ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущностная характеристика понятия «нравственные качества» 8
1.2. Методологические подходы к воспитанию нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Изобразительная деятельность как средство воспитания
нравственных качеств у старших дошкольников 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностическое исследование на констатирующем этапе
опытно-поисковой работы 34
2.2. Содержание работы по воспитанию нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
Вопросы по воспитанию нравственных качеств, совершенствованию личности человека волновали общество во все времена. Но особенно острыми и актуальными они стали именно в наше время, когда произошло разрушение значимости семьи и духовных ценностей. Это объясняется тем, что в век информационных технологий компьютеры и другая техника плотно вошли в нашу жизнь и ребёнок получает основы воспитания нравственных качеств вне семьи, так как целиком и полностью живёт в Интернете.
Да, с одной компьютерные игры развивают мышление у дошкольников и способствуют интеллектуальному развитию, улучшают внимание и память, любознательность, моторику, зрительный анализатор, но с другой стороны, помимо негативного воздействия на их здоровье, если нет контроля со стороны взрослого, они могут спровоцировать развитие жестокости и эгоизма. К.Д. Ушинский цитировал: «Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребёнка любить красоту нравственных поступков. Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания» [9].
В программных документах Правительства Российской Федерации, таких как, Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», проблема воспитания личности, укоренённой в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, рассматривается как условие стабильного развития общества, идущего по пути социально-экономических преобразований, его способности противостоять внешним вызовам.
Дошкольный возраст, как говорил Ж.-Ж. Руссо, это «чистая доска», благодатная почва для «посадки» нравственных чувств. ФГОС ДО определяет пути воспитания нравственных качеств через приобщение детей к традициям семьи, социокультурным ценностям нашего народа, отечественным традициям и праздникам. В стандарте подчёркивается необходимость учёта этнокультурного контекста для передачи из поколения в поколение национального образа жизни и видение мира, в нём также обозначена и позиция семьи как активного участника образовательного процесса.
Целевые ориентиры, предложенные ФГОС ДО, анализируются и конкретизируются современными исследователями. Ребёнок, который способен правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого такие понятия как дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь к родной семье, родному городу, миру родной природы не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития. Этот ребёнок не имеет затруднений при общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне.
Воспитание нравственных качеств у подрастающего поколения рассматривались в трудах отечественных мыслителей и педагогов:
Л.И. Божовича, П.Ф. Каптерева, Т.И. Петраковой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Подласого и др. Они считали, что для становления этих качеств, прежде всего, необходимы жизненные ситуации, которые требуют непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. А эти ситуации, в большей степени, возможны только в семье с её уникальным укладом. В семье у ребёнка складываются первые представления о порядочности, добром и злом, красивом и безобразном. Именно в семье ребёнок приобретает навыки общения с близкими людьми и включается во все жизненно-важные виды деятельности: трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, познавательную, игровую и т.д. Правила поведения, заповеди, семейные традиции, усвоенные в родительском доме, остаются с ним и во взрослой жизни.
Хочется отметить тот факт, что возраст старших дошкольников является сензитивным для формирования основ ценностного сознания через активное взаимодействие с художественными образами. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, В.С. Мухиной, Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной отмечается особая эстетическая значимость художественно-образных средств в усвоении образов поведения, развитие нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к образам искусства — носителям нравственных ценностей.
Важным условием для передачи своего отношения к художественному образу является умение детей применять разнообразные материалы и техники изобразительной деятельности. Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника и более точно передавать чувственное состояние к художественному образу.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической практике дошкольной организации свидетельствует о недостаточности методических разработок по воспитательному потенциалу искусства, связанного с переживанием нравственных ценностей и их предметным воплощением в изобразительной деятельности.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленных на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) В процессе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «нравственные качества».
2) Обосновать методологические подходы: аксиологический,
культуроцентрический и деятельностный в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
3) Раскрыть потенциал изобразительной деятельности в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4) На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические задания, провести диагностику по выявлению уровня воспитанности нравственных качеств у старших дошкольников.
