Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности личности педагогов с синдромом эмоционального выгорания

Работа №99196

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 6
1.1. Феномен эмоционального выгорания 6
1.2. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога 17
1.3. Методы коррекции и профилактики синдрома эмоционального
выгорания у педагогов 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ У
ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Характеристика методов исследования 34
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Современное образование - одна из важнейших сфер социальной жизни. Именно оно формирует духовное, культурное, интеллектуальное состояние общества. Одновременно повышение качества образования является приоритетом образовательной политики Российской Федерации. Основное значение для его осуществления имеет непосредственный носитель знаний, передающий их учащимся - педагог.
Однако, решая важную проблему передачи знаний и умений учащимся, педагог одновременно оказывается в напряжённой эмоциональной ситуации, возникающей в связи с частым пребыванием в сложных педагогических обстоятельствах, связанных со значительной многомерностью профессиональной деятельности. Помимо педагога, в его труд включены такие субъекты образовательного процесса, как администрация, родители, коллеги. Таким образом, пребывание в состоянии влияния стрессовых факторов на продолжении длительного времени приводит к психическим и физическим последствиям, среди которых особое место занимает синдром эмоционального выгорания.
В подобных условиях большую значимость и актуальность приобретает изучение взаимосвязи личностных характеристик педагогов и эффекта их эмоционального выгорания с тем, чтобы выделить основные компоненты влияния выгорания на личность педагога.
Степень освещенности темы: в научно-исследовательской литературе вопросам синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности посвящено значительное количество работ. Понятие, структура синдрома эмоционального выгорания освещена в работах Бабановой С.А., Ермаковой Е.В., Кмить К.В., Митьчевой Т.И., Подсадного С.А., Пономаренко И.Л., Солощенко Е.А., Чутко Л.С. и др. Особенности эмоционального выгорания в педагогической деятельности изложены Андреевой Е.А., Борисовой А.А., Дубиницкой К.А., Икорским А.Л., Капитанец Е.Г., Куимовой М.В., Мизоновой О.В., Решетовой Т.В., Петренко Е.А., Усмановой М.Н. и др. Методы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов описаны Асмаковец Е.С., Водопьяновой Н.Е., Долговой В.И., Игашевой О.Г., Квасовец С.В., Котовой Е.В. и др.
Объект: эмоциональная сфера личности.
Предмет: личностные факторы эмоционального выгорания педагогов.
Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными
особенностями и компонентами эмоционального выгорания у педагогов;личностные особенности и компоненты эмоционального выгорания педагогов сочетаются в факторы, выражающие различную взаимосвязь эффекта выгорания и личностных качеств педагогов.
Целью работы является построение факторной модели взаимосвязь личностных особенностей и компонентов эмоционального выгорания педагогов.
Заданная цель диктует необходимость решения ряда задач:
1) Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме эмоционального выгорания;
2) Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме личностных факторов;
3) На теоретическом уровне описать эффект выгорания у педагогов;
4) Подобрать методики для изучения личностных особенностей педагогов с эмоциональным выгоранием;
5) Эмпирически исследовать личностные особенности педагогов с эмоциональным выгоранием;
6) С помощью статистического программного обеспечения построить факторную модель взаимосвязи личностных особенностей и компонентов эмоционального выгорания педагогов.
Материалы и методы исследования:
1) Эмпрические методы: опросные методики:
a. «Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла, форма С»;
b. «Опросник выгорания Маслач»;
c. «Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко».
2) Математические методы:
a. Метод описательной статистики;
b. Метод компонентного анализа.
3) Программное обеспечение: IBMSPSS 19, Excel.
Практическая значимость. Полученные результаты целесообразно использовать для коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной педагогической среде. Также материалы актуальны для выступления на семинарах и конференциях по данной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во время проведения исследования мы изучили психологическую литературу таких авторов, как Г. Фрейденберг, К. В. Кмить, Т. И. Митичева, В. В. Бойко, Н. В. Гришина, Е. В. Ермакова, Л. С. Выготский, С. А. Подсадный, Е. А. Солощенко, К. Маслач, И. Л. Пономаренко, С. А. Бабанова, А. А. Обознов, К. Кондо и прочих.
