ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Сущность и основные характеристики учебной деятельности 8
1.2. Характеристика предпосылок учебной деятельности у детей
дошкольного возраста 15
1.3. Анализ образовательных программ для ДОУ с точки зрения
формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста 25
1.4. Условия формирования предпосылок учебной деятельности
у детей дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Выявление уровня сформированности предпосылок
учебных деятельности у детей старшего дошкольного возраста . 33
2.2. Организация опытно-поисковой работы по формированию
предпосылок учебной деятельности и оценка ее эффективности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 сентября 2013 года утвержден новый Закон «Об образовании», где указано, что дошкольное образование является первым уровнем образования. Подготовительным этапом введения ФГОС были 2014 - 2015 года, а уже 2015 - 2016 учебные года все учреждения дошкольного образования перешли на новые образовательные стандарты. ФГОС дошкольного образования разработан на основе следующих нормативно-правовых документах РФ: Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, которые дают возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации образовательными организациями основных образовательных программ дошкольного образования.
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников является одной из самых актуальных, так как от ее решения во многом зависит успешность ребенка в начальном образовании. В историческом аспекте проблема подготовки к обучению в школе первоначально рассматривалась как педагогическая проблема. Педагоги изучали эту проблему с тех пор, как появились общественные учебные заведения (Я. А. Коменский [35], К. Д. Ушинский [68], А. С. Симонович [60] и др.). Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д. Б. Эльконина [74] и В. В. Давыдова [28], которые исследовали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу.
Осуществление ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специальной организации учебного предмета и построения учебной деятельности. Программы дошкольного и начального образования в соответствии с новыми образовательными стандартами базировались на основе преемственности. Основная цель дошкольного образования состоит в том, чтоб затем создать условия для воспитания и всестороннего развития личности ребенка, его психических процессов. На основе этого формируются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
В современных условиях дошкольное образование рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, на пути непрерывного образования через всю жизнь.
Проблема формирования предпосылок к учебной деятельности у дошкольников получила достаточно широкое освещение в отечественной теории и практике. К данной задаче в различное время обращались такие научные работники, как М.А. Васильева [13], Л.А. Венгер [14], Н. Е. Веракса [17], А. В. Запорожец [32], Т. С. Комарова [37], Л. A Парамонова [52], Д. Б. Эльконин [74], А. П. Усова [66], Т. И. Бабаева [6] и др.
В исследованиях Л. А. Венгера [14], В. В. Давыдова[28] и Д. Б. Эльконина [74], Е. И. Радиной [55], А. П. Усовой [66], Н. И. Гуткиной [26], еще представлена определенная роль образовательной работы в формировании предпосылок учебной деятельности. Авторы доказывают, что в процессе этой деятельности дети овладевают знаниями, у них развиваются представления, обогащается кругозор; благодаря ей развиваются сюжеты, содержание и правила игр. Вместе с тем обращается внимание на то, что образовательная деятельность в дошкольном возрасте должна реализоваться в процессе игровой деятельности с ее приобретениями и новообразованиями.
Как показывают специальные исследования и наши наблюдения, в процессе обучения первоклассников большинству из них, несмотря на индивидуальные различия, свойственны трудности организации внимания, неумение планировать, самостоятельно выполнять трудные учебные задания.
Таким образом, для того чтоб помочь детям в подготовке к полноценной учебной деятельности, несомненно необходимо начинать формирование произвольности уже в старшем дошкольном возрасте. Формирование произвольности важно сочетать с развитием пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, полноценного пальцевого праксиса (мелкой моторики кистей рук). В этот период у детей активно развивается и совершенствуется речевая произвольная регуляция собственных действий. Степень готовности или неготовности ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем проще ему будет овладеть чтением и письмом, полноценнее будет приобретенная письменная речь.
