Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Работа №99096

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущностная характеристика понятия «нравственные качества» 8
1.2. Методологические подходы к воспитанию нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Изобразительная деятельность как средство воспитания
нравственных качеств у старших дошкольников 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностическое исследование на констатирующем этапе
опытно-поисковой работы 34
2.2. Содержание работы по воспитанию нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80


Вопросы по воспитанию нравственных качеств, совершенствованию личности человека волновали общество во все времена. Но особенно острыми и актуальными они стали именно в наше время, когда произошло разрушение значимости семьи и духовных ценностей. Это объясняется тем, что в век информационных технологий компьютеры и другая техника плотно вошли в нашу жизнь и ребёнок получает основы воспитания нравственных качеств вне семьи, так как целиком и полностью живёт в Интернете.
Да, с одной компьютерные игры развивают мышление у дошкольников и способствуют интеллектуальному развитию, улучшают внимание и память, любознательность, моторику, зрительный анализатор, но с другой стороны, помимо негативного воздействия на их здоровье, если нет контроля со стороны взрослого, они могут спровоцировать развитие жестокости и эгоизма. К.Д. Ушинский цитировал: «Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребёнка любить красоту нравственных поступков. Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания» [9].
В программных документах Правительства Российской Федерации, таких как, Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», проблема воспитания личности, укоренённой в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, рассматривается как условие стабильного развития общества, идущего по пути социально-экономических преобразований, его способности противостоять внешним вызовам.
Дошкольный возраст, как говорил Ж.-Ж. Руссо, это «чистая доска», благодатная почва для «посадки» нравственных чувств. ФГОС ДО определяет пути воспитания нравственных качеств через приобщение детей к традициям семьи, социокультурным ценностям нашего народа, отечественным традициям и праздникам. В стандарте подчёркивается необходимость учёта этнокультурного контекста для передачи из поколения в поколение национального образа жизни и видение мира, в нём также обозначена и позиция семьи как активного участника образовательного процесса.
Целевые ориентиры, предложенные ФГОС ДО, анализируются и конкретизируются современными исследователями. Ребёнок, который способен правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого такие понятия как дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь к родной семье, родному городу, миру родной природы не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития. Этот ребёнок не имеет затруднений при общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне.
Воспитание нравственных качеств у подрастающего поколения рассматривались в трудах отечественных мыслителей и педагогов:
Л.И. Божовича, П.Ф. Каптерева, Т.И. Петраковой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Подласого и др. Они считали, что для становления этих качеств, прежде всего, необходимы жизненные ситуации, которые требуют непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. А эти ситуации, в большей степени, возможны только в семье с её уникальным укладом. В семье у ребёнка складываются первые представления о порядочности, добром и злом, красивом и безобразном. Именно в семье ребёнок приобретает навыки общения с близкими людьми и включается во все жизненно-важные виды деятельности: трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, познавательную, игровую и т.д. Правила поведения, заповеди, семейные традиции, усвоенные в родительском доме, остаются с ним и во взрослой жизни.
Хочется отметить тот факт, что возраст старших дошкольников является сензитивным для формирования основ ценностного сознания через активное взаимодействие с художественными образами. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, В.С. Мухиной, Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной отмечается особая эстетическая значимость художественно-образных средств в усвоении образов поведения, развитие нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к образам искусства — носителям нравственных ценностей.
Важным условием для передачи своего отношения к художественному образу является умение детей применять разнообразные материалы и техники изобразительной деятельности. Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника и более точно передавать чувственное состояние к художественному образу.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической практике дошкольной организации свидетельствует о недостаточности методических разработок по воспитательному потенциалу искусства, связанного с переживанием нравственных ценностей и их предметным воплощением в изобразительной деятельности.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленных на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) В процессе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «нравственные качества».
2) Обосновать методологические подходы: аксиологический,
культуроцентрический и деятельностный в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
3) Раскрыть потенциал изобразительной деятельности в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4) На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические задания, провести диагностику по выявлению уровня воспитанности нравственных качеств у старших дошкольников.
