Психологические особенности личности педагогов с синдромом эмоционального выгорания
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 6
1.1. Феномен эмоционального выгорания 6
1.2. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога 17
1.3. Методы коррекции и профилактики синдрома эмоционального
выгорания у педагогов 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ У
ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Характеристика методов исследования 34
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 6
1.1. Феномен эмоционального выгорания 6
1.2. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога 17
1.3. Методы коррекции и профилактики синдрома эмоционального
выгорания у педагогов 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ У
ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Характеристика методов исследования 34
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Современное образование - одна из важнейших сфер социальной жизни. Именно оно формирует духовное, культурное, интеллектуальное состояние общества. Одновременно повышение качества образования является приоритетом образовательной политики Российской Федерации. Основное значение для его осуществления имеет непосредственный носитель знаний, передающий их учащимся - педагог.
Однако, решая важную проблему передачи знаний и умений учащимся, педагог одновременно оказывается в напряжённой эмоциональной ситуации, возникающей в связи с частым пребыванием в сложных педагогических обстоятельствах, связанных со значительной многомерностью профессиональной деятельности. Помимо педагога, в его труд включены такие субъекты образовательного процесса, как администрация, родители, коллеги. Таким образом, пребывание в состоянии влияния стрессовых факторов на продолжении длительного времени приводит к психическим и физическим последствиям, среди которых особое место занимает синдром эмоционального выгорания.
В подобных условиях большую значимость и актуальность приобретает изучение взаимосвязи личностных характеристик педагогов и эффекта их эмоционального выгорания с тем, чтобы выделить основные компоненты влияния выгорания на личность педагога.
Степень освещенности темы: в научно-исследовательской литературе вопросам синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности посвящено значительное количество работ. Понятие, структура синдрома эмоционального выгорания освещена в работах Бабановой С.А., Ермаковой Е.В., Кмить К.В., Митьчевой Т.И., Подсадного С.А., Пономаренко И.Л., Солощенко Е.А., Чутко Л.С. и др. Особенности эмоционального выгорания в педагогической деятельности изложены Андреевой Е.А., Борисовой А.А., Дубиницкой К.А., Икорским А.Л., Капитанец Е.Г., Куимовой М.В., Мизоновой О.В., Решетовой Т.В., Петренко Е.А., Усмановой М.Н. и др. Методы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов описаны Асмаковец Е.С., Водопьяновой Н.Е., Долговой В.И., Игашевой О.Г., Квасовец С.В., Котовой Е.В. и др.
Объект: эмоциональная сфера личности.
Предмет: личностные факторы эмоционального выгорания педагогов.
Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными
особенностями и компонентами эмоционального выгорания у педагогов;личностные особенности и компоненты эмоционального выгорания педагогов сочетаются в факторы, выражающие различную взаимосвязь эффекта выгорания и личностных качеств педагогов.
Целью работы является построение факторной модели взаимосвязь личностных особенностей и компонентов эмоционального выгорания педагогов.
Заданная цель диктует необходимость решения ряда задач:
1) Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме эмоционального выгорания;
2) Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме личностных факторов;
3) На теоретическом уровне описать эффект выгорания у педагогов;
4) Подобрать методики для изучения личностных особенностей педагогов с эмоциональным выгоранием;
5) Эмпирически исследовать личностные особенности педагогов с эмоциональным выгоранием;
6) С помощью статистического программного обеспечения построить факторную модель взаимосвязи личностных особенностей и компонентов эмоционального выгорания педагогов.
Материалы и методы исследования:
1) Эмпрические методы: опросные методики:
a. «Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла, форма С»;
b. «Опросник выгорания Маслач»;
c. «Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко».
2) Математические методы:
a. Метод описательной статистики;
b. Метод компонентного анализа.
3) Программное обеспечение: IBMSPSS 19, Excel.
Практическая значимость. Полученные результаты целесообразно использовать для коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной педагогической среде. Также материалы актуальны для выступления на семинарах и конференциях по данной теме.
Однако, решая важную проблему передачи знаний и умений учащимся, педагог одновременно оказывается в напряжённой эмоциональной ситуации, возникающей в связи с частым пребыванием в сложных педагогических обстоятельствах, связанных со значительной многомерностью профессиональной деятельности. Помимо педагога, в его труд включены такие субъекты образовательного процесса, как администрация, родители, коллеги. Таким образом, пребывание в состоянии влияния стрессовых факторов на продолжении длительного времени приводит к психическим и физическим последствиям, среди которых особое место занимает синдром эмоционального выгорания.
В подобных условиях большую значимость и актуальность приобретает изучение взаимосвязи личностных характеристик педагогов и эффекта их эмоционального выгорания с тем, чтобы выделить основные компоненты влияния выгорания на личность педагога.
