Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №99270

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Анализ понятия «нравственное воспитание» на основе научной
литературы 20
1.3. Методы, формы, средства нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 32
Глава 2. Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 42
«Звёздочка» г. Красный Кут Саратовской области»
2.1. Анализ опыта деятельности педагогов «Детский сад № 1»
г. Красный Кут в аспекте нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Первичная диагностика нравственной воспитанности у детей
старшего дошкольного возраста 49
2.3. Обоснование и основные аспекты комплекса мероприятий по
нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 61
Заключение 72
Список использованной литературы 78
Приложения 84


Актуальность исследования. Современная система образования рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для формирования у воспитанников потребностей и умений к освоению новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, а также развития личности в целом. Основной задачей современного образования является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности [2, с. 34].
Проблема нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста - приоритетная проблема современной российской действительности, которая приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации [1, с. 103].
Нравственное воспитание является одной из сложных для выполнения задач в условиях современного дошкольного образования. Именно нравственное воспитание является приоритетной задачей практически всех программ дошкольного образования. В наше время человечество столкнулось с угрожающим падением нравственности, бездуховности. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов нравственного воспитания личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных организаций [3, с. 714].
Именно процесс нравственного воспитания так же рассматривается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, как одно из направлений личностного развития дошкольника.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач (п. 1.6) [44, с. 8]:
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
Следовательно, в общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа методов, форм и средств, направленных на формирование соответствующего уровня нравственности у детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы нравственного воспитания, совершенствования личности ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению таких педагогов, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст.
Среди современных исследователей, которые занимались вопросами нравственного воспитания можно выделить таких, как: В. В. Попова, О. С. Богданова, Л. Р. Болотина, В. И. Логинова, Л. И. Романова.
Таким образом, накопленный теоретический и практический опыт нравственного воспитания и сложившаяся ситуация недостаточного развития и усвоения детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм и ценностей, позволяет выделить противоречие исследования между актуальностью и необходимостью нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью соответствующего научно-методического комплекса в аспекте нравственного воспитания детей данной категории в дошкольной образовательной организации.
Согласно выделенному противоречию обозначается следующая проблема исследования: каково содержание научно-методического комплекса по
нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Всё перечисленное позволило определить следующую тему исследования: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: основные направления нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, разработанный комплекс мероприятий по нравственном воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет наиболее успешно разработан, если учтены:
— психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
— методы и формы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
— результаты первичной диагностики нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть понятие «нравственное воспитание» на основе научной литературе.
3. Описать методы, формы, средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной
организации.
4. Проанализировать опыт деятельности педагогов МДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» г. Красный Кут, Саратовской области» в аспекте нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
— эмпирические (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, проективные методы, анализ документов).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Звёздочка» г. Красный Кут, Саратовской области».
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе рассматриваются основные аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Изучение процесса нравственного воспитания происходило на основе поставленных задач исследования.
Решая первую задачу, было выявлено, что возрастными границами старшего дошкольного возраста является период от 5 до 7 лет. Дети данного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности. Дети выступают как субъекты деятельности, у них развиваются все стороны личности: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая.
Кроме того, осуществляется интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, он становится более активным в поиске новой информации. В процессе познания выступает как субъект деятельности, то есть не пассивно принимает сложившуюся задачу, а стремится ее изменить, преобразовать.
Ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является игра - своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
В процессе решения второй задачи был проведён анализ содержания понятия «нравственное воспитание» на основе научной литературы.
Таким образом, нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Результатом нравственного воспитания является определённый уровень нравственной воспитанности, который изучался в данном исследовании.
Следовательно, нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях детского коллектива. Она включает в себя следующие компоненты: формирование нравственных представлений, нравственных чувств и нравственного поведения.
Рассматривая третью задачу исследования, были выделены методы, формы и средства нравственного воспитания.
Итак, метод нравственного воспитания определяется как путь и способ реализации задач и содержания нравственного воспитания. В данном исследовании рассматриваются такие группы методов, как: приучение, упражнение, стимулирование, торможение, самовоспитание, руководство, объяснительно - репродуктивный и проблемно - ситуативный.
В качестве формы нравственного воспитания применяются как фронтальные, групповые, так и индивидуальные формы организации воспитательного процесса.
