Глава 1. Теоретические основы воспитания познавательной активности дошкольников в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Анализ понятия «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста 18
1.3. Формы, методы и средства воспитания познавательной
активности у дошкольников 30
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию познавательной активности у дошкольников в муниципальной автономной дошкольной образовательной организации «Детский сад № 41» города Первоуральска 43
2.1. Анализ деятельности работы муниципальной автономной
дошкольной образовательной организации № 41 города
Первоуральска по воспитанию познавательной активности дошкольников 43
2.2. Первичная диагностика познавательной активности детей
среднего дошкольного возраста 53
2.3. Разработка программы по воспитанию познавательной
активности у детей среднего дошкольного возраста 67
Заключение 79
Список использованной литературы 85
Приложения 93
Актуальность исследования заключается в том, что современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации и в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. По мнению А.Н. Нефедовой, «...понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека» [45, с. 19]. И это вполне закономерно. В связи с модернизацией системы Российского образования, а также переходом к рыночным отношениям изменяются подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно связанных с развитием личности самого человека [45].
В Концепции Российского образования одним из главных направлений является интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Система образования сегодня ориентирована на воспитание и развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения.
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» определяет дошкольную образовательную организацию первой ступенью системы образования в целом [74]. В дошкольной образовательной организации проблема воспитания у дошкольников познавательной активности охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой, поскольку она является непременным условием для формирования умственных качеств личности, а также ее самостоятельности и инициативности.
В соответствии с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, выдвигается важное направление - любознательность [73].
Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. Именно поэтому, ФГОС ДО, направляет задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального потенциала [47].
Познавательное развитие - одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагогов дошкольной образовательной организации - создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей [54].
Проблема развития познавательной активности детей не является новой для науки. Однако позиции и представления о ней многочисленных исследователей значительно различаются. На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: психологи Л.С. Выготский [8], А.Н. Леонтьев [29], Н.Н. Поддъяков [53], С.Л. Рубинштейн [60]; педагоги М.И. Лисина [31], Г.И. Щукина [85].
Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сегодня. Ей посвящены труды современных ученых В.В. Щетининой [81], Е.А. Меньшиковой [40], А.Н. Нефедовой [45], М.Н. Поляковой [56] и др.
Необходимость в разработке обоснованной педагогической программы воспитания познавательной активности у детей дошкольного возраста - ее несомненная актуальность для практики дошкольного учреждения послужили основанием для выбора темы данного исследования.
Исходя из вышеизложенного, можно обозначить противоречие между необходимостью создания программы по воспитанию познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в дошкольной организации.
Выявленное противоречие, позволило обозначить проблему исследования: каково содержание программы воспитания познавательной активности у дошкольников в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Воспитание познавательной активности дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Ограничение исследования: в отечественной возрастной психологии дошкольный возраст - это период от трех до семи лет. Но в одном исследовании невозможно рассмотреть воспитание познавательной активности на всем протяжении этого психологического возраста. В связи с этим, мы ограничимся рассмотрением воспитания познавательной активности в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет). Выбор связан с тем, что автор ВКР как практик работает именно с этой возрастной группой дошкольников.
Объект исследования: процесс воспитания познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание программы воспитания
познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать и обосновать программу воспитания познавательной активности детей среднего дошкольного возраста, которая могла бы быть использована в дошкольной образовательной организации на основе анализа теоретических и эмпирических данных.
Гипотеза исследования: воспитание познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, вероятно, должно обеспечиваться научно разработанной и обоснованной программой, которая учитывает с одной стороны психолого-педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста, с другой основные характеристики познавательной активности как психолого-педагогического феномена.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «познавательная активность»,
представленное в психолого-педагогической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста, акцентировав внимание на познавательном развитии детей среднего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать формы, методы, средства воспитания познавательной активности, отраженные в психолого-педагогической литературе.
4. Проанализировать деятельность муниципальной автономной
дошкольной образовательной организации № 41 г. Первоуральска по
воспитанию познавательной активности детей дошкольного возраста.
5. Разработать программу первичной диагностики познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
6. Частично апробировать программу воспитания познавательной активности с детьми среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
- теоретические - изучение, анализ, синтез, обобщение, классификация;
- эмпирические - наблюдение, диагностические пробы, беседа,
анкетирование, математическая обработка результатов.
База исследования: муниципальная автономная дошкольная
образовательная организация «Детский сад № 41».
Структура: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы в количестве 86 источников, приложения.