Подготовка детей к школе всегда была острой проблемой. Однако введение новых образовательных стандартов обострили противоречие между видоизмененными требованиями к образовательным программам дошкольного образования и уложившимся опытом их реализации на практике. Необходимо осмыслить новые подходы к решению проблемы подготовки детей к школе, обратить особое внимание на вопросы формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить условия формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме и раскрыть содержание понятия «предпосылки учебной деятельности»;
• проанализировать образовательные программы для ДОУ с точки зрения формирования предпосылок у детей старшего дошкольного возраста;
• разработать критерии, оценки уровней сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста;
• провести опытно-поисковую работу по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
• дать оценку эффективности опытно-поисковой работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования послужили положения общей психологии (Л. А. Венгера, Н. И. Гуткиной, В. В. Давыдова, Е. И. Радиной, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др.)
Для решения поставленных задач были использованы исследовательские методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, опытно-поисковая работа, наблюдение.
Практическая значимость: материалы исследования, а именно разработанный комплекс мероприятий, конспекты НОД, дидактические игры, диагностический материал, могут быть использованы воспитателями ДОУ.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №3», адрес 624480, г. Североуральск, ул. Каржавина д. 20А.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В списке использованной литературы 75 источников.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу и результата проведенного исследования по проблеме формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников, можно обобщить материалы и сформулировать основные выводы.
В результате проведенного исследования нами было рассмотрена сущность и основные характеристики учебной деятельности в психолого-педагогической литературе. Мы выявили, что ученые выделяют разное число компонентов, включенных в программу учебной деятельности, но они все едины в том, что главным структурными компонентами учебной деятельности выделяются: действие оценки, действие контроля, учебное действие, учебная задача. Перечисленные компоненты неразрывны и взаимосвязаны между собой.
При выявлении сущности и структуры предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста большинство авторов изученных нами работ утверждают, что вырабатывание предпосылок учебной деятельности при подготовке к школе - это трудное комплексное образование, состоящее из многих компонентов: интеллектуального, эмоционально-волевого, личностного и мотивационного, коммуникативного. Все эти компоненты весьма важны для успешной учебы в школе и быстрому привыканию к новым школьным условиям.
В психолого-педагогических исследовательских работах по дошкольному образованию сложились два основных подхода относительно того, каким образом целесообразнее формировать предпосылки к учебной деятельности у дошкольников: в процессе игровой деятельности и в процессе специально организованной образовательной деятельности. Вместе с тем, поскольку в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности и ее значение для формирования личности ребенка трудно переоценить, многие исследователи предлагают интегрировать игровую деятельность в специально организованную образовательную деятельность.
Мы выяснили, что формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит постепенно и последовательно, требует согласованного участия многих психических функций, таких как: память, сосредоточенность, внимание, восприятие.
Наряду с этим в дипломной работе рассмотрены и проанализированы четыре группы предпосылок учебной деятельности:
• личностные - это формирование познавательной и социальной мотивации; формирование адекватной самооценки;
• регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение сохранять заданную цель;
• познавательные - это умение применять правила и пользоваться инструкцией;
• коммуникативные - это и формулировать собственное мнение и позицию, а так же строить монологическое высказывание и диалогическую речь.
Необходимо отметить, что от физиологического, социального и психического развития ребенка в одинаковой мере зависит готовность ребенка к обучению в школе.
В ходе написания работы была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по изучаемой проблеме и раскрыто содержание понятия «предпосылки учебной деятельности».
Проанализированы образовательные программы для ДОУ с точки зрения формирования предпосылок у детей старшего дошкольного возраста. Здесь мы определили, что доминирующим моментом является реализация подхода к целостному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения, а 58
так же вхождение ребенка в современный мир полноценным знатоком этого мира.
Разработаны критерии, оценки уровней сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Необходимо отметить, что в образовательную деятельность были включены дидактические игры и игровые упражнения, в форме умственной разминки, в форме КВН, турниров и интеллектуальных игр. А именно были подобраны различные игры, с помощью которых педагог мог повлиять на развитие предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Наряду с этим разработан и апробирован учебно-тематический план реализации программы «Первый раз в первый класс», субъектами которого являлись не только дети, но и их родители.
Дана оценка эффективности опытно-поисковой работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты опытно-поисковой работы подтвердили и показали значимость апробированных нами условий и возможности их внедрения в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста.
Анализ, полученных результатов опытно-поисковой работы показал, что проведенная нами работа по формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с учетом предлагаемых условий является эффективной.
