ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА 6
1.1. Характеристика понятия «нравственное воспитание» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможность игр детского фольклора в нравственном
воспитании детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ ДЕТСВОГО ФОЛЬКЛОРА 35
2.1. Диагностическое исследование нравственной воспитанности
детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно- поисковой работы 35
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию детей
старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Нравственное воспитание детей выступает важнейшей задачей дошкольной педагогики. В современном мире резко возрастает детская агрессивность, жестокость, замкнутость на себе и собственных интересах. Особенное значение приобретает поиск путей повышения качества и эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях современной действительности.
Эффективно обращение к играм детского фольклора, открывающим резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка-дошкольника. Игра является одним из самых качественных средств нравственного воспитания дошкольников. По своей сути игра обладает характерными особенностями. С эмоциональной стороны игра зачастую вызвана отношением между ребёнком и окружающими его взрослыми. Данные отношения вызывают у ребёнка острую надобность в подражании взрослым. Чем лучше буду отношения между взрослыми и детьми в семейных отношениях, тем лучше они будут проявляться во взаимоотношениях ребёнка с окружающими его взрослыми, и которые переносятся ребёнком в игровую обстановку. Для игровой деятельности должны создаваться условия, для развития сюжетно-ролевых игр, которые образуются посредством общения, разных жизненных ситуаций, происходит нравственное воспитание ребёнка.
Педагоги в дошкольных образовательных учреждениях, а также родители осуществляют попытки формировать условия для игровой деятельности, но зачастую не всегда определяют воздействие игры на нравственное развитие ребёнка. Не осознание нравственного умысла игры, а также незнание методов и правил игры для формирования нравственных качеств ребёнка зачастую делает данный процесс стихийным. Игру чаще всего применяют с целью занять или отвлечь ребёнка. А тем самым значение игры в нравственном развитии ребёнка не осознается на значимом уровне. Вместе с тем недостаточно разработанной областью в современной практике дошкольного воспитания является обращение к играм детского фольклора.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить проблему исследования: поиск эффективных путей обращения к играм детского фольклора в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы - исследование и обозначение роли детского фольклора в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора в детском саду.
Предмет исследования: комплекс занятий по нравственному
воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале игр детского фольклора в детском саду.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие «нравственное воспитание».
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Обозначить возможности игр детского фольклора в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование нравственной
воспитанности детей старшего дошкольного возраста
5. Разработать комплекс занятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале игр детского фольклора и проверить его эффективность в опытно-поисковой работе.
В работе использовались методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической
литературы, синтез обобщение, классификация;
- эмпирические: диагностика, опытно-поисковая работа.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы научно-педагогические труды в области изучения нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора таких авторов, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.Я. Стоюнин, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Афанасьев, Ф.Х. Арутюнян, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, П.П. Блонский, Е.Н. Водовозова, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.И. Флерина, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Г.Н. Гришина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Т.С. Комарова, Л.Д. Короткова и др.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложения.
В первой главе основной части раскрываются теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора. Дается характеристика понятия «нравственное воспитание», раскрываются психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Обозначаются возможности игр детского фольклора в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе основной части проводится опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора.
Воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Нравственное воспитание - это систематическое и целенаправленное воздействие на чувства, сознание и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и связей с другими людьми ,оценку своего места в окружающей действительности.
Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом.
При помощи методов нравственного воспитания осуществляется: целенаправленное воздействие на детей; организуется и направляется их жизнедеятельность; обогащается их нравственный опыт.
Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы.
Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
Таким образом, формирование нравственного поведения - это цель и задача всего процесса воспитания, оно не осуществляется обособленно, а в комплексе с другими воспитательными направлениями. Нравственное поведение предполагает:
- глубокое фундаментальное усвоение знаний и умений, составляющих основу разумных нравственных решений и соответствующего образа действий;
- сознательное проявление усвоенного знания, постоянное его идеологическое обогащение в процессе учебной деятельности на уроке и вне его, а также углубление этических представлений, положений, закрепление этических принципов и последовательное их отражение в поведении;
- самостоятельная и активная деятельность школьников, их участие в нравственной оценке поведения товарищей и своего собственного, активное участие в жизни школьных детских и юношеских общественных организаций.
