Введение 3
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы индивидуально-психологических особенностей личности старшеклассников в условиях компьютерного обучения 8
1.1. Индивидуально-психологические особенности личности... 8
1.2. Возрастные особенности юношеского возраста 15
1.3. Развитие индивидуально-психологических особенностей
личности, в условиях компьютерного обучения 22
Выводы по 1 главе 28
Глава II Экспериментальное исследование индивидуально¬психологических особенностей личности старшеклассников в условиях компьютерного обучения 29
2.1. Организация и проведение экспериментального
исследования по изучению индивидуально¬психологических особенностей личности в условиях компьютерного обучения у старшеклассников 29
2.2. Анализ результатов исследования 30
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список литературы
Актуальность проблемы исследования. Проблема развития личности и индивидуально-психологических особенностей во все времена волновала представителей различных наук, таких как- философия, психология, педагогика, социология. Понятие личности включает в себя психическую, духовную сущность человека, наделенную разнообразными социальными качествами. Индивидуально-психологические особенности -это составная часть психологической структуры личности и именно они отличают одного человека от другого. Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы, образующие четыре основные стороны личности: биологически обусловленные особенности (первичные
потребности, задатки, темперамент), социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение), индивидуальные особенности различных психических процессов и жизненный опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).
Процесс развития личности является социально обусловленным, т.е. личность не может развиваться вне социума, соответственно и многие индивидуально-психологические особенности личности обусловлены социальной ситуацией развития. Социум играет важную роль в развитии каждого человека, поскольку благодаря обществу, мы становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое. Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее животным, чем людьми — они были абсолютно не приспособлены для жизни среди нас. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себе подобными и уживаться в этом мире среди людей. По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его индивидуально-психологических особенностей значительно
увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности. Проблема соотношения обучения и развития индивидуально-психологических особенностей личности во все времена является не только методологически, но и практически значимой.
Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя: развитие интеллекта; эмоциональной сферы; устойчивости к стрессам; уверенности в себе и приятие себя; развитие позитивного отношения к миру и приятие других; развитие самостоятельности, автономности; развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования и др. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, [24]Б.Г.Ананьева. [3]
В последнее время, жизнь современного человека сильно изменилась. Информационные технологии окружают личность во всех сферах его жизни. Не исключением стала и система образования. Использование компьютеров в обучении породило немало философских, теоретико-методологических, социально-экономических и других проблем. От их решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Техническая революция, давшая импульс коренному изменению средств обучения, началась в период, когда общество не было готово к принятию новой концепции организации учебного процесса, его целей, мотивов, содержания. В современной системе образования многие школы перешли на компьютерное обучение не так давно, кроме того учеными разрабатываются все новые программы обучения детей, по средствам информационных технологий. Компьютерное обучение неизбежно вторгается в повседневную реальность и в системе образования, становясь еще одним условием для развития личности. В XXI веке мы не можем представить социум без информационно-коммуникативных технологий. Работы О. И Бахтиной [6], Е.Ю. Заничковского [16], В. А. Каймин [18], И. И. Мархель [19], В. М. Оксман [20], Ю.В. Фомичева [35] и других исследователей позволяют по- новому переосмыслить роль компьютеров в системах образования, оценить с позиций концепции личностно-ориентированного обучения накопленный опыт использования компьютерных технологий, рассмотреть их ценность для развития личности и индивидуально-психологических особенностей.
Естественно, изучение проблемы обучения и воспитание детей по средствам компьютера заинтересовала многих ученых в области педагогики, психологии. Выбор данной темы, обусловлен противоречием между не изученностью проблемы и развитием индивидуально-психологических особенностей старшеклассников в условиях компьютерного обучения. Актуальность нашего исследования определяется тем, что индивидуально - психологические особенности , могут быть обусловлены условиями компьютерного обучения, при том что являются важными факторами, определяющими успешность личности. Процесс развития личности старшеклассников и ее индивидуально-психологических особенностей в условиях компьютерного обучения до сих пор остается открытым.
Цель исследования: выявить индивидуально-психологические
особенности личности старшеклассников в условиях компьютерного обучения.
Объект исследования - процесс развития индивидуально-психологических особенностей личности старшеклассников в условиях компьютерного обучения.
