Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских промыслов

Работа №99116

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ
УРАЛЬСКИХ ПРОМЫСЛОВ 7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности художественной деятельности на материале уральских
промыслов в патриотическом воспитании детей 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ УРАЛЬСКИХ ПРОМЫСЛОВ 27
2.1. Диагностическое исследование патриотической воспитанности детей
старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских
промыслов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91


Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Ее важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.
Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т. д.
Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой [47].
В старшем дошкольном возрасте формируются основы гражданственности, представлений о культурно-исторической жизни страны.
Одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, становится воспитание любви к малой родине, возращение к вековым корням.
Уральский край богат своими традициями, обычаями [45], его населяют люди разных национальностей.
Многообразие уральского регионального искусства, многофункциональность его и богатство художественного материала создают широкие возможности для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраст в художественной деятельности.
Декоративно - прикладное искусство Урала отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов и исторически развивается по своим законам.
Декоративно-прикладное искусство Урала - это раздел региональной культуры, который является важным связующим звеном между человеком и природой, его традициями и историей родного края, это часть географии, истории и культуры региона, содержащая в себе эстетические и этические идеалы и истоки его духовной жизни, [46].
Знакомство с декоративно-прикладным искусством, промыслами Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как, духовно¬нравственная ценность (урало - сибирская роспись, нижнетагильские подносы, роспись по дереву, изделия из бересты, уральских самоцветов, каслинское литье и др.), эстетическая.
От местных особенностей зависит выбор промысла, наличия подлинных предметов этого искусства в детском саду.
Патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста способствует приобщение к художественным промыслам Урала[44], развитие эмоционально-чувственного восприятия произведений уральского декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских промыслов».
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике эффективность комплекса занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских промыслов.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских промыслов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого - педагогической литературы раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Выявить психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности художественной деятельности на материале уральских промыслов в патриотическом воспитании детей.
4. Провести диагностическое исследование патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских промыслов и апробировать его на формирующем этапе опытно¬поисковой работы.
Методы исследования:
теоретические:
- анализ психолого - педагогической и научно-методической литературы; эмпирические:
- опытно - поисковая работа.
Методологическая основа исследования:
Проблеме патриотического воспитания выделенно довольно много исследований в педагогике и психологии. Русская философия и педагогическая мысль прошлого уделяла большое внимание идее взаимопонимания, вопросам переживания ребёнка, что достаточно убедительно показывают в своих трудах философы Н.Я. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. В педагогических системах Л.Н.Толстого, П.Ф. Лесгафта, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского уделено большое внимание развитию нравственной сферы личности ребёнка. В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Н.А. Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А. Матвеева, А.М. Прихожан) нравственно¬патриотическое развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.
База исследования: МАДОУ «детский сад комбинированного вида №56» г. Асбеста Свердловской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического и практического исследования были решены поставленные задачи.
1. Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания.
2. На основе изученной литературы раскрыта сущность понятия «патриотическое воспитание».
Патриотическое воспитание - процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
3. Выявлены психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
- формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности к ним;
- бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках;
- интереса к традициям семьи, города и желания им следовать;
- уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним;
- формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным народом;
- воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего детства;
- формирование в ребенке национального духовного характера;
- развитие способности замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности выразить свои эмоции, отношение к природе родного края в музыкально-поэтических образах, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношения к природе родного края;
- совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых;
- тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки;
- создание эвристической среды в детском саду и в семье;
- создание педагогических условий для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыты возможности художественной деятельности на материале уральских промыслов в патриотическом воспитании детей.
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений уральского
декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольника.
4. Проведено диагностическое исследование патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
Для проведения данного этапа работы были определены следующие показатели патриотической воспитанности детей на материале художественных промыслов родного края:
- когнитивный;
- эмоционально-ценностный;
- деятельностный.
Согласно выделенным показателям, были определены уровни патриотической воспитанности дошкольников: высокий, средний, низкий.
На констатирующем этапе количественный и качественный анализ результатов, показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 10% детей, средний уровень у 50%, низкий уровень у 40% обследованных старших дошкольников.
В результате проведенного обследования по патриотическому воспитанию детей в художественной деятельности на материале промыслов Урала на контрольной диагностике получили следующие результаты:
Низкий уровень - 0%
Средний уровень - 60%
Высокий уровень - 40%
Результаты контрольной диагностики опытно - поисковой работы в исследуемой группе показали, положительную динамику знаний, умений и приобщение старших дошкольников к родной культуре Среднего Урала по всем показателям оценивания на апрель 2017год.
Разработан комплекс занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских промыслов и апробирован на формирующем этапе опытно-поисковой работы.
Результативность проведенной работы подтверждена данными, полученными в ходе контрольной диагностики.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.


1. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н. В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. С. 122.
2. Аринштейн, М. Цветные камни Урала / М. Аринштейн, Е. Мельников, И. Шакинко; под ред. М. Аринштейн. - М.: Сред.-Урал. кн. изд- во 1986. - 143с.
3. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее
воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - М.: Преподаватель. - 1999. - № 1 (8). - С. 15-18.
4. Барадулин, В.Н. Уральская народная живопись по дереву,
бересте и металлу/ В.Н. Барадулин. - М.: - Свердловск Ср.-Уральское кн.
Изд. 1982.
5. Барадулин, В.Н. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский росписной дом/ В.Н. Барадулин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.
6. Барадулин, В.Н. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала/ В.Н. Барадулин. - М.: Свердловск, Ср-урал кн. Изд. 1987.
7. Бердников, Н. Город в двух измерениях / Н. Бердников.- М.: Свердловск, Ср.- Уральское кн. Изд. 1979.
8. Бовыкин, К.Г. Архитектурная старина Екатеринбурга/ К.Г Бовыкин // Сб. Екатеринбург за 200 лет подряд. - Екатеринбург, 1928.
9. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1986.
10. Бубнов, Е.Н. Оград узор чугунный/ Е.Н. Бубнов. М.: Свердловск, 1962.
11. Бубнов, Е.Н. Русское деревянное зодчество/ Е.Н. Бубнов. - М.: Стройиздат, 1988.
12. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. -М.: ACADEMA ,1999.
13. Волков, А.Е. Художественные решетки Екатеринбурга в книге « Из истории художественной культуры Урала» / А.Е. Волков.- М.: Свердловск, 1980.
14. Востриков, О. Традиционная культура Урала /О. Востриков. - М.: Екатеринбург, 2000.
15. Веракса, Н.Е. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка- Синтез, 2010. - 304 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