Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трудные вопросы в преподавании отечественной и всеобщей истории в современной общей школе (на примере темы Российской революции 1917 года)

Работа №99164

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В СОВЕТСКОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 14
1.1 Поиск подходов к изучению революции в 1920-е годы 14
1.2 Становление «моноконцепции» в 1930-е годы 16
1.3. Влияние политических процессов 1950-1980-х годов в СССР на историческое образование 22
Глава 2. ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В УЧЕБНИКАХ 90-х ГОДОВ ... 33
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ТЕМЫ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г 46
3.1 Идея создания единого учебника истории 46
3.2. Освещение «трудных вопросов» в современной учебной литературе . 52
Глава 4. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложение 1 79
Приложение 2 80
Приложение 3 81
Приложение 4 82
Приложение 5 83
Приложение 6


Современное историческое образование в образовательных учреждениях России направлено на реализацию Историко-культурного стандарта, принятого в 2015 году. Данный нормативный документ содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Стандарт включает в себя и перечень «трудных вопросов истории». Это темы, которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей - объективные сложности в преподавании.
Одним из «трудных вопросов» является тема: причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне . Революция 1917 года в России стала темой многочисленных публикаций. Однако, этот вопрос остается одним из дискуссионных. Последние годы авторы публикаций расходятся во взглядах на следующие вопросы: сколько революций было в России в 1917 году, какова сущность событий, произошедших в России в 1917 году, причины и предпосылки революции, хронологические рамки, значение революции.
Одна из первых работ, посвященных трудным вопросам истории России, была опубликована в 1991 году. Сборник статей под названием «Трудные вопросы истории: Поиски. Размышления. Новый взгляд на события и факты» содержит очерки разных авторов, которые попытались осветить события советского периода используя архивный материал. Правда, в сборнике нет статьи про события 1917 года.
В 1994 году вышла работа А.Ю. Головатенко «История России: спорные проблемы». В пособии есть раздел «Год 1917: через свободу к диктатуре», в котором автор подробно описывает революционные события. После введения ЕГЭ стали появляться пособия, направленные на оказание методической помощи учителям при подготовке учащихся к экзамену. Одним из таких пособий стала работа Е.Н. Сорокиной «Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ века». Одна из предложенных тем: «Был ли неизбежен Октябрь 1917?»
История является наукой политизированной, она знакомит с прошлым, изучает эффективность власти при проведении политического курса, в котором существует все общество. Она же на примерах прошлого формирует в нас конкретную систему ценностей и целей, и в связи с этим, преподавание истории носит ценностно-ориентированный характер. Более того, приоритетным фактором политики государства в образовательном пространстве при изучении тех или иных событий, ушедших эпох является выделение большого внимания содержанию исторических учебников, так как любой учебник истории содержит не только констатацию исторических фактов, но и дает оценки историческим явлениям и персоналиям эпох.
При изучении какой-либо темы история всегда выступает как процесс, включающий в себя три компонента: момент зарождения, последующую эволюцию с неизбежной затем деградацией и гибель изучаемого объекта, которая либо уже произошла, либо происходит на наших глазах, либо должна произойти в будущем. Исходя из многообразия различного рода вопросов, споров, суждений и оценок изучения данной темы перед исторической наукой ставится одна из сложнейших и неразрешимых задач - как обобщить, прийти к единому мнению и донести до граждан нашей страны результат хода исторических событий, которые проходили в начале XX века.
Задача учителя, в данном контексте, на уроках истории состоит в том, чтобы дать учащимся объективную оценку хода исторических событий. При этом необходимо помнить, что именно уроки истории, в первую очередь, делают из подавляющей части граждан либо патриотов, готовых отдать за свою страну жизнь, либо деятелей, ставящих свои интересы выше любви к своей Родине.
Актуальность и значимость темы исследования обусловлены наличием интереса историков, общественности к данной проблеме. Являясь сложным историческим процессом, революция 1917 года до сих про не дает нам однозначных оценок на события начала XX века.
Объектом исследования стало отражение «трудных вопросов» в учебной литературе на примере событий революции 1917 года.
Предметом исследования стала специфика освещения в учебной литературе «трудных вопросов» на примере событий, связанных со второй русской революцией.
