Работа сделана на примере ИФНС России по Советскому району Махачкалы.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПОВТОРНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 7
1.1. Налоговые проверки в системе налогового контроля, их значение в экономике 7
1.2. Нормативное регулирование налогового контроля и организации повторных налоговых проверок 16
1.3. Анализ правоприменительной практики проведения повторных налоговых проверок 24
2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВТОРНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ НА ПРИМЕРЕ ИФНС РФ 34
2.1 Краткая характеристика структуры и организации деятельности налоговой инспекции (на примере ИФНС России по Советскому району Махачкалы) 34
2.2. Анализ механизмов организации повторных налоговых проверок (на примере ИФНС России по Советскому району Махачкалы) 36
2.3 Реализация результатов повторных налоговых проверок 39
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОВТОРНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК КАК ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 55
3.1 Оценка результативности повторных налоговых проверок в Российской Федерации 55
3.2 Проблемы организации и методики планирования повторных налоговых проверок 55
3.3. Пути совершенствования организации и методики проведения повторных налоговых проверок 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
Назначение повторной выездной налоговой проверки — это право вышестоящего налогового органа и его реализация не зависит от волеизъявления налогоплательщика, а обусловлена усмотрением руководителя вышестоящего налогового органа, что вряд ли может считаться разумным с точки зрения соблюдения прав и законных интересов налогоплательщика.
Основанием для назначения повторной проверки является необоснованность, по мнению вышестоящего налогового органа, решения, принятого по результатам первичной налоговой проверки, что устранимо посредством проведения повторной налоговой проверки налогоплательщика. Предмет повторной проверки — правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, которые являлись предметом и первоначальной проверки, проведенной налоговой инспекцией.
Налоговый орган не обязан указывать в постановлении о назначении повторной проверки обстоятельства, на основании которых контролирующий орган пришел к выводу о необходимости ее проведения.
Объектом исследования является система повторных налоговых проверок.
Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических отношений налогоплательщиков и налоговых органов, возникших в ходе подготовки и проведения повторных налоговых проверок.
Цель работы изучить теоретические и практические основы организации повторных налоговых проверок и разработать рекомендации к совершенствованию по организации и методики проведения повторных налоговых проверок.
Задачи:
1. Изучить теоретические и правовые аспекты проведения повторных налоговых проверок
2. Рассмотреть процессуальные аспекты повторной налоговой проверки на примере ИФНС РФ
3. Определить пути совершенствования повторных налоговых проверок как формы налогового контроля
Методологической основой исследования являются положения материалистической диалектики, как всеобщего метода исследования. Помимо этого, при написании работы использовались следующие методы: теоретические методы (анализ и синтез, наблюдение), методы научного исследования (исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системный и социологический анализ), а также общенаучные методы (классификация, систематизация, сравнение, сопоставление, эксперименты по проверке отдельных теоретических положений исследования).
Проблемы организации и методики повторной налоговой проверки, осуществляемого налоговыми органами, рассматривались в трудах многих российских ученых и специалистов. В их числе Бархатова Т.А., Гурвич М.А., Звягинцева А.С., Корень А.В., Кудреватых Н.В., Кузнецова З.П., Погорелова М.Я., Селезнева И.А., Тютюриков, Н.Н и д.р.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в формировании новых научно-методологических подходов к налоговому контролю и разработке прикладных механизмов его реализации, в доведении его основных положений до конкретных предложений по организации деятельности территориальных налоговых органов, обеспечивающих более высокий уровень мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Информационная база исследования. Источниками информации являлись: нормативно-правовые и законодательные акты РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления; материалы судебной практики; материалы периодических изданий; научная и учебно-методическая литература.
Структура работы отвечает логике научного исследования. Работа состоит из введения; трех глав, которые в свою очередь делятся на параграфы; заключения; список использованной литературы.
В первой главе работы раскрыты теоретические и правовые аспекты проведения повторных налоговых проверок, нормативное регулирование и анализ правоприменительной практики проведения налогового контроля и организации повторных налоговых проверок
Вторая глава работы содержит описание организации работы повторной налоговой проверки на примере ИФНС России по Советскому району города Махачкала и анализ динамики результатов ее работы.
В третьей главе работы описаны проблемы и пути совершенствования повторных налоговых проверок как формы налогового контроля.
