Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание нравственных качеств младших школьников посредством театрализованной деятельности

Работа №99599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством театрализованной игры 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста 7
1.2. Анализ содержания понятия «воспитание нравственных качеств» в научной
литературе 18
1.3. Возможности театрализованной игры как средства воспитания
нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств детей младшего школьного возраста посредством театрализованной игры на примере МАОУ СОШ №3 г. Верхняя Пышма Свердловской области .. 40
2.1. Анализ деятельности педагогов МАОУ СОШ №3 г. Верхняя Пышма Свердловской области по воспитанию нравственных качеств у детей младшего
школьного возраста 40
2.2. Первичная диагностика уровня воспитанности нравственных качеств у
детей младшего школьного возраста 48
2.3. Содержание комплекса театрализованных игр по воспитанию
нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 55
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 75


Актуальность исследования. По Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения умений, знаний и компетенций, но и как процесс развития личности и принятия социальных, семейных и нравственных ценностей [69].
Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного воспитания, где обозначено: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [29, с. 3].
В случае невоспитанности у личности нравственных качеств, воспитание нравственности будет носить характер запоминания и усвоения знания , а не понимания и принятия данных норм. Современному социуму нужна личность, обладающая позитивными нравственными качествами и нравственными знаниями.
«Основой становления личности является воспитание её нравственных качеств. По мнению В.С. Безрукова, Б. М. Бим-Бада, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, Г.М. Коджаспирова, А.В. Петровского, воспитание нравственных качеств включает познание человеком социального пространства, овладение умением уважать себя и общество» [9; 48; 11; 17; 32; 49].
Понятие «нравственные качества» многогранно. Однако, современное информационное общество, со временем, утратило истинное значение понятия нравственности и нравственных качеств. Люди определяют его довольно размыто, либо вовсе неправильно [12, с. 458].
В настоящее время все чаще встречаются бездуховность, жестокость, безверие, агрессивность и девиантное поведение.
В современном мире человек живет и развивается в окружении безграничного количества информации в разнообразных источниках. Эти источники могут сильно воздействовать на него. Влияние может быть как положительного, так и негативного характера. Этими источниками, в первую очередь, являются средства массовой информации и коммуникации, неорганизованные события окружающей среды, которые постоянно оказывают огромное влияние на неокрепший интеллект и чувства детей, на формирующуюся сферу нравственности.
Воспитание нравственных качеств подрастающего поколения и по сегодняшний день является одной из важных задач общества.
Исследуемая проблема воспитания нравственных качеств была отражена в фундаментальных работах : А. М. Архангельского [4], Л. И. Божович [11], А. В. Зосимовского [27], А. А. Калюжного [28], Б. Т. Лихачева [35],
А. С. Макаренко [36] и др.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить противоречие исследования между необходимостью воспитания нравственных качеств у детей и несовершенством используемых средств в процессе воспитания данных качеств личности у детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: возможно ли применение театрализованной игры в качестве средства воспитания нравственных качеств у детей?
Ограничение исследования : в данном исследовании акцентировано внимание на воспитании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством театрализованной игры.
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у детей.
Предмет исследования: процесс воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством театрализованной игры.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать комплекс театрализованных игр по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс театрализованных игр по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста будет наиболее успешен, если учтены:
- психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
- основные аспекты воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;
- возможности театрализованной игры как средства воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;
- результаты первичной диагностики уровня воспитанности нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать содержание понятия «воспитание нравственных качеств» в научной литературе.
3. Описать возможности театрализованной игры как средства воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать опыт деятельности педагогов МАОУ СОШ № 3 г. Верхняя Пышма Свердловской области по рассматриваемой проблеме исследования.
5. Провести первичную диагностику уровня воспитанности нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, анализ документов, тестирование).
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Верхняя Пышма Свердловской области.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой современности.
Полноценное проживание младшего школьного возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка.
В данной работе под нравственными качествами понимается моральность на уровне её социальных проявлений, которую необходимо воспитывать и развивать путём методик, приёмов и технологий.
Воспитание нравственных качеств является составной частью нравственного воспитания.
В свою очередь, воспитание нравственных качеств - это формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
При осуществлении воспитания нравственных качеств, необходимо знать содержание отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств.
