Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия развития речи детей в двигательной деятельности

Работа №99283

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы148
Год сдачи2017
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Развитие речи в процессе развития ребенка 6
1.2. Программы, направленные на развитие речедвигательной
сферы дошкольника 15
1.3. Развитие мелкой моторики ребенка как фактор, влияющий
на речь 27
1.4. Психолого-педагогические условия развития речи детей в
двигательной деятельности 34
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
2.1. Изучение начального уровня речевого развития у детей
среднего дошкольного возраста 44
2.2. Реализация в образовательном процессе ДОУ условий для
развития речи детей 4-5лет 61
Выводы по второй главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Актуальность работы заключается в том, что последние годы в педагогической практике отмечается высокий процент детей, имеющих различные нарушения речи. Почти 40% выпускников детских садов имеют дефекты речи, а это ведет к недоразвитию монологической и диалогической речи, к трудностям в обучении чтению и письму, проблемам в общении с окружающими, и, как следствие, проявление негативных качеств личности. В ФГОС ДО речевое развитие определено как самостоятельное направление, которое осуществляется через все виды и направления детской деятельности, в том числе и двигательной. Благодаря высокой двигательной активности ребенок познает окружающий мир. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. Ученые доказали положительную связь между моторикой руки и развитием речи. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Движения рук, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом для развития и совершенствования речи ребенка.
Оптимальным вариантом стимулирования речевого развития детей в среднем дошкольном возрасте является специально организованная двигательная деятельность по развитию мелкой моторики, сопровождаемая речью, а также манипулирование различными предметами. Хорошая память в сочетании с любознательностью и стремлением к творчеству, свойственная этому возрасту, помогут добиться успеха в преодолении недостатков речевого развития.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследования психологов, педагогов, лингвистов: В.В. Виноградова, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной, Д.Б. Эльконина и др. создали предпосылки для комплексного подхода к развитию речи и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, И.П. Павлов. О роли определенных движений для укрепления здоровья и развития ума говорили такие великие ученые-мыслители как Асклепиад, Гиппократ, Конфуций и др. Научные труды В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, И. М. Сеченова и др. доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности.
Теоретический анализ научной литературы по данной теме позволяет сделать вывод о том, что, на сегодняшний день недостаточно изучены психолого-педагогические условия, способствующие полноценному речевому развитию дошкольников среднего возраста посредством развития мелкой моторики, а также возможности их использования в ДОУ. Таким образом, мы выделяем проблему исследования, какие психолого-педагогические условия необходимы для развития речи детей посредством упражнений для совершенствования мелкой моторики.
Объект исследования: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития речи детей 4-5 лет в двигательной деятельности.
Итак, целью исследования является изучение психолого-педагогических условий развития речи детей 4-5 лет в двигательной деятельности.
Задачи.
1. Изучить теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста и рассмотреть развитие мелкой моторики ребенка как фактор, влияющий на речь.
2. Выделить психолого-педагогические условия необходимые для организации двигательной деятельности детей среднего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики в ДОУ.
3. Подготовить программу для детей 4-5 лет, способствующую речевому развитию, с использованием упражнений для совершенствования мелкой моторики.
Теоретико-методологической основой исследования являются: положения о закономерностях усвоения языка и речи в единстве с различными сторонами психического развития JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и др.; о многоаспектности процесса формирования системы языка E.H. Винарской, А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, С.Н. Цейтлина и др.; исследования развития речи у детей Г.В. Бабина, Е. Зворыгиной, М.И. Лисиной, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, Ф.А. Сохина и др. Современные авторы кинезиологических упражнений для детей А.Л. Сиротюк и Е.А. Подольская подчеркивают их важность для психического развития в целом и речевого в частности.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных материалов, диагностика речевого развития по методике Е.А. Стребелевой, анализ и обобщение результатов исследования.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в три этапа на базе МАДОУ № 25 г. Асбеста с воспитанниками средней группы в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 4,5 - 5 лет.
Структура работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования являлось изучение психолого-педагогических условий развития речи детей 4-5 лет в двигательной деятельности посредством развития мелкой моторики в ДОУ.
Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы. Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Поэтому работа по развитию речи детей должна сочетаться с развитием мелкой моторики. Наиболее важным в развитии речи является дошкольный период, так как именно в это время происходит интенсивное пополнение словарного запаса, активно развивается грамматический строй речи. Оптимальным вариантом стимулирования речевого развития детей в среднем дошкольном возрасте является специально организованная двигательная деятельность по развитию мелкой моторики, сопровождаемая речью, а также манипулирование различными предметами. Хорошая память в сочетании с любознательностью и стремлением к творчеству помогут добиться успеха в преодолении недостатков речевого развития.
Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; массаж и самомассаж; различные виды продуктивной деятельности и т. д.
