Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация программно-целевого подхода к управлению в условиях общеобразовательной школы (Управление в сфере образования)

Работа №68722

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62» (г. Комсомольск-на-Амуре).
Проведжен анализ персонала за 2017-2019 годы.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления общим образованием на различных уровнях 6
1.1 Понятие, содержание и уровни управления общим образованием 6
1.2 Программно-целевое управление. Понятие, сущность и специфика реализации в общеобразовательной сфере 21
Глава 2. Анализ процесса реализации программно-целевого подхода к управлению в МОУ СОШ №62 35
2.1 Общая характеристика деятельности организации 35
2.2 Анализ системы управления деятельностью организации и Оценка реализации программно-целевого подхода к управлению в организации 39
2.3 Проблемы и перспективы развития программно-целевого подхода к управлению в условиях общеобразовательной школы 46
2.4 Пути совершенствования программно-целевого подхода к управлению в организации 54
Заключение 60
Библиографический список 64
Приложение 1 68
Приложение 2 73
Приложение 3 75

Цель работы – комплексный анализ теории и практики реализации программно-целевого подхода к управлению в условиях общеобразовательной школы, выявление проблем, характерных для исследуемой сферы и выработка путей их решения.
Объект исследования – процесс управления в общеобразовательной системе.
Предмет исследования – реализация программно-целевого подхода к управлению в условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
 изучить понятие, содержание и уровни управления общим образованием;
 охарактеризовать понятие, сущность и специфику программно-целевого подхода к управлению;
 проанализировать особенности реализации программно-целевого подхода к управлению деятельностью МОУ «СОШ №62» г. Комсомольск-на-Амуре;
 обозначить пути решения выявленных проблем.
Нормативная база исследования – федеральное, региональное и местное законодательство, подзаконные акты, локальные акты общеобразовательных учреждений.
Гипотеза исследования была сформулирована в виде предположения о недостаточно эффективной реализации программно-целевого подхода к управлению деятельностью МОУ «СОШ №62» г. Комсомольск-на-Амуре.
Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов, как Н. Лаптева, М. Васильева, И. Василенко, Ю. Михайлов, Е. Грязнова,
Г. Сериков и др.
Методологию работы составляют как общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (статистический метод, социологический метод, контент-анализ и т.д.).
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Управление образованием представляет собой особого рода деятельность специально уполномоченных органов государственной и муниципальной власти, а также субъектов внутришкольного управления, обеспечивающая функционирование и развитие образовательной системы, реализацию ее концепции, стандарты и программы. Важнейшую роль в управлении общеобразовательными организациями играет эффективное взаимодействие всех уровней управления, что позволяет своевременно выявить проблему, понять, носит она системный или частный характер, а так же выработать и реализовать механизмы ее решения.
Управление образованием – составная часть государственного и муниципального управления, соответственно, оно должно осуществляться в соответствии с их общими законами и принципами. Вместе с тем, в системе управления образованием необходимо учитывать специфику образовательного процесса, направленного на интеллектуально-нравственное развитие личности. Управленческое воздействие на систему образования должно быть направлено на удовлетворение объективных интересов общества в сфере образования, а не на реализацию их ведомственно-бюрократического, оторванного от действительности, понимания. В настоящее время в системе управления общим образованием особо востребованы наиболее эффективные методы (подходы), в первую очередь программно-целевой.
Программно-целевой подход является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования развития социальной сферы и экономики. Данный подход предполагает разработку плана с оценки конечных потребностей исходя из целей развития различных социально-экономических сфер при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. При этом установленная (заявленная) цель не должна быть «размытой» или абстрактной. В таком случае практически невозможно достоверно определить ее достижение. В тех случаях, когда иным образом определить цель невозможно (в частности, государственные и муниципальные программы в сфере управления развития образованием как правило предусматривают «общие», декларативные цели), ее конкретизация осуществляется посредством определения системы задач, мероприятий, ожидаемых конечных результатов и индикаторов (основных показателей).
Важнейшее значение при реализации программно-целевого подхода имеет выделение в программе нескольких этапов (стадии), каждый из которых характеризуется своими конкретизированными индикаторами. Это позволяет своевременно выявить недостатки в реализации программы и разработать методы (механизмы, мероприятия), направленные на устранение данных недостатков и «возвращение» исполнения программы в заданное русло.
