Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение развития духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста (Нижневартовский государственный университет)

Работа №59010

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы38
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
290
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения (Примерные этические беседы для старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» и Перечень мультфильмов, формирующих духовно-нравственные ценности).
Если в данной работе подставить нужной название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 4
1 Теоретические аспекты развития духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 5
Духовно-нравственные качества личности как основа нравственного развития личности 5
1.2 Особенности развития духовно-нравственных качеств у детей в старшем дошкольном возрасте 9
2 Организация воспитательной работы по духовно-нравственного развитию старших дошкольников 13
2. 1 Исторические аспекты и современное состояние духовно-нравственного воспитания дошкольников 13
2.1 Методы и средства воспитания духовно-нравственных качеств у старших дошкольников 19
Список использованных источников 29
Приложение 1 33
Приложение 2 36


Актуальность темы курсовой работы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, ориентированной на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения объявлено приоритетным в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В частности, в данном документе сказано, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям».
Все вышесказанное подтверждает необходимость подробного изучения темы исследования.
Цель исследования: изучение процесса развития духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были сформулированы задачи:
1. Дать характеристику духовно-нравственным качествам личности.
2. Выявить особенности развития духовно-нравственных качеств у старших дошкольников.
3. Проанализировать историю и современное состояние духовно-нравственного воспитания дошкольников.
4. Определить методы и средства воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников.
Объект исследования – духовно-нравственные качества у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – развитие духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Методической основой для изучения темы исследования послужили основополагающие труды в области педагогики, психологии и философии. В качестве источников выступили нормативные акты и программные материалы в образовательной сфере. Необходимо отметить немногочисленность исследований по духовно-нравственному воспитанию, к таким авторам относятся: О.А. Бахчиева, Д.О. Горшкова, М.А. Долгая, А.Н. Коваль,
Н.В. Кондрашова. В этой связи нужно отметить О.М. Потаповскую, которая исследовала данный вопрос в историческом и методологическом аспектах.
Методология и задачи работы обусловили применение комплекса методов сбора и анализа информации. Прежде всего, нужно указать на общенаучные методы, такие как системно-структурный и системно-функциональный, которые позволили определить место духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования, этапы его развития и внутреннюю структуру.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников. В приложении представлены материалы, иллюстрирующие основные положения работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важность формирования духовно-нравственных качеств личности объясняется тем, что современный человек живет в окружении множества источников воздействия как позитивного, так и негативного характера, которые влияют на сферу нравственности. Для современного общества характерен кризис духовности, поэтому ее развитие должно стать приоритетными в системе образования.
Анализ трудов в области педагогики, психологии и философии, позволил сделать вывод о сложности понятия духовно-нравственного развития. Составляющими данной категории являются нравственность и духовность.
Несмотря на имеющиеся различия, эти понятия тесно взаимосвязаны. С помощью нравственных чувств человек делает правильный моральный выбор, духовность же ориентирует его на высшие ценности. Духовность, таким образом, является основой нравственности.
Совокупность усвоенных моральных норм, принципов и правил, которые человек применяет добровольно и правильно, называется духовно-нравственными качествами. Процесс по развитию указанных качеств нужно начинать в дошкольном возрасте. Каждый из возрастных периодов дошкольного детства имеет свои особенности. Что касается старшего дошкольного возраста, то в это время ребенок наиболее восприимчив к духовно-нравственному воспитанию. В качестве важнейших достижений можно назвать осознание собственного «Я», своего положения в обществе. Формирование духовно-нравственных качеств происходит в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности. Развитие духовно-нравственных качеств происходит в процессе воспитания
Как отдельное направление воспитания, духовно-нравственное выделилось относительно недавно. Однако изучением данного явления занимались исследователи в различные исторические периоды.
Основоположником дошкольного духовно-нравственного воспитания в считается Я.А. Каменский. Теоретические и методические аспекты данного направления были определены им в работе «Материнская школа». Методологической основой в современной российской педагогике является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Процесс духовно-нравственного воспитания характеризуется развитием:
