ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 7
1.2. Возрастные особенности развития звуковой культуры речи у детей
дошкольного возраста 15
1.3. Лингвистические основы совершенствования звуковой культуры
речи у детей разновозрастной группы 25
1.4. Игровая деятельность как средство совершенствования звуковой
культуры речи у детей разновозрастной группы 28
1.5. Анализ ФГОС и методических разработок в аспекте проблемы
совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы 32
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей
разновозрастной группы 39
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена следующими факторами.
Во-первых, в ФГОС дошкольного образования [45] было определено, что воспитателям следует решать такие задачи, как, например, обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, формирования благоприятных условий развития детей дошкольного возраста, развития их способностей, а также творческого потенциала. При этом в качестве важного аспекта педагогической работы с дошкольниками подчеркивается именно речевое развитие. Это связано с тем, что современная ситуация, сложившаяся в системе дошкольного воспитания и обучения детей показывает, что число дошкольников, которые имеют некоторые отклонения в речевом развитии, постепенно растет, что формирует проблему нашего исследования. Данные дети составляют базовую группу риска по неуспеваемости в школе, особенно при овладении навыками письма и чтения. В связи с этим в дошкольном возрасте следует проводить целенаправленную систематическую работу по осуществлению воспитания звуковой культуры речи.
Важным является тот факт, что звуковая культура речи выступает в качестве составной части речевой культуры. Дети дошкольного возраста (особенно младшего) овладевают ею непосредственно в процессе общения с окружающими людьми. При этом достаточно большое влияние на формирование звуковой культуры речи детей оказывает именно воспитатель.
Воспитание звуковой культуры выступает в качестве одной из важнейших задач развития речи в дошкольном учреждении. Это напрямую связно с тем, что именно дошкольный возраст характеризуется как наиболее сенситивный для ее решения.
Во-вторых, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте выступает игра, поэтому процесс обучения и развития детей, в том числе и речевого, логическим образом должен строиться на игровой деятельности.
Степень разработанности. Исследования психологов, педагогов, лингвистов (В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Конина А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, А.А. Пешковский, СЛ. Рубинштейн, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах-как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин,). От понимания, особенностей звуковой стороны - речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова - как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи. Все вышесказанное доказывает актуальность темы исследования «Совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности».
Объект исследования - процесс совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности.
Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
1. Выявить психологические особенности детей дошкольного возраста;
2. Определить возрастные особенности развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста;
3. Изучить лингвистические основы совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы;
4. Рассмотреть возможности игровой деятельности как средства совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы;
5. Провести анализ Федерального государственного образовательного стандарта и методических разработок в аспекте проблемы совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы;
6. Провести диагностику сформированности звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы;
7. Сформировать комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности.
Теоретическая основа исследования. Особый вклад в рассмотрение данной темы внесли такие исследователи, как С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович. О.С. Ушакова рассматривала развитие речи в процессе общения детей друг с другом. Исследованием задач развития речи и выделением различных аспектов занимались Ф.А. Сохин, А.И. Максаков, Е.М. Николайчук, Л.А. Колунова, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева (структурное развитие речи); Л.В. Ворошина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова, Н.Г. Смольнокова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина, Н.В. Гавриш, М.В. Ильяшенко и другие занимались проблемами развития связной речи; Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова исследуют проблему способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений; Л.Е. Журова, Н.В. Дурова, Н.С. Варенцова, Л.И. Невская исследовали проблемы методики обучения грамоте дошкольников на основе метода Д.Б. Эльконина. Именно исследования отечественных психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожец, А.Н. Гвоздева, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Большой вклад, исследуя звуковую культуру речи, сделала А. Богуш. Она отмечает, что одним из ведущих направлений речевого развития детей дошкольного возраста, является своевременно организованная работа по воспитанию звуковой культуры родной речи, которая является прочной основой для дальнейшего успешного обучения чтению и письму детей в школе.
