ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО 8
1.1. Социально-исторические предпосылки становления
проблемы образовательной среды 8
1.2. Возможные угрозы и риски образовательной среды в ДОО 11
1.3. Основные пути создания образовательной среды в ДОО 15
1.4. Эмоциональная культура и ее значение для создания
психологически безопасной образовательной среды в ДОО 17
2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО 21
2.1. Изучение уровня психологически безопасной
образовательной среды в условиях ФГОС ДО 21
2.2. Организация деятельности в ДОО по созданию
психологически безопасной образовательной среды 42
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность исследования. В педагогической практике установлено, что первое десятилетие жизни человека является фундаментом, который определяет дальнейшее состояние физической и психической сфер его жизнедеятельности, результативности, удовлетворяющей потребности человека и как успех личности в целом. Период пребывания учащихся в дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту - ДОУ) является определяющим для формирования их здоровья, выявления творческого потенциала, интенсивного развития способностей. Исследованиями ученых (Аминова Е.М., Березина Т.Н., Балан И.С., Гусева Е.О, Голованова А.А., Ковров В.В, Кондакова И.В., Харланова Ю.В и др.) обосновано, что существенно повышать состояние психического здоровья детей может психологически безопасная образовательная среда.
Основными из современных направлений создания психологически безопасной образовательной среды и развития воспитанников дошкольных учреждений, и их дальнейшей результативности, является реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. [32], где основными приоритетами стали: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей, и взрослых в дошкольной организации, защита от психологического и физического насилия и другое.
- между сложившейся теоретической базой и не разработанностью методической теории, учитывающих специфику и закономерности создания психологической безопасной образовательной среды;
- между потребностью дошкольного образования, связанной с созданием психологически безопасной образовательной среды, и сложившейся системой образовательного процесса.
Необходимость разрешения указанных противоречий обуславливает актуальность данного исследования.
Проблема исследования: как создать психологически безопасную образовательную среду в ДОУ, чтобы обеспечить охрану и поддержание здоровья ее участников.
Выявленная проблема определила выбор темы исследования: «Создание психологически безопасной образовательной среды в условиях ФГОС ДОУ»
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что начиная с 90-х гг. XX века, в публикациях ученых-методистов освещались различные теоретические и практические вопросы изучения образовательной среды на уровне взаимодействия личности и среды (Лабунская Н.А., Менг Т.В. Тряпицына А.П. и др.), в т.ч., связанные с разработкой определенных условий организации образовательного процесса (В.А. Козырев) или совокупностью образовательных технологий (И. Вачков), которые находят отражение в реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного учреждения и программах (Веракса Н.Е., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», Г.Г. Григорьевой «Кроха», Н.В. Фединой «Успех»).
Объект исследования: процесс создания психологически безопасной образовательной среды
Предмет исследования: условия, способствующие созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОО
Цель исследования: определение и теоретическое обоснование условий способствующих созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОО, а также выявление их эффективности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, можно выделить следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, выявить теоретические основы психологически безопасной образовательной среды, провести обобщение полученных данных.
2. Определить критерии оценки психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения, определить педагогические условия, способствующие охране и поддержке здоровья воспитанников
3. Провести оценку и выявить эффективность проведенной работы по созданию психологически безопасной образовательной среды, сформулировать выводы, оформить законченную работу.
Гипотеза исследования: создание психологически безопасной образовательной среды будет эффективнее, если:
- организовать работу по формированию эмоциональной культуры воспитанников, направленную на повышение социально-психологической умелости ребенка во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- организовать работу с педагогами направленную на повышение их мотивации успеха в профессиональной деятельности.
Теоретико - методологическая основа исследования. В настоящее время проблема создания психологически безопасной образовательной среды изучается в нескольких направлениях: эмоционального благополучия (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), проблемой психологической безопасности (В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М, Андреева, И.А. Баева, Л.Ф. Бурлачук, Г.В. Грачев, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, В.А. Левин, Б.Ф. Ломов, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.), социально - психологическая безопасность образовательной среды (К.А. Абульханова- Славская, А.Г Асмолова, Р.Б. Гительмахер, А.И. Донцова, А.Л. Журавлева, Н.Л. Иванова, М.М. Кашапова, и др.), в американской литературе над развитием безопасной образовательной среды, учеников и персонала занималась Национальная ассоциация школьных психологов, американский психолог Генри Осмонд, создание условий здоровье сбережения в ДОУ (Петрова Н.Б, Хробостова Н. В.), изучение предметно-развивающей среды в ДОУ (В.А. Караковский, Н.Ф. Комарова, Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новикова, С.Л. Новоселова и др.).
Этапы исследования:
Первый этап (организационно — подготовительный): проведен анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, выявлены теоретические основы психологически безопасной образовательной среды, проведено обобщение полученных данных.
