Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством фольклора в общеобразовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Анализ содержания понятия «воспитание нравственных
качеств» на основе научной литературы 13
1.3. Возможности фольклора как средства воспитания
нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством фольклора на примере МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Свердловской области г. Алапаевска 31
2.1. Анализ деятельности педагогов школы №4 г. Алапаевска в
аспекте воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 31
2.2. Первичная диагностика воспитанности нравственных качеств у
детей младшего школьного возраста в школе №4 г. Алапаевска 38
2.3. Содержание комплекса мероприятий по воспитанию
нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации 47
Заключение 56
Список использованной литературы 62
Приложения 67
Воспитание нравственных качеств младших школьников является важной составляющей в развитии личности, они проявляется в практическом поведении, реальном действии. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Именно нравственные качества указывают человеку на необходимость трудиться, а не жить за чужой счёт, осуждают и запрещают воровство, обман. Нравственные качества проявляются в личности в честности, верности дружбы и любви, уважении к старшим, воспитанности в себе скромность, тактичности, порядочности.
На сегодняшний день в Российской системе образования предусмотрены программы по развитию и воспитанию нравственной личности. Кроме того, в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается важность формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, так как именно личность, обладающая нравственными качествами способна принимать на себя ответственность за свое будущее и общества [42].
Следовательно, вопрос о воспитании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации является актуальным.
Таким образом, может быть выявлено следующее противоречие исследования между необходимостью осуществления воспитания нравственных качеств у детей и недостаточной разработанностью средств воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Соответственно, проблема исследования: каковы средства воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации?
Тема исследования:«Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством фольклора в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных исследования разработать комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством фольклора в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством фольклора в общеобразовательной организации будет наиболее успешным, если учтены:
- психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
- основные методы и формы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации;
- возможности фольклора как средства воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;
- результаты первичной диагностики нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать содержание понятия «воспитание нравственных качеств» на основе научной литературы.
3. Описать возможности фольклора как средства воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность педагогов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» по проблеме воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
5. Провести первичную диагностику нравственных качеств у младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ документов, тестирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»г.Алапаевска, Свердловской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На сегодняшний день в Российской системе образования предусмотрены программы по развитию и воспитанию нравственной личности. Кроме того, в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается важность формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, так как именно личность, обладающая нравственными качествами способна принимать на себя ответственность за свое будущее и общества.
Следовательно, вопрос о воспитании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации является актуальным.
На сегодняшний день младший школьный возраст имеет возрастные границы с 7 до 11 лет. В данном возрастном периоде отмечаются следующие психологические новообразования - произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия.
У детей младшего школьного возраста в этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. К педагогическим особенностям у младших школьников можно отнести то, что дети в этот период очень эмоциональны, и главная задача педагогов правильно мотивировать детей к дальнейшей учебной деятельности, через их восприятие мира.
Кроме того, следует отметить, что в младшем школьном возрасте ребенок выполняет такие виды деятельности как игровая, трудовая, занятия спортом и искусством. Однако ведущей деятельностью является учебная. Для детей младшего школьного возраста авторитет учителя это самая важная предпосылка для обучения. В этот период младшие школьники очень импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.
На данном возрастном этапе большое влияние на самооценку личности ребенка оказывает его успеваемость в учебной деятельности. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, в младшем школьном возрасте у детей появляются новые отношения это «ребенок - учитель», «учитель - ребенок».
Ведущими потребностями в данном возрасте являются: стремления к утверждению себя в предметной среде и многообразие познавательных интересов к учебной деятельности. Так же обозначается и большое значение социальных мотивов - долга, ответственности перед старшими (родителями, учителями). Более того, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования нравственных качеств личности, этому способствует податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Психологи считают, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность этого вида деятельности в формировании нравственных качеств у школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Воспитание нравственных качеств является целенаправленным процессом взаимодействия между воспитанником и воспитателем. Кроме того, нравственные качества - это определенные черты характера ребенка, соответствующие его поведению, которые представляют собой образец нравственного совершенства. Отечественные ученые выделяют следующие нравственные качества, которые формируются в процессе воспитания в младшем школьном возрасте: дружелюбность, дисциплинированность,
честность, эмпатичность, трудолюбивость, ответственность. Воспитание нравственных качеств осуществляется и в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений.