нравственных представлений, нравственных чувств и нравственного поведения. В соответствии с указанными направлениями развития, выделяют три группы педагогических методов: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, пример); методы формирования нравственного сознания (убеждения, рассказ, разъяснение, этические беседы); методы стимулирования чувств и отношения (поощрения, наказания). В качестве современного инновационного метода формирования духовных качеств был выделен метод проектов. выбор указанного метода, как наиболее эффективного, обусловлен возрастными и индивидуальн0-психологическими особенностями старших дошкольников.
В воспитательном процессе используются различные средства, среди которых выделяются художественные средства, природные объекты, собственная деятельность и окружающая обстановка.
Таким образом, в результате исследования была охарактеризована сущность процесса духовно-нравственного развития, выделены возрастные и психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
В результате изучения педагогической литературы определены наиболее эффективные методы и средства для развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 17.05.2018)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт<неи дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – с. 9-14.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html, свободный.- (дата обращения 20.03.2019)
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html, свободный.- (дата обращения 21.03.2019)
5. Аблитарова А. Р. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств/ А.Р. Аблитарова, А.О. Ястребцова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С. 9-11
6. Артюхова Е. С. Основные направления в формирования духовно-нравственной личности / Е.С. Артюхова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.- № 3. - С.26–28
7. Баранова С. П. Педагогика / С.П. Баранова, В.А. Сластенина - М.: Просвещение, 2013. - С. 256 – 277
8. Баранова Ю. А. О роли мультипликации в духовно- нравственном и творческом развитии дошкольника [Электронный ресурс]/Ю.А. Баранов// Концепт: научно-методический электронный журнал – 2014. – Спецвыпуск № 06 .- Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14557.htm, свободный.- (Дата обращения 20.03.2019)
9. Бахчиева О.А. Научно-педагогические исследования духовно-нравственного воспитания личности/ О.В. Бахчиева//Философия и история образования.- 2013.- 2013.- №3.- С. 56
10. Бикмуллина О. В., Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / О.В. Бикмуллина // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 12-15
11. Богданова О. С., О нравственном воспитании детей/ О.С. Богданова, Л.И. Катаева. - М.: Просвещение, 2013. – 213 с.
12. Гармаева Т.В. Нравственное воспитание дошкольников: опыт, проблемы, современные подходы/ Т.В. Гармаева// Вестник бурятского государственного университета.- 2017.- Вып. 7. – С. 67
13. Голоюс Е. А Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста/ Е.А. Голоюс// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1188–119
14. Горшкова Д. О. Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса/ Д.О. Горшкова // Молодой ученый. - 2018. - №22. - С. 308-309
15. Долгая М. А. Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности/ М.А. Долгая // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. – С. 22-23
16. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. - 464 с.: ил
17. Ежова Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Н.С. Ежова.- М .: Юрайт, 2017.- 183 с.
18. Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы/ Р.М. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 762
19. Коваль А.Н. Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста/ А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 748-750
20. Кондрашова Н.В. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок [Электронный ресурс]/ Н.В. Кондрашова, М.О. Шорчева// Концепт: электронный научно-методический журнал.- 2014.- №4.- Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/45, свободный.- Загл. с экрана.- (дата обращения 09.05.2018)
21. Киселев А.И. Духовность - сущность человека/ А.И. Кисилев // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2014.- №2(196).- С. 83 - 91.
22. Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание/ В.М. Меньшиков// Вестник ПСГТУ.- 2015.- Вып. 5- С. 28
23. Мешков Н.И. К проблеме духовно-нравственного воспитания личности/ Н.И. Мешков// Гуманитарные науки. Педагогика.- 2017.- №2.- С. 34
24. Микляева Н.В. Теоретические основы дошкольного образования: учебник/ Н.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2015. – 119 с.
25. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. - К.: Сфера, 2013. - 144 с.
26. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет/ И.Ф. Мулько. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 96 с.
27. Мустафаева С.Т.Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок/ С.Т. Мустафаева// Теория и практика дошкольного образования.- 2017.- №1.- С.63
28. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству/ Р.В. Овчарова//Теория и практика общественного развития .- 2013.- № 11.- С. 56
29. Потаповская О.М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста/ О.М. Потаповская// Вестник ПСТГУ.- 2012.- №3.- С.43
30. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание/ И.Ф. Свадовская. - М.: Академия, 2011. - 144 с.
31. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром:учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина,
А. Ш. Шахманова. - М.: ИНФА, 2016. - 146 с.
32. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov, свободный.- Загл. с экрана.- (дата обращения 13.05.2018)
33. Ушинский К. Д. Избранное/ К.Д. Ушинский. - М.: Владос, 2009. – 465 с.
34. Философский словарь: энциклопедия философский терминов онлайн [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://znachenieslova.ru/slovar/philosoph/, свободный.- (дата обращения 25.03.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