1. Агапова, И. А. Комплексная подготовка детей к школе [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М.: Сфера, 2003. - 192 с.
2. Алексеева, Ю. В. Развитие регуляторных умений и творческих способностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Ю. В. Алексеева. - URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/344(дата обращения: 29.09.2017).
3. Анисимова, Т. Б. Подготовка ребенка к школе [Текст] / Т. Б. Анисимова. - Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2004. - 288 с.
4. Анисимова, Т. Б. Скоро в школу [Текст] / Т. Б. Анисимова, Т. В. Плотникова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 314 с.
5. Анищенко, О. М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей [Текст] / О. М. Анищенко. // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 5. - С. 39-44.
6. Бабаева, Т. И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики [Электронный ресурс] / Т. И. Бабаева. - URL:http://www.kdp spb.ru/pedagogika/problemypedagogiki-1.html (дата обращения 04.09.2017).
7. Бабаева, Т. Б. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Детство [Текст] / Т. П. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 321 с.
8. Безруких, М. М. В любом виде деятельности ребенка, а в игре, прежде всего, идет его развитие [Текст] / М.М. Безруких. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №7. - С.10-14.
9. Белкин, A. C. Основы возрастной педагогики [Текст] / А. С. Белкин. - М.: Академия. - 2000. - 192 с.
10. Божович, Л. И. Правильно организовать жизнь. Развитие воли в раннем и дошкольном возрасте [Текст] / Л. И. Божович. // Семья и школа. - 1981. -№2. - С. 36-39.
11. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемыформирования личности [Текст] / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 212 с.
12. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст] / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер. - Томск: Пеленг, 1992. - 100 с.
13. Васильева, В. В. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / В. В. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 208 с.
14. Венгер, A. Л. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого [Текст] / А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова. // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С.56-63.
15. Венгер, Л. A. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
16. Веракса, Н. Е. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: Мозайка-Синтез, 2017. - 352 с.
17. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
18. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Смысл, Эксмо, 2005. - 1136 с.
19. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 165 с.
20. Выготский, Л. С. Детская психология : Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. Эльконина Д. Б. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
21. Воронина, Л. В. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений [Текст] / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова. // Образование и наука. - 2013. - №1. - С.74-85.
22. Габай, Т. В. Педагогическая психология [Текст] / Т.В. Габай. - М.: Академия, 2008. - 240 с.
23. Гальперин, П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин. // Доклады на совещании по вопросам психологии.- М.:Изд-во МГУ, 1954. - С. 188-201.
24. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 150 с.
25. Грекулова, О. Д. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / О. Д. Грекулова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 320 с.
26. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. И. Гуткина. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.
27. Давыдов, В. В. Формирование учебной деятельности школьников [Текст] / В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 214 с.
28. Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников [Текст] / В. В. Давыдов, А. К. Маркова. // Вопросы психологии. -1981. - №6. - С. 13-26.
29. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] : сб. научных трудов / АПН СССР, ПИИ общ. Педагогики / под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 1981. - 86 с.
30. Ильясов, И. И. Структура процесса учения [Текст] / И. И. Ильясов. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 157 с.
31. Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе [Текст] / A. B. Запорожец, Т. А. Маркова. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
32. Запорожец, A. B. Избранные психологические труды: В 2 т [Текст] / A. B. Запорожец. - М.: Ин-т практ. психол., 1996. - С. 36-41.
33. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская, версия [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 - 174 с.
34. Каменская, В. Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школе обучению [Текст] / В. Г. Каменская, С. В. Зверев. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 144 с.
35. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения Т.2 [Текст] / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 575 с.
36. Князева, Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование [Текст] / Т. Н. Князева. - СПб.: Речь, 2007. - 118 с.
37. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. - М.: Зимородок, 2006. - 418 с.
38. Коноваленко, C. B. Как подготовить ребенка к школе [Текст] : Психол. тесты, игры и упражнения / С. В. Коноваленко. - М.: Эксмо, 2003. - 190 с.
39. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова. - М.: Педагогика,1991. - 152 с.
40. Кудрявцев, В. Т. О «неожиданном» в образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта [Текст] / В. Т. Кудрявцева. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С. 86-90.