Проблема развития познавательной активности детей не является новой для науки. Однако позиции и представления о ней многочисленных исследователей значительно различаются. На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: такие психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн; педагоги М.И. Лисина, Г.И. Щукина. Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сегодня. Ей посвящены труды современных ученых В.В.Щетининой, Е.А. Меньшиковой, А.Н. Нефедовой, М.Н. Поляковой и др.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что среди исследователей нет единого понимания категории «познавательная активность». Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, нам наиболее близко для нашего исследования определение познавательной активности С.А. Козловой, которая считает, что «...познавательная активность - это есть активность, возникающая по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале».
При анализе психолого-педагогической литературы выявлены уровни проявления познавательной активности дошкольников. Первый уровень - воспроизводящая активность: характеризуется в стремлении понять, запомнить, воспроизвести, но в нем нет проявления волевых усилий, отсутствует интерес к углубленным знаниям. Второй уровень - интерпретирующая активность: характеризуется в проявлении волевых усилий, в стремлении довести начатое дело до конца, найти пути решения поставленной задачи. Третий уровень - творческая активность: характерной особенностью этого уровня является проявление волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, присутствии познавательного интереса.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с одной стороны, и анализ общих подходов к определению понятия «познавательная активность» с другой, позволяют уточнить содержание данного определения относительно воспитанников дошкольного возраста.
Познавательная активность детей дошкольного возраста - это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе; проявляется у ребенка в любознательности, выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске на интересующие ответы на вопросы, в проявлении инициативности и волевых усилий в процессе овладения знаниями, в умении усвоить способ познания и применить его в другом материале.
Поскольку в нашем исследовании введено ограничение по возрасту - мы, рассматривая средний дошкольный возраст, перейдем к характеристике этого периода.
Социальная ситуация развития детей среднего дошкольного возраста определяется в том, что все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Все это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
Внутри социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид детской деятельности. Основным видом деятельности детей среднего дошкольного возраста является игра, появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Внутри игровой
деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Психологическим возрастным новообразованиям ребенка среднего дошкольного возраста свойственно то, что наглядно-образное мышление определяет качественно новую ступень в его развитии, внимание становится все более произвольным, память становится более устойчивой.
Средний дошкольный возраст считается сенситивным периодом для познавательного развития. Воспитание познавательной активности в этот период не только возможно, но и необходимо.
Главными формами воспитания познавательной активности педагогом в дошкольной образовательной организации будут являться организованные занятие или какие-либо виды деятельности с детьми. Чтобы использовать любые формы воспитания, необходимо составить определенный алгоритм, схему, план, которые позволяют наиболее рационально и грамотно организовывать воспитательный процесс. Относительно дошкольников чаще востребованные педагогами являются такие методы воспитания как, наглядные, практические, игровые. Разновидностью наглядного метода является метод примера, в котором воспитатель стимулирует ребенка своим примером на положительные действия. В практических методах воспитанник выполняет действия, которые он воспринял от воспитателя. Применение игровых методов воспитания дошкольников обусловлено особенностями возраста и ролью игры как ведущей деятельности детей в этот период. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Психолого-педагогические исследования показывают, что использование игровых методов и приемов повышают эффективность познавательной деятельности, способствуют повышению познавательной активности детей, развитию познавательного интереса.
Методы воспитания для познавательной активности такие как: наглядные, практические, игровые, будут являться главными инструментами для осуществления воспитательного процесса. Они постоянно варьируются и систематически совершенствуются. Профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания является залогом успешного решения воспитательных задач.
Средствами воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности, которые типичны, для дошкольного возраста: коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально¬
художественная. К средствам воспитания также относится: развивающая предметно-пространственная среда, предметы и приспособления для того, чтобы осуществить какую-либо совместную деятельность воспитателю с детьми.
Педагоги для воспитания познавательной активности детей включают в игровые занятия такие средства, как решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, интеллектуальные и развивающие игры, познавательные беседы, развивающие образовательные ситуации и т.д. Осуществляются такие занятия посредством развивающей предметно-пространственной среды, сенсорной культуры, средствами природы, математическими представлениями и т.д. Все эти формы, методы и средства планируются и проводятся с учетом содержания Образовательной области «Познавательное развитие».
Познавательное развитие - одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагогов дошкольной образовательной организации - создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей. Анализ деятельности МАДОУ №41 показывает, что в организации ведется работа и созданы условия для воспитания познавательной активности у дошкольников.
