Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста

Работа №98669

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.2. Формирование словаря детей в образовательном процессе ДОО 11
1.3. Методы и приемы работы над словарем дошкольников 16
1.4. Анализ программ для ДОО в аспекте формирования словаря
детей младшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика сформированности словаря детей 28
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование словаря
детей 4-го года жизни 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62


Современные реалии жизни предъявляют значительное количество требований к человеку. Для соответствия большинству из них необходимо уметь успешно вступать в коммуникацию, грамотно излагать свою мысль, взаимодействовать с собеседником. Это обуславливает содержание системы образования XXI века.
На сегодняшний день государством, призванным гарантировать качественное, соответствующее духу времени образование, разработан комплекс нормативных документов, содержащих базовые требования к образовательной деятельности. Ключевым документом, регулирующим содержание и организацию образования, является Федеральный государственный образовательный стандарт.
Будучи нацеленным на всестороннее развитие человека, ФГОС предполагает реализацию образовательной деятельности в пяти направлениях, среди которых социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и эстетическое развитие.
Речевое развитие - это создание условий для успешного овладения воспитанниками речью как средством общения, наживания активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирования звуковой аналитико-синтетической активности как подготовки к обучению грамоте.
Таким образом, обогащение словаря является одной из базовых задач развития речи детей дошкольного возраста. Нормативные документы не предъявляют требований к объему слов, которым необходимо владеть ребенку, но его должно быть достаточно для успешного общения со сверстниками и взрослыми, понимания прочитанного в соответствующей возрасту литературе, увиденного по телевизору и т. д.
Обогащение словаря дошкольников непосредственным образом связано с развитием содержательной и операционной стороны их мышления. Также оно способствует эмоциональному и нравственному совершенствованию детей.
Важность реализации данного направления для воспитанников ДОО, его значимость в структуре деятельности педагога обуславливают актуальность нашего исследования. Многие исследователи посвятили свои труды методике развития речи дошкольников: А. М. Бородин, Л. С. Выготский, В. В. Гербова, А. В. Запорожец, Я. А. Каменский, М. М. Конина, В. И. Логинова, Г. М. Лямина, М. Монтессори, И. Песталоцци, С. В Плотникова, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин и другие.
Достаточный интерес для практикующего специалиста, на наш взгляд, представляет книга В. И. Яшиной «Теория и методика развития речи детей» [74]. В ней автор анализирует особенности развития детей дошкольного возраста, содержание словарной работы в разных возрастных группах, приводит некоторые методы развития словаря дошкольников, сопровождая их конкретными примерами.
Е. И. Тихеева в работе «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста» детально анализирует различные формы деятельности педагога: экскурсии, игры - занятия с материалом и игрушками, беседы, чтение и т. д., направленные на речевое развитие [57].
Примечательно в данной области и пособие С. В. Плотниковой «Развитие лексикона ребенка», в котором раскрыты основные закономерности развития лексикона ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие лексикона ребенка она рассматривает в двух аспектах: лингвистическом и методическом.
Практикующий педагог при решении задачи формирования словаря сталкивается со следующими трудностями:
- дети стали гораздо позже начинать говорить;
- у большинства дошкольников имеются трудности речевого развития, логопедические нарушения речи;
- наличие в программах детских садов специальных занятий по развитию речи часто не только не решает проблем речевого развития, но и приводит к тому, что некоторые дети перестают любить говорить.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс мероприятий в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей.
Предмет исследования: комплекс мероприятий в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста. Согласно цели, объекту и предмету исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования словаря дошкольников.
2. Проанализировать программы для ДОО в аспекте формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.
4. С учетом результатов диагностики разработать комплекс мероприятий в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, три приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав литературу можно сделать вывод, что речь у детей дошкольного возраста развивается в процессе повседневного общения со сверстниками и взрослыми. Успех развития речи ребенка зависит не только от богатства и правильности речи взрослого, но и от растущих потребностей ребенка. У детей появляется потребность в общении, желание узнать и понять новое, увиденное, удивительное.
С возрастом все большую роль в речевом развитии играют слушание, беседы, чтение, рассуждения, иногда споры. К окончанию дошкольного возраста, большинство детей уже умеют читать, некоторые дети умеют писать и составлять рассказы самостоятельно, без помощи взрослых, но в дошкольном возрасте процесс овладения речью не заканчивается. Впереди еще очень много работы над особенностями речевого развития детей.
Речевому развитию дошкольников уделяется значительное внимание в методической литературе. Это обусловлено его большой ролью в становлении личности воспитанников, их интеллектуальном, коммуникативном, нравственном совершенствовании. Также данное положение соответствует требованиям, предъявляемым нормативными документами к системе дошкольного образования. С опорой на требования стандарта методистами разработано примерное содержание образовательной деятельности по речевому развитию в целом и в частности по расширению словаря детей, которое может стать ориентиром в работе педагога.
