Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно- игровой деятельности

Работа №95148

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме патриотического воспитания детей... 8
1.2. Особенности патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Художественно-игровая деятельность как средство патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 112


Актуальность исследования. Патриотизм сегодня рассматривается как один из основных ориентиров в воспитании. Нормативные документы Правительства Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», «Концепция патриотического воспитания граждан РФ», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») определяют патриотическое воспитание детей с самого раннего возраста условием стабильного развития общества и государства.
Пути патриотического воспитания детей дошкольного возраста определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Идея патриотизма как нравственного чувства обоснована в трудах отечественных философов и педагогов: Б.Т. Лихачева, П.П. Блонского, И.А. Ильина, И.С. Марьенко, Л.Ф. Спирина, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой и др. Исследования проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста находят свое отражение в работах С.А. Козловой, Л.В. Кокуевой, Н.В. Микляевой, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, Н.В. Мельниковой и др.
Большая часть исследователей (Е.Н. Бородина, С.А. Козлова, И.А. Лыкова, Г.А. Урунтаева, Б.П. Юсов и др.) отмечает повышенную эстетическую восприимчивость старших дошкольников, эмоциональную отзывчивость к образам искусства и, в связи с этим, особую значимость художественно-образных средств в освоении образцов поведения, формировании патриотических чувств.
В то же время неоспорима роль игры в развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Исследования, посвященные роли игры в обучении и воспитании детей, широко представлены в психолого-педагогической литературе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др.). Ученые понимают игру как необходимый и обязательный фактор приобщения ребенка к культуре, к духовному богатству человечества.
Художественно-игровая деятельность направлена на эстетическое освоение мира, на воссоздание и усвоение общественного опыта, правил и норм поведения через встречу с произведениями изобразительного искусства. В процессе такой игры ребенок анализирует, обобщает, сравнивает, устанавливает причинно-следственные связи, становясь активным субъектом действия, перенося ценностные образы с картин на реальную жизнь. Художественно-игровая деятельность является эффективным средством становления личности детей дошкольного возраста.
Однако практика показывает, что художественно-игровая деятельность редко используется воспитателями в целях патриотического воспитания старших дошкольников, таким образом, воспитательный потенциал изобразительного искусства не используется в полной мере.
Таким образом, были выявлено противоречие между необходимостью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать деятельность педагога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях в условиях художественно-игровой деятельности.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организация деятельности педагога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности».
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и выявление организационно-педагогических условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной и методической литературы рассмотреть проблему патриотического воспитания детей.
2. Определить особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности художественно-игровой деятельности в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.
5. Описать этапы деятельности педагога по организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, разработать содержание комплекса занятий по художественно-игровой деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей, количественный и качественный анализ полученной информации).
Исследование по организации деятельности педагога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста осуществлялось в два этапа:
- на первом этапе проводился теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности художественно-игровой деятельности в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- на втором этапе подбирались диагностические задания, проводилась диагностика патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста; разрабатывалось содержание комплекса занятий, направленного на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования при организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться в организации досуговой деятельности, в непосредственной образовательной и самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей в ДОО, в условиях дома.
Практическая база исследования: МАДОУ «Детский сад № 4» г. Североуральска. В исследовании участвовало 20 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности». На основании изученных работ Е.Н. Бородиной, С.А. Козловой, Л.В. Кокуевой, И.А. Лыковой, Н.В. Микляевой, Л.В. Филатовой, Р.М. Чумичевой и других исследователей можно сделать следующие выводы.
1. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста есть процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, направленный на формирование у детей патриотических ценностей на основе чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье и родному дому (Е.Н. Бородина).
Результатом патриотического воспитания является патриотическая воспитанность старших дошкольников в единстве трех критериев и их показателей:
1) когнитивного, предполагающего формирование представлений патриотической направленности в отношении родных и близких, семьи, малой Родины;
2) эмоционально-мотивационного, связанного с формированием - патриотических интересов, потребностей, убеждений, отношений в отношении родных и близких, семьи, малой Родины;
3) деятельностного, связанного с формированием патриотических умений, поступков, действий в отношении родных и близких, семьи, малой Родины, что создает предпосылки патриотического поведения (Е.Н. Бородина, Л.В. Кокуева).
2. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для патриотического воспитания. В этот период дети накапливают первый социальный опыт жизни в своем Отечестве, усваивают некоторые принятые в нем нормы поведения, взаимоотношений, они уже обладают определенным запасом знаний об окружающем их мире.
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста выстраивается в логике «от близкого к далекому»: от любви к семье, родным и близким, родному дому, к детскому саду, улице, родному городу до любви к родной стране, народу.
3. Художественно-игровая деятельность есть специфическая по своему содержанию и формам выражения активность человека, вид деятельности, направленный на эстетическое освоение мира, на воссоздание и усвоение общественного опыта, норм и правил поведения, опыта деятельности через встречу с произведениями изобразительного искусства и игру с художественными материалами и продуктами художественной деятельности. К видам художественно-игровой деятельности старших дошкольников можно отнести музыкальные и музыкально-ритмические, театрализованные, настольно-дидактические игры, а также игры с продуктами художественной деятельности, художественными материалами, игры для ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Художественно-игровая деятельность наиболее соответствует психологическим и возрастным особенностям старших дошкольников.
4. На основе анализа работ Е.Н. Бородиной, Л.В. Кокуевой, Л.В. Филатовой были выделены следующие критерии патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности:
- когнитивный, предполагающий формирование представлений патриотической направленности в отношении родных и близких, семьи, малой Родины;
- эмоционально-мотивационный, связанный с формированием патриотических интересов, потребностей, убеждений в отношении родных и близких, семьи, малой Родины;
- деятельностный, связанный с формированием патриотических умений, поступков, действий в отношении родных и близких, семьи, малой Родины, что создает предпосылки патриотического поведения.
Для диагностики патриотической воспитанности старших дошкольников использовались следующие диагностические задания:
- по когнитивному критерию - диагностические задания «Моя семья» (автор О.В. Дыбина) и «Почему так говорят?» (авторы М.Ю. Новицкая,
С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева);
- по эмоционально-мотивационному критерию - диагностические задания «Семейный фотоальбом» (автор Е.Н. Бородина) и «В нашей семье» (автор О.В. Дыбина);
- по деятельностному критерию - диагностические задания «Портрет семьи» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова) и «Твой поступок» (автор О.В. Дыбина).
По результатам проведенной диагностики у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень патриотической воспитанности (45% детей), в то же время большая часть дошкольников (20%) имеет низкий уровень патриотической воспитанности.
5. Деятельность педагога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности складывается из нескольких этапов:
- Отбор произведений изобразительного искусства, художественной литературы и фольклора, музыки для использования их в процессе проведения комплекса занятий.
- Подбор художественно-игровых приемов.
- Составление комплекса с использованием художественно-игровой деятельности.
- Проведение составленного комплекса.
- Мониторинг уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
6. В процессе работы выявлены организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности:
1. Профессиональная компетентность педагога в области патриотического воспитания, его заинтересованность и личная патриотическая позиция.
2. Наличие методического сопровождения процесса патриотического воспитания старших дошкольников в художественно-игровой деятельности.
3. Наличие комплекта игр (дидактических, театрализованных, ролевых и т.д.) с художественным компонентом, направленных на патриотическое воспитание детей.
4. Взаимодействие с родителями в направлении патриотического воспитания старших дошкольников.
5. Комплекс занятий, направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
7. С учетом выделенных критериев и показателей патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста разработан комплекс занятий «Все начинается с семьи», направленный на патриотическое воспитание детей в условиях художественно-игровой деятельности.
В него включены художественные игры различных видов: творческие, театрализованные, ролевые, музыкально-ритмические, настольные. Патриотическое воспитание происходит на материале музыкальных, литературных произведений, а также произведений изобразительного искусства, авторами которых являются известные отечественные художники (Ю. Кугач, Б. Кустодиев, К. Маковский, В. Перов, А. Пластов, В. Поленов, М. Самсонов, В. Тропинин, К. Юон и другие). Использованные приемы художественно-игровой деятельности расширяют представления детей о семье, ее членах, родственных связях, отношениях в семье; интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства с патриотической проблематикой; умение выразить свою нравственную позицию в продуктах собственного творчества.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.