Воспитанием нравственных качеств у детей младшего школьного возраста необходимо заниматься, так как именно в данный возрастной период младшие школьники открыты эмоциональному сопереживанию и переживанию.
Театрализованная игра является одним из важных и доступных видов досуга для младших школьников, в ходе которой дети знакомятся с миром прекрасного, активизируется мышление и воображение. Также, театрализованная игра способствует социализации - процессу успешного вхождения в общество и принятия морали, принятой в этом обществе
Данная игра позволяет формировать опыт воспитания нравственных качеств благодаря тому, что каждый этюд, выполненный детьми младшего школьного возраста имеет не только нравственную направленность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством театрализованной игры осуществляется через: возможность увлечь младшего школьника добром, раздвигая для него рамки окружающего социума; умение слушать и слышать окружающих людей; умение видеть в людях прекрасное; стремление быть добрым, отзывчивым и прекрасным человеком.
В ходе исследования было выделено шесть значимых нравственных качества: честность, дружелюбность, дисциплинированность, ответственность, эмпатичность, трудолюбивость.
В процессе изучения воспитания нравственных качеств детей младшего школьного возраста было проведено диагностическое исследование, которое осуществлялось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Верхняя Пышма.
В рамках исследования уровня воспитанности честности и дружелюбности у детей младшего школьного возраста, было выявлено, что уровень воспитанности данных нравственных качеств находится на низком уровне.
Такое нравствтвенное качество, как дисциплинированность отличается невоспитанностью.
Нравственные качества : эмпатичность, ответственность, трудолюбивость находятся на среднем уровне воспитанности.
При осуществлении опытно-поисковой работы, было выявлено, что проводимые мероприятия не всегда соответствиют психолого-педагогоическим особенностям детей младшего школьного возраста,так как не учитываются те сензитивные периоды, которые запускают процесс воспитания нравственных качеств.
В МАОУ «СОШ № 3» города Верхняя Пышма работа по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста осуществляется фронатально, а театрализованные игры проводятся в индивидуальном или групповом порядке.
На основании представленных результатов диагностики был разработан комплекс театрализованных игр, направленный на воспитание нравственных качеств детей младшего школьного возраста.
Цель комплекса театрализованных игр - воспитание нравственных качеств детей младшего школьного возраста.
Содержание комплекса театрализованных игр учитывает взаимодействие внешних и внутренних факторов, следовательно, его специфика в основном отражает особенности воспитания нравственных качеств детей младшего школьного возраста посредством театрализованной игры.
Таким образом, разработанный комплекс театрализованных игр может являться опорой в деятельности педагогов МАОУ СОШ № 3 г. Верхняя Пышма в аспекте воспитания нравственных качеств детей младшего школьного возраста. С помощью представленного комплекса театрализованных игр у детей младшего школьного возраста повышается уровень воспитанности нравственных качеств таких как: честность, ответственность,
диссциплиноровнность, эмпатичность, дружелюбность, трудолюбивость. Так как при разработке комплекса театрализованных игр были учтены психолого- педагогоические особенности детей младшего школьного возраста, и учтены сензитивные периоды, которые запускают процесс воспитания нравственных качеств.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 1998. 268 с.
2. Абрамова Г. С. Практическая психология: учеб. для вузов.
Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 298 с.
3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание. 1999. №4. С. 70-80.
4. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 2009. 534 с.
5. Аплетаев М. Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / Омск.гос.пед.ун - т .Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 189 с.
6. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
7. Барболин М. П. Социализация личности: методология, теория, практика. СПб: Петрополис, 2008. 372 с.
8. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), Екатеринбург: УРАО, 2000, 937 с.
9. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 344 с.
10. Беликов В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Челябинск: ЧГПИ: Факел, 1994. 157 с.
11. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей. М.: Просвещение, 1997. 254 с.
12. Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. 2014. № 9. С. 458-460.
13. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 496 с.
14. Буре Р. С., Костелова Л. Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей // Ярославский педагогический вестник. 2000. № 2. С. 69-81.
15. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у младших школьников: 2 - ое изд. / А. М. Виноградова. М. : Просвещение, 1989. 95 с.
16. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