Хронологически работа охватывает период с 1938 года, когда вышел «Краткий курс истории ВКП (б)». Концепция революции, изложенная в данном пособии, на долгие годы стала эталоном при освещении событий 1917 года. Периодизация сохранялась в учебниках истории всего советского периода. В конце 1980-х начале 1990-х в стране произошла смена идеологических ориентиров, возникла потребность переосмыслить революционные события 1917 года, появились новые учебные пособия. В 1990 годы государственная образовательная политика способствовала утверждению в образовательном пространстве плюрализма оценок. Преподавание истории зависело от личности учителя, его взглядов и предпочтений. В 2000-е годы преподавание истории в школе стало соответствовать государственным образовательным стандартам. Школьные учебники должны были научить школьников пониманию исторического процесса и причинно-следственных связей. Заключительным этапом исследования являются наши дни, поскольку сегодня в связи с реализацией историко-культурного стандарта на территории Российской Федерации была выдвинута концепция о создании и разработке новых учебных пособий для учащихся общеобразовательных учреждений.
Историография
При написании работы использовались научная и методическая литература, посвященная специфике изучения «трудных вопросов» отечественной истории. Это статьи современных авторов, посвященные анализу советских и российских учебников истории. Использовались работы, посвященные проблеме отечественного исторического образования. Примером таких публикаций являются следующие работы. Статья А.Н. Терехова «Система исторического образования в России: специфика эволюции в XX веке», опубликованная в научном журнале «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств», подробно описывает образовательную политику советского и российского государств и ставит вопрос о содержании учебной литературы, выпущенной в разные временные периоды. Работа В. Маленкова «Историческое образование и российское государство», также, как и предыдущая работа, рассматривает вопросы образовательной политики в российском государстве. Название работы целиком и полностью показывает суть ее содержания. В работе А.Ю. Головатенко «Деидеологизация преподавания или обновление догм» выражена политика КПСС в отношении образовательной среды. Автор раскрывает ряд особенностей преподавания истории в советских школах, учитывая условия их существования. Еще одна работа, посвященная проблеме отечественного исторического образования, - это «Историческое образование и историческая теория», созданная Н.И. Смоленским. В своей работе автор показывает развитие отечественного образования, рассказывая о появлении новых веяний в его становлении в разные временные периоды.
Изучая развитие и трансформацию отечественных учебников истории, нельзя обойти стороной работы методологов, ставших корифеями в данном аспекте развития образования. В качестве примера можно привести работу О.И. Бахтиной «Учебник истории в советской школе» , в которой четко представлены этапы создания, изменения, трансформации и содержания советского учебника истории. Еще одна работа, посвященная советскому учебнику истории, - «Обсуждая школьный учебник» , созданная Р.А. Бурлаковой. Автор статьи подробно представила этапы трансформации советского учебника истории, выпущенного в период эпохи застоя. Работа Мясниковой О.Н. «Основные принципы школьного исторического образования в СССР в доперестроечный период» дает возможность иметь четкое представление о развитии исторического образования в советский период годов XX века. Нельзя обойти стороной работы И.С. Огоновской, которая в одном из своих трудов «Школьный учебник отечественной истории» знакомит нас с задачами, заключенными в учебниках, направленных на формирование нового гражданина своего государства в связи с особенностями эпохи «перестройки».
Многочисленные работы Е.Е. Вяземского, посвященные развитию исторического образования, так же представлены в данном исследовании. В частности, «Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования» и «О едином учебнике истории: педагогические аспекты проблемы», в которых автор досконально рассматривает систему российского образования и структуру учебника истории, выделяя их недостатки и предлагая пути устранения этих недостатков. В работе Н.В. Загладина «Историческое образование в российской школе» дается оценка содержания и структуры учебной литературы в постсоветский период.
В год столетия революции 1917 года проходят активные обсуждения данной темы. Не обошлось в данном исследовании и без обращения к материалам конференций, посвященной данной теме. В частности при написании работы использованы материалы XXI Всероссийских историко-педагогических чтений: «Великая Российская революция: достижения и проблемы научного познания и преподавания».
Кроме периодической печати, в работе представлены монографии, рассматривающие систему отечественного образования, преподавания истории, содержания учебной литературы.
Примерами таких работ являются работа Л.П. Бущика «Очерк развития школьного исторического образования в СССР» ; А.С. Барсенкова «Советская историческая наука в послевоенные годы (1945 - 1955)» ; И.Н. Алмазовой «Социальная политика в области образования». В этот же перечень можно внести коллективную работу Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой «Историческое образование в современной России» , в которой также рассматриваются все вышеперечисленные проблемы отечественного образования. Монография А.Н. Фукса «Школьные учебники по Отечественной истории как историографический феномен конец ХУШв. - вторая половина 1930-х» анализирует первые советские учебники по истории, вышедшие в 1937-1938 году.
