитательных воздействий и взаимодействий субъектов воспитания в процессе которых организуется и стимулируется активная деятельность личности по овладению знаниями нравственного содержания, развитию нравственных чувств, а также освоению конкретных правил поведения, стремлению поступать в соответствии с ними и умению оценивать свои действия и действия других людей.
Результатом воспитания нравственных качеств становится нравственная воспитанность старшего дошкольника, которая подтверждается наличием набора таких нравственных качеств как любознательность, трудолюбие, позитивное отношение к умственному и физическому труду, самостоятельность, ответственность, отзывчивость, вежливость, милосердие, дисциплинированность, чувство патриотизма, любовь к своей семье, своей малой Родине, своей стране, уважение к старшим.
Расширение границ нравственной воспитанности старших дошкольников возможно при грамотном применении различных форм и педагогических методов, а также при непременном условии, что родители станут активными участниками воспитательно-образовательного процесса, равноправными партнёрами в воспитании нравственных качеств старших дошкольников.
В работе по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников необходимо использовать методы формирования сознания личности (убеждения, приучения, разъяснения); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручения; метод проектной деятельности); методы стимулирования деятельности и поведения (одобрение, поощрение).
Активное включение метода проектов в воспитательно-образовательный процесс будет способствовать воспитанию коллективных взаимоотношений, активности, самостоятельности, ответственности, отзывчивости и других важных нравственных качеств старших дошкольников.
Решающее значение для воспитания нравственных качеств имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого, имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
В ходе исследовательской работы нами было выявлено, что именно такие формы взаимодействия, как организация тематических дней, беседы о личном опыте, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, развлекательно-игровые программы, упражнения, дежурство и коллективный труд, являются необходимыми при воспитании нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной образовательной организации. Богатство нравственного содержания непосредственно образовательной деятельности, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - наиважнейшие источники воспитания нравственных качеств детей.
Анализ деятельности педагогов МДОУ «Детский сад №22 р. п. Верхняя Синячиха» по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников показал, что важно создание единой программы. Первичная диагностика нравственной воспитанности детей; данные, полученные в ходе анкетирования родителей доказали, что существует необходимость изменения системы работы педагогов по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников с целью её оптимизации.
По итогам проведённого исследования была разработана программа «Ростки ДоБРа».
Цель программы: создание условий для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, с активной жизненной позицией, способной к саморазвитию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
В рамках программы «Ростки ДоБРа» было проведено 12 мероприятий. После частичной апробации программы «Ростки ДоБРа» выполнена вторичная диагностика нравственной воспитанности старших дошкольников,(по методике М. И. Шиловой), отношение к обществу, патриотизм.
Сравнительная характеристика результатов первичного и вторичного диагностического исследования доказала, что произошли изменения в отношении детей к природе, появилась заинтересованность в совместной деятельности: старшие дошкольники стали инициаторами проекта «Осенние фантазии», который реализовывался в сентябре 2017г. К 25-летию «Светлячка», (20.10.17г.), каждый ребёнок проявил заботу о своём детском саде: кто-то сделал подарок своими руками, кто-то помогал воспитателям украшать группу к празднику и т.д. получен положительный результат (в большинстве случаев 11%-30%), несмотря на то, что апробация программы осуществлялась в течение ограниченного времени.
Таким образом, разработанная и частично апробированная программа «Ростки ДоБРа» может быть использована в работе педагогического коллектива дошкольной образовательной организации по воспитанию нравственных качеств старших дошкольников.
Реализация программы «Ростки ДоБРа» обуславливает воспитание нравственных качеств старших дошкольников:
• в познавательно-исследовательской деятельности - воспитывается отношение к умственному труду, любознательность, представлений о явлениях общественной жизни, о истории возникновения своей малой родины, о красоте окружающего мира;
• в трудовой - уважительное отношение к физическому труду, трудолюбие, уважения к труду взрослых, а также таких качеств, как организованность, ответственность, чувство долга;
• в игровой деятельности - коллективизма и дружеских взаимоотношений;
• в двигательной - ценностное отношение к своему здоровью и интерес;
• в художественно-эстетической - приобретение опыта эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощённый в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях; опыта художественно-творческой деятельности.
В процессе исследовательской работы были определены наиболее действенные методы, формы воспитания нравственных качеств у старших дошкольников, разработана программа. А «пашня», она благодатная, только и ждёт, когда в неё упадут Зёрна доброты, трудолюбия, любознательности, ответственности, бережливости и бесконечной любви ко всему тому, что с детства будет считать своим, родным. Мы создадим необходимые условия, и они появятся, обязательно появятся «Ростки ДоБРа», ведь Дети - Будущее России.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.
2. Азарова О. А. Психолого-педагогические особенности детей
старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс].
URL:http://dohcolonoc.ru/stati/1957-psikhologopedagogicheskie-osobennosti-detej- starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 10. 02. 16).
3. Алябьева Е. А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М.: ТЦ Сфера, 2016. 160 с.
4. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004. 128 с.
5. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. М.: ТЦ Сфера, 2017. 160 с.
6. Андриенка А. В. Педагогическая психология. 2001 [Электронный ресурс]. URL:https://psihologia.biz/psihologiya-edagogicheskaya/pedagogicheskaya- psihologiya.html (дата обращения 31.08.17).
7. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0370/6 0370- 13.shtml#book page top(дата обращения 07.08.17).
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол. - соц. ин-т. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
9. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 304 с.
10. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015. 192 с.
11. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 80 с.
12. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В.,
Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно¬
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 192 с.
13. Волков Б. С., Волкова Н. В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: ПЕДАГОГИКА- ПРЕСС, 1999. 536 с. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/3836290/page:33/ (дата обращения 31.08.17).
15. Даль В. И. Толковый словарь: в 2 т. М.: Изд. Центр «Терра», 1995. 789 с.
...