Степень освещенности темы: в научно-исследовательской литературе вопросам синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности посвящено значительное количество работ. Понятие, структура синдрома эмоционального выгорания освещена в работах Бабановой С.А., Ермаковой Е.В., Кмить К.В., Митьчевой Т.И., Подсадного С.А., Пономаренко И.Л., Солощенко Е.А., Чутко Л.С. и др. Особенности эмоционального выгорания в педагогической деятельности изложены Андреевой Е.А., Борисовой А.А., Дубиницкой К.А., Икорским А.Л., Капитанец Е.Г., Куимовой М.В., Мизоновой О.В., Решетовой Т.В., Петренко Е.А., Усмановой М.Н. и др. Методы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов описаны Асмаковец Е.С., Водопьяновой Н.Е., Долговой В.И., Игашевой О.Г., Квасовец С.В., Котовой Е.В. и др.
Объект: эмоциональная сфера личности.
Предмет: личностные факторы эмоционального выгорания педагогов.
Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными
особенностями и компонентами эмоционального выгорания у педагогов;личностные особенности и компоненты эмоционального выгорания педагогов сочетаются в факторы, выражающие различную взаимосвязь эффекта выгорания и личностных качеств педагогов.
Целью работы является построение факторной модели взаимосвязь личностных особенностей и компонентов эмоционального выгорания педагогов.
Заданная цель диктует необходимость решения ряда задач:
1) Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме эмоционального выгорания;
2) Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме личностных факторов;
3) На теоретическом уровне описать эффект выгорания у педагогов;
4) Подобрать методики для изучения личностных особенностей педагогов с эмоциональным выгоранием;
5) Эмпирически исследовать личностные особенности педагогов с эмоциональным выгоранием;
6) С помощью статистического программного обеспечения построить факторную модель взаимосвязи личностных особенностей и компонентов эмоционального выгорания педагогов.
Материалы и методы исследования:
1) Эмпрические методы: опросные методики:
a. «Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла, форма С»;
b. «Опросник выгорания Маслач»;
c. «Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко».
2) Математические методы:
a. Метод описательной статистики;
b. Метод компонентного анализа.
3) Программное обеспечение: IBMSPSS 19, Excel.
Практическая значимость. Полученные результаты целесообразно использовать для коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной педагогической среде. Также материалы актуальны для выступления на семинарах и конференциях по данной теме.
Во время проведения исследования мы изучили психологическую литературу таких авторов, как Г. Фрейденберг, К. В. Кмить, Т. И. Митичева, В. В. Бойко, Н. В. Гришина, Е. В. Ермакова, Л. С. Выготский, С. А. Подсадный, Е. А. Солощенко, К. Маслач, И. Л. Пономаренко, С. А. Бабанова, А. А. Обознов, К. Кондо и прочих.
Мы рассмотрели историю формирования понятия синдрома эмоционального выгорания через эволюцию его понимания вышеприведёнными учеными. Описали и рассмотрели методики диагностики эмоционального выгорания и основные направления работы с синдромом выгорания. Описали исследования типологии личностей, склонных к эмоциональному выгоранию. Также мы выделили из психологической литературы личностные характеристики, которые способствуют компенсации или профилактики эмоционального выгорания.
Далее мы описали формат профессии педагога и проанализировали феномен эмоционального выгорания применительно к данной профессии. Далее мы описали кризисы профессионального становления педагога, после чего выделили основные стрессогенные факторы в становлении профессиональной деятельности. Мы рассмотрели корреляты с эмоциональным выгоранием педагогов, которые привели на страницах с 21¬ой по 24.
Далее мы выделили основные методы коррекции и профилактики эмоционального выгорания у педагогов. Рассмотрели подходы таких авторов, как Н. Е. Водопьянова, А. В. Иванова, Е. С. Асмаковец, В. И. Долговой, Е. В. Котовой, О. Г. Игашевой, Г. Дьяконова.
В конце каждого параграфа мы описывали обобщающие выводы.
Далее мы описали эмпирическое изучение личностных свойств у педагогов с синдромом эмоционального выгорания.
Сначала мы сформировали первичную выборку и с помощью методов описательной статистики проанализировали показатели эмоционального выгорания и личностные качества исследуемых. Далее мы разделили выборку на группу с высоким выгоранием и группу с низким выгоранием. Затем мы проанализировали различия между данными группами по критерию Манна-Уитни с целью установить наличие достоверных различий между выборками по сферам эмоционального выгорания и личностных особенностей. На следующем этапе исследования мы проанализировали взаимосвязи между различными показателями у обоих выборок с помощью метода корреляции. И в заключение мы произвели факторный анализ личностных особенностей и элементов эмоционального выгорания для индивидов с высоким выгоранием с целью установить факторную составляющую личностных особенностей эмоционального выгорания.
