Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации

Работа №99301

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством фольклора в общеобразовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Анализ содержания понятия «воспитание нравственных
качеств» на основе научной литературы 13
1.3. Возможности фольклора как средства воспитания
нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством фольклора на примере МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Свердловской области г. Алапаевска 31
2.1. Анализ деятельности педагогов школы №4 г. Алапаевска в
аспекте воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 31
2.2. Первичная диагностика воспитанности нравственных качеств у
детей младшего школьного возраста в школе №4 г. Алапаевска 38
2.3. Содержание комплекса мероприятий по воспитанию
нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации 47
Заключение 56
Список использованной литературы 62
Приложения 67


Воспитание нравственных качеств младших школьников является важной составляющей в развитии личности, они проявляется в практическом поведении, реальном действии. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Именно нравственные качества указывают человеку на необходимость трудиться, а не жить за чужой счёт, осуждают и запрещают воровство, обман. Нравственные качества проявляются в личности в честности, верности дружбы и любви, уважении к старшим, воспитанности в себе скромность, тактичности, порядочности.
На сегодняшний день в Российской системе образования предусмотрены программы по развитию и воспитанию нравственной личности. Кроме того, в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается важность формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, так как именно личность, обладающая нравственными качествами способна принимать на себя ответственность за свое будущее и общества [42].
Следовательно, вопрос о воспитании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации является актуальным.
Таким образом, может быть выявлено следующее противоречие исследования между необходимостью осуществления воспитания нравственных качеств у детей и недостаточной разработанностью средств воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Соответственно, проблема исследования: каковы средства воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации?
Тема исследования:«Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством фольклора в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных исследования разработать комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством фольклора в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством фольклора в общеобразовательной организации будет наиболее успешным, если учтены:
- психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
- основные методы и формы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации;
- возможности фольклора как средства воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;
- результаты первичной диагностики нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать содержание понятия «воспитание нравственных качеств» на основе научной литературы.
3. Описать возможности фольклора как средства воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность педагогов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» по проблеме воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
5. Провести первичную диагностику нравственных качеств у младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ документов, тестирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»г.Алапаевска, Свердловской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день в Российской системе образования предусмотрены программы по развитию и воспитанию нравственной личности. Кроме того, в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается важность формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, так как именно личность, обладающая нравственными качествами способна принимать на себя ответственность за свое будущее и общества.
Следовательно, вопрос о воспитании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации является актуальным.
На сегодняшний день младший школьный возраст имеет возрастные границы с 7 до 11 лет. В данном возрастном периоде отмечаются следующие психологические новообразования - произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия.
У детей младшего школьного возраста в этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. К педагогическим особенностям у младших школьников можно отнести то, что дети в этот период очень эмоциональны, и главная задача педагогов правильно мотивировать детей к дальнейшей учебной деятельности, через их восприятие мира.
Кроме того, следует отметить, что в младшем школьном возрасте ребенок выполняет такие виды деятельности как игровая, трудовая, занятия спортом и искусством. Однако ведущей деятельностью является учебная. Для детей младшего школьного возраста авторитет учителя это самая важная предпосылка для обучения. В этот период младшие школьники очень импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.
На данном возрастном этапе большое влияние на самооценку личности ребенка оказывает его успеваемость в учебной деятельности. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, в младшем школьном возрасте у детей появляются новые отношения это «ребенок - учитель», «учитель - ребенок».
Ведущими потребностями в данном возрасте являются: стремления к утверждению себя в предметной среде и многообразие познавательных интересов к учебной деятельности. Так же обозначается и большое значение социальных мотивов - долга, ответственности перед старшими (родителями, учителями). Более того, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования нравственных качеств личности, этому способствует податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Психологи считают, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность этого вида деятельности в формировании нравственных качеств у школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Воспитание нравственных качеств является целенаправленным процессом взаимодействия между воспитанником и воспитателем. Кроме того, нравственные качества - это определенные черты характера ребенка, соответствующие его поведению, которые представляют собой образец нравственного совершенства. Отечественные ученые выделяют следующие нравственные качества, которые формируются в процессе воспитания в младшем школьном возрасте: дружелюбность, дисциплинированность,