Для самостоятельного познания ребенком дошкольного возраста окружающей действительности, целостного восприятия мира, воспитатели в дошкольной образовательной организации предоставляют детям возможность, участвовать в элементарных опытах и экспериментах, действовать свободно с разнообразными предметами, веществами и материалами. Способствует этому развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует познавательный интерес, исследовательскую активность.
Воспитатели организуют для детей познавательные, дидактические, развивающие игры, такие как, шашки, лото, конструирование. Они читают детям книги, энциклопедии организуют просмотр фильмов, экскурсии, беседы, предлагают детям различный демонстрационный материал познавательного содержания. Ежегодно в МАДОУ №41 проводят конкурс среди детей старшего дошкольного возраста «Маленькие гении», в котором дети демонстрируют на разных этапах свои знания, способности, умения в области познавательного развития. При проведении этого мероприятия выявляют детей, умеющих хорошо играть в шашки и шахматы, логически мыслить и рассуждать. Но наряду с положительным опытом работы по воспитанию познавательной активности, следует отметить и отрицательные стороны .
Воспитатели в процессе работы с детьми по воспитанию познавательной активности не в полном объеме предоставляют детям оснащенность развивающей предметно-пространственной среды согласно комплексно-тематическому плану в познавательном центре, а также у них нет системы и целенаправленности в планировании деятельности по воспитанию познавательной активности в образовательном процессе. Воспитатели в процессе работы с дошкольниками не имеют возможности использовать методические разработки, специальную литературу по воспитанию познавательной активности у дошкольников, так как данная программа не разработана, поэтому есть необходимость в создании обоснованной педагогической программы воспитания познавательной активности. Проведя с детьми диагностические пробы по всем критериям направлений
познавательной активности можно сказать, что главными показателями диагностических проб будем считать те, которые мы определили, пользуясь основной методикой Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой.
У каждого направления познавательной активности показатели уровней проявления разные. В среднем высокий показатель присутствует у 5 детей - 24% в проявлении заинтересованности принятия информации, в проявлении самостоятельного поиска ответов на интересующие вопросы, у 4 детей - 20% высокий показатель в проявлении волевых усилий ребенка в процессе овладения знаниями, у 7 детей - 33% в проявлении умения усвоить способ познания. Усложнив задание, увидели, что показатели уровней умения усвоить способ познания изменились. Снизился высокий уровень на 14%.он был выявлен лишь у 4 детей - 19%. Далее используя метод анкетирования родителей, выявили уровни желания детей уточнить и углубить свои знания. Получили такие данные, что высокий уровень присутствует у 8 детей - 38%, также проведя опытно-экспериментальную деятельность «Где живет ветерок?», высокий уровень выявили у 21 ребенка - 100% в проявлении инициативности поиска информации.
Анализируя полученные высокие результаты, показателя проявления инициативности поиска информации, опираясь на психолого-педагогическую характеристику, детей среднего дошкольного возраста скажем, что ребенку уже свойственна, любознательность, интерес к получению новых знаний, устойчиво развито внимание. Но недостаточно проводится с детьми работы для того, чтобы увеличить в этом возрасте потребность в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить и углубить знания, воспитывать самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, проявлять волевые усилия в процессе овладения знаниями. Необходимо поднять высокий уровень у детей в усвоении этих направлений познавательной активности.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. В таком случае, нам необходимо разработать программу по воспитанию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста. Данная программа могла бы помочь педагогам поднять высокий уровень показателей критериев познавательной активности у детей данного возраста.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута.
1. Актуальные вопросы познавательного развития детей: материалы региональной научно-практической конференции. / М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Армавир гос. Пед. Акад.», Каф. соц. спец. педагогики и психологии, учреждение № 4;. Армавир: АГПА, 2015. 225 с.
2. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа. Волгоград: Учитель. 59 с.
3. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 45-55.
4. Баранова Э.А. Познавательная активность «почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011.№ 3. С. 78-84.
5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект; Культура, 2005. 240 с.
6. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Просвещение, 2006. 288 с.
7. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов. 2-е изд., испр. М.: Мозайка-Синтез, 2016. 144 с.
8. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. т.2. Собрание сочинений: в 6-ти т. М., 2013. 224 с.
9. Выготский Л.С. Собр. соч: В 6т,т4: М.Педагогика, 1984. 433 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991. 93 с.
11. Гасанова Д.И. Познавательная активность как предмет педагогических исследований. // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. №5-4. С. 69-77.
12. Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. 2009.№10. С. 15-23.
13. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 2006. №.1. С. 12-18.
14. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Педагогика. 2011. №3. С. 24-28.
15. Грачева 3.А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005 №2. С. 24-28
...