Методы исследования включают: метод анализа публикаций по данной теме, метод сравнения, метод логической группировки выявленной информации; практически-педагогическое наблюдение, метод тестирования, метод количественной и качественной обработки полученных результатов,
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке комплекса упражнений, направленного на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы.
База исследования - разновозрастная группа МДОУ Сызганский детский сад «Василек».
Структура ВКР. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Изучение теоретических аспектов темы исследования позволило судить о следующем.
В период дошкольного детства особого внимания в этом отношении заслуживает процесс овладения ребенком речью. У детей важно воспитывать звуковую культуру речи, то есть формировать у них правильное произношение звуков, вырабатывать дикцию, вести работу над правильным произношением, формировать у детей темп речи и качество голоса, развивать у них выразительность речи, формировать речевой слух и речевое дыхание, а также обязательно воспитывать культуру речевого общения.
Формирование у детей-дошкольников звуковой культуры речи основано на правильном произношении ими звуков в словах, что во многом способствует точной передаче, а также пониманию смысла отдельной фразы. Овладение морфологическим строем языка именно в дошкольном возрасте необходимо для дальнейшего развития ребенка. Помочь ребенку сформировать звуковую культуру речи - это важная задача, которая стоит перед взрослыми (воспитателями, родителями).
Игра, являясь ведущим видом деятельности в жизни ребенка- дошкольника, помогает ему всесторонне развиваться. В процессе игры дети активно познают мир, они приобретают знания, а также совершенствуют и развивают свои речевые навыки. Игра, которая применяется для обучения, обязательно должна нести как учебную, так и дидактическую задачу. В ходе игры дети решают данную задачу в привлекательной форме, достижение которой происходит определенными игровыми действиями.
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие ребенка включает владение речью в качестве средства общения и культуры. Звуковая культура речи это достаточно понятие широкое, которое включает орфоэпическую и фонетическую правильность речи, а также выразительность ее и четкую дикцию. Процесс воспитания звуковой культуры предполагает: формирование у ребенка правильного звукопроизношения и словопроизношения; орфоэпически правильной речи, ее выразительности; правильной дикции; культуры речевого общения; восприятия речи. Каждая воспитательная программа ДОУ в отношении развития у детей произносительной культуры имеет свои специфические отличия, однако все они должны подчиняться требованиям ФГОС ДО.
С целью определения уровня сформированности звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы нами была разработана и реализована программа проектировочной работы, основными компонентами которой стали: подбор методов обследования речи, выявление сформированности звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы, подбор комплекса игр и игровых упражнений для совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы. Подобранный нами комплекс диагностических заданий, основанный на разработках Е.А. Стребелевой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Серебряковой, Л.В. Соломаха, позволил всесторонне исследовать сформированность звуковой культуры речи у детей старшей разновозрастной группы.
Проведенная диагностика фонематического слуха у детей разновозрастной группы показала, что 50 % диагностируемых детей показали средний уровень фонетического слуха. 31 % детей обладают высоким уровнем фонетического слуха. И только 19 % от всей выборки показали допустимый уровень. Проведенная нами диагностика по выявлению уровня сформированности у детей разновозрастной группы звукопроизношения показала, что только у 12 % детей все звуки в норме. 44 % детей соответствуют среднему и низкому уровню. То есть нами было установлено, что у детей, включенных нами в выборку, достаточно развит фонематический слух, при том, как слуховое внимание и восприятие, звукопроизношение и слоговая структура находятся на низком уровне.
Обследование артикуляционной моторики показало, что у 25 % детей наблюдается скованность либо вялость движения речевого аппарата, двигательных актов, которые заключаются в наличии трудности определении позиций губ и особенно языка по инструкции либо подражанию. Согласно полученным результатам относительно дыхательной и голосовой функций у детей-дошкольников разновозрастной группы было выявлено следующее: у 25% детей голос тихий либо чрезмерно громкий, в ряде случаев назализованный; у некоторых детей наблюдался вдох с придыханием, поднятием плеч, в подавляющем большинстве отмечалось у детей верхнее грудное дыхание. Специфика динамической стороны речи у детей- дошкольников разновозрастной группы заключается в большей степени в следующем: у 33 % детей выявлено наличие медленного темпа, неверное употребление пауз, отмечалось нарушение также основных видов интонации. То есть в совершенствовании нуждаются такие стороны звуковой культуры речи разновозрастной группы, как артикуляционная моторика, дыхательные и голосовые функции и динамическая сторона речи.