Источниковая база
Источниковая база исследования достаточно разнообразна и включает в себя ряд опубликованных источников. При написании работы использована учебная литература, опубликованная в 1920-1930-е годы. Одним из источников данного исследования является «Краткий курс истории ВКП (б)». Был привлечен учебник «История СССР» под редакцией А.М. Панкратовой, изданный в 1940 году. Для написания работы использовалась учебная литература, выпущенная в начале 1960 -х годов; ряд школьных учебников, вышедших в 1970-е годы; учебная литература для школьников и студентов, выпущенная в первой половине 80-х годов XX века; разнообразная учебная литература 1990-х годов; учебники, вышедшие в начале XXI века; и, наконец, современная учебная литература, выпущенная в наши дни. Эти пособия представляют огромную значимость для данной исследовательской работы, поскольку их содержание является основой всего исторического исследования.
Источниками является также методическая литература, издаваемая для преподавателей в советский и постсоветский период. в частности, работа Ф.П. Коровкина «Методика опроса по истории в VIII - X классах средней школы» работа А.И. Стражева «Методика преподавания истории: пособие для учителей», пособие Н.Г. Дайри «Современные требования к уроку истории». Эти источники позволяют понять степень освещения «трудных вопросов» в ходе проведения уроков истории в советской школе.
Еще одной группой источников являются документы: законы, постановления, приказы, распоряжения об изменениях в историческом образовании, Базисный учебный план, Государственный образовательный стандарт, Концепция модернизации российского образования на период до2010 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, ФГОС, Историко-культурный стандарт. Данный перечень документов позволил выявить вопросы содержания исторического образования, сделав их более четкими и доступными для понимания тех процессов, которые происходили в образовательной среде и отражали деятельность правительства страны в формировании сознания граждан, любящих и уважающих историю своего государства.
Обобщение и сопоставление сведений, содержащихся в выявленных источниках, в совокупности с разнообразными материалами, имеющимися в историографии, делает возможным поставить цель работы - выделить основные подходы изучения трудных вопросов истории России на примере изучения истории революции 1917 года в России.
Для достижения поставленной цели автором решаются следующие взаимосвязанные задачи:
1. Рассмотреть принцип освещения темы революции 1917 года в учебной литературе советского периода;
2. Провести анализ учебной литературы и выявить специфику
преподавания истории революции 1917 года в образовательных учреждениях в постсоветский период.
3. Изучить изменения произошедшие в преподавании темы революции 1917 года в связи с введением Историко-культурного стандарта.
4. Составить программу элективного курса «Великая Российская революция 1917 года»
Методическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы. Одним из важнейших принципов является принцип историзма. Понятие «историзм» толкуется в научной литературе в двух смыслах - широком и узком. В широком смысле это понятие означает способ мышления, базирующийся на осознании неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. В этом смысле историзм является важнейшим мировоззренческим понятием, обосновывающим обращение общества к прошлому в качестве необходимой предпосылки понимания им собственного настоящего и перспектив своего будущего. Под историзмом в узком смысле понимается принцип научного познания, требующий изучения всякого общественного явления в его конкретно-исторической обусловленности и развитии. Оба значения - широкое и узкое - тесно переплетены между собой, так как историзм мышления предполагает исторический подход к изучению явлений общественной жизни. Принцип историзма в научном познании по самой своей сути является мировоззренческим .
Объективность как принцип научного познания означает сосредоточение внимания на внутренней природе изучаемой реальности, такое толкование объекта исторического исследования, каковое обеспечивает получение истинного знания о прошлом. И.Д. Ковальченко отмечал, что возможность дать объективное по содержанию знание обеспечивается целым рядом факторов, в том числе: объективностью источника познания; заинтересованностью исследователя в получении объективных знаний об изучаемой реальности; такого построения исследовательского процесса, которое позволяет получить истинное знание.
Конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме. Это научный принцип, который требует от исследователя понимания того, что любой изучаемый объект или процесс уникален по своей природе, имеет не только общие черты с себе подобными, но и всегда чем-то отличается от них. Он показывает необходимость учета в процессе изучения процессов всех конкретных условий, в которых они развиваются: места, времени, конкретной сложившейся обстановки.
Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Говоря о системном подходе можно говорить о способе организации действий, который помогает выявить закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. Системный подход подразумевает объективный анализ с позиции ценностей, выработанных общественностью с учетом преемственности изучаемой проблемы, в которых обосновываются концепция построения учебника, его структура и его основные функции в рассматриваемый период времени.