Анализируя представленную информацию, необходимо отметить, что современная методическая литература предлагает широкий спектр средств и методов работы, которые можно использовать в целях расширения словаря воспитанников. Многими авторами детально описаны специфические черты, условия реализации отдельных методов, приведены примеры. Это позволяет констатировать широкий инструментарий, предложенный практикующим специалистам.
Дидактические игры в ДОО педагоги используют как основное условие всестороннего воспитания ребенка. Благодаря дидактическим играм развиваются его умственные способности, формируются нравственно-эстетические представления, элементы выразительности речи, активизируется словарь. Также дидактическая игра - это форма общения, огромный потенциал для развития речи и ее качественных характеристик.
Формы и функции речи в этом возрасте связаны с усвоением ребенком грамматического строя и звукового состава родного языка. Имеется программа, по которой движется ребенок, овладевая родным языком [14]. Кроме того, стоит отметить, что речевое развитие воспитанников ДОО может осуществляться не только в рамках учебной деятельности, но и стихийно в процессе текущей жизнедеятельности.
Проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что словарная работа является одной из главных задач развития речи детей. Все образовательные программы детского сада уделяют большое внимание разделу развитие речи и в частности формированию словаря воспитанников. В каждой из рассмотренных программ организация словарной работы выстраивается сообразно возрастным особенностям воспитанников, она предполагает последовательное увеличение объема слов, введение в словарный запас детей новых форм речи, словесных оборотов. При этом обогащение словаря детей осуществляется в контексте всестороннего развития личности воспитанников и согласуется со всеми направлениями педагогической работы.
А проведенная нами диагностика показала, что формирование словаря детей младшего дошкольного возраста осуществляется с помощью взаимодействия воспитателей ДОО с семьями воспитанников по проблеме формирования словаря детей. Разные мероприятия будут способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития и способах формирования грамматического строя речи .
Непосредственная образовательная деятельность в совокупности с работой над речью в режимные моменты дала положительные результаты. У детей значительно расширились знания об окружающем, увеличился словарный запас. Речь их стала более выразительной, образной, обогатилась не только существительными, но и глаголами.
Для формирования словаря младших дошкольников необходимы такие мероприятия как: взаимодействие с родителями (семинары-практикумы, лекции, круглые столы, групповые консультации, индивидуальные беседы, а также посредством организации совместных мероприятий); работа над словарем в режимные моменты (проговаривание и конкретизация всех своих совершаемых действий и действий, совершаемых другими людьми, проговаривание предметов и вещей, окружающих детей в группе); непосредственная образовательная деятельность, направленная на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста (дидактические игры, беседы, занятия, чтение художественной литературы и т. д.)



1. Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе [Текст] / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2014. - 512 с.
2. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2015. - 176 с.
3. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. - М. : Медицина, 2015. - 304 с.
4. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 400 с.
5. Алямовская, В. Г. Ясли - это серьезно [Текст] / В. Г. Алямовская. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. - 159 с.
6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое пособие для воспитателей [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : «Мозаика-Синтез», 2014. - 296 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Сфера, 2011. - 256 с.
8. Буре, Р. С. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) [Текст] / Р. С. Буре, Н. Я. Михайленко. - М. : Просвещение 1989. - 158 с.
9. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М. : Мозайка-Синтез, 2005. - 208 с.
10. Венгер, Л. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. И. Булычева. - М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. - 173 с.
11. Ветчинкина, Т. В. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника [Текст] / Т. В. Ветчинкова // Учитель. - 2012. - №3. - С.14-15.
12. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. / Под ред. Т. И. Оверчук. - СПб. : Детство- Пресс. - 2013. - 136 с.
13. Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2015. - 420 с.
14. Галагузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галагузова, С. Ю. Мещерякова. - М. : Владос, 2007. - 289 с.
15. Гвоздев, Н. А. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
Н. А. Гвоздев. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 472 с.
16. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 241 с.
17. Гербова, В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 370с.
18. Громова, О. Е. Стандартизация нормы речевого развития: исследование начального детского лексикона в логопедии // Логопедия XXI века. - 2004. - №1. - С. 41-47.
19. Громова, О. Е, Методика формирования начального лексикона [Текст] / О. Е. Громова. - М. : ТЦ Сфера, 2013 - 176 с.
20. Громова, О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст] / О. Е. Громова. - М. : ТЦ Сера, 2014. - 430 с.
21. Давидчук, Е. Г. Организация деятельности детей в разновозрастной группе [Текст] / Е. Г. Давидчук. - СПб. : ФЕНИКС, 2012. - 198 с.
22. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марциновской. - М. : Гардарики, 2000. - 255 с.
23. Доронова, Т. Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное образование. - 2014. - №2. - С. 46-50.
24. Доронова, Т. Н. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада [Текст] / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон // Дошкольное воспитание. - 1985. - №6. - С. 12-16.
25. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. П. Саморуковой. - М. : Просвещение, 2004. - 456 с.