5) Разработать и проверить комплекс занятий изобразительной деятельности по воспитанию нравственных качеств у старших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных мыслителей и педагогов: В.В. Зеньковского, В.С. Соловьёва, В.А. Сухомлинского, И.А. Ильина, Д.С. Лихачёва, а также Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, Т.Г. Казаковой, В.С. Мухиной, И.А. Лыковой и др.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что комплекс игровых интегрированных занятий может быть использован в непосредственной практике педагогов для воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, а также в досуговой деятельности дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические — изучение, анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, культурологической и методической литературы, сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы;
- экспериментальные — опытно-поисковая работа;
- эмпирические — изучение нормативных документов в области образования, включённое наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности дошкольников, анализ опытно-поисковой работы, статистическая обработка данных.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ ДС № 48 р.п. Малышева, Свердловской области, в котором приняли участие дети подготовительной группы №6 «Затейники» в возрасте от 6 до 7 лет, в количестве 21человек.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основные выводы и результаты исследования.
1. Анализ литературы по проблеме исследования выявил, нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали (И.П. Подласый). Исходя из этого определения, нравственные качества - это моральные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и определяющие её привычные формы. Нравственные качества включают в себя три основных компонента: нравственное сознание (представление о добре и зле), нравственные чувства и привычки нравственного поведения.
Исходя из задач нравственного воспитания и положения о том, что целевая и содержательная стороны нравственного воспитания включают в себя взаимосвязанную систему нравственных качеств личности, выделены основные направления организации нравственного воспитания дошкольников старшего возраста:
- Воспитание чувства любви и привязанности к своей семье, родному дому, своему народу, истории, обычаям, традициям через образы искусства.
- Воспитание осознанного интереса к художественному образу с нравственной проблематикой и способности дать нравственную оценку героям художественных произведений.
- Воспитание умения выражать нравственные чувства в продуктах изобразительной деятельности.
Опираясь на труды Е.Н. Бородиной, О.С. Богдановой, И.А. Каирова были определены критерии и показатели нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста:
- образно-содержательный критерий и его показатель (наличие эмоционально-образного тезауруса, воплощающего образы нравственного
поведения, выразительности окружающего мира и мира нравственных человеческих чувств);
- эмоционально-мотивационный критерий и его показатель (эмоциональная отзывчивость на художественные образы, носителей нравственных ценностей, способность к самовыражению и гармонизации собственных эмоциональных состояний и нравственных представлений в изобразительной деятельности);
- действенно-практический критерий и его показатель (способность к идентификации себя с положительными героями в игровых ситуациях, визуализация собственной нравственной позиции в творчестве, выражение нравственных чувств в продуктах изобразительной деятельности и повседневной жизни).
2. Обоснованы методологические подходы по воспитанию нравственных качеств — ценностей у старших дошкольников: аксиологический, культуроцентрический и изодеятельностный. Анализ данных подходов позволил определить содержание процесса: ориентирован на педагогическое взаимодействие взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства; направлен на формирование нравственных ценностей на основе чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье и родному дому, миру родной природы, уважение к истории своего народа, осознание принадлежности к своей национальной культуре (по Е.Н. Бородиной).
3. Раскрыт потенциал изобразительной деятельности в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, который основывается на трёх этапах: эмоционально-мотивационном, деятельностно-ориентировочном и деятельностно-рефлексивном.
Эмоционально-мотивационный этап предполагает формирование эмоционально-положительного отношения к художественным образам — носителям нравственных идей и ценностей (методами демонстрации художественных произведений, эмоционального погружения, контрастности 54
художественных образов, эмоциональной драматургии занятия). Деятельностно-ориентировочный этап включает развитие у старших дошкольников умений проявлять и выражать чувства к воспринимаемым образам в изобразительной деятельности (метод диалогового обсуждения, единства восприятия и созидания в каждом действии, самовыражения, сотворчества). Деятельностно-рефлексивный этап ориентирован на выработку умений самостоятельного ценностного выбора в проблемных игровых ситуациях на занятии (методы постановки эмоционально-отношенческих задач, индивидуальных и творческих проектах).