В народной педагогике нравственное воспитание всегда занимало одно из центральных мест, если даже не самое важное. Человек красив душой, а красота души есть отражение нравственного воспитания. Применение средств народной педагогики положительно влияет на воспитание достойного человека. От правильного духовно - нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества. Воспитатели и родители должны подготовить детей к жизни, то есть заложить фундаментальные качества личности, обеспечивающие позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются, в том числе и в стенах дошкольного образовательного учреждения. Педагоги располагают большим количеством средств для нравственного воспитания дошкольников на занятиях и в других видах деятельности.
Фольклор - это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей - это важный способ познания и обучения. Дети всегда придумывали очень много самых разнообразных игр.
Многие детские игры не включают в себя никакого фольклора. Однако немало и таких игр, в которых различные фольклорные произведения являются органическим и неотъемлемым компонентом. Именно в игре дети впервые выступают создателями фольклора. Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки.
Велико значение игры детского фольклора в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).
Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку взаимодействовать с другими детьми. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать целенаправленно и совместно ; приходит понимание общности интересов; формируются основы взаимооценки и самооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.
Для подтверждения теоретических положений о формирование у дошкольников нравственных представлений на основе игр детского фольклора была проведена опытно-поисковая работа. Ее задачей была проверка гипотез о взаимоотношениях между отдельными факторами педагогического воздействия и его результатами.
Целью опытно-поисковой работы стала оценка изменения нравственных представлений дошкольников старшей группы при использовании педагогом форм игрового воздействия в процессе формирования нравственных представлений.
При наблюдении за детьми в самостоятельной деятельности также наблюдалась у некоторых детей агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым при просьбах, в беседе, в игре, на НОД. Также у дошкольников ярко проявился интерес друг к другу, при общении друг с другом узнают, как они себя чувствуют, как настроение, что нового, чем занимались в выходные. Также при тематических беседах обменивались своими мнениями, где было также выявлено, что терпение детей выслушать друг друга отсутствует.
На основании результатов констатирующего этапа был разработан комплекс занятий, по нравственному воспитанию с использованием игр детского фольклора.
Цель: повысить уровень нравственного воспитания старших дошкольников при помощи игр детского фольклора.
Фольклорные занятия включают в себя наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы занятий и проведения разнообразны, различны по степени близости к народным традициям: от праздничного выступления до выхода на лужайку в лес. Воспитатель должен иметь большой запас песенок, потешек, считалок, загадок, поговорок, пословиц, скороговорок и тактично, с чувством меры, включать их в повседневный быт детей а также и в занятия.
Использование игровых форм детского фольклора решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико влияние детского фольклора на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями от увиденного, услышанного и прочитанного.
1. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / Под ред. О. С. Богдановой. - 2-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2015. - 134 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2009.
- 340 с.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Вече, 2014. - 139 с.
4. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей, 2016. - №10.
- С. 10-34ю
5. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Педагогика, 2016. - №11. - С. 23-67.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2008. - 349 с.
7. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. - М.: Академия, 2011. - 389 с.
8. Буре Р.С., Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд., испр.и доп. - М.: Просвещение, 2016. - 196 с.
9. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 208 с.
10. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: заметки журналиста. - М.: Педагогика, 2014. - 144 с.
11. Возрастная и педагогическая психология // Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М.: Деловая книга, 2004. - 565 с.
12. Волков Г.Н Этнопедагогика: учеб. пособие. - М.:
Академия», 2016. - 168 с.
13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: учебник / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2014. - 342 с.
Педагогика, 2014. - 560 с.
15. Гребенкина Л.К., Аджиева Е.М. Своеобразие национального и патриотического воспитания. Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 3. - С.49-54.
...