Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Работа №99101

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Связная речь и её закономерности развития у детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Виды монологической речи у детей старших дошкольников 11
1.3. Умения, формируемые у детей при овладении связной
монологической речью 15
1.4. Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста
связной монологической речи 21
1.5. Программное содержание работ по развитию связной
монологической речи 24
1.6. Анализ методических разработок по развитию связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика уровня развития связной монологической речи у детей
старшего дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие связной
монологической речи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью в дошкольном возрасте.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания детей. В.П. Глухов, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие их общего речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
В настоящее время вопрос развития связной речи дошкольников стоит особенно остро. Анализ психолого-педагогической литературы позволил обнаружить противоречие между психологическими предпосылками, обусловливающими возможности старших дошкольников в области речевого творчества, с одной стороны, и недостаточной разработанностью практического решения данной проблемы - с другой. Психологи утверждают: дошкольный возраст - сенситивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития связной речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает, что это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее эффективных средств и методов обучения. Актуальность исследуемой темы обусловлена рядом факторов:
- социальный заказ на развитие связной речи у детей дошкольного возраста;
- необходимость совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста путём создания развивающей среды, а также специальных педагогических условий в ДОУ.
Объектом исследования является процесс развития связной речи старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и на этой основе разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Исследовать основные подходы связной монологической речи представленной в литературе.
2. Определить понятие «связная монологическая речь» и выявить основные механизмы её формирования.
3. Исследовать уровень развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие монологической речи старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез литературы по
рассматриваемой проблеме;
- практические: проведение проектировочной работы; диагностика уровня развития связной монологической речи.
Методологической основой исследования являются концепции связности речи (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев); исследования особенностей формирования детского словесного творчества (Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова и др.).
Практическая значимость исследования связана с тем, что предлагаемый нами комплекс мероприятий, направленный на совершенствование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, может быть использован в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
База исследования. Исследование происходило на базе ЧДОУ ОАО «РЖД» №123 города Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение хотелось бы подвести итоги данной работы. В ходе исследования раскрывался вопрос: формирование развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приёмов, с использованием наглядности и сюжетных иллюстраций.
Проектировочная работа показала, что дети старшего дошкольного возраста могут создавать связные пересказы и высказывания в ходе специализированного обучения, предложенного в данной работе, в подобранном материале в основе используются наглядность: иллюстрации или сюжетные картинки. При активном использовании все возможных методов и приёмов, предложенных в работе для развития связной монологической речи дошкольники стали использовать в речи разнообразные виды связей, их речь совершенствуется. Дети чаще используют разные лексико-грамматические конструкции. Речь дошкольников становится более яркой, интересной и связной, благодаря педагогу, так как процесс развития связной речи ребёнка, требует постоянного педагогического руководства. Дошкольники во время игровых упражнений, игр стараются точно и доступно для окружающих выражать свои мысли, замыслы, соответствующие содержанию заданий. Все задания и упражнения проходят в игровой форме, что делает эту форму обучения детей более привлекательной и интересной, эта форма работы самая эффективная и результативная в работе с детьми дошкольного возраста.



1. Алексеева, М. М. взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. - М. : «Академия», 2003. - С. 27-43.
2. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
A. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
4. Валявко, С. М. Психолого-педагогические аспекты изучения речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. М. Валявко, Н. В. Дроздова // Специальная психология. - 2007. - № 3. - С. 46-53.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - Изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
6. Выготский, Л. С. О природе эгоцентрической речи [Текст] // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / под ред.
B. В. Петухова. - М. : Просвещение, 1998. - 153 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2003. - 136 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А. Н. Гвоздев. - СПб. : Питер, 2009. - 458 с.
9. Гербова, В. В. Воспитание, образование и развитие детей 5 - 6 лет в детском саду [Текст] : Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2006. - 191 с.
10. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст] /
В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №9. С. 28-34.
11. Гербова, В. В. Работа с сюжетными картинами [Текст] /
В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1. С. 18-23.
12. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - изд. 2-е. - М. : Просвещение, 2004. - 345 с.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие / В. П. Глухов. - М. : Айрис-Пресс, 2005. - 321 с.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
15. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6 - 7 лет [Текст] : метод. пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений. / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М., Просвещение, 2007. - 224с.
16. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6 - 7 лет [Текст] : метод. пособие / Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2007. - 224 с.
17. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь [Текст] // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давыд. - М. : Просвещение, 1992. - 289 с.
18. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 2009. - 389 с.
19. Короткова, Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] /
Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 1998. - 196 с.
20. Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу [Текст] / Т. А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6 - 7 лет: сб. науч. трудов. - М. : Просвещение, 1989. - 143 с.
21. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 2011. - 224 с.
22. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Академия, 1997. - 256 с.
23. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] //
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - С. 358-369.
24. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
25. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средство общения [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Педагогика 1994. - 289 с.
26. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Педагогика-Пресс, 2004. - 528 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2007. - 713с.
28. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224 с.
29. Сохин, Ф. А. Осознание речи дошкольниками [Текст] / Ф. А. Сохин. // Подготовка детей к школе в детском саду. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.
30. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова.- М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
31. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] : / Под ред.
Ф. А. Сохина, Е.И. Тихеева. - М. : Просвещение, 2005. - 159 с.
32. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2001. - 237 с.
33. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М Струнина. - М. : Владос, 2004. - 287 с.
34. Ушинский, К. Д. Психологические и логические основы обучения [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Просвещение, 1954. - т. 2. - 483 с.
35. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] : Для работы с детьми дошкольного возраста / Л. Б. Фесюкова. - М. : ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
36. Филатов, Ф. Р. Общая психология [Текст] / Ф. Р. Филатов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 448 с.
37. Флерина, Е. А. Живое слово в дошкольных учреждениях [Текст] / Е. А. Флерина. - М. : Учпедгиз, 1939. - 94 с.
38. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Изд. центр «Академия», 1999. - 500 с.
39. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика. - 288 с.
40. Шахнарович, А. М., Юрьева, Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. На материале онтогенеза речи [Текст] / А. М. Шахнарович. - М. : Наука, 1990. - 288 с.
41. Шушляева, К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей [Текст] // Народное образование. Педагогика. - 2015. - № 27. - С. 45-49.
42. Папанова, Н. Ш. Развитие связной речи детей дошкольного возраста
[Электронный ресурс] - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-
rechi/2013/11/27/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 15.02.2017).
43. Часовских, Р. Обучение дошкольников монологической речи [Электронный ресурс] - URL:http://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-doshkolnikov-monologicheskoi-rechi.html(дата обращения: 16.03.2017).
44. Эльконин, Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1998. - 234 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