5) Разработать и проверить комплекс занятий изобразительной деятельности по воспитанию нравственных качеств у старших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных мыслителей и педагогов: В.В. Зеньковского, В.С. Соловьёва, В.А. Сухомлинского, И.А. Ильина, Д.С. Лихачёва, а также Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, Т.Г. Казаковой, В.С. Мухиной, И.А. Лыковой и др.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что комплекс игровых интегрированных занятий может быть использован в непосредственной практике педагогов для воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, а также в досуговой деятельности дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические — изучение, анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, культурологической и методической литературы, сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы;
- экспериментальные — опытно-поисковая работа;
- эмпирические — изучение нормативных документов в области образования, включённое наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности дошкольников, анализ опытно-поисковой работы, статистическая обработка данных.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ ДС № 48 р.п. Малышева, Свердловской области, в котором приняли участие дети подготовительной группы №6 «Затейники» в возрасте от 6 до 7 лет, в количестве 21человек.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Основные выводы и результаты исследования.
1. Анализ литературы по проблеме исследования выявил, нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали (И.П. Подласый). Исходя из этого определения, нравственные качества - это моральные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и определяющие её привычные формы. Нравственные качества включают в себя три основных компонента: нравственное сознание (представление о добре и зле), нравственные чувства и привычки нравственного поведения.
Исходя из задач нравственного воспитания и положения о том, что целевая и содержательная стороны нравственного воспитания включают в себя взаимосвязанную систему нравственных качеств личности, выделены основные направления организации нравственного воспитания дошкольников старшего возраста:
- Воспитание чувства любви и привязанности к своей семье, родному дому, своему народу, истории, обычаям, традициям через образы искусства.
- Воспитание осознанного интереса к художественному образу с нравственной проблематикой и способности дать нравственную оценку героям художественных произведений.
- Воспитание умения выражать нравственные чувства в продуктах изобразительной деятельности.
Опираясь на труды Е.Н. Бородиной, О.С. Богдановой, И.А. Каирова были определены критерии и показатели нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста:
- образно-содержательный критерий и его показатель (наличие эмоционально-образного тезауруса, воплощающего образы нравственного
поведения, выразительности окружающего мира и мира нравственных человеческих чувств);
- эмоционально-мотивационный критерий и его показатель (эмоциональная отзывчивость на художественные образы, носителей нравственных ценностей, способность к самовыражению и гармонизации собственных эмоциональных состояний и нравственных представлений в изобразительной деятельности);
- действенно-практический критерий и его показатель (способность к идентификации себя с положительными героями в игровых ситуациях, визуализация собственной нравственной позиции в творчестве, выражение нравственных чувств в продуктах изобразительной деятельности и повседневной жизни).
2. Обоснованы методологические подходы по воспитанию нравственных качеств — ценностей у старших дошкольников: аксиологический, культуроцентрический и изодеятельностный. Анализ данных подходов позволил определить содержание процесса: ориентирован на педагогическое взаимодействие взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства; направлен на формирование нравственных ценностей на основе чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье и родному дому, миру родной природы, уважение к истории своего народа, осознание принадлежности к своей национальной культуре (по Е.Н. Бородиной).
3. Раскрыт потенциал изобразительной деятельности в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, который основывается на трёх этапах: эмоционально-мотивационном, деятельностно-ориентировочном и деятельностно-рефлексивном.
Эмоционально-мотивационный этап предполагает формирование эмоционально-положительного отношения к художественным образам — носителям нравственных идей и ценностей (методами демонстрации художественных произведений, эмоционального погружения, контрастности 54
художественных образов, эмоциональной драматургии занятия). Деятельностно-ориентировочный этап включает развитие у старших дошкольников умений проявлять и выражать чувства к воспринимаемым образам в изобразительной деятельности (метод диалогового обсуждения, единства восприятия и созидания в каждом действии, самовыражения, сотворчества). Деятельностно-рефлексивный этап ориентирован на выработку умений самостоятельного ценностного выбора в проблемных игровых ситуациях на занятии (методы постановки эмоционально-отношенческих задач, индивидуальных и творческих проектах).