Одним из приемов исследования выступает сравнительный метод. Он дает возможность выявить сущность явлений по сходству и различию присущих им свойств, проводить сравнение изучаемых объектов в пространстве и во времени. Этот метод позволяет выявить важные признаки и особенности построения учебников истории в разные исторические периоды нашей страны, а также выяснить отличия в задачах, поставленных правительством и органами образования перед учебной литературой. Анализ учебника истории позволяет выявить общие тенденции, выяснить факторы, влияющие на процесс его создания, а также условия, воздействующие на развитие образовательных систем современности.
К специальным методам можно отнести историко -генетический метод. Его суть заключается в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения . Этот метод позволяет показать причинно-следственные связи.
Структура работы состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений, построена по проблемно-хронологическому принципу. В первой главе делается попытка осветить особенности исторической учебной литературы 1930-х - середины 1980-х годов на фоне изменений образовательной системы этого периода времени. Во второй главе раскрывается тенденция преподавания темы революции в учебной литературе с середины 1980-х до конца 1990-х годов. В третьей главе рассматриваются особенности толкования исторических событий периода революции в современной учебной литературе в условиях складывания обновленной системы российского образования. В четвертой главе представлена программа элективного курса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ учебной литературы позволяет говорить о том, что преподавание истории в нашей стране в ХХ веке постоянно сталкивалось с трудностями. Вопросы создания учебной литературы обсуждались и определялись общественно-политическими лидерами страны, поскольку, именно от их содержания зависело формирование гражданственности и воспитание патриотизма среди советской молодежи в условиях противостояния социалистической и капиталистической мировых систем.
Подводя общий итог по анализу исторического образования и учебной литературы периодов руководства И.В. Сталина, Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева и рассматривая принципы изложения учебного материала, регулируемые «сверху», можно смело заявить о том, что в Советском Союзе происходило воспитание молодого поколения, преданного своей Родине, но посредством толкования и освещения неверного фактологического материала.
Эта тенденция в области развития исторического образования наблюдалась до середины 80-х годов XX века - времени кардинальных перемен внутри государства, которые повлекли за собой изменения и за его пределами. С приходом к руководству страной М.С. Горбачева в стране началась реализация идей по изменению коллективного сознания, которое закладывалось в умы людей с момента возникновения Советского Союза.
В результате всех провозглашенных перемен как внутри государства, так и за его пределами, в стране началось осуществление реформ, коснувшихся всех сфер жизни советского общества, в том числе и в образовании, где на первое место выдвигались совершенно иные задачи, чем в предыдущий период существования СССР. Теперь в историческом образовании шла ориентация на повышение качества образования и воспитания при совершенствовании преподавания дисциплины; пересмотр содержания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий, методов обучения и воспитания, а также, отказ от чрезмерной усложненности учебного материала.
В связи с появлением новой концепции исторического образования произошли изменения и в содержании учебного материала, предоставленного советским школьникам. Создание новых учебников было направлено на формирование общей, политической, правовой культуры, культуры социалистического демократизма, глубокого понимания молодежью конституционных прав и обязанностей гражданина СССР156, что в большей степени подчеркивало изменения во всех сферах жизни советского общества и расходилось с уже устоявшимися и с общепринятыми представлениями о жизни советского человека.
К концу 1980-х годов началась замена политизированных учебников по истории другой учебной литературой с ее очевидной деидеологизацией. Процесс реформирования отечественного образования, в том числе и исторического, несмотря на все трудности, которые пришлось преодолеть правительству М.С. Горбачева, позволил учащимся посмотреть на происходящие события в деятельности советского правительства, иным взглядом. Профессорам и педагогам, работавшим над реформированием исторического образования, удалось приблизиться к тому хрупкому балансу соотношения объективности и правдивости исторического материала и формированию патриотизма среди советской молодежи. Но процесс развития советского образования, начавшийся в конце 1980-х годов, был прерван в связи с распадом Советского Союза и приходом к власти нового политического лидера - Б.Н. Ельцина, который не оставил ни малейшей возможности заимствования чего-то «старого» в «новом» государстве.
В 1990-е годы в отечественном образовании вновь произошли перемены, связанные с изменением политического курса страны. Изменения во внутренней политике нового государства, болезненно отразились в образовательном пространстве: если раньше в советском историческом образовании доминировало изучение официальной истории, и существовал чрезмерный социологизм и догматизм, то с прекращением существования советской общественно-экономической системы перестала действовать и исторически сложившаяся единая государственная образовательная политика.