Предмет исследования - индивидуально-психологические
особенности личности старшеклассников в условиях компьютерного обучения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у старшеклассников обучающихся при помощи компьютеров, такие индивидуально-психологические особенности личности как эмоциональная незрелость, лабильность, переменчивость интересов, увлечений, интровертированность, замкнутость, обусловлены условиями в которых они обучаются.
Исходя из целей и гипотезы мы выдвигаем задачи исследования
1. Изучить литературу по проблеме индивидуально-психологических особенностей старшеклассников в условиях компьютерного обучения
2. Проанализировать возрастные индивидуально-психологические особенности юношеского возраста в контексте компьютерного обучения
3. Выявить и раскрыть индивидуально-психологические особенности старшеклассников, в зависимости от условий обучения.
Для решения сформулированных нами задач использовались следующие методы: анализ литературных источников по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.
Теоретическую базу исследования составили труды Л.С. Выготского [9], Е.В.Бондаревской [7], В.В.Давыдова[11], В.С.Ильина[14] , М.В.Кларина, В.В.Серикова[36] и других ученых, исследовавших проблемы личностно ориентированного обучения. Были использованы труды О.И Бахтиной [4], Е.Ю. Заничковского [15], В.А. Каймин [17], И.И. Мархель [19], В.М. Оксман [20], Ю.В. Фомичева [25], и других исследователей проблем компьютерного обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены индивидуально-психологические особенности старшеклассников , обучающихся с помощью компьютеров. Результаты исследования могут использоваться психологами, социальными педагогами, классными руководителями и педагогами-предметниками, а так же педагогами- организаторами.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
• эмпирические: тестирование, констатирующий эксперимент;
• статистические: математическая и статистическая обработка
полученных в ходе исследования результатов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В соответствии с задачами нашего исследования мы пришли к следующему заключению. Проведенное нами исследование состояло из двух частей - теоретического анализа проблемы и эмпирического изучения индивидуально- психологических особенностей старшеклассников в условиях компьютерного обучения.
В теоретической части работы мы изучили литературу по проблеме и раскрыли тему индивидуально-психологических особенностей личности юношеского возраста и развития их в условиях компьютерного обучения, рассмотрели основные подходы отечественных ученых к проблеме. Теоретическую базу исследования составили труды Л.С. Выготского [7], Е.В.Бондаревской [5], В.В.Давыдова[9], В.С.Ильина[12] , М.В.Кларина, В.В.Серикова[27] и других ученых, исследовавших проблемы личностно-ориентированного обучения. Были использованы труды О. И Бахтиной [4], Е.Ю. Заничковского [11], В. А. Каймин [13], И. И. Мархель [17], В. М. Оксман [18], Ю.В. Фомичева [29], и других исследователей проблем компьютерного обучения
В экспериментальной части исследования мы выявили и
проанализировали индивидуально-психологические особенности личности старшеклассников в условиях компьютерного обучения. За основу в нашем исследовании мы взяли данные предложенный Р. Кеттеллом стандартизованный многофакторный личностный опросник 16PF (версия А), личностный опрсник Г.Айзенка и шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина.
Все выявленные особенности мы подвергли математической обработке, для того чтобы выявить достоверность. В гипотезе исследования мы предполагали, что у старшеклассников обучающихся при помощи компьютеров, такие индивидуально-психологические особенности личности как - эмоциональная незрелость, лабильность, переменчивость интересов, увлечений, интровертированность, замкнутость, обусловлены условиями
компьютерного обучения . Не все наши предположения оказались достоверными. Результаты исследования показывают, что у детей ЭГ отмечается низкая личностная интегрированность, эмоциональная незрелость, лабильность, выраженная переменчивость в отношениях, симпатиях, интересах, увлечениях. Характер увлечений - информационно-коммуникативный. Повышенная утомляемость. Раздражительность. Низкая способность к выработке навыков целостного поведения, склонность к немедленному удовлетворению своих потребностей. Поведение плохо прогнозируемо. Выраженная тенденция к дезадаптации в стрессовых ситуациях, низкий порог фрустрации. Выраженный эгоцентризм. Однако у них мышление четкое, ясное, подход к оценке себя и окружающих реалистичный. Социальная опытность, искушенность в интригах разного рода. Склонность к аналитическому мышлению. Интеллектуальный подход к ситуации, близкий к цинизму, «твердоголовость», отрицание сентиментальности. При этом у них устойчивое эмоциональное состояние и средний уровень ситуативной тревожности, что благоприятно складывается на их работоспособности. Кроме всего, у старшеклассников, в условиях компьютерного обучения отмечается высокая личностная тревожность, склонность воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Высокий показатель личностной тревожности говорит о появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
На наш взгляд цель исследования достигнута. Мы смогли выявить индивидуально-психологические особенности личности старшеклассников, наши предположения подтвердились не полностью, а это значит , что следует продолжить изучения развития личности и индивидуально-психологических особенностей старшеклассников в условиях компьютерного обучения.