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы для выявления нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста были подобраны и использованы диагностические методики педагогов М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой, О.В. Дыбиной и Е.Н. Бородиной.
На основании диагностик выявлены уровни сформированности нравственных качеств у старших дошкольников в изобразительной деятельности: в эксперименте участвовала группа в количестве 21 человека; из них на высоком уровне развития нравственной воспитанности —14%, среднем уровне — 72%, низком уровне — 14 %.
5. Разработан и проведён комплекс занятий по изобразительной деятельности, обеспечивающий развитие всех компонентов нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста (образно-содержательный, эмоционально-мотивационный, действенно-практический).
Анализируя результаты опытно-поисковой работы, а это продукты изобразительной деятельности детей и результаты наблюдений за детьми в процессе занятий можно отметить следующее, разработанный комплекс занятий способствовал положительной динамике в нравственной воспитанности у детей по выделенным критериям и показателям.
По образно-содержательному критерию: у детей обогатился
эмоционально-образный тезаурус, воплощающий нравственные ценности в
художественных образах классического изобразительного искусства и народного творчества, дети узнали много новых пословиц и поговорок о семье и нравственных качествах человека, сказок, песен для детей на нравственную тематику; сформировались представления о семейных ценностях, традициях и обычаях своего народа, истории своей страны, родного края.
По эмоционально-мотивационному критерию: у детей замечено развитие эмоциональной отзывчивости на художественные образы — носители нравственно-патриотических ценностей; сформированность интереса к произведениям изобразительного искусства с нравственной проблематикой, закрепилась способность к нравственной оценке героев художественных произведений; желание поддерживать семейные традиции и традиции ДОУ.
По действенно-практическому критерию: многие дети продемонстрировали устойчивую способность к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях на занятии по изобразительной деятельности и визуализацию собственной нравственной позиции в продуктах творчества; практические навыки выбора позитивных действий по отношению к окружающим, выражение нравственных чувств в поступках.
Полученные результаты говорят, об их эффективности и необходимости продолжить начатую работу с целью достижения более высокого уровня нравственной воспитанности у всех детей.
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. — СПб.: Питер, 2011. — 400 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений [Электронный ресурс] //
Том XI. Письма 1829-1840 — М., Издательство Академии Наук СССР, 1956. URL: http://az.lib.ru7b/belinskij w g/text 3891.shtml (дата обращения:
29.02.2016).
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
4. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях
и системах воспитания [Электронный ресурс] / учебное пособие. — М.- Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с. URL:
http://uchebauchenyh.narod.ru/books/uchebnik/soderzanie.htm (дата обращения: 08.05.2017).
5. Бондаревская, Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания [Текст] // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. научных трудов. / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 3-16.
6. Бондырева, С.К. Нравственность [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МЛДЭК», 2006. — 336 с.
7. Бородина, Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития детей
старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3; URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=20011 (дата обращения: 29.02.2016).
8. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст] : монография / Е.Н. Бородина. — Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015. — 176 с.
9. Брянчанинов, И. Воспитание нравственной личности [Электронный ресурс] // Из высказываний Ушинского К.Д. / Святитель Игнатий Брянчанинов. URL: http: //denort.inf.ua/statii/vospit.htm (дата обращения: 29.02.2016).
10. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [ Текст] / А.М. Виноградова // Дошкольное воспитание, 2004. — № 4. — С. 33-35.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
12. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной
деятельности [Электронный ресурс] / учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. — М., 1999. 344 с. URL:
http://gigabaza.ru/doc/68167-pall.html (дата обращения: 29.07.2016).
13. Даль, В.И. Толковый словарь [ Текст] / В.И. Даль. — М.: Изд. Центр «Терра», 1995. В 2 т. — 789 с.
14. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. URL:
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe- obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya- lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 29.03.2016).
15. Дыбина, О.В., Акулова, Е.Ф., Анфисова, С.Е., Еник, О.А., Кузина, А.Ю., Сидякина, Е.А., Щетинина, В.В. Диагностика направленности на мир семьи [ Текст]: учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. — М.: Центр педагогического образования, 2009. — 77 с.
...