В связи с ослаблением контроля государства над всеми сферами общественной жизни у историков появилась реальная возможность разработки новых оценок и взглядов на события второй половины XX века, относительно политики, проводимой лидерами СССР. Данные изменения нашли свое отражение в российском образовании, которые реализо-ывались через учебную литературу. В отечественных учебниках появи-лось большое количество оценок исторических событий, и особенно политического курса советского руководства, как во внешней, так и во внутренней политике, нередко показывающее отрицательные действия советского курса, даже если они таковыми не были.
Плюрализм мнений по вопросу оценок отечественной истории, проявившийся в учебной исторической литературе в 1990-е годы, привел к тому, что у российской молодежи не было сформировано чувство гордости за свое государство особенно в период его советского существования.
Сложившаяся ситуация вокруг исторического образования обеспокоила деятелей исторической науки, государственных деятелей и российскую общественность, в результате чего в конце 1990-х годов произошел полный пересмотр идей, касающихся изменения исторического образовательного пространства. Большая часть российского педагогического и научного сообществ начала осознавать, что без учета знаний предыдущего опыта преподавания истории успешно реализовать решение возникших пробелов в российском образовании просто невозможно. Необходимость решения выявленных проблем в сфере образования стала реализовываться на новом этапе его становления.
Вопрос о формировании «нового» гражданина, любящего и уважающего многовековую историю своего государства, в новых исторических условиях оказался актуален как никогда. Большая роль в этом процессе отводилась исторической литературе, формирующей представления людей об ушедших исторических эпохах. В результате перед авторами учебных пособий вставала непростая задача: дать объективную оценку хода исторических событий, воспитав патриотов с чувством гордости и уважения к своей стране.
Попытки изменения сознания школьников воплотились в реализацию идеи о создании единого школьного учебника истории, предложенную в 2007 году президентом Российской Федерации - В.В. Путиным. Попытка его создания была реализована годом позже, авторским коллективом под руководством А.В. Филиппова. Учебник, который должен был стать единственным пособием для всех школьников страны, был раскритикован научным и педагогическим сообществами, поскольку его концепция слишком идеализировала политику, проводимую советским руководством, и в определенный момент складывалось впечатление, что произошло возвращение к уже забытой марксистской идеологии, характерной для советской учебной литературы.
Попытка воплощения идеи о создании единого учебника оказалась провальной, поэтому на какой-то момент времени о ее реализации предпочли забыть. Тем не менее, процесс создания новой или переиздания учебной исторической литературы шел своим чередом. Нельзя не отметить, что учебники, созданные после 2007 года, стали мягче освещать вопросы, касающиеся деятельности советского руководства при решении политических вопросов. Более того, новые учебники сумели сохранить в себе некоторые формулировки и периодизацию советского времени, но при этом пополнялись новыми фактами, описаниями событий, ранее не представленными в учебной литературе.
С воплощением в реальность новых образовательных стандартов, принятых в 2009, 2010 и 2012 годах, вопрос о создании новой учебной исторической литературы встал особо остро. Начиная с 2013 года вновь был поставлен вопрос о создании единого учебника истории, и работа по его реализации пошла полным ходом. По-прежнему важными моментами в создании новых учебников оставались вопросы сохранения объективности исторических событий и воспитания патриотов, уважающих многовековую историю своего государства. Правда, предложенная В.В. Путиным инициатива о создании единого учебника, вызвала шквал негативных отзывов среди российской общественности. В конечном итоге, попытки создания единого учебника, дающего объективную оценку истории политического курса Советского Союза, в частности во внешней политике, и одновременно формирующего патриотов в подрастающем поколении, не увенчались успехом.
После очередной провальной идеи о создании единого учебного пособия для учащихся и с появлением историко -культурного стандарта среди научного исторического сообщества началась работа над созданием новой учебной литературы, которая отвечает всем требованиям стандарта, не прибегая к схожести трактовок исторических событий.
Правда, несмотря на все установки, данные свыше, реализация новой учебной литературы, предусмотренной историко-культурным стандартом, пока, не может воплотить в себе идеи исторического образования на территории нашей страны. Работа по созданию учебников, отвечающим всем требованиям исторической науки еще не завершилась и, скорее всего, растянется на длительный период времени.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить, что в советский период и в настоящее время школьные учебники истории являются важным инструментом влияния на сознание обучающихся, их отношение к окружающему миру, историческому прошлому страны, власти, историческим событиям и персоналиям, помогают понять истоки существующих в настоящее время проблем. На примере событий 1917 г. молодые россияне могут видеть, к чему приводит нежелание власти решать назревшие социально-экономические проблемы, как леворадикальные настроения захлестывают общество в том случае, если либеральные лозунги не подкреплены конкретными делами, чем заканчиваются революции, и кто пользуется их плодами, почему историческое образование столь важно, и с какой целью переписываются учебники истории. Хочется верить, что, изучая историю, молодые граждане России проникаются уважением к противоречивому прошлому своей страны и начинают понимать, что такое личная ответственность.