1. Адаева, Н. В. Патриотическое воспитание студентов техникума
средствами народной педагогики :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
Н. В. Адаева ; Орловск. гос. ун-т. - Тверь, 2014. - 269 с.
2. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. - 937 с.
3. Бородина, Е. Н. Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании детей / Е. Н. Бородина // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 1. - С. 154-159.
4. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. Н. Бородина ; Урал.гос. пед. ун-т. -
Екатеринбург, 2016. - 241 с.
5. Бородина, Е. Н. Содержание работы по нравственно¬
патриотическому развитию дошкольников / Е. Н. Бородина // Духовно-нравственное развитие детей и подростков в условиях современного образования : материалы межрегиональной научно-практической
конференции, Екатеринбург, 23 мая 2015 г. / отв. редактор Н. Г. Куприна, М. В. Уманская. - Екатеринбург : Урал.гос. пед. ун-т ; Нижний Тагил : МАОУ гимназия № 18, 2015. - С. 19-24.
6. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : кн. для воспитателя дет.сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова ; под ред. А. М. Виноградовой. - Москва : Просвещение, 1989. - 96 с.
7. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учеб.пособие / В. И. Волынкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 441 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С.62-76.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы». - URL:
http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe -vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html (дата
обращения: 12.08.2020).
10. Гусейнов, А. А. Патриотизм и традиция русской культуры / А. А. Гусейнов // Интегративная перспектива в гуманитарных науках - 2017. - № 1. - С. 10-14.
11. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах / В. И. Даль. - Москва : Славянский Дом Книги, 2014. - Т. 3. - 896 с.
12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2009. - 24 с.
13. Деркунская, В. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников : учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская, А. А. Ошкина. - Москва : Центр педагогического образования, 2014. - 368 с.
14. Дыбина, О. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи : учеб.-методическое пособие / О. В. Дыбина, Е. Ф. Акулова, С. Е. Анфисова, О. А. Еник. - Москва : Центр педагогического образования, 2009. - 64 с.
15. Дыбина, О. В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания / О. В. Дыбина // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 2. - С. 3-5.
16. Еник, О. А. Формирование семейных ценностей как психолого-педагогическая проблема / О. А. Еник, Е. А. Сидякина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста : сборник трудов Всерос. науч.-практ. конф. 30¬31 октября 2008 г. - Тольятти: ТГУ, 2008. - Ч. II. - С. 28-35.
17. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский.
- URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/istorij a-russkoj -filosofii/
(дата обращения: 20.08.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