Средством нравственного воспитания является совокупность приемов воспитания.
Более того, работа по проблеме исследования осуществляется с помощью определенных средств: художественная литература, природа, собственная детская деятельность, общение дошкольников и их ближайшее окружение. Так же выделили наиболее результативные методы нравственного воспитания - это метод приучения, упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивный и проблемно-ситуативный метод.
Кроме того, в процессе исследования так же предполагалась опытно-поисковая работа по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Был проведён анализ опыта деятельности педагогов на предмет нравственного воспитания, который показал, что в учреждении ведётся работа по нравственному воспитанию, но преимущественно направлена на формирование нравственных представлений.
В ходе анализа опыта деятельности педагогов были выявлены следующие трудности: мероприятия носят односторонний, хаотичный характер и направлены на формирование нравственных представлений.
Содержание деятельности по данному направлению не систематично. Нет разработанного комплекса мероприятий, направленного на формирования у детей нравственных представлений, нравственных чувств и нравственного поведения.
Кроме того, анализ работы с родителями по вопросам нравственного воспитания, показал, что необходимо разнообразить формы по нравственному воспитанию детей.
В ходе опытно-поисковой работы была проведена диагностика нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» г. Красный Кут, Саратовской области» и использованы следующие методы и методики:
— Методика беседы Л. В. Ануфриевой, модифицированный вариант методики «Закончи предложение» Н. Е. Богуславской, дополненный вопросами из опросника нравственных представлений Т. А. Репиной (для выявления критерия нравственной воспитанности - нравственные представления).
— Методика наблюдения А. П. Чихляевой, проективная методика «Домики» О. А. Ореховой (для выявления критерия нравственной воспитанности - нравственные чувства).
— Методика наблюдения А. П. Чихляевой, методика «Не поделили игрушку О В. Дыбиной (для выявления критерия нравственной воспитанности -
нравственное поведение).
Нравственное воспитание изучалось на основе следующих критериев: нравственные представления, нравственные чувства, нравственное поведение.
В диагностическом исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
По результатам использования методик можно констатировать, что в процессе диагностики по сформированности нравственных представлений доминирует высокий и средний уровень. У данной категории дошкольников развиты обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Сформировано отрицательное отношение к грубости и жадности.
Кроме того, результатом диагностики по выявлению уровня нравственной воспитанности - нравственные чувства, можно свидетельствовать о преобладании среднего уровня сформированности данного показателя.
Дети продемонстрировали нравственные чувства такие, как: доброжелательность, сочувствие, совместная радость, желание помочь в трудной ситуации, но они владеют знаниями, не всегда их применяют на практике.
Более того, по результатам диагностики выявления уровня нравственной воспитанности - нравственное поведение можно констатировать проявление среднего и низкого уровня сформированности критерия нравственной воспитанности.
В результате исследования дети не являлись провокаторами конфликта, но когда рядом были дети, которые настаивали на нём, уступали в пользу конфликтующего ребёнка. Кроме того, были выявлены воспитанники, которые провоцировали конфликт между сверстниками.
Следовательно, можно констатировать, что преимущественно сформированы нравственные представления. Более того, воспитанники начинают испытывать нравственные чувства. Сформированность нравственного поведения находится на этапе становления.
Следствием опытно-поисковой работы был разработан и обоснован комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Мероприятия разработаны с учётом критериев нравственного воспитания.
Целью комплекса мероприятий является: совершенствование процесса нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации.
Более того, комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей предусматривает работу с родителями, которая направлена на решение следующих задач: установление единства в нравственном воспитании детей; педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; изучение и поддержание опыта нравственного воспитания в семье.
Таким образом, успешность комплекса мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста влияет на такие аспекты, как: приобщение детей к нравственным нормам и правилам, на формирование нравственных чувств и нравственного поведения, а так же понимание представителями родительской общественности важности сотрудничества по вопросу нравственного воспитания детей.
Следовательно, только в целенаправленном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса возможно успешно решить проблему нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что разработанный комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом всех субъектов деятельности будет результативен для решения задач нравственного воспитания в практике дошкольной образовательной организации и необходим для формирования у дошкольников нравственных представлений, нравственных чувств и нравственного поведения.



1. Абраменкова В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребёнка. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2005. С. 103 - 113.
2. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 332 с.
3. Алиева Ш. Г. Социальное развитие дошкольников. // Молодой ученый. 2014. №2. С. 711 - 715.
4. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1979. 461 с.
5. Бабанский Ю. К. Педагогика 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
6. Бим-Бада Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2002. 527 с.
7. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 2013. 213 с.
8. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2012. 840 с.
9. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 304 с.
10. Бродская С. Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2006. 256 с.
11. Варич Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. URL [Электронный ресурс]: Доступ: http: // ivanovomama.ru/articles- one?id=1346.(дата обращения 17.08.2017).
12. Венгер А. Л. Психология развития // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
13. Веракса Н. Е., Комарова Т. С. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика- синтез, 2014. 368 с.
14. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5 - 6 лет // Психологическая наука и образование. 2004. №1. С. 47 - 56.
15. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу. М.: АПО, 1994. 84 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