Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В МО Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

Работа №99153

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1 Историческая сущность программно-целевого управления
организацией 10
1.2 Понятие программно-целевого управления развитием
общеобразовательной организации 23
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 32
2.1 Анализ программно-целевого управления развитием
общеобразовательными организациями в г. Екатеринбурге 32
2.2 Анализ программ развития общеобразовательных
организаций в г. Екатеринбурге 45
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 93

Актуальность работы определяется следующим. Эффективное решение социальных и экономических проблем на региональном уровне в настоящее время является одной из приоритетных задач государственной политики.
В настоящее происходит внедрение современных методов и инструментов управления. Одним из таких инструментов является программно-целевое управление. Сущность программно-целевого подхода заключается в предложении способа решения важнейших экономических и социальных проблем, который подразумевает разработку системы программных мер для смягчения или устранения проблемы.
Важно отметить, что смысл программно-целевого управления в том, чтобы достигнуть максимального результата при минимальных затратах, не только финансовых, но и интеллектуальных, трудовых, информационных. Программно-целевое планирование предполагает четкую постановку и систематизацию целей деятельности; основанную на них систему целереализующих действий, мероприятий; установление средств, ресурсов, необходимых для осуществления программных мероприятий в заданные сроки, и источников их поступления.
Несмотря на различные трактовки понятия, можно выделить ряд признаков, которые являются определяющими для программно-целевого управления: понимание объекта программно-целевого управления как
системы, ориентированность на конечный результат, комплексный анализ возникающих проблем, комплексный подход к постановке целей и определению средств их достижения.
Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в формирование концептуальных построений, раскрывающих сущность и содержание программно-целевого управления, его методологическую основу внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как А. Аганбегян, И. Галушка, А. Гранберг, Л. Евенко, Ф. Каст, Ю. Катасонов, С. Качаунов, К Костев, В. Лексин, Б. Мильнер, Н. Моисеев, X. Попов, Г. Поспелов, Б. Райзберг, В. Рапопорт, Дж. Розенцвейг, К. Симеонов, Н. Стефанов, Ч. Хитч, А. Швецов и др.
Научно-практические аспекты использования инструментария программно-целевого управления в современной российской практике исследуются в работах Т. Авдеевой, А. Адамеску, П. Бурака, В. Гришина, А. Годзинского, Б. Жихаревича, В. Ивченко, В. Кистанова, Г. Латфуллина, А. Лобко, В. Любовного, С. Рябухина, Е. Рудневой Ю. Симачева и др.
Несмотря на большой интерес исследователей к названной проблематике, многие только обозначены, но не решены, в том числе, связанные с выявлением особенностей и принципов организации программно-целевого управления развитием общеобразовательных организаций.
Программно-целевое управление в сфере образования в Свердловской области осуществляется через реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ № 295 от 15.04.2014 г.1, а также государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года», утвержденной Правительством Свердловской области 21 октября 2013 года2.
Документом стратегического планирования в сфере образования является и план деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 гг. Одна из главных задач государственной программы, которая должна найти отражение в программе развития школы - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегическое планирование в сфере образования на уровне образовательных организаций с помощью программ развития.
Анализ программ развития школ показывает, что при использовании программно-целевого подхода возникает ряд проблем. Во-первых, это проблемы, связанные с недостатками в управлении целевой программой, а именно, отсутствие координации действий всех участников ее реализации. Такая ситуация неизбежно приводит к потере понимания участниками программы поставленных перед ними целей и задач, своей роли в реализации программы. При этом возможно дублирование функций участников реализации программы, размывание ответственности за эффективность результатов программы.
Во-вторых, проблемы применения программно-целевого подхода в управлении образовательной организацией связаны с неопределенностью показателей результативности, в качестве которых выступает большое количество социально-экономических, технических, личностных, промежуточных и конечных показателей. Специфика образовательной сферы, в сравнении с коммерческим сектором, заключается в измерении не только экономического, но и социального эффекта от реализации программ.