Мы рассмотрели историю формирования понятия синдрома эмоционального выгорания через эволюцию его понимания вышеприведёнными учеными. Описали и рассмотрели методики диагностики эмоционального выгорания и основные направления работы с синдромом выгорания. Описали исследования типологии личностей, склонных к эмоциональному выгоранию. Также мы выделили из психологической литературы личностные характеристики, которые способствуют компенсации или профилактики эмоционального выгорания.
Далее мы описали формат профессии педагога и проанализировали феномен эмоционального выгорания применительно к данной профессии. Далее мы описали кризисы профессионального становления педагога, после чего выделили основные стрессогенные факторы в становлении профессиональной деятельности. Мы рассмотрели корреляты с эмоциональным выгоранием педагогов, которые привели на страницах с 21¬ой по 24.
Далее мы выделили основные методы коррекции и профилактики эмоционального выгорания у педагогов. Рассмотрели подходы таких авторов, как Н. Е. Водопьянова, А. В. Иванова, Е. С. Асмаковец, В. И. Долговой, Е. В. Котовой, О. Г. Игашевой, Г. Дьяконова.
В конце каждого параграфа мы описывали обобщающие выводы.
Далее мы описали эмпирическое изучение личностных свойств у педагогов с синдромом эмоционального выгорания.
Сначала мы сформировали первичную выборку и с помощью методов описательной статистики проанализировали показатели эмоционального выгорания и личностные качества исследуемых. Далее мы разделили выборку на группу с высоким выгоранием и группу с низким выгоранием. Затем мы проанализировали различия между данными группами по критерию Манна-Уитни с целью установить наличие достоверных различий между выборками по сферам эмоционального выгорания и личностных особенностей. На следующем этапе исследования мы проанализировали взаимосвязи между различными показателями у обоих выборок с помощью метода корреляции. И в заключение мы произвели факторный анализ личностных особенностей и элементов эмоционального выгорания для индивидов с высоким выгоранием с целью установить факторную составляющую личностных особенностей эмоционального выгорания.
В результате были выделены четыре компонента, каждый из которых мы подробно описали:
1) Деструктивная компенсация профессионального выгорания;
2) Погружение в профессию;
3) Эмоциональная дихотомичность;
4) Понижение значимости рабочих обязанностей.
В начале исследования мы поставили гипотезу, которая заключалась в том, что личностные особенности и компоненты эмоционального выгорания педагогов сочетаются в факторы, выражающие различную взаимосвязь эффекта выгорания и личностных качеств педагогов.
Всего выделился лишь один конструктивный фактор, который характеризует личность педагога, как способную справляться с эмоциональным и профессиональным выгоранием посредством увеличения значимости своих профессиональных компетенций. При влиянии остальных факторов педагог либо начинает деструктивно взаимодействовать с социумом, либо компенсирует выгорание неадекватными эмоциями, либо отстраняется от источника выгорания.
Успешный факторный анализ подтвердил нашу гипотезу и позволил создать представление о вариантах взаимодействия личности педагога с эффектом эмоционального выгорания.
В дальнейшем мы предлагаем использовать результаты нашего исследования в практической деятельности педагогов-психологов при работе с педагогическим коллективом различных учебных учреждений. Также данный результаты мы планируем использовать в дальнейших исследованиях, строя их фундамент на выделенных факторах личностных свойств и эмоционального выгорания.



1. Ekstedt M. Burnout and sleep. Stockholm.Karolinska University Press. - 2005. - 89 p.
2. Jonsdottir I.H., Hagg D.A, Glise K., Ekman R.Monocyte chemotactic protein-1 (MCP-1) and growth factors called into question as markers of prolonged psychosocial stress. // PLoS One. - 2009.- Vol. 4(11) - рр. 56-62.
3. ShiromA.. Burnout and health: current knowledgeand future research directions/ A.Shiron, S Melamed, S. Toker et al. // InternationalReview of Industrial and Organizational Psychology.-2005. - Vol. 20. - P. 269-279.