Исходя из полученных результатов диагностики и того фактора, что основной деятельность дошкольников является игровая, поэтому эффективность процесса совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы может быть более успешной при условии применения игровых методов, нами был составлен специальный комплекс мероприятий, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности.
Подбираемые нами игровые упражнения и игры были ориентированы на: формирование у детей правильного произношения звуков; выработку у ребенка правильной дикции; формирование у детей темпа речи и качеств голоса; воспитание у детей культуры речевого общения и развитию речевого дыхания. Реализация данного комплекса должна осуществляться как на занятиях, так и в режимные моменты и свободной игровой деятельности. Проведенное исследование в целом разрешило поставленные задачи.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издат. центр «Академия», 2008. - 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст]. Кн. для воспит. детского сада / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 312 с.
3. Бабина, Г. Образные языковые средства [Текст] / Г. Бабина, Е. Белобородова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №6. - С. 16-18.
4. Байбородова, Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах [Текст] / Л. В. Байбородова. - Казань, 2014. - 212 с.
5. Банных, Н. Л. Дошкольный возраст. Развитие психики ребенка 3 года - 6-7 лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http: //nsportal .ru/detskiy-sad/materialy- dlya-
roditeley/2015/03/19/psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-detey. (дата
обращения: 11.02.2017).
6. Бабаян, М. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/razvitie-fonematicheskogo-slukha-u-doshkolnikov.(дата обращения: 10.02.2017).
7. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
8. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 2007. - 207 с.
9. Богуш, А. М. Дошкольная лингводидактика: теория и методика обучения родного языка [Текст] : учебник / А. М. Богуш, Н. В. Гавриш. - М. : Высш. шк., 2007. - 274 с.
10. Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : методич. пособие / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М. : Айрис пресс, 2012. - 254 с.
11. Ветчинкина, Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т. Ветчинкина // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] /
Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
13. Гавриш, Н. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / Н. Гавриш. - Киев, 2008. - 278 с.
14. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи [Текст] / А. С. Герасимова. - М. : Айрис-Пресс, 2014. - 160 с.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А. Н. Гвоздев. - М. : Сфера, 2007. - 298 с.
16. Двинянинова, Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Ю. А. Двинянинова // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
17. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 23-35.
18. Еременко, Т. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР// Теория и практика образования в современном мире. - СПб, 2013. - С. 128-131. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.moluch.ru/conf/ped/archive/70/3776/v.(дата обращения: 10.02.2017).
19. Заваденко, Н. Н. Нарушения развития речи у детей и их
коррекция [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.medlinks.ru/article.php?sid=54387.(дата обращения: 07.02.2017).
20. Захарова, О. Л. Роль разновозрастных групп детского сада в формировании готовности детей к школе [Текст] / О. Л. Захарова // Актуальные проблемы психологического знания: сб. науч. трудов. - М. : Изд- во МГОУ, 2008. - Вып. 3. - С. 55-60.
21. Карелина, И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет [Текст] И. О. Карелина. - Ярославль : НПС, 2009. - 198 с.
22. Кириллова Т. Ю. Социально-психологический климат в разновозрастной группе ДОУ [Электронный ресурс] / Т.Ю. Кириллова. - Режим доступа:www.humanities.edu.ru/db. (дата обращения: 07.02.2017).
23. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие в детском саду (новые подходы) [Текст] : методич. материалы / Т. П. Колодяжная. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2012. - 292 с.
24. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] /
М. М. Кольцова, М. С. Рузина. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 288 с.
25. Крупенчук, О. И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств [Текст] / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. - СПб. : Издат. Дом «Литера», 2007. - 96 с.
26. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева. - Ростов н/Д: Феникс,2004.-224 с.
27. Логопедия [Текст] / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Владос, 2008. - 486 с.
28. Лопухина, И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей [Текст] / И. В. Лопухина. - М. : Аквариум, 2015. - 232 с.
29. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание [Текст] / Г. Лямина. - 2006. - №4. - С. 105-112.
30. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г. М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике
развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие. - М. : Академия, 2008. - С. 154-159.
31. Макарова, В. Н. Диагностика развития речи дошкольников [Текст] : методич. пособие / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова. - М. : Педагогич. об-во России, 2007. - 80 с.
32. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников[Текст] : пособие для педагогов дошкол. Учреждений / А. И. Максакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
33. Мамедова, Е. Х. Лингвистические основы речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Х. Мамедова // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер: Педагогика, психология. - 2014. - № 1. - С. 136-138.
34. Микляева, Н. В. Социально-эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Н. В. Микляева. - М.: Сфера, 2013. - 160 с.
35. Миронцева, С. М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников [Текст] / С. М. Миронцева. - СПб. : ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 188 с.
36. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры с детьми [Текст] : науч. метод. пособие / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Линка-Пресс, 2009. - 232 с.
37. Мухина, В. С. Детская психология[Текст] / В.С. Мухина. - М. : Апрель-пресс, 2009. - 315 с.
38. Основная образовательная программа разновозрастной группы детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schoolmih.ru/doc/osn obr programma raznovozrastnoj gruppy 2017.р41~и(дата обращения: 11.02.2017).
39. Основные единицы языка и их функции в речевой деятельности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://studopedia.net/12_93739_osnovnie-edinitsi-yazika-i-ih-funktsii-v-rechevoy- deyatelnosti.htm. (дата обращения: 10.02.2017).
40. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / под ред. Г. А. Власовец. - М. : Детство-Пресс, 2002. - 254 с.
41. Пичугина, Е. А. Речевые игры в группе и на прогулке [Текст] / Е. А. Пичугина // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.
42. Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по развитию речи [Текст] / Т. И. Подрезова. - М. : Айрис-пресс, 2011. - 232 с.
43. Полевикова, О. Б. Содержательные компоненты языкового
образования и речевого развития детей дошкольного возраста в научно-педагогических концептах А. М. Богуш // Педагогические науки.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://novainfo.ru/archive/31/pedagogicheskie-kontsepty-a-m-bogush. (дата
обращения: 11.12.2016).
44. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В.И. Селиверстова - М. : ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
45. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] // Рос. газета, 2013. - 27 нояб. - № 265. - C. 6-7.
46. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» [Текст] / под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 112 с.
47. Развитие личности ребенка от года до трех [Текст] / сост.
B. Н. Ильина. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 425 с.
48. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2001. - 433 с.
49. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н. А. Стародубова.-4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
50. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия [Текст] : метод. пособие / Т. А. Ткаченко. - М. : ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2008. - 384 с.
51. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 288 с.
52. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения[Текст] / М. Ф. Фомичева. - М. : Педагогика, 2011. - 298 с.
53. Харченко, В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения [Текст] / В. К. Харченко // Детская речь как предмет лингвистического изучения. - СПб., 2007. - С. 97-102.
54. Хватцев, М. Е. Логопедия. Кн. 1 [Текст] / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 512 с.
55. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. - М. : Владос, 2003. - 196 с.
56. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] : учеб. пособие / А. В. Чулкова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2008. - 220 с.
57. Шарипова, Т. К. Развитие внимания в дошкольном возрасте
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-
sad/vospitatelnaya-rabota/razvitie-vnimaniya-v-doshkolnom-vozraste (дата
обращения: 21.01.2017).
58. Швачкин, Н. Х. Развитие фонетического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] / Н. Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика: хрестоматия. - М.: Лабиринт, 2004. - 330 с.
59. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2007. - 348 с.
60. Янушко, Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста [Текст] / Е. А. Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 64с.