честность, эмпатичность, трудолюбивость, ответственность. Воспитание нравственных качеств осуществляется и в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений.
Кроме того, они устойчиво проявляются ребенком в этих отношениях, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения. Более того, воспитание нравственных качеств осуществляется через следующие виды деятельности: общественная, трудовая, экологическая, деятельность по сбережению материальных ценностей, деятельность общения с другими людьми, деятельность самопознания и самосовершенствования. Для совершенствования нравственных качеств у детей в младшем школьном возрасте используется такие методы воспитания как: словесные, практические, наглядные.
Важную роль в сохранении и передаче новым поколениям нравственных знаний и прогрессивного опыта традиционного народного воспитания выполняет фольклор. В процессе воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, как правило, используются следующие формы фольклора: сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные игры, песни, частушки, народный праздник.
Изучение фольклора способствует не только развитию у детей нравственных качеств и умения видеть прекрасное, но и расширяет их кругозор. Посредством изучения местных традиций дети включаются в среду народной культуры. Успешное освоение народных традиций возможно и в общеобразовательных учреждениях, где сложился коллектив, поставивший своей целью воспитать достойных людей.
На сегодняшний день в школьной практике знакомство с фольклором происходит выборочно, отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не проявляют интереса к ним. Следовательно, отсутствие интереса и результативность использования народного творчества в процессе воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста является основанием для разработки соответствующего комплекса мероприятий.
Основными формами педагогического воспитания являются: уроки, сотрудничество с родителями, организациями дополнительного образования. К основным формам организации обучения относят следующие: парная, групповая, обще коллективная. Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста осуществляется в условиях
многофункционального образовательного пространства, которое включает в себя образовательный процесс.
Более того, отмечаются основные формы деятельности педагогов в аспекте воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста к ним относят: экскурсии, кружки, мероприятия. К сопутствующим формам воспитания нравственных качеств относятся массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ.
Нравственное воспитание ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное и физическое развитие, и на трудовую подготовку, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.
Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственное воспитание взаимодействовало со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного и вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, внеклассных занятиях.
Изучив теоретические источники, а так же в процессе проведения первичной диагностики класса из МАОУ «Средняя Общеобразовательная школа №4», был составлен комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Он включающий в себя план беседы и применение нескольких методик по выявлению уровня воспитанности нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Был проведен анализ деятельности педагогов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», была выявлена работа по воспитанию нравственных качеств со стороны руководства школы и педагогов, так же были выявлены недостатки в этой работе. Был проведен анализ понятия «воспитание нравственных качеств», был раскрыт смысл этого понятия.
В качестве практической части была произведена первичная диагностика среди учеников МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», результаты выявили недостаточную работу с учениками, что показано результатами диагностики.
В качестве вывода хотелось подтвердить гипотезу, поставленную в начале написания данной работы. Действительно, путем применения фольклора возможно, а главное весьма результативно воспитать в детях младшего школьного возраста необходимые нравственные качества, для комфортной жизни в современном обществе.
Следовательно, поставленная цель и задачи исследования были реализованы.


1. Абрамова Г. С.Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 1997. 672 с.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1988. 370 с.
3. Батурина Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1995. 238 с.
4. Бережнова Л. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 240 с.
5. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. 224 с.
6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 304 с.
7. Блонский П. П. Психология младшего школьника. М.: Институт практической психологии, 1997. 575 с.
8. Бордовская Н. В., Реан. А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2001. 310 с.
9. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. М.: Астрель, 2008. 350 с.
10. Виды воспитания детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] URL: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6510 (дата обращения 21.11.2017).
11. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.
12. Горецкий В. Г. Народное творчество. СПб.: Питер, 1991. 46 с.
13. Горлова Е. Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения. М.: АСТ, 2002. 110 с.
14. Гусейнова А. А. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
15. Зотова Ю. И. Особенности организации досуга детей и подростков // Международный студенческий научный вестник. 2016 URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2080/17986 (дата обращения: 21.10.2017).
16. Использование фольклора для развития и воспитания детей
[Электронный ресурс] URL: https://nauka21veka.ru (дата обращения:
08.09.2017).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