Проведение налоговой проверки, в том числе выездной и повторной выездной, так или иначе затрагивает права граждан и организаций, потому вся ее процедура и основания проведения должна быть четко регламентирована и формализована законодателем.
Анализируемая проблема сохраняет актуальность и по сегодняшний день. Учитывая большое количество судебных решений, в которых неверно применены положения НК РФ, законодательная формулировка требует доработки (например, определение максимального количества приостановлений и продлений выездных проверок) или же исключения данного положения о повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за деятельностью нижестоящего из НК РФ и введения внутренней служебной проверки налоговых органов (например, по материалам проведения первоначальной выездной проверки). В любом случае, проведение повторной выездной налоговой проверки при наличии решения суда в отношении результатов первоначальной проверки не должно быть средством преодоления судебного решения.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что налоговые органы совершенствуют свои методы по проведению налоговых проверок посредством внедрения новых технологий; разрабатывают новые информационные системы, базы данных, различные программы для обмена информацией органами исполнительной власти.
В целях совершенствования процедуры проведения выездных налоговых проверок и повышения их эффективности на основе проведенных исследований должны быть определены следующие предложения:
– необходимо усовершенствовать законодательную базу, регулирующую осуществление и проведение налогового контроля;
– в целях совершенствования порядка проведения налогового контроля и повышения их эффективности необходимо повысить уровень количественного и качественного анализа данных, включаемых в информационные резервы налоговых органов, увеличить дальнейшее совершенствование системы отбора налогоплательщиков для проверок. формы и методы выездных налоговых проверок, а также систематического повышения профессиональной подготовки;
– для уменьшения количества налоговых нарушений и преступлений необходимо уведомлять граждан - потенциальных налогоплательщиков об изменениях в правоохранительной деятельности по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях и повышении риска привлечения к ответственности за их совершение.
Вероятно, уже через несколько лет взаимосвязь с налогоплательщиками будет сведена к минимуму, к чему сейчас и стремятся налоговые органы. Автоматизация многих действий исключает человеческий фактор, делает систему прозрачной и полностью подконтрольной, что дает отличный результат.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 11.04.2022)
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ) (по состоянию на 1 марта 2021 г.)
3. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) // официальный интернет-портал правовой информации http://www. consultant. ru, дата обращения 22.01.2022.
4. Определение Верховного Суда Российской Федерации N 301-КГ14-1038 от 16 сент. 2014 г. по делу N А29-1670/2013 . Доступ из справ.- правовой системы "КонсультантПлюс".
5. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации № 310-КГ16-5041 от 13 сент. 2016 г. по делу № А09-6785/2013 . Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
6. Отчет «О результатах контрольной работы ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы за 2017-2019 гг.». – . – Режим доступа: http://www.kadis.org (дата обращения: 28.03.2020)
7. Письмо Федеральной налоговой службы России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690 «О налоговых проверках» (с измен. от 29 декабря 2014 г.) // официальный интернет-портал правовой информации http://www. consultant. ru, дата обращения 22.01.2022
8. Постановление ВАС от 25.05.2010 г. №17099/09, Постановление ВАС от 03.04. 2012 г. №15129/11
9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7278/10 от 20 окт. 2010 г. по делу N А58-1186/2009 . Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"
10. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15129/11 от 03 апр. 2012 г. по делу № А57-12694/2010 . Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
11. Приказ Федеральной налоговой службы России от 30 мая 2007 г. № ММ3–06/333 (ред. от 10 мая 2012 г.) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // официальный интернет-портал правовой информации http://www. consultant. ru, дата обращения 22.01.2022.
12. Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 мар. 2017 г. по делу № А40-190521/16-75-1690. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
13. Бархатова Т.А., Кузнецова З.П., Анализ эффективности выездных налоговых проверок // Технико-технологические проблемы сервиса, 2019, №3(37)
14. Быкова Н.Н. Риски налогоплательщиков и их оценка // Вестник НГИЭИ. 2019. № 3 (46). С. 24-27.
15. Васильев Г.А. Экономическая безопасность // Экономика: теория и практика: сб. ст. по мат-лам VII Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во СибАК, 2018. – 178 с.
16. Войнова Н.Н. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля // Актуальные проблемы современной науки, 2018.
17. Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. – СПб.: Питер, 2020.