1. Асмолов А.Г. Психология личности/ А. Г. Асмолов. - М: Изд-во МГУ, 2013. — 367 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М: Педагогика,2000. - 250 с.
3. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных сис- тем/Под ред. К.В. Судакова. Сост. В.А. Макаров. — М.: Медицина, 2008. — 400 с.
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2008 . - №1.- С.88-100
5. Баранов С. П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2014. - 295 с.
6. Бахтина О. И. Информатизация гуманитарного образования/ О. И. Бахтина // Педагогика. - 2009. - №1.- С.34-39
7. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников/ Е.В. Бондаревская //Педагогика. - 2011. - №1.- С.50-56
8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - Спб.: Питер, 2014. - 624 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2008. - 508 с.
10. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 2007. - 264 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 472-491.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. — М.: ИНТОР, 2006. - 544с.
13. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с: ил. — (Серия «Психология-классика»).
14. Джеймс У. Психология/Под ред. Л. А. Петровской. - М.:
Педагогика, 2011. - 368 с.
15. Журавлев. И. К. Бок о бок с компьютером / И.К. Журавлев// Педагогика. - 2010.- №1.- С.№38-40
16. Заничковский Е.Ю. Проблемы информатики - проблемы интеллектуального развития общества /Е.Ю. Заничковский // Информатика и образование. - 1994. - №2- С.187-190
17. Ильин В.С. Формирования личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. - 235 с.
18. Каймин. В. А. От компьютерной грамотности к новой
информационной культуре /В.А. Каймин// Педагогика. - 1990. - №4.- С.70-71
19. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности / Г. С. Костюк; Под ред. Л. Н. Проколиенко. - Киев: Рад.шк., 1989. - 608 с.
20. Кречмер Э. Строение тела и характер/ Э.Кречмер .-М: Педагогика Пресс, 2014. -стр. 219-227.
21. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 253с.
22. Лифарева Н.В. Психология личности: Учебное пособие/ Н.В. Лифарева. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240 с.
23. Мархель. И. И. Компьютерная технология обучения / И.И. Мархель // Педагогика .- 1990. - №5.- С.11-15
24. Оксман. В. М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность / В.М. Оксман // Педагогика. - 1990. - №4.- С.68-69
25. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт; пер. с англ. Н.А. Осьмакова. - М.: Педагогика, 2 изд. 2009. - 220 с.
26. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации / С.П. Первин// Информатика и образование. -1994. -№4. - С.77
21. Пронин, В.Н. Информационное пространство и современные
технологии обучения / В.Н. Пронин // ИНФО. - 1996. - № 4. - С.105-110.
28. Розенберг Н. М.. Информационная культура в содержании общего образования / Н.М. Розенберг // Педагогика. - 1991. - №3.- С.33-38
29. Реан А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - М.: АСТ, 2012. - 640 с.
30. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов. - М.: Академия, 2012. - 512 с.
31. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Кнорус, 2013. - 158 с.
32. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 544 с.
33. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе / В.В. Сериков .- М.: Логос, 2012. - 448 с.
34. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.:Академия, 2012. - 576 с.
35. Фомичева Ю.В. Анализ влияния игрового опыта на индивидуально-психологические особенности личности, играющих в компьютерные игры./ Ю.В. Фомичесва // Авторефер.дисс. канд. психол. наук. - М.- 1993.- 19с.
36. Харламов И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2009. - 520 с.
31. Цимбалюк И.М. Психология.: Учеб.пособие / И.М. Цимбалюк. - М.: ИД "Профессионал", 2004. - 216 с.
38. Шеншев Л. В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс?/ Л.В. Шеншев // Педагогика. - 1992. - №11, 12- С.13