Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №49944

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы47
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад «Петровский». Омского муниципального района Омской области.
В эксперименте участвовало всего 16 детей старшего дошкольного возраста, которые составили одну экспериментальную группу.
Есть приложения ( в том числе результаты исследования)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы особенности духовно нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Характеристики духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Содержание и особенности духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 19
2.1 Организация и методика исследования 19
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
2.3 Рекомендации по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложения 37

Актуальность темы исследования обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Современное российское общество оказалось в эпицентре моральных и нравственных проблем. Процессы глобализации и универсализации воздействуют на культуры страны, происходит разрушение традиционных национальных духовных ценностей, в результате этого возрастает социальное зло, а так же усиливается моральное недоверие друг к другу, межличностные и межнациональные конфликты воспринимаются как обычное явление, исчезает эмпатия, устанавливается тенденция разрушения национальных культурных традиций, идеалы молодежи переориентируются с духовных на материальные. Актуальным остается вопрос этического измерения отрицательных последствий навязывания нашему социуму элементов жизненных стандартов Запада, что еще больше усугубляет кризис духовности российского общества. Это можно заметить в обесценивании морали и моральных императивов, а также в отсутствии на уровне межличностных отношений гуманных установок, благодаря которым происходит полноценное становление личности.
В ФГОС ДО выдвигаются требования к духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, что также свидетельствует об актуальности темы исследования. Приоритет нравственного поведения провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач современного детского сада является обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям.
Степень разработанности проблемы. Проблема духовно-нравственного воспитания человека раскрыта в научных трудах Л.С. Выготского, А.С. Микериной, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Суховой и др. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста охарактеризованы в работах Л.Д. Летовой, В.А. Лисица, Л.А. Сериковой и др. Условия духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста определены Н.В. Лещенко, И.И. Михненко, Р.Н. Махмудовой и др. Отметим, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, прикладных исследований по обозначенной проблеме в настоящее время недостаточно.
Таким образом, следует отметить противоречие между необходимостью качественно совершенствовать процесс духовно-нравственного воспитания старших дошкольников и недостатком научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на организацию работы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных духовно-нравственным воспитанием детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить особенности духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста и разработать мероприятие направленные на духовно нравственное развитие на детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что, если в работе с детьми старшего дошкольного возраста организовывать непосредственную образовательную деятельность с использованием русских народных сказок, то это будет способствовать повышению уровня их духовно-нравственной воспитанности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия «духовно-нравственное воспитание» и его особенности у детей старшего дошкольного возраста в научно психолого-педагогической литературе.
2. Провести диагностику духовно нравственного развития старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику особенности деятельности воспитателя по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать мероприятия, направленные на духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование; интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов тестирования; методы знаково-символического представления результатов исследования (таблицы, диаграммы, графики).
Методики исследования:
1. Методика Н. П. Капустина «Выбор».
2. Методика Т. А. Пономаревой «Беседа».
3. Методика «Духовно-нравственные понятия» Н. Г. Лускановой.
Выборка: 16 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев (9 мальчиков и 7 девочек).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе проведенного эмпирического исследования, могут быть использованы педагогами ДОУ в планировании работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1 Постановочно-аналитический. На этом этапе проходило теории обоснование темы, анализ литературных источников по проблеме исследования, формулировались элементы научного аппарата (объект, предмет, цель, гипотеза и т.д.), осуществлялся выбор гипотезы и т.д.
2. Эмпирический или исследовательский. Проводилось изучение с помощью диагностических методик уровень духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Количественно и качественно обрабатывались результаты; разрабатывалось мероприятие, направленное на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
3. Обобщающий. Систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы позволил рассмотреть определение понятия «духовно-нравственные представления» старшего дошкольника, которое рассматривается как усвоение, осознание и принятие дошкольниками традиционных моральных норм, нравственных идеалов, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоконравственного сознания и поведения по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству.
Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о том, что в литературе недостаточно рассмотрены условия организации духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Так же нет единства в понимании и сущности и содержании понятия духовно-нравственные представления. Не определены структура и уровни сформированности духовно-нравственных представлений и ориентиров у старших дошкольников, что существенно затрудняет работу педагогов по их совершенствованию.
По результатам исследования, направленного на изучение уровня духовно-нравственной воспитанности и выявление уровня духовно-нравственных представлений у детей, можно сделать вывод, что у детей не достаточно развиты представление о нравственных качествах. Начинаются формироваться представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, отрицательные отношения к таким качествам как хитрость, лживость, жестокость, трусость. Дети не дифференцируют эти нравственные проявления в различных социальных ситуациях. Не всегда дают характеристику духовно-нравственным проявлениям, нравственным поступкам.
Полученные результаты говорят о том, что, даже, несмотря на то, что половина детей показала неплохие результаты, все равно есть небольшое количество дошкольников, которым необходима помощь в получении знаний о понятиях духовно-нравственной сферы.



1. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет [Текст] / Р. С. Буре. – Москва : Мозаика-Синтез, 2017. – 80 с.
2. Вербицкий, Р. Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии / Р. Ю. Вербицкий // Вестник Университета ГУУ. – 2018. – №11. – С. 311-315.
3. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] : Пособие для воспитателей дет.сада [Текст] / В. В. Гербова, Р .А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др. ; Сост. Г. М. Лямина. – Москва : Просвещение, 2017. – 258 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика-пресс, 2016. – 536 с.
5. Горевский, И. И. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы [Текст] / И. И. Горевский // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 41-44.
6. Дарвина, Ю. С. Современные подходы к проблеме психологии воспитания подрастающего поколения [Текст] / Ю. С. Дарвина // Научный форум : Педагогика и психология : сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. № 7 (9). – Москва : Изд. «МЦНО», 2017. – С. 57-61.
7. Дронова, А. Н. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в современных условиях [Текст] / А. Н. Дронова // Начальное образование. – 2018. – № 2. – С. 3-8.
8. Дьячкова, М. А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление [Текст] / М. А. Дьячкова // Педагогическое образование. –2017. – № 2. – С.12–17.
9. Ермолич, С. Я. Подготовка социального педагога к формированию нравственно-правовых представлений старших дошкольников [Текст] / С. Я. Ермолич // Преподаватель XXI век. – 2018. – № 1. – С. 188-189.
10. Игнатьева, Е. Е. Духовно-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Е. Е. Игнатьева // Детский сад от А до Я. – 2018. – №9. – С. 24-29.
11. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2016. – №1. – С. 12-19.
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossi (Дата обращения: 30.04.2020 г.)
13. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 412 с.
14. Летова, Л. Д. Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников [Текст] / Л. Л. Летова // Педагогика. – 2019. – №5. – С. 24-28.
15. Лещенко, Н. В. Особенности духовно-нравственного развития старших дошкольников [Текст] / Н. В. Лещенко // Интеграция образования. – 2016. – № 3. – С. 119-122.
16. Лисица, В. А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А, Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2017. – № 11. – С. 20-22.
17. Макина, И. М. Средства нравственного воспитания старших дошкольников в свете требований ФГОС ДО [Текст] / И. М. Макина // Дошкольное воспитание. – 2015. – №2. – С. 72-78.
18. Мартьянова, А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы [Текст] / А. И. Мартьянова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 21-29.
19. Махмудова, Р. Н. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Р. Н. Махмудова // Аспирант и соискатель. – 2018. – № 3. – С. 51-52.
20. Микерина, A. С. Теоретическое обоснование проблемы формирования нравственных предствлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. С. Микерина // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. – 2016. – № 5. – С. 77-81.
21. Михненко, И. И. Формирование ответственности у старших дошкольников [Текст] / И. И. Михненко // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 607-608.
22. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] / И. Ф. Мулько. – Москва : Детство-Пресс, 2018. – 96 с.
23. Наумчик, В. Н. Педагогический словарь [Текст] / В. Д. Наумчик, М. А. Пазников, О. В. Ступакевич. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2016. – 279 с.
24. Попкова, Т. Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное [Текст] / Т. Д. Попкова. – Пермь, 2015. – 225 с.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Эксмо, 2016. – 720 с.
26. Серикова, Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем духовно-нравственного воспитания личности [Текст] / Л. А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – № 6. – С. 136–141.
27. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // [Электрон. ресурс]. Режим доступа : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43281.html/ (Дата обращения: 30.04.2020 г.)
28. Сушкова, И. В. Социально-личностное развитие [Текст] / И. В. Сушкова. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
29. Сухов, А. Н. Социальная психология [Текст] / А. Н. Сухов. – Москва : ИЦ Академия, 2018. – 240 c.
30. Шемшурина, А. И. Нравственное воспитание старших дошкольников [Текст] / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. – 2018. – № 5. – С. 5-40.
31. Чебровская, С. В. Психологические аспекты нравственных представлений дошкольников [Текст] / С. В. Чебровская // Амур. науч. вестн. – 2014. – № 4. – С. 183-189.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