Психолого-педагогические условия, необходимые для успешного речевого развития можно разделить на информационные, технологические, личностные и психологические основания образовательного процесса. Информационные условия включают систематическое и целенаправленное обучение; использование материала для занятий, адекватного возможностям детей; озвучивание всех последовательно осуществляемых действий. Технологические условия предполагают выбор методов приемов, соответствующих возрастным и психо-физиологическим особенностям детей; использование необходимых средств наглядности, литературных и фольклорных произведений; формирование положительной мотивации. Личностные условия объединяют развитие волевых качеств, умение преодолевать трудности, доводить дело до конца и выполнять его качественно, а также сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. Психологическими основаниями образовательного процесса являются: учет в обучении зоны ближайшего и актуального развития ребенка; создание условий, побуждающих к использованию имеющихся знаний и умений; организация пространственно-развивающей среды в группе, способствующей речевому развитию; благоприятный психологический климат.
Целью диагностического обследования воспитанников являлось определение уровня развития речи и мелкой моторики. Изучение развития речи включало следующие ее составляющие: понимание речи; сформированность фонематического слуха; состояние словарного запаса; состояние слоговой структуры слов; уровень развития активной речи; состояние грамматического строя речи; состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение. Для диагностического обследования мы использовали методику «Обследования речевого развития детей 4-5 лет» из методического пособия Е.А. Стребелевой. Обследование уровня развития мелкой моторики проводилось по методике Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич.
В опытно-поисковой работе (с согласия родителей) принимали участие воспитанники средней группы МАДОУ № 25 г. Асбеста в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 4,5 - 5 лет. По результатам первичного обследования детей высокий уровень имеют 10%, средний - 20%, ниже среднего - 35%, низкий - 35 % дошкольников 4-5 лет. Хуже всего у дошкольников среднего возраста развиты активная речь, слоговая структура речи, а также артикуляция и звукопроизношение. Общий уровень развития речи в группе не является достаточным, и дети нуждаются в дополнительной работе по совершенствованию речевого развития. Обследование развития мелкой моторики показало, что низкий уровень развития мелкой моторики у 55%, средний - у 35%, а высокий только у 10% дошкольников средней группы. Наиболее низкий уровень развития мелкой моторики был обнаружен у детей с низким уровнем речевого развития. Соответственно, в работе по совершенствованию речи необходимо особое внимание уделять развитию мелкой моторики и координации движений.
Для стимулирования речевого развития детей нами была подготовлена программа совершенствования мелкой моторики для детей 4-5 лет «Дружные пальчики». Целью программы является создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с 4 до 5 лет как условия совершенствования речи. Направления работы: создание предметно-развивающей среды; развивающая работа: с детьми - в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей; с родителями - посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»; индивидуальная работа с логопедом детей, имеющих низкие результаты по итогам первичной диагностики.
Работа по развитию мелкой моторики базировалась на комплексном подходе: сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому в составленные игровые комплексы, включались следующие виды деятельности: массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок; пальчиковая гимнастика; работа с различным материалом; игры на координацию движений; копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность.
Повторная диагностика показала следующие результаты: высокий уровень развития речи у 45%, средний - 45%, ниже среднего - 10% дошкольников, низкого уровня нет. Речь стала более правильной, плавной, связной и выразительной. Высокий уровень развития мелкой моторики у 40%, средний - у 60% дошкольников. Движения пальцев и кистей рук детей стали более точные, ловкие, улучшилась их координация. У всех детей наблюдается положительная динамика по всем изучаемым показателям. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие речи детей в двигательной деятельности будет более успешным при организации работы по программе совершенствования мелкой моторики при соблюдении выделенных психолого-педагогических условий.
В результате использования упражнений по развитию мелкой моторики активизировалось развитие речи детей и ее отдельные компоненты: понимание речи; сформированность фонематического слуха; состояние словарного запаса; состояние слоговой структуры слов; уровень развития активной речи; состояние грамматического строя речи; состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение. Были созданы условия для организации развивающей среды, способствующей созданию у детей среднего дошкольного возраста потребности в речи, стимуляции речевого развития.



1. Акименко, В. М. Речевые нарушения у детей [Текст] / В. М. Акименко. - Ростов н / Д: Феникс, 2008. - 141 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - 400с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
4. Беззубцева, Г. В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. Практическое пособие [Текст] / Г. В. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. - Москва: Гном и Д, 2013. - 120 с.
5. Белая, К. Ю. Первые шаги (Модель воспитания детей раннего возраста)[Текст] / К. Ю.Белая. - М.: Линка - Пресс, 2012. - 392 с.
6. Большакова, С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения [Текст] / С. Е. Большакова. - М.: АПО, 2006. - 417с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов [Текст] / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
8. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография [Текст] / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 127 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.:Лабиринт, 1999. - 352 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский.
- М.: Астрель Хранитель, 2008. - 671 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М.: Из-во АПН РСФСР, 1961. -213 с.
12. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи [Текст] / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. - Чебоксары: Академия, 2010. - 216 с.
13. Горохова, И. А. Развитие речи: Динамика формирования речи в
онтогенезе [Электронный ресурс] / И. А. Горохова URL:
http://mosmama.ru.(дата обращения 13.112017 )
14. Гуревич, М. О. Психомоторика Ч.1-2. [Текст] / М.О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. - М. - Л., 1930. -- 492с.
15. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности. [Текст] / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. - Ростов н / Д: Феникс, 2005. - 478 с.
16. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст] / сост. Виноградова Н. А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2015. - 400 с.
17. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н. И. Жинкин
- М.: Просвещение, 1982. -198с.
18. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. [Текст] / Н. С.Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.
- М.: Просвещение, 1973. - 223с.
19. Зимняя, И. А. Психология обучения народному языку [Текст]. / И. А. Зимняя — М.: Русский язык, 2010. - 415с.
20. Иванова, Е. С. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей [Текст] / Е. С. Иванова //Справочник старшего воспитателя. - 2008. - №11. - С. 65-71.
21. Кабанова, Т. В. Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями Текст] / Т. В. Кабанова, О. В. Домнина.- М.: Гном, 2010. - 104 с.
22. Казарцева, О. М. Культура речевого общения, теория и практика обучения,4-е изд. [Текст] / О. М. Казарцева - М.: Флинта, 2011. - 496с.
23. Капинос, В. И. Развитие речи: Теория и практика обучения [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М.; 2014. - 356с.
24. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. [Текст] / М. Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 324с.
25. Касицина, М. А. Коррекционная ритмика [Текст] / М. А. Касицина, И. Г. Бородина.- М: Издательство: Гном и Д, 2007.- 264с.
26. Кириллова, Ю. А., Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 - 7 лет. [Текст] - Ю .А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова. - СПб., «Детство-пресс», 2015. - 321с.
27. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. [Текст] / М.: ТЦ Сфера, 2011 -304с.
28. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. - М.: УФактория, 2010 - 228 с.
29. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М., Гном, 2010 г. - 345с.
30. Кормилицына, Е. С. Игры с бельевыми прищепками [Текст] / Е. С. Кормилицына. // Дошкольная педагогика. - 2006г. - №5, с. 64 - 65.
31. Крупенчук, О. И. Стихи для развития речи [Текст] / О. И. Крупенчук. - СПб.: ИД “Литера”, 2013. - 159с.
32. Кудрявцев, В. Т. Развивающая педагогика оздоровления. [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров.- М.: Линка-Пресс, 2010. - 296 с.
33. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2013. - 288 с.
34. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]. - М.:Смысл, 2009 — с.135.
35. Леонтьев, А. Н.. Речевая деятельность [Текст] / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие. - М.: Просвещение. - 1997. - 405 с.
36. Лопухина, И. С. Логопедия - речь, ритм, движение [Текст] / И. С. Лопухина.- СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2007. - 229с.
37. Нищева, И. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / И. В. Нищева. - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2013. - 528с.
38. Новиковская, О. А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи [Текст] / О. А. Новиковская. - СПб.: Сова, 2008. - 256 с.
39. Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей [Текст] / О. А. Новиковская. - СПб.: Издательство «Крона. Век», 2012 г. - 324с.
40. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
41. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие. Урал. гос. пед. ун-т. [Текст] / С. Е. Привалова. - Екатеринбург, 2015. - 203 с. ISBN 978-5-7186-0698-0
42. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» [Текст] / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.). - 18ВМ 5-09-012040-4.
43. Радина, Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / Е. И. Радина. [Текст] - М.: Просвещение, 2008. - 315 с.
44. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / В.И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.; // Под ред. Ф.А. Сохина. [Текст] - М.: Просвещение. 2014.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2- х т. Т. 1[Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2009. - 488с .
46. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика [Текст] / Л. П. Савина. - М.: Родничок, 2009. - 50 с.
47. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Н. Сазонова. - М.: Просвещение, 2013. - 144 с.
48. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга [Текст] / И. М.Сеченов. - М.:Наука,1980. - с.461-512.
49. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н. А. Стародубова. - М., 2006.- 448с.
50. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981. - 231с.
51. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику [Текст] / Т. А.Ткаченко. - М.: ЭКСМО, 2013. - 80 с.
52. Ткаченко, Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Т. А.Ткаченко. - М.:ЭКСМО, 2013. - 120 с.
53. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа). Абрамян, Л. А. Игра дошкольника [Текст]: учеб / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
54. Ушакова, Т. Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. - 1999. - N3.- С.59¬69.
55. ФГОС ДО [Электронный ресурс] URL:
http: //d2 5101. edu3 5. ru/ourchhome/obraz-standarty/ 128-fgos-do (дата
обращения 13.11.2017)
56. Федякова, И. А. Психолого-педагогические условия формирования
субъектных свойств личности младшего школьника / И. А. Федякова [Электронный ресурс] URL: //http://festival.1september.ru.(дата
обращения 14.11.2017)
57. Филичева, Т. Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое [Текст]/ Т.Б. Филичева // Логопедия. - 2008. - - №3. - С.5-9.
58. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
59. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. - М.: Родничок, 2012г. - 245 с.
60. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г. С. Швайко. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 176 с.
61. Эльконин Б. Д. Психология развития [Текст]/ Б. Д. Эльконин.- 4-е изд.- М.: Академия, 2008. - 114с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