Второй этап (опытно-поисковый): определенны критерии оценки уровня психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения, определенны педагогические условия, способствующие формированию эмоциональной культуры дошкольника.
Третий этап (итого-аналитический): проведена оценка полученных данных, сформулированы выводы, оформлена работа.
Теоретическая значимость исследования:
- модифицировано понятие «психологически безопасная образовательная среда в ДОО»
- обозначены условия создания психологически безопасной образовательной среды
Элементы новизны, представленные в работе:
- модифицирована методика И.А. Баевой «Психологическая безопасная образовательная среда в школе» применительно к ДОУ и определены показатели защищенности субъектов, что проявляется в характеристиках психического здоровья воспитанников;
- рассмотрена позиция «эмоциональной культуры» как путь создания психологически безопасной образовательной среды в ДОО.
Методы исследования:
- изучение и теоретический анализ научно — теоретической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы (педагогическое наблюдение, беседы, рефлексивный анализ, метод самооценки);
- методика «Тест тревожности» В. Амен, М. Дорки, Р Тэммпл) методика «Психологическая безопасная образовательная среда в школе» (И.А. Баевой), опросник «Мотивация достижения успеха» Ю.М. Орлова.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятие "психологически безопасная образовательная среда" и критерии ее оценки: отношение, удовлетворенность, защищенность, тревожность;
2. Педагогические условия психологически безопасной образовательной среды: эмоциональная культура воспитанников, мотивация успеха педагога.
Структура ВКР: Работа включает введение, двух глав, заключение, список литературы (71 источника), приложение. Объем работы (92 страница). Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками.
Положительные результаты проведенных нами исследований являются основанием для заключения о доказательности выдвинутой гипотезы и эффективности педагогических условий, направленных на создание психологически безопасной образовательной среды в условиях ФГОС ДО, и позволяют отметить следующее:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено недостаточное теоретическое обоснование и экспериментальная разработанность дидактических принципов формирования безопасной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения и определило актуальность работы. Изучение проблемы формирования безопасной развивающей среды дошкольников свидетельствует о таком состоянии психического здоровья дошкольников, которое требует внимания со стороны образовательного учреждения и родителей. Установлено, что, несмотря на наличие в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО определенных требований, организация деятельности по созданию психологически безопасной образовательной среды находится на недостаточном уровне, поэтому необходимо использование в общеобразовательных учебных заведениях передового педагогического опыта.
2. Нами была организованна деятельность по созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОО: были определены критерии оценки: отношение, удовлетворенность, защищенность, тревожность; были определены педагогические условия: эмоциональная культура воспитанников, мотивация успеха педагога.
Таким образом, гипотеза наша подтверждается. Можно сделать вывод о том, что создавая психологически безопасную образовательную среду в ДОО, мы обеспечиваем повышение эмоциональной культуры воспитанников, удовлетворенности ДОО, отношения к ДОО, защищенности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение уровня тревожности дошкольников.
В заключении отметим, что создание психологически безопасной образовательной среды — это процесс требующий, кропотливой работы, поэтому очень важно, чтобы педагог имел высокую мотивацию успеха для достижения поставленных целей и задач.
1. Абрамович, А.Я. Словарь иностранных слов [Текст] / А.Я. Абрамович. - М. : Русский язык, 1989. - 624 с.
2. Аплеева, И.А. Формирование психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] : дис. маг-ра / И.А. Аплеева ; Факультет психологии. - Челябинск, 2017. - 140 с.
3. Ахияров, К. Ш. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения. [Текст] : учебное пособие / К. Ш. Ахияров, Ю. П. Правдин. - Уфа : БГПИ, 1988. - 80 с.
4. Баева, И.А. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды [Текст] / И. А. Баева, Е.Б. Лактионова. - Спб. : Речь, 2006. - 288 с.
5. Баева, И.А. Описание методики «Психологическая безопасность образовательной среды школы» [Текст] / И.А. Баева. - СПб. : Речь, 2006. - 288 с.
6. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании. [Текст] / И.А. Баева. Е.Б. Лактионова.- СПб. : Речь, 2002.
7. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды,
психологическая культура и психическое здоровье школьников [Текст] : дис. доктора психол. наук : 19.00.07 / И.А. Баева. - СПб. :, 2002. - 386 с.
8. Баева, И. А. Концепция психологической безопасности образовательной среды. [Текст] / И.А. Баева // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1. - С.48.
9. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды:
психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей [Текст] / Под ред. И. А. Баева, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой,— М. : МГППУ, 2013. — 304 с.
10. Бойко, В.В. Социально - психологический климат коллектива и личность. [Текст] / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М. : Мысль, 1983. - 207 с.