Как сегодня преподавать историю в школе, как изучать «трудные вопросы истории» - самые обсуждаемые вопросы не только среди учителей, историков, но и всей общественности. От многообразия учебников по истории России, которое наблюдалось в 1990-е - начале 2000-х, от идеи создания моноучебника, предложенной президентом РФ В.В. Путина отказались. Но пришли к выводу, что должны существовать общие принципы преподавания истории. Этих принципов придерживаются авторы утвержденных линий учебников по истории. В соответствии с требованиями новой Концепции Российским историческим обществом была проведена экспертиза учебников по истории России, по результатам которой в мае 2015 г. Министерство образования и науки РФ утвердило три линейки учебников по истории России издательств "Дрофа" и "Просвещение" с 6 по 10 классы, издательства "Русское слово" с 6 по 9 классы.
При изучении «трудных вопросов» необходимо учитывать характеристики, заложенные в ФГОС: многофакторный подход к содержанию истории; обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России, региональную (локальную) историю. Необходимо опираться на системно-деятельностный подход при организации обучения, использовать активные методы обучения и интерактивные образовательные технологии, ориентироваться на познавательные потребности и познавательную мотивацию школьников. Изучение истории должно способствовать освоению учащимися различных форм взаимодействия, познавательной и личной рефлексии, развивать умения понимать причины успеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуации неуспеха. Необходимо ориентировать учащихся на осуществление проектной деятельности, в том числе на межпредметной основе, на их активное участие во внеурочной деятельности.



1) Берхин И.Б.История СССР. Переходная эпоха от капитализма к социализму (1917-1937гг.). Учебное пособие для 9 класса. - М.: Просвещение, 1972. - 240 с.
2) Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России: начало ХХ- начало ХХ1в. 10 класс. Учебник. - М.: Дрофа, 2016. -367с.
3) Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С. Методическое пособие по истории СССР 4 класс. - М.: Просвещение, 1986. - 241 с.
4) Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С. Рассказы по истории СССР. Учебник книга для 5 класса. - М.:Просвещение,1990. - 255 с.
5) Дайри Н.Г. Современные требования уроку истории. Пособие для учителя. - М.: Просвещение., 1978. - 160 с.
6) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995. - 366 с.
7) Данилов А.А., Косулина Л.Г.История государства и народов России. ХХ век. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. Ч.1. - М.: Дрофа, 2006. - 245 с.
8) Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России ХХ -ХХ1 века.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 382 с.
9) Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХХ век». Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2000. -174 с.
10) Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков А.В. История Отечества. ХХ век.11 класс. - М.: Дрофа,1995. - 640с.
11) Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества 1900-1940гг.: Учебная
книга для старших классов средних учебных заведений. - М.:
Просвещение, 1992. - 335 с.
10) Загладин Н.В, Симония Н.А. История России и мира в ХХ - начале XXI века. 11 класс. - М.: Русское слово, 2008. - 479 с.
11) История России 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 3-х ч. Ч.1. / под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - 175 с.
12) Историко-культурный стандарт[ элект. ресурс].
//http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo- kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html (дата
обращения 12.12.2015)
13) Кораблев Ю.И. , Кукушкин Ю.С.Федосов И.А., Шерстобитов В.П.
История СССР. Учебник для девятого класса средней школы. - М.:
Просвещение, 1986. - 336 с.
14) Кацва Л.А. Россия в 1917-1918 годах. Учебное пособие для IX-XI классов общеобразовательных учреждений. - М.: Первое сентября, 1999. -144 с.
15) Коровкин И.П. Методика опроса по истории в VIII -X классах средней школы. - М.: Учпедгиз, 1952. - 82 с.
16) Краткий курс истории ВКП (б). -М.: Госполитиздат,1945. - 351 с.
17) Левандовский А.А. Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2000. - 384 с.
18) Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России.
XX -начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
19) Материалы Всесоюзного съезда работников народного образования, Москва, 20 - 22 декабря 1988 г. - М.: Высшая наука, 1990. - 410 с.
