Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Работа №93604

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Анализ литературы по проблеме формирования нравственных представлений у детей 8
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста 15
1.3 Внеурочная деятельность как средство формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня сформированности
нравственных представлений у детей младшего школьного возраста 34
2.2. Содержание работы по формированию нравственных представлений у
детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 7

Актуальность развития нравственных представлений человека сформулирована в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) образование должно содержать в себе развитие личности школьника, в которое входит создание образа мира, ценностно-смысловых направлений и основы для морального выбора, соответствующего нравственным представлений. Формирование нравственных представлений - это основная задача современной образовательной школы. Она определяется как важная часть заказа общества для образовательных учреждений. На образование возложены большие надежды в формировании нравственных представлений в современном обществе.
«Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера» [40]. В целевых ориентирах процесса образования говорится наряду с интеллектуальным, духовно-нравственным и о творческом развитии личности. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [12]творчество определяется, как базовая национальная ценность. В ФГОС НОО «развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка, является одним из направлений образовательной области»[40].В требованиях к организации условий указывается на необходимость развития каждого ребенка.
Наше общество нуждается в образованных, высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект, чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
«Общеобразовательные учреждения должны раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше» - говорится в Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В ФГОС НОО прописано: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера»[41].
Вопрос о формировании нравственных представлений детей является одной из основных проблем педагогики, так как до сих пор до конца он не изучен и вопросы, связанные с творческими возможностями ребенка младшего школьного возраста остаются открытыми. Вместе с тем, недооценен потенциал внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность отличается тем, что можно создать условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Однако, потенциал занятий по внеурочной деятельности до конца не используется для развития нравственных представлений у детей младшего школьного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изученной литературы таких авторов как И.Ф.Харламова, И.А. Каирова, Е.А. Геника, В.А. Сухомлинского, М.В. Шевченко, Л.С. Выготского сделаем следующие выводы:
1. В рамках нашего исследования мы остановимся на следующем определении нравственных представлений - это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей, принятых нравственных норм и правил поведения в индивидуальные нравственные ориентиры, на основе которых личность осмысляет действительность и выстраивает отношения с миром и собою (рабочее определение Е.А. Геник).
Развитие творческих способностей - это динамический процесс преобразования творческих способностей, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности (Л.Г. Карпова).
Г оворя о результатах процесса развития нравственных представлений у детей младшего школьного возраста мы будем опираться на классификацию критериев по А.В. Торшиной и показателей по М.И. Шиловой:
По А.В. Торшиной сформированность нравственных представлений заключается в следующих критериях:
• Мотивационно-ценностный отражает систему доминирующих нравственных потребностей, мотивов деятельности и поведения, систему ценностей и ценностных ориентаций личности, а также эмоциональную отзывчивость на образы-носители нравственных ценностей.
• Когнитивный отражает уровень осмысления и осознания школьником нравственных категорий о добре и зле, систему взглядов учащегося на окружающий мир (его представления, понятия, взгляды), знания норм общественной морали, принципов и правил поведения в обществе.
• Деятельностно-творческий характеризуется наличием нравственных
качеств и умений, способностью вести себя в соответствии с нравственными нормами: помогать родным и друзьям, уважительно относится к
окружающим, быть трудолюбивым, создавать творческую атмосферу вокруг себя, визуализировать собственные нравственные позиции в продуктах творчества.
2. Младший школьный возраст благоприятен для развития нравственных представлений, так как именно в это время считается благоприятным для педагогического воздействия. Младшего школьника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость.
Главной задачей развития трудолюбия является формирование добросовестного, творческого, ответственного отношения к труду, отношение к труду как ценности. В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень.
В формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведение в обществе, основы воспитания отношения к обществу, что существенно оказывает влияние на дальнейшее развитие общества. В школьном коллективе ребёнок знакомится с принципами, социальными нормами, ценностными ориентациями, присущими развитому обществу. Здесь он получает практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения.
Возрастные особенности младших школьников играют важную роль в воспитании и формировании качеств патриотизма у детей младшего школьного возраста. Но при этом следует дать каждому младшему школьнику реальные возможности принять активную позицию при организации коллективной деятельности: для определения ее цели, планирования, поиска способов и средств ее выполнения, анализа и оценке результатов. Умелая и обдуманная организация общих дел, при выполнении которых младшие школьники могут проявить себя, является хорошей школой воспитания таких качеств, как: социальная активность,
гражданственность, а в конечном итоге - патриотизм.
Развитие памяти, внимания ребёнка имеет огромное значение для развития творческих способностей ребёнка. Непосредственно данные качества, по данным психологов, скитаются базовыми для развития творческих способностей и повышают творческо-поисковую активность. Развитие творческих способностей осуществляется на основе двух подходов: следует культивировать творческое воображение; в особенной культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством.
3. Внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для развития нравственных представлений у детей младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что создание моральных ценностей учащихся способствуют такие комплексы внеурочной деятельности, как добровольное желание участвовать, инициативность и независимость детей, личная нацеленность работы учителя, в основе которой главными формами представляют собой занятий на развитие личности и совместная творческая деятельность. В связи с этим, мы вывели заключение о том, что педагог, используя свои профессиональные способности, имеет возможность достаточно эффективно формировать нравственные ценности у детей, если в своей работе, при организации внеурочной деятельности...


1. Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения [Текст] / М.Н. Аплетаев - Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. - 256 с.
2. Артеменко, З.В. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеминко, Ж.Е. Завадская - М.: Новое знание, 2014.- 315 с.
3. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М. Архангельский - М.: Знание, 2013. - 61 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб.Пособие[Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1999. - 398 с.
5. Безрукова, В.С. Энциклопедический словарь педагога.
Екатеринбург [Электронный ресурс]. URL:
http://www.twirpx.com/file/1142474/ (дата обращения: 06.10.2019).
6. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект [Текст] / Е.Г. Белякова - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. - 152 с.
7. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие [Текст] / Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 336 с.
8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР. - 1991. - 294 с.
9. Гильгенберг, И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / И.В. Гильгенберг - Челябинск,
2012. - 23 с.
10. Гусейнов, A.A. Этика: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян - М.: Гардарика, 2014. - 472
11. Данилюк, А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников [Текст] / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2012. - 1
ч. 124 с., 2 ч. 141 с.
12. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк. - М., 2013.
• 304 с.
13. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры [Текст] / С. Ю. Дивногорцева.
• М.: изд. ПСГТУ, 2008. - 365 с.
14. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников. Учебное пособие [Текст] / Ф.И. Иващенко - Минск: Ушверсггэцкае, 2013. - 128 с.
15. Каиров, И. А. Азбука нравственного воспитания [Текст] / И. А. Каиров, О. С. Богданова. - М. : Просвещение, 1975. - 319 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