В результате были выделены четыре компонента, каждый из которых мы подробно описали:
1) Деструктивная компенсация профессионального выгорания;
2) Погружение в профессию;
3) Эмоциональная дихотомичность;
4) Понижение значимости рабочих обязанностей.
В начале исследования мы поставили гипотезу, которая заключалась в том, что личностные особенности и компоненты эмоционального выгорания педагогов сочетаются в факторы, выражающие различную взаимосвязь эффекта выгорания и личностных качеств педагогов.
Всего выделился лишь один конструктивный фактор, который характеризует личность педагога, как способную справляться с эмоциональным и профессиональным выгоранием посредством увеличения значимости своих профессиональных компетенций. При влиянии остальных факторов педагог либо начинает деструктивно взаимодействовать с социумом, либо компенсирует выгорание неадекватными эмоциями, либо отстраняется от источника выгорания.
Успешный факторный анализ подтвердил нашу гипотезу и позволил создать представление о вариантах взаимодействия личности педагога с эффектом эмоционального выгорания.
В дальнейшем мы предлагаем использовать результаты нашего исследования в практической деятельности педагогов-психологов при работе с педагогическим коллективом различных учебных учреждений. Также данный результаты мы планируем использовать в дальнейших исследованиях, строя их фундамент на выделенных факторах личностных свойств и эмоционального выгорания.
Мы рассмотрели историю формирования понятия синдрома эмоционального выгорания через эволюцию его понимания вышеприведёнными учеными. Описали и рассмотрели методики диагностики эмоционального выгорания и основные направления работы с синдромом выгорания. Описали исследования типологии личностей, склонных к эмоциональному выгоранию. Также мы выделили из психологической литературы личностные характеристики, которые способствуют компенсации или профилактики эмоционального выгорания.
Далее мы описали формат профессии педагога и проанализировали феномен эмоционального выгорания применительно к данной профессии. Далее мы описали кризисы профессионального становления педагога, после чего выделили основные стрессогенные факторы в становлении профессиональной деятельности. Мы рассмотрели корреляты с эмоциональным выгоранием педагогов, которые привели на страницах с 21¬ой по 24.
Далее мы выделили основные методы коррекции и профилактики эмоционального выгорания у педагогов. Рассмотрели подходы таких авторов, как Н. Е. Водопьянова, А. В. Иванова, Е. С. Асмаковец, В. И. Долговой, Е. В. Котовой, О. Г. Игашевой, Г. Дьяконова.
В конце каждого параграфа мы описывали обобщающие выводы.
Далее мы описали эмпирическое изучение личностных свойств у педагогов с синдромом эмоционального выгорания.
Сначала мы сформировали первичную выборку и с помощью методов описательной статистики проанализировали показатели эмоционального выгорания и личностные качества исследуемых. Далее мы разделили выборку на группу с высоким выгоранием и группу с низким выгоранием. Затем мы проанализировали различия между данными группами по критерию Манна-Уитни с целью установить наличие достоверных различий между выборками по сферам эмоционального выгорания и личностных особенностей. На следующем этапе исследования мы проанализировали взаимосвязи между различными показателями у обоих выборок с помощью метода корреляции. И в заключение мы произвели факторный анализ личностных особенностей и элементов эмоционального выгорания для индивидов с высоким выгоранием с целью установить факторную составляющую личностных особенностей эмоционального выгорания.
В результате были выделены четыре компонента, каждый из которых мы подробно описали:
1) Деструктивная компенсация профессионального выгорания;
2) Погружение в профессию;
3) Эмоциональная дихотомичность;
4) Понижение значимости рабочих обязанностей.
В начале исследования мы поставили гипотезу, которая заключалась в том, что личностные особенности и компоненты эмоционального выгорания педагогов сочетаются в факторы, выражающие различную взаимосвязь эффекта выгорания и личностных качеств педагогов.
Всего выделился лишь один конструктивный фактор, который характеризует личность педагога, как способную справляться с эмоциональным и профессиональным выгоранием посредством увеличения значимости своих профессиональных компетенций. При влиянии остальных факторов педагог либо начинает деструктивно взаимодействовать с социумом, либо компенсирует выгорание неадекватными эмоциями, либо отстраняется от источника выгорания.
Успешный факторный анализ подтвердил нашу гипотезу и позволил создать представление о вариантах взаимодействия личности педагога с эффектом эмоционального выгорания.
В дальнейшем мы предлагаем использовать результаты нашего исследования в практической деятельности педагогов-психологов при работе с педагогическим коллективом различных учебных учреждений. Также данный результаты мы планируем использовать в дальнейших исследованиях, строя их фундамент на выделенных факторах личностных свойств и эмоционального выгорания.
Подобные работы
- Психологические особенности личности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Психологические особенности педагогов с разным уровнем
эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА В КОНТЕКСТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА
ПРИМЕРЕ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «НАДЕЖДА»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