20) Материалы XVII съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1986. - 352 с.
21) Минц И.И. История Великого Октября. Т.1. - М.: Наука, 1977. - 780 с.
22) Минц И.И. История Великого Октября. Т.2. - М.: Наука, 1977. - 1003 с.
23) Минц И.И. История Великого Октября. Т.3. - М.: Наука, 1977. - 899 с.
24) Островский В.П., Уткин А.И История России ХХ век. 11 кл.: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1995. - 512 с.
25) Панкратова А.В. История СССР. Учебник для 10 класса средней школы. - М.: Учпедгиз, 1952. - 425 с.
26) Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 9 класс. - М.: Творческий центр Сфера, 2001. - 160 с.
27) Письмо Министерства Образования РФ от 11.05.1993 №84-М «О
переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования» [электр.ресурс] ййр://боез.сп1Д.ги/боеишеп1/9010982(дата
обращения 13.08.2017)
28) Покровский М.Н. Русская история в самом сжатом очерке.- М.:
Партийное издательство, 1933. - 528с
29) Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1992 г. №244«О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации» [электр.ресурс] // http://uristu.eom/library/postanovleniya/pravpost_0220/(дата обращения 13.08.2017)
30) Постановление Совета Министров СССР от 29.04.1988 № 560 «Об организации и структуре управления народным образованием стране». [Электрон. ресурс] // Нормативные правовые акты Российской Федерации.URL:http://zakoп.seli.гu/гu/legal_texts/aet_шuпieipal_education/print able.php?do4=document&id4=0 062cf68-28b2-40fd-a9b9-96af67a83119 (дата обращения 06.04.2017)
31) Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №1162 «О некоторых
изменениях в преподавании истории в школах» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=38088#0(дата обращения 03.09.2016)
32) Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 14.05.1965 № 391 «Об изменении порядка преподавании истории в школах». // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=36290#0
33) Приказ министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9.02.1998 №322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации[электр.ресурс] //http://docs.cntd.ru/document/58816004(дата обращения 03.09.2017)
34) Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"[электр.ресурс]//
http://base.garant.ru/6150599/#friends (дата обращения 02.09.2017)
35 ) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [электронный ресурс]//
http://docs.cntd.ru/document/420244216(дата обращения 13.09.2017
36) Россия и мир: Учебная книга по истории. Ч.2 - М.: ВЛАДОС, 1994. - 352 с.
37) Сталин И.В., Киров С.М., Жданов А.А. Замечания о конспекте учебникановой истории.http://www.xliby.ru/politika/tom_14/p2.php#metkadoc629) Стенографический отчет о встрече с делегатами Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук. [Электрон. ресурс] // Сайт президента РФ. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24359(дата обращения 28.04. 2016).
38 ) Стражев А.И. Методика преподавания истории: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1964. - 286 с.
39) Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. Вып. 3. М., 1995. С. 23.
40) Шестаков А.В. История СССР. Краткий курс. - М.: Учпедгиз, 1937. - 225 с.
Литература
1) Алмазова И.Н. Социальная политика в области образования. -СПб., 1999. - 16 с.
2) Барсенков А.С. Совесткая историческая наука в послевоенные годы (1945
- 1955). - М.: Издательство Московского университета, 1988. - 139 с.
3) Бахтина О.И. Учебник истории в советской школе//Советская педагогика. -
1987. - Вып. 10. - С.106-111
4) Будник Г.А. Новые подходы к изучению революции 1917 года в России//Вестник ИГЭУ. - 2008 - .№1. - С.40-44
5) Бурлакова Р.А. Обсуждая школьный учебник // Новая и новейшая история.
- 1988. - Вып. 9 - С. 175 -182.
6) Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. - М.: Академия педагогических наук РСРСР, 1961. - 540 с.
7) Великая Российская революция: достижения и проблемы научного познания и преподавания.Ч.1. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. - 311с.
8) Вяземский Е.Е. О едином учебнике истории: педагогические аспекты проблемы // Проблемы современного образования. - 2013. - № 6. - С.12-21.
9) Вяземский Е.Е. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. - 2013. - № 3. - с.5-26.
10) Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России. - М.: Русское слово, 1997. - 224 с.
11) Витевицкий В.П., Лавренев С.Я. История как предмет в школах России//Обозреватель. - 2016 - № 8. - С. 68-91.
12) Головатенко А.Ю. Деидеологизация преподавания или обновление догм // Преподавание истории в школе. - 1991. №2 - С. 121 - 131.