18. Гурвич, М.А. Пресекательные сроки в советском гражданском праве: учебное пособие // М.А. Гурвич. — Москва: Наука, 2019, 80 с
19. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2018. – 520 с.
20. Караханян С.Г., Баталова И.С. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение. Бератор-Паблишинг, 2018.
21. Каширина Ю.П., Багирова Я.Б. Требования к составлению и предоставлению БФО. Сравнительный анализ ФЗ № 402 «О бухгалтерском учёте» и положений по ведению бухгалтерского учёта и отчётности // Инновационные подходы к решению социальноэкономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества материалы I международной научнопрактической конференции. 2017. С. 319-323.
22. Ковалёва Ю.С., Терехов А.М. Особенности ведения бухгалтерского учета в строительных организациях // В сборнике: Промышленное развитие России: проблемы, перспективы сборник статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. 2018. С. 186-190.
23. Корень А.В., Звягинцева А.С. Организация налоговых проверок и критерии оценки их эффективности //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019.№ 8.С.548-551
24. Кофлер Л.И. Каширина Ю.П. Налоговые проверки: виды, порядок проведения и оформления результатов // Территория науки, 2017. №1.
25. Кудреватых Н.В. Оценка результатов налогового контроля в РФ // Вестник Алтайской Академии экономики и права.2020. № 6. С.253-260
26. Кудреватых Н.В. Оценка результатов налогового контроля в РФ // Вестник Алтайской Академии экономики и права.2020. № 6. С.253-260
27. Погорелова М.Я. Ответственность руководителя за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте // В сборнике: Экономика: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей преподавателей и студентов ко дню Российской науки по материалам I Всероссийской конференции (с международным участием). 2020. С. 69-73
28. Сазонова Е.К. К вопросу о перспективах совершенствования налогового контроля в России// Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 1. С.92-96.
29. Селезнева И.А. Мероприятия по повышению результативности выездных налоговых проверок // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2018. – № 4 (177). – С. 47-56.
30. Таучелова М.И., Гасиева З.П. Развитие налогового администрирования на современном этапе // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2018. – № 12 (185). – С. 52-61.
31. Терехов А.М., Терехова А.В., Николенко П.Г., Попова И.Ю. Развитие системы налогообложения по транспортному налогу для легкового автомобильного транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 (56). С. 536-539.
32. Тютин Д.В. Налоговый контроль, ответственность и защита прав налогоплательщиков: монография / Д. В. Тютин. - Москва: Контракт, 2018.
33. Тютюриков, Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учеб. пособие // Н.Н. Тютюриков. — Москва: ЭКСМО, 2019. 75 с
34. Филиппова Н.А., Макевнина Д.Ю. Налоговый контроль: специфика, роль, место и значение в системе государственного контроля // Экономика и предпринимательство. – М., 2017. – № 2. – С. 24–30.
35. Фролова О.А., Данилова Е.В. Влияние учетной политики на финансово-хозяйственную деятельность организации // Вестник НГИЭИ. 2019. № 12 (67). С. 158-163.
36. Экономический анализ:теория и практика : Учебное пособие. – Москва: Издательский Центр РИОР, ИНФРА-М, 2018. – 290 с
37. Аналитический портал ФНС России // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn23/
38. Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов // Федеральное казначейство: сайт. Москва, 2021. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения 15.04.2022).
39. Мероприятия налогового контроля // официальный сайт Федеральной налоговой службы России, 2020 http://www. nalog. ru (дата обращения 22.01.2022).
40. Налоги и налогообложение: Функции отдела камеральных проверок. Режим доступа: http://www.financelike.ru/dzms-643-1.html/ (дата обращения: 07.04.2022)
41. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России https://www.nalog.ru
42. Официальный сайт / группа компаний РАМАКС / https://www.ramax.ru/ (дата обращения 25.05.2022)
43. Официальное периодическое издание / РБК / https://www.rbc.ru/economics/19/12/2018/5c1a40ab9a794792c6baec3d (дата обращения 25.05.2022)
44. Сводные формы статистической отчетности // ФНС России и УФНС России по Республике Дагестан. – . – Режим доступа: http://www.r05.nalog.ru (дата обращения: 28.03.2020)
45. Итоги контрольной работы первого полугодия подведены в ФНС // «Правовест Аудит»–2020, 2021