Специфика программно-целевого подхода к управлению образованием во многом связана с тем, что чем ниже управленческий уровень, тем более субъект управления должен учитывать не только «сухие» показатели и факторы, а интеллектуально-психологические особенности школьников, неразрывно связанных с объектом управления, тем более востребовано привлечение в качестве «соисполнителей» реализуемой программы внешних субъектов, т.е. семьи. Не случайно многие исследователи в качества обязательного условия эффективной реализации программно-целевого подхода к управлению школой отмечают привлечение к управлению родителей учащихся (родительские комитеты и т.д.).
В сфере управления деятельностью МОУ «СОШ №62» в течение 2017-2019 гг. осуществлялась реализация двух программ:
 программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровье» на 2015-2019 годы (объем финансирования – 446 800 руб.);
 программа развития «Наша новая школа» на 2016-2021 годы (объем финансирования – 1 151 000 руб.).
В целом в МОУ «СОШ №62» созданы необходимые условия для работы педагогического коллектива и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на основе личностно ориентированного обучения. В учреждении имеет место программно-целевой подход к управлению, в рамках которого осуществляется реализация двух указанных выше программ.
Однако в МОУ «СОШ №62» отсутствует системный подход к организации управленческой, преподавательской и научно-методической деятельности, что, в свою очередь, оказывает прямое влияние на содержание всех обучающих программ учреждения. Среди основных проблемных сторон здесь можно выделить: 1) отсутствие в учреждении специализированной научно-методической службы и Положения об организации научно-методической деятельности (работе); 2) ограничение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала вопросами учебно-методической деятельности.
Для выявления дополнительных сведений о проблемах управления деятельностью МОУ «СОШ №62» нами был проведен опрос 26 учителей школы, которым было предложено оценить эффективность программно-целевого подхода в учреждении. При этом подавляющее большинство педагогов, работающих в МОУ «СОШ №62» недовольны сложившейся на сегодняшний день системой реализации программно-целевого подхода в учреждении. В качестве главных проблем сотрудники учреждения выделили, прежде всего, недостаточное финансирование принимаемых в МОУ «СОШ №62» целевых программ (76,9%) и отсутствие у персонала школы, включая ее руководство, необходимых компетенций для реализации программно-целевого подхода (65,3%). Кроме того, серьезной проблемой является формальный подход к разработке и воплощению в жизнь тех или иных целевых программ.
Таким образом, результаты управленческой деятельности в МОУ «СОШ №62» нельзя оценить положительно в связи с наличием целого ряда проблем, связанных с организацией программно-целевого подхода к управлению образовательной организацией, материальным обеспечением анализируемого процесса, неэффективной системой обучения кадров в обозначенной сфере.
Для преодоления выявленных проблем руководству МОУ «СОШ №62» необходимо обеспечить в течение 2020-2024 гг. реализацию целого ряда мероприятий по повышению квалификации указанных специалистов в следующих направлениях:
 оперативное и стратегическое планирование работы учреждения;
 организация сметно-финансовой деятельности учреждения;
 организация правового обеспечения образовательной деятельности;
 организация и реализация программно-целевого подхода к управлению современной общеобразовательной школой.
С учетом приведенной выше информации нами была разработана целевая программа «Развитие педагогических и управленческих кадров в МОУ «СОШ №62» на 2020-2024 годы, направленная на корректировку модели методического сопровождения педагогических кадров посредствам изменений в системе повышения их квалификации с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и дефицитов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС. Результатом реализации проекта станет создание в МОУ «СОШ №62» кадровых и организационно-методических условий, способствующих эффективной реализации образования на базе программно-целевого подхода к управлению.
Общая величина финансирования проекта на 5 лет составит 1 163 035 руб. Основные источники финансирования реализации программы – бюджетные средства и целевые поступления. В случае принятия предложенной целевой программы «Развитие педагогических и управленческих кадров в МОУ «СОШ №62» будут устранены многие недостатки системы программно-целевого управления школой за счет более тесного сотрудничества с городским Управлением образования и другими образовательными организациями города в области непрерывного профессионального развития педагогических кадров и выстраивания за счет этого адекватного образовательного процесса, удовлетворяющего потребности развивающейся личности и общества.



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.09.2019).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.09.2019).
3. Постановление Правительства Хабаровского края от 05.06.2012 года (ред. от 10.07.2019) «Развитие образования в Хабаровском крае (2013-2024 годы)» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.09.2019).
4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.09.2019).