41. Леонтьев, А. Н. Проблемы деятельности в психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. // Вопросы философии. - 1972 . - № 9. - С. 95-108.
42. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев. // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - С. 303-324.
43. Леонтьев, А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: Международный образовательный и психологический колледж. - 1995. - 144 с.
44. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
45. Мысли, идеи, принципы А. С. Макаренко в современном образовании. Сборник докладов республиканских Макаренковских 87 педагогических чтений (Абакан, 21 декабря 2007 года) [Текст] / ред. - сост. В. В. Лушников. - Абакан: редакционно-издательский отдел ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2007. - 140 с.
46. Менчинская, Н. А. О концепции формирования умственных действий [Текст] / Н. А. Менчинская. // Вопросы психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954 - 135 с.
47. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] : пособие для учителя. / А. К. Маркова. -- М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
48. Майданкина, И. В. Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Майданкина. // Образование и воспитание. - 2015. - №5. - С. 23-27.
49. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
50. Николаева, Е. П. Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников [Текст] : конспекты занятий / Е. П. Николаева. - СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 96 с.
51. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов. - URL:http://www.ozhegov.org(дата обращения 14.08.2017).
52. Парамонова Л. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240 с.
53. Поддъяков, Н. Н. Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действия [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Н. Н. Поддъяков. - М.: 1960.
- 25 с.
54. Поливанова, Н. К. Особенности психического развития детей 6-7 -летнего возраста. Становление учебной деятельности [Текст] / Н. К. Поливанова, А. В. Берцфаи. - М.: Педагогика, 1988. - 232 с.
55. Радина, Е. И. Ознакомление детей с трудом взрослых [Текст] / Е. И. Радина. // Воспитание дошкольников в труде / под ред. В. Г Нечаевой. - М.: Просвещение, 1974. - 325 с.
56. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности [Текст] / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. - Томск.: Пеленг, 1993. - 61 с.
57. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]
- URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/ Pedagog/russpenc/
тйех.рЬр(дата обращения 27.08.2017).
58. Рубинштейн, C. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубенштейн. - М.: АПН СССР, 1958. - 147 с.
59. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
60. Субботина, С. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности [Текст] / С. Субботина. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №4. - С.108-114.
61. Симонович, Я. М. Организация детского сада в XIX веке. Статьи из первого российского дошкольного журнала [Текст] / Я. М. Симонович ; ред. - сост. А. С. Русаков. - М.: ТЦ Сфера ; СПб.: Образовательные проекты, 2014. - 128 с.
62. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками [Текст] / под ред. Л. А. Венгера. - М.: ИНТОР, 1996. - 128 с.
63. Степанова, М. И. «Школьная зрелость» как важная предпосылка учебной деятельности [Текст] / М. И. Степанова, И. П. Лашнева, З. И. Сазанюк. // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6 (42). - С. 6¬13.
64. Толковый словарь по Ефремовой [Электронный ресурс]. - URL:littp:/Avvv.nasliislowi.i4i/elremovoy2/5/'’&page 9&word (дата обращения: 14.08.2017).
65. Тулегенова, А. Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс] / А. Г. Тулегенова. - URL: http: //www.crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition3/ n03019.html83 (дата обращения 22.07.2017).
66. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / Н. Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1975. - 343 с.
67. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова ; под. ред. A. B. Запорожца. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
68. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 1966. - 96 с.
69. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: Гранд - Фаир, 2004. - 576 с.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Приказ вступает в силу с 1 января 2014 года. - М.: Просвещение, 2013.
71. Формирование учебной деятельности школьников [Текст] / под ред. В. В. Давыдова.- М.: 1982. - 218 с.
72. Цветкова, Т. В. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» [Текст] / Т. В. Цветкова. - М.: Сфера, 2017. - 192 с.
73. Эльконин, Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1966. - 98 с.
74. Эльконин, Д. Б. Комплексная характеристика развития игры // Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. академия. 1995. - С. 105-119.
75. Эльконин, Д. Б. О структуре учебной деятельности [Текст] / Д. Б. Эльконин // Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна.-М.: Междунар. пед. академия. 1995. - С. 157-168.