11. Бреслав, Г.М. Психология эмоций : учебное пособие [Текст] / Г.М. Бреслав. - М. : Смысл: «Академия», 2006. - 544 с.
12. Васютина, И. В. Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф., апрель 2015 г.; сост. И.В. Васютина [и др.]. — Пермь : Меркурий, 2015. - № 11; 12.
13. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Вераксы, Т С. Комаровой, М. А. Васильевой; под ред. Н. Е. Вераксы. — М. : мозайка - синтез, 2014. - 368 с.
14. Волосовец, Т В. ФГОС дошкольного образования - это стандарт условий, а не стандарт результата [Текст] / Т. В. Волосовец // Вестник образования. - 2014.- №7.- С.14-22.
15. Волосовец, Т В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс] // URL: http://goo.gl/VhpiUr(дата обращения: 17.04. 2017)
16. Ворохоб, Ю.А. Аудиовизуальная культура будущего учителя. [Текст] / Ю.А. Ворохоб // Вестник Московского университета - 2008.- №2. - С.57-65.
17. Галигузова, Л.Н. Ступени общения, от года до семи лет. [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М. : Просвещение, 2011. - 143 с.
18. Гаязова, Л. А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение [Текст] / Л. А. Гаязова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2011.- № 142. - С.33
19. Долгова, В.И. Особенности взаимосвязей психологической культуры родителей дошкольников и стиля детско-родительских отношений [Текст] / В. И. Долгова // FUNCTIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION IN CONDITIONS OF THE ACCELERATED SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY IN THE MODERN SOCIETY Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences / гл. ред. В.И. Долгова. - М. : 2015- С. 98-100.
20. Ермакова, И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке. [Текст] / И.В. Ермакова, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина // Психологическая наука и образование. - 2004. - №1 - С.63-73
21. Загвязинский, В.И. О современной трактовке дидактических принципов [Текст] / В.И. Загвязинский // Сов. Педагогика. - 1978.- № 10. - С. 66-72.
22. Изард, К.Э. Психология эмоций перев. с англ. [Текст] / К.Э. Изард. - Спб. : Издательство «Питер», 1999. - 464 с.
23. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П.Ильин. - Спб. : Питер, 2008.- 512 с.
24. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. [Текст] / Е.П. Ильин. - Спб. : Питер, 2001. - 752 с.
25. Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. [Текст] / И.О. Карелина ; худож. Н.В. Павлычева. - Ярославль : Акад. развития, 2006.
26. Кудрявцева, А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ [Текст] / А.И. Кудрявцева, Е.Л. Горлевская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. апрель 2011 г. Т I.; сост. А.И. Кудрявцева. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 80-84.
27. Кудрявцев, В. Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. [Текст] / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 8. - С. 61-72.
28. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1997. - 304 с.
29. Маслоу, А. Мотивация и личность. [Текст] / А. Маслоу. - Спб. : Евразия, 1999.
30. Немов, Р.В. Психодиагностика. [Текст] / Р В. Немов. - М. : Владос, 2003. - 94с.
31. Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст]: дис. д-ра пед. наук : 13.00.08 / Е.Ю.Никитина ; Челяб. Гос. Пед. ун-т. - Челябинск, 2001. - 428 с.
32. Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования [электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155. Доступ из справ. - правовой системы «КосультантПлюс»
33. Петрова, И.В. Механизмы реализации ФГОС с позиций
непрерывности образовательного процесса в системе муниципальной методической службы [Текст] : [опыт работы Краснокаменского района Забайкальского края] / И. В. Петрова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 9. - С. 35-39
34. Петровский, М.Г. Психология. Словарь [Текст] / А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; под ред. Н. Е. Вераксы. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
35. Погодаева, М. В. Психологическая безопасность как фактор адаптации ребенка в дошкольном учреждении [Текст] / М.В. Погодаева, О.В. Норкина // Вестник Томского государственного педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. - 2014. - № 6 (147). - С. 92-96
36. Погодаева, М.В. Роль семьи в обеспечении безопасности дошкольника [Текст] : учебное пособие / М. В. Погодаева ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Моск. гос. лингв. ун-т", Евразийский лингв. ин-т. - Красноярск : Научно-инновационный центр, 2015. - 115 с.
37. Погодаева, М.В. Стратегии развития пространства безопасного
детства в жизненном мире ребенка [электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5. URL: https://mir-
nauki.com/PDF/23PDMN517. (дата обращения: 3.10. 2016)
38. Погодаева, М. В. Пространство безопасного детства как условие развития личности ребенка [Текст] / М. В. Погодаева // Казанский педагогический журнал. - 2016 - №5. - С. 96-100.
39. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
40. Розова, И.Н. Развитие эмоциональной культуры детей 5-8 лет как необходимое условие социализации. [Текст] / И.Н. Розова. - У: «Вестник Череповецкого государственного университета» - 2013. - №3. - Т.2.
41. Российская Федерация. Законы. «Об образовании в Российской
Федерации» [Электронный ресурс]: (от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от
23.07.2013)). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
42. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993г. [электронный ресурс] // Российская газета. 2007. URL: https://rg.ru(дата обращения: 17 июля 2017г.)
43. Российская Федерация. [Электронный ресурс] : Об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 25.11.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 328 с.
45. Рухайло, Н. Психологический климат коллектива. Формирование коллективных взаимоотношений. [Текст] / Н. Рухайло // Психолог. - 2006 - №17 -110 с.
46. Скрипкина, Т П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности [Текст] / Т П. Скринкина. - Ростов н/Д : РГУ, 2002.
47. Shmeleva, E. A. Psychological factor of the readiness of teachers toensure social security in the educational environment [Текст] / E.A. Shmeleva, P A. Kislyakov, L.F. Luneva, L. D. Maltseva // Psychology in Rossia: State of the Art. 2015 Vol. 8 (1). P 74-85.
48. Соколова, И. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования. [Текст] / И. Соколова. - М.: Дошкольное воспитание, 1999. - № 2. - С.67
49. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория [Электронный ресурс] / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012 - N 6 (17). URL: http://medpsy.ru(дата обращения: 26 сентября 2016г.)
50. Солодянкина, О.В. Система планирования в дошкольном учреждении [Текст] / О.В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2009. - 172 с.
51. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления развития
психолого-педагогических исследований [Текст] : дайджест / Д.И.
Фельдштейн // Психология обучения. - 2005. - №6. - С. 1-11.
52. Фетискин, Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. [Текст] / Н.П. Фетискин. - Кострома: КГПИ им. Н.А. Некрасова. - 1990
53. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. [Текст] / Х. Хекхаузен. - М. : Педагогика, 1986. - Т.1
54. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
55. Федотова, Л.Д. Оценка качества начального профессионального образования [Текст]: (метод. рек.) / Л. Д. Федотова, Е. А. Рыкова, В. А. Малышева; М-во образования РФ, Ин-т развития проф. образования. - М. : АПО, 2000. - 83 с.
56. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [электронный ресурс]: (№120 -ФЗ от 24.06.1999г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
57. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Текст]: (от 24 июля 1998 года №124-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
58. Шаехова, Р К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка. [Текст] / Р К. Шаехова // Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2013. - № 9. - С.85-91.
59. Щербакова, Т Н. Творчество в деятельности современного педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. [Текст] / сост. Т Н. Щербакова. — Уфа : Лето, 2013. — С. 21-25.
60. Чесноков, Н. А. Место и роль педагогической безопасности образовательных систем государства [Текст] / Н. А. Чесноков // Социология образования. - 2007. - № 11. - 210 с.
61. Чиркина, С.Е. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие [Текст] / С.Е. Чиркина, Р.А. Ахмеров, К.С. Бажин, Е.В. Царева. - Казань : Издательство «Бриг», 2015.- 136 с.
62. Чмелева, Е. В. Дошкольное образование в России. [Текст] / Е.В. Чмелева. - М. : Педагогика. 2002. №3.-170с.
63. Чуднова, А. Карточки Люшера — ключ к тайным пластам подсознания человека. Как узнать все о себе и своих близких и помочь себе
— быстро и надежно [Текст] / А. Чуднова, С. Дьяченко, Ю. Азарова. - М. : АСТ, 2010. -157 с.
64. Чумичева, P. M. Управление качеством дошкольного
образования. [Текст] / Р М. Чумичева. - Ростов н/Д, 2002-135с.
65. Щукина, С.Е. Социально-психологический климат коллектива. [Текст] / С. Е. Щукина // Социальная робота: науч. попул. журн. - 2007 - №6 - С. 140.
66. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. [Текст] / П.М. Якобсон. - М. : Просвещение, 1996. - 317с.
67. Якобсон, П. М. Чувства, их развитие и воспитание. [Текст] / П.М. Якобсон. - М. : «Знание», 1976. - 64 с.
68. Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем [Текст]: дис. д-ра пед. наук: 09.00.01 / Н. О. Яковлева ; Челябинск, 2003.
69. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного
воспитания: Кн. для учителя [Текст] / М.Г. Яновская. - М. : Просвещение, 1986. - С. 160
70. Яруллин, И.Ф. Педагогика: Практическая педагогика: Краткий конспект лекций [Текст] / Яруллин И.Ф. // Казанский (Приволжский) федеральный университет. - Казань, 2013. - С. 39
71. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. 2-изд. [Текст] / В.А. Ясвин. - М. : ГИТИС, 2001.-365с.