Научная и учебная литература

5. Багутдинова Н. Управление качеством образования / Н. Багутдинова // Стандарты и качество. – 2015. – № 9. – С 17-18.
6. Баскаев Р.М. От повышения качества и эффективности управления к повышению качества общего образования / Р.М. Баскаев // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2015. – № 1. – С. 3-8.
7. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. – М.: МАКС Пресс, 2016. – 437 с.
8. Борытко Н.М. Управление образовательными системами / Н.М. Борытко. – М.: Городец, 2014. – 411 с.
9. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. – М.: КноРус, 2016. – 492 с.
10. Васильева М.С. Теория и практика программно-целевого управления развитием образовательного учреждения / М.С. Васильева. – Автореферат дисс..докт. пед. наук. Улан-Удэ, 2007. – 34 с.
11. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление / Ю.В. Гимазова. – М.: Юрайт, 2014. – 537 с.
12. Гончаров М.А. Государственно-общественное управление педагогическим образованием как социально-педагогическое явление / М.А. Гончаров, Т.Б. Соломатина // Государственно-общественное управление в области образования: дайджест / ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области»; сост. Е. В. Шутько. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – С. 57-65.
13. Государственное и муниципальное управление. Под ред. Н.И. Захарова. – М.: Волтерс-Клувер, 2016. – 580 с.
14. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы / Е.В. Грязнова // Вестник НГУ. – 2017. - № 3. - С. 26-32.
15. Жукова О.В. Развитие государственно-общественного управления в общем образовании как приоритет образовательной политики РФ / О.В. Жукова // Science Time. – 2016. – №1 (13). – С. 141-145.
16. Иванников А.Д. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Д. Иванников. – М.: Проспект, 2015. – 206 с.
17. Иванов Д.В. Управление школой. Организационные и психолого-педагогические проблемы / Д.В. Иванов – М., Инфра-М, 2015. – 349 с.
18. Карташов В.Н.. Государственная политика в сфере образования / В.Н. Карташов // Вестник ЯрГУ им. П. Демидова. Гуманитарные дисциплины. – 2015. - № 2. - С. 103-109.
19. Кононов П.И. Административное право России: учебник / П.И. Кононов. – М.: Проспект, 2016. – 572 с.
20. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р.А. Кочкаров. – М.: Экономика, 2017. – 223 с.
21. Курчеев В.С. Модернизация системы управления образованием: юридические и административные аспекты / В.С. Курчеев. – Новосибирск.: изд-во НГУ. - 2017. – 196 с.
22. Кравцов С.С. Информатизация управления образованием: основные направления научно-практических исследований / С.С. Кравцов // Ученые записки ИИО РАО. 2015. - С. 201-208.
23. Лазарев В.С. Системное развитие школы / В.С. Лазарев. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 284 с.
24. Лаптева Н.П. Управление общеобразовательной организацией на основе программно-целевого подхода / Н.П. Лаптева. – Автореферат дисс…канд. пед. наук. – Елец, 2014. – 31 с.
25. Лунев А. Н. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы / А.Н. Лунев // Концепт. - 2017. - № 2. - С. 93-99.
26. Михайлов Ю.Ф. Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности / Ю.Ф. Михайлов // Ученые записки ИИО РАО. – 2016. - С. 162-171.
27. Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сб. науч. трудов / Под общ. Ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2017. – 192 с.
28. Наумов С.В. Управление развитием регионального образования: инновационный аспект / С.В. Наумов // Государство и право. - 2016. - № 2. - С. 108-113.
29. Оболяева Н.М. Информационное управление качеством образования / Н.М. Оболяева // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2016. – №12. – С.58-62.
30. Пантюхин В.А. Административно-государственное управление / В.А. Пантюхин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2017. - 469 с.
31. Поташник М.М. Управление современной школой / М.М. Поташник. – М.: Академи, 2016. – 80 с.
32. Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным образованием / Н. Б. Пугачева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. - № 1. - С. 63-67.
33. Райзберг Б.А. Системный подход в перспективном планировании / Б.А. Райзберг. – М.: Экономика, 2017. – 255 с.
34. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 448 с.
35. Сарапулов В.А. Программно-целевой подход в управлении современной школой: материалы научно-практической конференции / В. А. Сарапулов. – Чита: Экспресс-издательство, 2015. – 241 с.
36. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация / Г.Н. Сериков. - М.: Гардарики, 2016. – 214 с.
37. Тулякова И.В. Оценка эффективности целевых программ: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Финконтроль. – 2017. – №4. – URL: http://rufincontrol.ru/article/332551/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 29.11.2020).
38. Федотова Г.В. Развитие методологии программно-целевого планирования экономических процессов на основе институциализации обратных связей в управлении: дисс. д.эк. н. / Г.В. Федтова. – Курск, 2016. – 392 с.
39. Чернецова О.Ю. Реформа российского образования: проблемы, методы, результаты / Н.С. Чернецова, О.Ю. Соколова // Экономические науки. Управление в экономике. – 2016. – №1 (4). – С. 59-70.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