Третья проблема реализации программ развития - это отсроченность результатов деятельности во времени. Например, финансирование в образовании, как правило, основано на результатах, достигнутых сразу или вскоре после окончания обучения. При этом учитываются краткосрочные показатели: это количество учеников, поступивших в высшие учебные заведения, количество детей, охваченных вне учебной деятельностью и т. д., на основании которых в полной мере нельзя оценить отсроченные результаты.
Четвертой основной проблемой для реализации программно-целевого управления образовательной организацией является отсутствие или недостаточность важных для реализации программ структур и ресурсов (в том числе нормативных, финансовых, трудовых, информационных).
Так, зачастую, разработка программы развития школы требует разработки дополнительных подпрограмм. Кроме того, видна объективная сложность обработки большого количества разнообразной поступающей информации, требующей использования современных информационных технологий, а также работы специалистов — аналитиков, прогнозистов, программистов и др., которых традиционно нет в образовательной системе. Причина наличия перечисленных проблем при использовании программно - целевого метода управления в формальном, узкоотраслевом подходе к реализации программы развития школы...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, проведенное диссертационное исследование показало, что программно-целевое управление развитием общеобразовательной организацией представляет собой противоречивый процесс, в котором можно выделить факторы, снижающие эффективность программ.
В нашем исследовании была рассмотрена историческая сущность программно-целевого управления организацией, направленного на эффективное и рациональное использование ресурсного обеспечения процесса функционирования и развития общеобразовательной организации. Проникновение идей программно-целевого управления в образование связывают с концом 60-х и началом 70-х годов XX века, когда на уровне школ разрабатывались перспективные пятилетние планы, не сумевшие тогда подняться до требуемого уровня и в массовом сознании практиков не связанные с существующим изменением планирования и управления в целом.
На наш взгляд в настоящий момент механизмы программного управления экономикой требует методической корректировки ее инструментария, однако все структурные преобразования невозможно произвести эффективно без учета исторического развития программно-­целевого управления.
Анализ теоретических источников, проведенный в ходе диссертационного исследования, показал, что нет определения такого понятия как «программно-целевое управление развитием общеобразовательной организации». В рамках диссертационного исследования нами было предложено следующее определение: программно-­целевое управление развитием общеобразовательной организации - это означает волевое воздействие руководителя на общеобразовательную организацию в целом и на участников образовательных отношений в частности на основе принятых принципов государственной политики в этой сфере и действующего законодательства.
В рамках подготовки диссертационной работы было проведено исследование состояния программно-целевого управления развитием общеобразовательными организациями. Нами было теоретически и практически доказано, что программно-целевой подход в управлении общеобразовательной организацией на основе действующего
законодательства позволяет руководителю вывести организацию на работу в режиме развития.
В диссертационном исследовании был осуществлен анализ 10 программ развития общеобразовательных организаций г. Екатеринбурга и определены основные индикаторы развития, которые включают в себя строгую отчетность и рейтингование полученных результатов. Однако, как показало исследование, в программах отсутствует такой показатель как «эффективность».
Анализ программ развития школ показывает, что при использовании программно-целевого подхода возникает ряд проблем. Во-первых, это проблемы, связанные с недостатками в управлении целевой программой, а именно, отсутствие координации действий всех участников ее реализации. Такая ситуация неизбежно приводит к потере понимания участниками программы поставленных перед ними целей и задач, своей роли в реализации программы. При этом возможно дублирование функций участников реализации программы, размывание ответственности за эффективность результатов программы.
Во-вторых, проблемы применения программно-целевого подхода в управлении образовательной организацией связаны с неопределенностью показателей результативности, в качестве которых выступает большое количество социально-экономических, технических, личностных, промежуточных и конечных показателей. Специфика образовательной сферы, в сравнении с коммерческим сектором, заключается в измерении не только экономического, но и социального эффекта от реализации программ.
Третья проблема реализации программ развития - это отсроченность результатов деятельности во времени. Например, финансирование в образовании, как правило, основано на результатах, достигнутых сразу или вскоре после окончания обучения. При этом учитываются краткосрочные показатели: это количество учеников, поступивших в высшие учебные заведения, количество детей, охваченных вне учебной деятельностью и т.д., на основании которых в полной мере нельзя оценить отсроченные результаты.