4. Айсина Р.М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеровв условиях коммерческой организации/Р.М. Айсина//автореферат дисс. К.п.н. - Москва. 2007. - 34 с.
5. Андреева Е.А .Психологические факторы развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов/Е.А. Андреева, Т.М. Матвеева//Наука вчера, сегодня и завтра: сборник статей. - Уфа: ОМЕГА. - 2015. - С. 182-185.
6. Асмаковец Е.С. Программа профилактики и коррекции синдрома профессиональноговыгорания учителей / Е. С. Асмаковец//Здоровье педагога: проблемы и пути решения : материалы I заочной всероссийской научнопрактическойинтернетконференции с международным участием Омск : БОУДПО "ИРООО", 2010. - С. 75-79.
7. Бабанова С.А. Профессиональный стресс , или профессиональные поражения эмоциональной сферы/С.А. Бабанова//РМЖ. - 2014. - № 4. - С. 266.
8. Баранов A.A. Психология стрессоустойчивости педагога/А.А. Баранов. - СПб.: Питер, 2011. - 142 с.
9. Борисова М.В. Основные направления профилактики и коррекции эмоционального выгорания/М.В. Борисова, Н.П.
Анисимова//Ярославский психологический вестник. - 2011. - Т. 2. - С. 214-215.
10. Борисова М.В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов/М.В. Борисова//Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий : коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орлаи др. - Курск. гос. ун-т. - 2008. - С. 130-139.
11. Василенко А.Ю .Возможности профилактики синдрома эмоционального выгорания: личностные факторы/А.Ю. Василенко//Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 4. - С. 53-55.
12. Василенко А.Ю. Самоактуализация личности как фактор профилактики синдрома эмоционального выгора-Ния/А.Ю. Василенко // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология.- 2011.- № 1(4).- С. 35-39.
13. Водопьянова Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека / Н. Е. Водопьянова // Вестник СПБГУ. - 2009. - Вып. 2. - С. 75-86.
14. Водопьянова Н.Е. Коррекция синдрома выгорания в контексте субъект- ориентированного подхода/Н.Е. Водопьнова, Н.Б.
Чесноков//Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.). Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2011. - С. 158-159.
15. Волобаев В. М. Эмоциональное выгорание : диагностика, профилактика, коррекция / В. М. Волобаев. - Ульяновск :УИПКПРО, 2011. - 103 с.
16. Воробьева В.В. Исследование факторов синдрома эмоционального выгорания и способы его коррекции (на примере преподавателей
Медицинского института)/В.В. Воробьева, О.А. Родионова//Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - № 8. - С. 1082-84.
17. ДолговаВ.И. Simulation of the formation of emotional stability of personality/В.И. Долгова/Zaterials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, harmaceutics and veterinary sciences. (London,December 05 -
December 10, 2012). - С. 67-70.
18. Дубиницкая К.А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений/К.А.Дубиникая//Автореферат дисс. К.п.н. - Москва. - 2011. - 27 с.
19. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. Детский психолог/Г. Дьяконов - М: Наука. 1993 - С. 165.
20. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект)/Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. — 2010. — № 1. - C. 27-39
21. Иванов А.В. Реабилитация лиц с синдромом выгорания с использованием комплекса психофизиологических методов воздействия на подпороговом уровне/А.В. Иванов, С.В. Квасовец, Е.В. Безносюк и др.//Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) : сб. науч. ст. / под ред. В. В. Лукьянова, С. А. Подсадного ; Курск. гос. ун-т. - Курск : КГУ, 2007. - С. 65-68.
22. Игашева О.Г. Профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов образовательных организаций: методы и средства/О.Г. Игашева//материалы VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. 2014. - Издательство: Уральский
государственный педагогический университет (Екатеринбург). - С. 41¬
47.
23. Икорский А.А. Особенности эмоционального выгорания у специалистов, работающих с умирающими больными/А.А. Икорский//Вестник православного Свято-Тихвинского университета. - 2015. - № 1. - С. 102-119.
24. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. - 2016. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