Кроме того, они устойчиво проявляются ребенком в этих отношениях, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения. Более того, воспитание нравственных качеств осуществляется через следующие виды деятельности: общественная, трудовая, экологическая, деятельность по сбережению материальных ценностей, деятельность общения с другими людьми, деятельность самопознания и самосовершенствования. Для совершенствования нравственных качеств у детей в младшем школьном возрасте используется такие методы воспитания как: словесные, практические, наглядные.
Важную роль в сохранении и передаче новым поколениям нравственных знаний и прогрессивного опыта традиционного народного воспитания выполняет фольклор. В процессе воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, как правило, используются следующие формы фольклора: сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные игры, песни, частушки, народный праздник.
Изучение фольклора способствует не только развитию у детей нравственных качеств и умения видеть прекрасное, но и расширяет их кругозор. Посредством изучения местных традиций дети включаются в среду народной культуры. Успешное освоение народных традиций возможно и в общеобразовательных учреждениях, где сложился коллектив, поставивший своей целью воспитать достойных людей.
На сегодняшний день в школьной практике знакомство с фольклором происходит выборочно, отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не проявляют интереса к ним. Следовательно, отсутствие интереса и результативность использования народного творчества в процессе воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста является основанием для разработки соответствующего комплекса мероприятий.
Основными формами педагогического воспитания являются: уроки, сотрудничество с родителями, организациями дополнительного образования. К основным формам организации обучения относят следующие: парная, групповая, обще коллективная. Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста осуществляется в условиях
многофункционального образовательного пространства, которое включает в себя образовательный процесс.
Более того, отмечаются основные формы деятельности педагогов в аспекте воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста к ним относят: экскурсии, кружки, мероприятия. К сопутствующим формам воспитания нравственных качеств относятся массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ.
Нравственное воспитание ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное и физическое развитие, и на трудовую подготовку, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.
Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственное воспитание взаимодействовало со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного и вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, внеклассных занятиях.
Изучив теоретические источники, а так же в процессе проведения первичной диагностики класса из МАОУ «Средняя Общеобразовательная школа №4», был составлен комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Он включающий в себя план беседы и применение нескольких методик по выявлению уровня воспитанности нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Был проведен анализ деятельности педагогов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», была выявлена работа по воспитанию нравственных качеств со стороны руководства школы и педагогов, так же были выявлены недостатки в этой работе. Был проведен анализ понятия «воспитание нравственных качеств», был раскрыт смысл этого понятия.
В качестве практической части была произведена первичная диагностика среди учеников МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», результаты выявили недостаточную работу с учениками, что показано результатами диагностики.
В качестве вывода хотелось подтвердить гипотезу, поставленную в начале написания данной работы. Действительно, путем применения фольклора возможно, а главное весьма результативно воспитать в детях младшего школьного возраста необходимые нравственные качества, для комфортной жизни в современном обществе.
Следовательно, поставленная цель и задачи исследования были реализованы.
1. Абрамова Г. С.Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 1997. 672 с.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1988. 370 с.
3. Батурина Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1995. 238 с.
4. Бережнова Л. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 240 с.
5. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. 224 с.
6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 304 с.
7. Блонский П. П. Психология младшего школьника. М.: Институт практической психологии, 1997. 575 с.
8. Бордовская Н. В., Реан. А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2001. 310 с.
9. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. М.: Астрель, 2008. 350 с.
10. Виды воспитания детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] URL: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6510 (дата обращения 21.11.2017).
11. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.
12. Горецкий В. Г. Народное творчество. СПб.: Питер, 1991. 46 с.
13. Горлова Е. Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения. М.: АСТ, 2002. 110 с.
14. Гусейнова А. А. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
15. Зотова Ю. И. Особенности организации досуга детей и подростков // Международный студенческий научный вестник. 2016 URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2080/17986 (дата обращения: 21.10.2017).
16. Использование фольклора для развития и воспитания детей
[Электронный ресурс] URL: https://nauka21veka.ru (дата обращения:
08.09.2017).
...