Четвертой основной проблемой для реализации программно-целевого управления образовательной организацией является отсутствие или недостаточность важных для реализации программ структур и ресурсов (в том числе нормативных, финансовых, трудовых, информационных).
Так, зачастую, разработка программы развития школы требует разработки дополнительных подпрограмм. Кроме того, видна объективная сложность обработки большого количества разнообразной поступающей информации, требующей использования современных информационных технологий, а также работы специалистов — аналитиков, прогнозистов, программистов и др., которых традиционно нет в образовательной системе. Причина наличия перечисленных проблем при использовании программно- целевого метода управления в формальном, узкоотраслевом подходе к реализации программы развития школы.
Предложенная программа развития общеобразовательной организации представляет собой методическое руководство к ее разработке. Авторы диссертационного исследования предполагают, что если использовать для реализации программы развития проектный подход, то ее эффективность увеличится.


1) О государственном прогнозировании и программировании социально­экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон № 115 от 20.07.1995 г. // Сайт Президента России. - Режим доступа : http://kremlin.ru/acts/bank/8100 (дата обращения : 30.01.2017).
2) Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // Сайт закона об образовании. - Режим доступа : http://zakon-ob-obrazovanii.ruZ2.html (дата обращения : 20.01.2017).
3) Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки
эффективности государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской
Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 // Сайт министерства финансов РФ. - Режим доступа :
http:ZZminfin.ruZruZdocumentZ?id_4=120201&area_id=4&page_id=2104 &popup=Y#ixzz56NVS9Vag (дата обращения : 22.11.2017).
4) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации № 295 от 15.04.2014 г. // Официальный портал правовой информации. - Режим доступа : http:ZZpravo .gov.ruZproxyZipsZ?docbody=&nd=102349659&rdk=&backlink=1 (дата обращения : 14.10.2017).
5) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2015 г. № 295 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа : http:ZZpravo.gov.ruZproxyZipsZ?docbody=&nd=102349659&rdk=&backlink=1 (дата обращения : 12.10.2017).
6) Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской
Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства
Российской Федерации № 1050 от 15.10.2016 г. // Сайт Правительства
Российской Федерации. - Режим доступа : http://government.ru/docs/24918/ (дата обращения : 24.09.2017).
7) Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761 н. // Информационно-правовой портал Гарант.ру -. Режим доступа : http://base.garant.rU/199499/#ixzz56NMejBco (дата обращения : 13.12.2017).
8) Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. № 690 // Сайт «Российская газета». - Режим доступа: https://rg.ru/2014/04/04/metodika-site- dok.html (дата обращения: 25.11.2017).
9) Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации
государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Министерства Экономического развития Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 582. // Официальный интернет-портал правовой
информации. - Режим доступа:
ййр://ргауо .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102349561 &Ьаск1тк=1 &&пс1 =102412697 (дата обращения: 30.11.2017).
10) Об утверждении государственной программы Свердловской области
«Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 г. № 919-ПП // Электронный фонд нормативно-правовой и технической документации. - Режим доступа :
http://docs.cntd.ru/document/429094102 (дата обращения : 30.09.2017).
11) Афанасьев В. Г. Общество, системность, познание, управление / В. Г. Афанасьев. - Москва, 1981. - 345 с.
12) Брязгунова Ю. А. Управление развитием образовательных организаций
в условиях реформирования образования [Электронный ресурс] / Ю. А. Брязгунова // Науковедение. - 2013. - Выпуск 6. - Режим доступа :
https://naukovedenie.ru/PDF/119EVN613.pdf (дата обращения : 13.12.2017).
13) Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014 годах [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. - Режим доступа : http://kremlin.ru/events/president/news/11779 (дата обращения : 24.09.2017).
14) Гапоненко А. Л. Стратегическое управление / А. Л. Гапоненко. - Москва : Омега-Л, 2010. - С. 123.
15) Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - Москва, 1998...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