26. Клюева, Н. В. Общение. Дети 3-5 лет. [Текст] / Н. В. Клюева - Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2011. - 160 с.
27. Козлова, А. М. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика [Текст] : Учебно-методическое пособие /
А. М. Козлова, Е. В. Никифорова, Н. А. Скопинова. - М. : ЦГЛ, 2002. - 80 с.
28. Колунова, Л. Работа со словом в процессе развития речи дошкольников [Текст] / Л. Колунова, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №9. - С. 15-19.
29. Концепция дошкольного воспитания - Дошкольное воспитание [Текст] / Под ред. С. М. Галиченко. - М. : Просвещение, 1989. - 152 с.
30. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] : Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. Воспитания / Г. Г. Григорьева [и др.]. - М. : Просвещение, 2015. - 253 с.
31. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина. - М. : Айрис-пресс, 2015. - 412 с.
32. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов [Текст] / Т. А. Куликовская. - М. : АСТ : Астрель; Владимир : ВКТ, 2011. - 94 с.
33. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1985. - 214 с.
34. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 2015. - 144 с.
35. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. - М. : «Институт практической психологии», 1997. - 384с.
36. Логинова, В. И. Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова.- СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 244 с.
37. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А. Р. Лурия, Ф. А. Юдович. - М. : Просвещение, 2015. - 315 с.
38. Павлова, Л. Д. Малыш учится говорить [Текст] / Л. Д. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №8. - С. 84-86.
39. Павлова, Л. Д. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст] / Л. Д. Павлова. - М. : Просвещение, 2010. - 208 с.
40. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхин. - М. : Владос, 2015. - 176 с.
41. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Педагогика-Пресс, 1998. - 347 с.
42. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребенка [Текст] / С. В. Плотникова. - М. : Наука : ФЛИНТА, 2016. - 224 с.
43. Подласый, И. П. Воспитание детей в дошкольных учреждениях в
условиях разновозрастной группы [Текст] / И. П. Подласый. - М. :
Педагогика, 2010. - 345 с.
44. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб. : Питер, 2004. - 592 с.
45. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской - М. : Эксмо, 2015. - 208 с.
46. Родовская, Н. А. Занятия по развитию речи [Текст] / Н. А. Родовская // Ребенок в детском саду. - 2014. - №2.- С. 40-42.
47. Розенгарт-Пупко, Г. И. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] / Г. И. Розенгарт-Пупко. - М. : Смысл, 2013.- 178 с.
48. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык [Текст] : учебное пособие для вузов / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, Н. А. Теленкова. - М. : Рольф ; Айри- пресс, 2013. - 448 с.
49. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2010. - 712 с.
50. Сековец, Л. С., Коррекция нарушений речи у дошкольников: Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ [Текст] / Л. С. Сековец, Л. И. Разумова. - М. : АРКТИ, 2012. - 368 с.
51. Скрипкина, Т. П. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов [Текст] / Т. П. Скрипкина, Э. К. Гульянц. - Ростов н/Д. : РГПУ, 1993. - 110 с.
52. Смирнова, Е. О. Первые шаги [Текст] : учеб. для вузов / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 160 с.
53. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : КНОРУС, 2013. - 280 с.
54. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1984. - 223 с.
55. Ступени общения: от года до семи лет / Под редакцией Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой. - М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 346 с.
56. Теплюк, С. Н. Дети раннего возраста в детском саду [Текст] / С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 112 с.
57. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1981. - 111 с.
58. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1972. - 280 с.
59. Ткаченко, Т. А., Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2013 - 134 с.
60. Ушакова, О. С. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1998. №9. - С. 17-20.
61. Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -288 с.
62. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. для вузов / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Владос, 2004. - С. 180-181, 196-199.
63. Ушакова, Т. Н Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т. Н. Ушакова. - М. : ПЕР СЭ, 2014. - 256 с.
64. Цаплина, О. В. Речевая готовность ребёнка к школе [Текст] / О. В. Цаплина // Детский сад от А до Я. - 2015. - №2. - С. 60-64.
65. Чернякова, В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет [Текст] : Сборник упражнений / В. Н. Чернякова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 90 с.
66. Шавровская, В. Модернизация обучения и воспитания в разновозрастных группах [Текст] / В. Шавровская // Палитра педагога. - 2014. - №4. - С. 19-23.
67. Штерн, В. Психология раннего детства [Текст] / В. Штерн. - СПб. : Стиль, 2015. - 230 с.
68. Щелованов, Н. М. Диагностика развития детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Щелованов. - М. : Эксмо, 2015. - 160 с.
69. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Наука, 2000. - 499 с.
70. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1960. - 348 с.
71. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2010. - 267 с.
72. Якобсон, С. Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 2014. - 232 с.
73. Ясвин, В. А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада [Текст] / В. А. Ясвин // Образование и наука. - 2013. - № 5 - С. 27-33.
74. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
75. Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