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы для выявления нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста были подобраны и использованы диагностические методики педагогов М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой, О.В. Дыбиной и Е.Н. Бородиной.
На основании диагностик выявлены уровни сформированности нравственных качеств у старших дошкольников в изобразительной деятельности: в эксперименте участвовала группа в количестве 21 человека; из них на высоком уровне развития нравственной воспитанности —14%, среднем уровне — 72%, низком уровне — 14 %.
5. Разработан и проведён комплекс занятий по изобразительной деятельности, обеспечивающий развитие всех компонентов нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста (образно-содержательный, эмоционально-мотивационный, действенно-практический).
Анализируя результаты опытно-поисковой работы, а это продукты изобразительной деятельности детей и результаты наблюдений за детьми в процессе занятий можно отметить следующее, разработанный комплекс занятий способствовал положительной динамике в нравственной воспитанности у детей по выделенным критериям и показателям.
По образно-содержательному критерию: у детей обогатился
эмоционально-образный тезаурус, воплощающий нравственные ценности в
художественных образах классического изобразительного искусства и народного творчества, дети узнали много новых пословиц и поговорок о семье и нравственных качествах человека, сказок, песен для детей на нравственную тематику; сформировались представления о семейных ценностях, традициях и обычаях своего народа, истории своей страны, родного края.
По эмоционально-мотивационному критерию: у детей замечено развитие эмоциональной отзывчивости на художественные образы — носители нравственно-патриотических ценностей; сформированность интереса к произведениям изобразительного искусства с нравственной проблематикой, закрепилась способность к нравственной оценке героев художественных произведений; желание поддерживать семейные традиции и традиции ДОУ.
По действенно-практическому критерию: многие дети продемонстрировали устойчивую способность к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях на занятии по изобразительной деятельности и визуализацию собственной нравственной позиции в продуктах творчества; практические навыки выбора позитивных действий по отношению к окружающим, выражение нравственных чувств в поступках.
Полученные результаты говорят, об их эффективности и необходимости продолжить начатую работу с целью достижения более высокого уровня нравственной воспитанности у всех детей.



1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. — СПб.: Питер, 2011. — 400 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений [Электронный ресурс] //
Том XI. Письма 1829-1840 — М., Издательство Академии Наук СССР, 1956. URL: http://az.lib.ru7b/belinskij w g/text 3891.shtml (дата обращения:
29.02.2016).
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
4. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях
и системах воспитания [Электронный ресурс] / учебное пособие. — М.- Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с. URL:
http://uchebauchenyh.narod.ru/books/uchebnik/soderzanie.htm (дата обращения: 08.05.2017).
5. Бондаревская, Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания [Текст] // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. научных трудов. / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 3-16.
6. Бондырева, С.К. Нравственность [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МЛДЭК», 2006. — 336 с.
7. Бородина, Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития детей
старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3; URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=20011 (дата обращения: 29.02.2016).
8. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст] : монография / Е.Н. Бородина. — Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015. — 176 с.
9. Брянчанинов, И. Воспитание нравственной личности [Электронный ресурс] // Из высказываний Ушинского К.Д. / Святитель Игнатий Брянчанинов. URL: http: //denort.inf.ua/statii/vospit.htm (дата обращения: 29.02.2016).
10. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [ Текст] / А.М. Виноградова // Дошкольное воспитание, 2004. — № 4. — С. 33-35.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
12. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной
деятельности [Электронный ресурс] / учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. — М., 1999. 344 с. URL:
http://gigabaza.ru/doc/68167-pall.html (дата обращения: 29.07.2016).
13. Даль, В.И. Толковый словарь [ Текст] / В.И. Даль. — М.: Изд. Центр «Терра», 1995. В 2 т. — 789 с.
14. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. URL:
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe- obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya- lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 29.03.2016).
15. Дыбина, О.В., Акулова, Е.Ф., Анфисова, С.Е., Еник, О.А., Кузина, А.Ю., Сидякина, Е.А., Щетинина, В.В. Диагностика направленности на мир семьи [ Текст]: учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. — М.: Центр педагогического образования, 2009. — 77 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