13) Гузненко З.И. Выпускная квалификационная работа по истории: методология и методы. - Екатеринбург, 2014. - 154 с.
14) Гусева Е. Вместо единого учебника по истории появилось целых три.
[Электрон. ресурс] // Комсомольская правда. URL:
http://www.ural.kp.ru/daily/26385.5/3263417/(дата обращения 12.05.2016).
15) Единый учебник истории не появится. [Электрон. ресурс] // Дождь.
URL: https ://tvrain.ru/news/edinyj_uchebnik_istorii_ne_pojavitsja_-374613/
(дата обращения 11.05.2016).
16) Загладин Н.В. Историческое образование в российской школе // Историческое образование в современной школе. - Вып. 2. - 2004. - С.29¬41.
17) История государственного управления в России / Болотина Н.Ю., Герасименко Г.А., Гусев К.В. - М.: Издательство РАГС, 2003. - 390 с.
18) История убивает Ивана Грозного. [Электрон. ресурс] // Российская
газета. URL: http://rg.ru/2013/09/04/istoriya.html(дата обращения
11.05.2016).
19) Карпюк И. Одна на всех. [Электрон. ресурс] // Полит.ру. URL: http://www.webcitation.org/6GiUH96aM(дата обращения 11.05.2016).
20) Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.:
ВЛАДОС, 2003. -384 с.
21) Лушин А.Н. Фальсификация истории: теоретический подход к проблеме (на примере России). [Электрон. ресурс] // URL http://cyberleninka.ru/article/n7falsifikatsiya-istoriiteoreticheskiy-podhod-k- probleme-na-primere-rossii(дата обращения 11.05.2016).
22) Мацуявичене М., Соломонова О. Учебник истории еще не написан. [Электрон. ресурс]. Русская линия. URL: http://rusk.ru/st.php7idarM000964(дата обращения 07.05.2017).
23) Министр образования пообещал показать единый учебник по истории
через год. [Электрон. ресурс] // Полит.ру. URL:
http://polit.ru/news/2013/03/17/edinyj/(дата обращения 11.05.2016)
24) Мясникова О.Н. Основные принципы школьного исторического образования в СССР в доперестроечный период // Альманах современной науки и образования. Вып. 7, Ч. 1. Тамбов, 2007. С.124-128
25) Найденко Б.Н. Нужен ли нам такой учебник по истории России // Преподавание истории в школе. - 2013. №9 - С. 34-40.
26) Ненароков А.П. 1917: краткая история, документы, фотографии. - М.: Издательство политической литературы, 1988. - 255 с.
27) Огоновская И.С. Школьный учебник отечественной истории // Документ.
Архив. История. Современность. Вып. 12. - Екатеринбург, 2011. - С. 264¬
282.
28) Пунский О.В. Преподавание истории в первые годы перестройки // Преподавание истории в школе. - 1991. - №1 - С.62-68
29) Рогов Д.В. Образовательная политика власти и общественные науки в школе. [Электрон. ресурс] // Информационно-правовой портал. URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2488(дата обращения: 06.04.2017)
30) Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск: Курсив, 1995. - 539 с.
31) Смоленский Н.И. Историческое образование и историческая теория // Новая и новейшая история. -2000. - № 5 С. 34 - 44.
32) Сорокина Е.Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ века: 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2012. - 256 с.
33) Терехов А.Н. Система исторического образования в России: специфика эволюции в XX веке. [Электрон. ресурс] // KIBERLENIKA. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemaistoricheskogo-obrazovaniya-v-rossii- spetsifika-evolyutsii-v-xx-v(дата обращения: 17.04.2017)
34) Фальсификация истории как идеологическое оружие против России. [Электрон. ресурс] // URL: http://www.nirsi.ru/96(дата обращения 11.05.2016).
35) Фукс А.Н. «Русская история в самом сжатом очерке» М.Н.Покровского как историографический источник// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2010. - №3. - С. 13-21
36) Фукс А.Н. Формирование советской моноконцепции в отечественной истории и ее отражение в школьном учебнике А.В. Шестакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2009. - № 2 . -С.104-113
37) Фукс А.Н. «Школьные учебники по Отечественной истории как историографический феномен конец XVШв. - вторая половина 1930-х». - М, Издательство МГОУ, 2010. - 488 с.
38) Шестаков А.В. Великая Российская революция 1917г. Дискуссионные вопросы. - М.: Просвещение, 2017. - 64с.
39) Шубин А.В. Великая российская революция. 10 вопросов. - М., 2017. - 46 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